Педагогическая диагностика
статья на тему

Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая  диагностика

Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.

Фиксация показателей развития выражается в словесной форме:

* не сформирован;

* находится в стадии становления;

*сформирован.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам

Показатели развития личности ребенка 1,6-2,6 лет                               (группа раннего возраста)

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
  • После игры, при напоминании, убирает на место игрушки и строительные материалы
  • Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице
  • Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей
  • Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек, на основе личных симпатий
  • Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями
  • В случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому взрослому
  • Адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
  • Проявляет доброжелательность, дружелюбие
  • Откликается на эмоции близких людей и друзей. Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь ему

«Познавательное развитие»

  • Знает и использует детали строительного материала
  • При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и/или целью постройки
  • Изменяет простые конструкции в длину и высоту двумя способами: надстраивая или заменяя одни детали другими
  • Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание,)
  • Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку
  • Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку
  • Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?)
  • Ориентируется в помещении группы.
  • Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей
  • Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения
  • Замечает изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише – громче, веселое – грустное)
  • Умеет внимательно слушать (от начала до конца) небольшие музыкальные произведения
  • Узнает знакомые песни
  • Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки
  • Рассматривает иллюстрации в книгах
  • Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи
  • Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы
  • Лепит различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки
  • Создает изображение предметов из готовых фигур
  • Пользуется инструментами для творчества

«Речевое развитие»

  • Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения.
  • Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.
  • Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами.

«Физическое развитие»

  • Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
  • Умеет ползать, лазать, выполнять разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
  • Умеет прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами
  • Играет в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями
  • С небольшой помощью взрослого или самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Показатели развития личности ребенка 2,6-3,6 лет                        (младшая группа)

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
  • Умеет с помощью воспитателя накрыть стол к обеду (расставить на столе тарелки, разложить ложки, поставить салфетки и т.п.)
  • Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке
  • После игры, при напоминании, убирает на место игрушки и строительные материалы
  • Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице
  • Владеет элементарными навыками поведения в потенциально опасных ситуациях
  • Имеет первичные гендерные преставления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые)
  • Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей
  • Принимает на себя роль: непродолжительно взаимодействует от имени героя со сверстниками в игре
  • Объединяет несколько действий в единую сюжетную линию игры
  • Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек на основе личных симпатий
  • Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки знакомых сказок, историй В быту, самостоятельных играх посредством речи налаживает контакты
  • Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями
  • В случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому взрослому
  • Адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
  • Понимает, что надо вместе пользоваться игрушками, книгами, делиться с товарищами
  • В диалоге с педагогом слышит и понимает заданный вопрос, не перебивая говорящего взрослого
  • Занимает себя игрой и самостоятельной художественной деятельностью
  • Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, досугах и развлечениях
  • Проявляет доброжелательность, дружелюбие
  • Откликается на эмоции близких людей и друзей
  • Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь

«Познавательное развитие»

  • Знает и правильно использует детали строительного материала
  • При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и/или целью постройки
  • Изменяет простые конструкции в длину и высоту двумя способами: надстраивая или заменяя одни детали другими
  • Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание, скручивание)
  • Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку
  • При помощи взрослого составляет из однородных предметов группы и выделяет один предмет из группы (например, собрать все крупные и найти среди них красный)
  • Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов (понимает конкретный смысл слов «больше, «меньше», «столько же»)
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму
  • Понимает смысл обозначений: вверх-вниз, спереди-сзади, слева-справа, на, над, под
  • Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь
  • Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?), сведениями о себе, о происходящих с ним изменениях
  • Ориентируется в помещении группы, на участке (веранде) группы
  • Называет незнакомые предметы, объясняет их назначение, признаки (цвет, форму, материал)
  • Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей
  • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе
  • Знает несколько семейных праздников
  • Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения
  • Замечает изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише – громче, веселое – грустное)
  • Умеет внимательно слушать (от начала до конца) небольшие музыкальные произведения
  • Узнает знакомые песни
  • Поет, не отставая и не опережая других
  • Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки
  • Называет детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон, барабан и др.
  • Участвует в музыкальных играх-драматизациях
  • Рассматривает иллюстрации в книгах
  • Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы
  • Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи
  • Читает наизусть потешки и небольшие стихи
  • В свободной деятельности с удовольствием рисует, лепит. Пользуясь различными изобразительными средствами
  • Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций
  • Изображает отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и содержанию
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы
  • Лепит различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки
  • Создает изображение предметов из готовых фигур
  • Правильно и аккуратно пользуется инструментами для творчества

«Речевое развитие»

  • Использует речь для инициирования общения.
  • Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта.
  • Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения.
  • Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.
  • Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами.

«Физическое развитие»

  • Ходит прямо, сохраняя заданное воспитателем направление
  • Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей
  • Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы, при беге по ограниченной плоскости
  • Ползает на четвереньках произвольным способом
  • Лазает по гимнастической стенке произвольным способом
  • Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами
  • Катит мяч в заданном направлении
  • Бросает мяч двумя руками от груди
  • Ударяет мячом об пол 2–3 раза и ловит
  • Бросает мяч вверх 2–3 раза и ловит
  • Метает предметы вдаль
  • Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
  • Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя
  • Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Показатели развития личности ребенка 3,6-4,6 лет                                     (средняя группа)

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок
  • Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой
  • Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, старается выполнить поручения хорошо, ответственно
  • Способен удерживать в памяти при выполнении действия несложные условия (инструкции, алгоритм).
  • При распределении ролей по половому принципу практически не путает половую принадлежность игровых персонажей
  • Владеет способами ролевого поведения (действует о лица роли, соблюдает ролевое соподчинение, ведет ролевые диалоги)
  • Воплощается в роли, использует художественные выразительные средства: интонацию, атрибуты, мимику, жесты
  • Выступает в роли ведущего, объясняет сверстникам простые правила игры
  • В самостоятельных играх обустраивает место для игры (подбирает необходимые атрибуты, при необходимости обозначает пространство игры)
  • Имеет простейшие представления о разных профессиях
  • Согласовывает тему игры, распределяет роли, действует в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми
  • Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу, предлагает новые роли, действия, обогащает сюжет игры
  • Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет
  • Проявляет избирательность в общении
  • Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
  • Проявляет личное отношение к соблюдению/нарушению моральных норм
  • Соблюдает элементарные правила поведения в быту
  • Соблюдает элементарные правила поведения на улице
  • Соблюдает элементарные правила поведения на дороге
  • Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения
  • Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками. Используя речь, договариваясь о теме игры, распределении ролей, а также в ролевом диалоге, общении по поводу игры
  • Подчиняется правилам, старается их соблюдать

«Познавательное развитие»

  • Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств
  • Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога
  • Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения
  • Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым
  • Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
  • Считает до пяти и отвечает на вопрос «Сколько всего?»
  • Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар
  • Сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннеекороче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения
  • Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб
  • Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе
  • Определяет части суток
  • Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи
  • Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение
  • Знает несколько семейных и государственных праздников
  • Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят
  • Называет времена года в правильной последовательности
  • Знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их
  • Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Активно, эмоционально включается в музыкальную деятельность
  • Определяет контрастные настроения музыкальных произведений
  • Знаком с названиями жанров (марш, песня, танец)
  • Поет естественным звуком, без напряжения песни разного характера, старается четко произносить слова
  • Вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение
  • Читает наизусть любое стихотворение или считалку
  • Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию
  • С интересом рассматривает иллюстрированные издания
  • Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы
  • Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи
  • Украшает элементами народного творчества силуэты игрушек и предметов по заданию взрослого
  • Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов
  • Создает неплохой сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке
  • Создает образы предметов и игрушек, при лепке использует различные приемы, объединяет в композицию
  • Правильно держит ножницы, вырезает различные фигуры, умеет резать по диагонали, по прямой, умеет вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать и закруглять углы
  • 16 Аккуратно наклеивает, составляя узор из растительных форм и геометрических фигур

«Речевое развитие»

  • В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения свои разнообразных потребностей
  • Разговаривает на различные темы
  • Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества
  • Описывает предмет, картину (с помощью взрослого или самостоятельно) с помощью раздаточного дидактического материала
  • Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки

«Физическое развитие»

  • Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
  • Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами
  • Метает предметы разными способами
  • Отбивает мяч об землю двумя руками
  • Отбивает мяч об землю одной рукой
  • Ползает на четвереньках заданным способом
  • Уверенно бросает и ловит мяч
  • Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
  • Ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону
  • Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений, следит за правильной осанкой под руководством воспитателя
  • Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей
  • Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы
  • Лазает по гимнастической стенке заданным способом в произвольном темпе
  • Обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, травме
  • Правильно пользуется столовыми приборами, моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает роль при кашле, чихании

Показатели развития личности ребенка 4,6-5,6 лет                             (старшая группа)

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок
  • Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол
  • Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада
  • Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы
  • Соблюдает элементарные правила поведения в быту
  • Соблюдает элементарные правила поведения на улице
  • Соблюдает элементарные правила поведения на дороге
  • Соблюдает элементарные правила поведения в общественных местах
  • Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения
  • Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам
  • Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры
  • Исполняет роль не соответствующую полу, если не хватает мальчиков для мужских ролей (девочек для женских) или, играя в одиночку, может играть все роли
  • Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли
  • В играх оценивает свои возможности и старается без обиды воспринимать проигрыш
  • Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры
  • Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями
  • Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, соглашается или не соглашается с мнением товарищей
  • Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
  • Сам (или с помощью взрослого) оценивает свои поступки и поступки сверстников
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения
  • В повседневной жизни вступает в речевое общение со сверстниками, обсуждает волнующие темы, использует речь в совместных играх, сюжетно-ролевых, режиссерских, речевых
  • Использует речь для решения конфликтных ситуаций

«Познавательное развитие»

  • Анализирует проект постройки
  • Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме
  • Владеет простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)
  • Умеет видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы
  • Умеет работать в коллективе, объединяет постройки/поделки в соответствии с общим замыслом
  • Считает (отсчитывает в пределах 10)
  • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
  • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)
  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность путем наложения и приложения
  • Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины
  • Называет текущий день недели. Называет: утро, день, ночь, имеет представление о смене частей суток
  • Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам
  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество сторон, углов, равенство/неравенство)
  • Знает и называет свое имя, фамилию, имена и отчества родителей
  • Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны
  • Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет
  • Знает и называет свою страну, ее столицу
  • Знает семейные праздники и традиции, государственные праздники
  • Называет времена года, отмечает их особенности
  • Имеет представление о значении воды, солнца, воздуха для человека, животных и растений
  • Бережно относится к природе

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Более точно определяет настроение и жанр музыкального произведения (марш, песня, танец)
  • Понимает содержание музыкального произведения и может рассказать о нем
  • Узнает звучание отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
  • Поет без напряжения, звонко, выразительно
  • Правильно воспроизводит мелодию песни в целом
  • Передает основной характер и настроение музыки в различных видах основных движений (шага, бега, прыжков)
  • Импровизирует в движении под музыку разного характера
  • Выполняет танцевальные движения под музыку: поочередное выбрасывание ног, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении и пр.
  • Играет на детских музыкальных инструментах ударной группы; исполняет мелодии, состоящие из 2–3 звуков на металлофоне
  • Участвует в инструментальных импровизациях
  • Проявляет активность в самостоятельной музыкальной деятельности (исполнении и инсценировании  песен, хороводов и др.
  • Активно участвует и творчески проявляет себя в музыкальных играх- драматизациях
  • Знает наизусть 1–2 стихотворения, 1–2 считалки, 1–2 загадки
  • Узнает произведения, называет любимого писателя, называет любимые сказки и рассказы, эмоционально излагает их содержание (самостоятельно или в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу)
  • Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с продолжением, участвует в обсуждениях
  • Драматизирует небольшие сказки, выразительно читает по ролям стихотворения
  • Называет жанр произведения
  • Украшает самостоятельно созданные игрушки и предметы
  • Качественно изображает предметы (отчетливые формы, подбор цвета, аккуратное закрашивание, использование разных материалов

«Речевое развитие»

  • Использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни. Интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера
  • Составляет самостоятельно или по образцу рассказы по сюжетной картине, набору картинок
  • Пересказывает небольшие хорошо знакомые и новые литературные произведения
  • Определяет место звука в слове
  • Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом, сходным по значению

«Физическое развитие»

  • Владеет основными движениями в соответствии с возрастом
  • Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях
  • Ходит и бегает легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп
  • Лазает по гимнастической стенке с изменением темпа
  • Запрыгивает на предмет (высота 20 см)
  • Прыгает в обозначенное место с высоты 30 см
  • Прыгает через короткую и длинную скакалку
  • Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетает замах с броском
  • Бросает мяч вверх, о землю и ловит его одной рукой
  • Ведет мяч на расстояние не менее 6 м
  • Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие
  • Выполняет повороты направо, налево, кругом, следит за правильной осанкой
  • Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: баскетбол, футбол, и др.
  • Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах,  разрушающих здоровье
  • Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого), владеет элементарными навыками личной гигиены и простейшими навыками поведения во время еды

Показатели развития личности ребенка 5,6-6,6 лет (подготовительная группа)

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Может самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде
  • Следит за состоянием своего рабочего пространства до и после занятий
  • Ответственно выполняет обязанности дежурного
  • Проявляет трудолюбие в работе
  • Доводит начатое до конца
  • Планирует свою деятельность, отбирает для нее необходимые материалы
  • Соблюдает правила организованного поведения в быту
  • Соблюдает правила организованного поведения на улице
  • Соблюдает правила организованного поведения на дороге
  • Соблюдает правила организованного поведения в общественных местах
  • Владеет навыками поведения в чрезвычайных ситуациях
  • Владеет навыками экологически безопасного поведения
  • В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем
  • Самостоятельно выбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр
  • Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации
  • Находит новую трактовку роли и исполняет ее
  • Моделирует необходимую для игры предметно-игровую среду
  • Развивает сюжет на протяжении длительного времени (несколько дней, недель)
  • Проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером
  • В общении высказывает свою точку зрения, с уважением относится к мнению других
  • Регулирует свое поведение на основе усвоенных им норм и правил, принятых в обществе
  • Поведение мальчика/девочки в большинстве случаев соответствует традиционному представлению о поведении мужчины/женщины
  • Стремится следовать положительному примеру
  • Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками
  • В совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек

«Познавательное развитие»

  • Способен конструировать объекты с учетом их функционального назначения
  • Создает варианты конструкций одного и того же объекта по 2-3 условиям
  • Создает разные конструкции из бумаги
  • Создает различные образы из природного материала с учетом его фактуры, цвета и формы
  • Создает и обыгрывает конструкцию, объединенную общей темой (коллективная работа)
  • Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество, удаляет из множества отдельные его части, устанавливает связи и отношения между целым и множеством и различными его частями, находит части целого множества и целое по известным частям
  • Считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20)
  • Соотносит цифру (0-9) и количество предметов
  • Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • Различает величины длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предмета), и способы их измерения
  • Измеряет и сравнивает длины и объемы
  • Умеет делить предмет /фигуру на равные части, сравнивает целое и часть
  • Различает и называет; отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение
  • Имеет представления о временных отношениях день/неделя/месяц, определяет время по часам
  • Знает состав чисел первого десятка
  • Умеет получать каждое число прибавлением/вычитанием единицы
  • Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями
  • Знает о своей семье
  • Имеет представление о ближайшем социальном окружении (детский сад, школа и библиотека и пр.)
  • Имеет представления и некоторые признаки предметов окружающего мира
  • Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей
  • Знает герб, флаг, Гимн России, называет главный город страны, имеет представление о родном крае, его достопримечательностях
  • Знает семейные праздники и традиции, некоторые государственные праздники
  • Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы и т.д.) и имеет представления об их взаимодействии с человеком
  • Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений
  • Знает правила поведения на природе и соблюдает их
  • Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим
  • Слышит в произведении развитие музыкального образа
  • Называет любимые произведения и их авторов
  • Поет без напряжения, легко, звонко, выразительно
  • Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением
  • Поет сольно и в хоре
  • Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно
  • Участвует в создании творческих этюдов
  • Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных инструментах, импровизирует
  • Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных игра
  • Узнает Государственный гимн РФ.
  • Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу)
  • Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения
  • С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2-3 художников-иллюстраторов
  • Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений
  • Различает жанр произведения
  • Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений
  • Использует различные материалы и способы создания изображения
  • Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами
  • Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства
  • Создает сюжетные и декоративные композиции, создает изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры
  • Различает виды изобразительного искусства, называет основные изобразительные средства

«Речевое развитие»

  • Посредством речи проявляет инициативу в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.)
  • Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов
  • Пересказывает и разыгрывает с помощью драматизации небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу
  • рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия
  • Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»
  • Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах
  • Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове

«Физическое развитие»

  • Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание)
  • Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции
  • Участвует в играх с элементами спорта
  • Выполняет прыжок на мягкое покрытие с высоты до 40 см
  • Прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами
  • Лазает по гимнастической стенке различными способами
  • Бросает предметы в цель из разных положений
  • Попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м
  • Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м
  • Метает предметы в движущуюся цель
  • Ведет мяч на расстояние не менее 10 м
  • Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие
  •  Умеет перестраиваться в 2 колонны, в 2 круга на ходу, соблюдает интервалы во время движения
  • Может следить за правильной осанкой, сформированы представления о здоровом образе жизни
  • Применяет навыки личной гигиены (выполняет осознанно и самостоятельно) и культурно-гигиенические навыки (может следить за своим внешним видом и т.д.)