Главные вкладки

    Проект "Мини - музей "Крупы""
    проект (младшая группа) по теме

    Степанова Анастасия Анатольевна

    ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

     

    1. Приобщение детей к музейной культуре.
    2. Привлечь внимание родителей к музеям.
    3. Создание мини-музея в группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
    4. Обогащение развивающей среды группы, ДОУ.
    5. Использование новых форм работы с детьми и их родителями.   Формирование представлений о музее.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mini-muzey_krupy.doc307 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

    ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

    МИНИ-МУЗЕЙ «КРУПЫ»

    ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.


    Воспитатель: Степанова А. А.

    2015-2016 уч. год

    Содержание

    Актуальность проекта…………………………………………………………….3

    Вид проекта…………………………………………………………………….….3

    Цели проекта………………………………………………………………………3

    Задачи проекта……………………………………………………….……………4

    Принципы проекта…………………………………………………………..……4

    Педагогические функции музея……………………………………………….…4

    Особенности мини-музея в детском саду……………………………………….5

    Этапы проекта…………………………………………………………………..…6

    Предполагаемый результат…………………………………………………….…7

    Приложение №1…………………………………………………………….……..8

    Приложение №2………………………………………………………………….10

    Приложение №3……………………………………………..………………...…12

    Приложение №4…………………………………………………………….…....19

    Приложение №5…………………………………………………………….……21

    Приложение №6…………………………………………………………….……25

    Приложение №7…………………………………………………………….……33

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

    • Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
    • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
    • Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
    • Развитие познавательно-исследовательской  деятельности у детей дошкольного возраста в системе музейной педагогики.
    • Обеспечение наглядности образовательного процесса, что  способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

    ВИД ПРОЕКТА

    Практико-ориентированный, долговременный, коллективный, направленный на триаду: педагог, родители, дети.

    ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

    • Приобщение детей к музейной культуре.
    • Привлечь внимание родителей к музеям.
    • Создание мини-музея в группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
    • Обогащение развивающей среды группы, ДОУ.
    • Использование новых форм работы с детьми и их родителями.   Формирование представлений о музее.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

    • Формировать у дошкольников представления о музее.
    • Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю.
    • Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы.
    • Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
    • Вовлекать родителей в жизнь группы, ДОУ.

    ПРИНЦИПЫ

    • Принцип интеграции;
    • Принцип деятельности и интерактивности;
    • Принципы динамичности и вариативности;
    • Принцип научности;
    • Принцип непрерывности  и разнообразия;
    • Принцип партнерства;
    • Принципы экологичности и безопасности.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МУЗЕЯ

    Образовательная

    Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации. Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству.

    Развивающая

    Активация мышления. Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур. Обогащение словарного запаса.

    Воспитательная

    Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений. Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания.

    Просветительская

    Формирование умений, навыков. Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

    ОСОБЕННОСТИ МИНИ – МУЗЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ

    • Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
    • Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
    • Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

    ЭТАПЫ ПРОЕКТА:


    Подготовительный:

    1.Работа с детьми.

     Беседа о том, что такое «коллекция» и «музей», какие бывают музеи, зачем нужны музеи и т.п.

     2.Работа с родителями.

     Рекомендация посетить музей с детьми.

    3.Выбор места для размещения музея.

     Наш мини музей размещается в групповой комнате (этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно). Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать экспонаты для игр, проводить самостоятельные исследования за столом. Все экспонаты размещены на уровне глаз ребенка.

    Основной этап работы:

    1.Посещение мини-музея  в подготовительной группе детского сада.  (Приложение№1).

    2. Организация экскурсии на кухню детского сада. (Приложение №2).

    3.. Подбор коллекции круп.

    4. Подбор экспонатов из крупы, созданных руками родителей, воспитателей, детей.

    5.  Подбор литературы по теме. (Приложение №3).

    6.  Подбор дидактических игр по теме. (Приложение№4).

    7. Консультации для родителей: «Музеи для дошкольников»,  «Знакомство с музеем». (Приложения №5).

    8.  Проведение занятий с использованием крупы в разных образовательных областях. ( Приложения №6).

    9.  Создание книг-самоделок о крупе, каше.

    10.  Изготовление фотоальбома «Наши игры с крупой».

    11.  Проведение детьми экскурсий в музей для других групп и родителей.

    12.Оформление родительского уголка на тему «В каше — сила, в каше — смелость,  в каше — русская душа!» «(Приложение№7).

    13. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    Мы считаем, что создание   мини-музея:

    • позволит  сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
    • приобщит детей к миру общечеловеческих ценностей,  расширит  познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
    • позволит пополнять мини-музей новыми экспозициями;
    • окажет помощь в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный  запас путём  подбора к экспозиции загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов.
    • обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.
    • позволит воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. 

    Приложение №1.

    ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ « ЗНАКОМСТВО С МУЗЕЕМ».

    Цель: Познакомить детей с понятиями «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее. Рассказать о цели создания музея и о его назначении. Учить классифицировать предметы по общему признаку. Воспитывать любознательность.

    Ход экскурсии

    1 часть (проходит в помещении группы)

    Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в музей подготовительной группы. Что же такое музей? (Ответы детей, которые воспитатель выслушивает и обобщает). Это дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные или просто интересные предметы: картины, игрушки, ткани, книги и многое другое.

     А как вы думаете, для чего люди создали музеи? (Ответы детей). У каждого человека есть вещи, которые ему особенно дороги: любимые книги, необычные находки, сувениры и т.д. Людям всегда хотелось сохранить что-то на память, чтобы потом показать своим детям, внукам, знакомым и друзьям. Например, одни собирают  картины, другие редкие книги, третьи -  красивую посуду, а четвёртые – игрушки. Большое количество каких-то предметов называется коллекцией. 

    Воспитатель: У кого из вас есть дома коллекции? (Выслушивает ответы детей)

    Воспитатель: Кому вы показываете свою коллекцию? (Ответы детей, которые воспитатель выслушивает и обобщает).  

    Коллекции находились в доме у тех, кто их собирал, и их могли увидеть немногие. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных зданиях, которые и назвали МУЗЕЯМИ. Сюда может прийти любой желающий и посмотреть на ЭКСПОНАТЫ. Музей может быть посвящён одному предмету. Например: музей часов, музей кукол, музей картин, а может содержать и много коллекций. Тогда их размещают в специальных ЗАЛАХ, чтобы ПОСЕТИТЕЛЯМ музея было удобнее рассматривать экспонаты.

       О каждом музейном экспонате Вам сможет рассказать специальный работник – экскурсовод. Сегодня Вашим экскурсоводом буду я. И попрошу вас выполнять обязательные правила поведения для посетителей музея в нашем детском саду:

    1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.

    2. Не все экспонаты в нашем музее можно трогать руками.

    Как вы думаете, почему мы ввели для посетителей такое правило? (Ответы детей, которые воспитатель выслушивает и обобщает). Некоторые экспонаты очень хрупкие и они могут поломаться или даже разбиться при неосторожном обращении и их красоту больше никто не увидит.

    Теперь вы готовы к посещению музея, и я рада пригласить вас на ЭКСКУРСИЮ.

    2 часть (проходит в помещении музея)

    - Знакомство с экспозициями музея подготовительной группы».

    3 часть. Возвращение в групповую комнату.  Обсуждение,  в течение дня, увиденного в музее.

    Приложение №2.

    ЭКСКУРСИЯ НА КУХНЮ

    Цели: 
    - дать представление детям о профессии повара, предметах, необходимых для работы,  развивать наблюдательность; 
    - формировать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников детского сада по имени и отчеству; 
    - воспитывать культуру поведения.

    Ход экскурсии

    Воспитатель. Сейчас мы пойдём на экскурсию, на кухню. Какие правила поведения во время экскурсии вы знаете? (Ответы детей). Сегодня работает повар… (назвать имя и отчество повара).

    Дети вместе с воспитателем заходят на кухню, здороваются.

    Воспитатель. Что вы можете сказать про кухню, какая она?

    Дети. Большая, просторная, светлая, чистая.

    Воспитатель. Почему такая большая кухня?

    Дети. Очень много детей в детском саду, надо приготовить много еды.

    Воспитатель. А какие кастрюли здесь? А дома? Давайте спросим повара…, какие предметы ей помогают?

    -Ножами что надо делать?

    -Половником что делают?

    -Сковородки для чего?

    - Мясорубка для чего?

    Повар. Отгадайте загадку.

    Летом папа наш привёз

    В белом ящике мороз

    И теперь мороз седой

    Дома летом и зимой

    Бережёт продукты

    Мясо, рыбу, фрукты.

    (Повар показывает холодильник).

     Воспитатель: Сегодня вы познакомились с трудом повара детского сада. Как вы думаете, трудно работать поваром?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Конечно, ведь если повара сделают что-то не так, еда будет невкусной.  Наш повар….. целый день стоит возле жаркой плиты - это очень тяжело. Она очень старается, что бы все было вкусно, и когда кто-то из вас не доедает, повару бывает очень обидно. Поэтому самой большой благодарностью нашим поварам за их тяжелый труд будут ваши чистые тарелки после еды. Давайте пообещаем повару…., что теперь вы все будете доедать.

    Дети, давайте скажем спасибо нашему повару за вкусную еду и интересную экскурсию.

    Дети хором: Спасибо!

    Приложение №3.

    ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

    1. Подборка стихотворений

    Э. Мошковская
    Вот это – хорошая девочка.
    Зовут эту девочку Маша!
    А это – её тарелочка.
    А в этой тарелочке…
    Нет, не каша, 
    нет, не каша,
    и не угадали!
    Села Маша,съела кашу
    всю, сколько дали!

    Н. Тихонова
    У малютки ёжичка-
    Есть для каши ложечка.
    По тарелочке цветы -
    Небывалой красоты!
    Любит кашу ёжичек,
    Ест её по ложечке.
    Если хочешь сильным стать -
    Нужно кашу уважать!

    Р. Карапетьян
    Не на блюдце, не в стакане,
    А известно точно нам,
    Что в тарелочке стеклянной,
    Проживали Ам и Ням.
    Помогали дружно Яну,
    Кушать кашу по утрам:
    Ам - за папу, Ням - за маму,
    И за бабушку Ам-Ням. 

    С.Маршак
    Мышка в кружечке зеленой 
    Наварила каши пшенной.
    Ребятишек дюжина
    Ожидает ужина.
    Всем по ложечке досталось.
    Ни крупинки не осталось!

    И.Токмакова
    Ну-ка, ну-ка, ну ли! 
    Не ворчите вы, кастрюли! 
    Не ворчите, не шипите, 
    Кашу сладкую варите. 
    Кашу сладкую варите, 
    Наших деток накормите.

    Н. Павлинов
    Утром кашу ела Мила.
    Кошку кашей накормила,
    Льва из плюша, куклу Машу,
    И сестру свою Наташу.
    Куриц, уток, поросёнка,
    И соседскую болонку.
    Утром кашу ела Мила,…
    Миле каши не хватило.

    Н. Нищева
    Маша каши наварила,
    Маша кашей всех кормила.
    Положила Маша кашу
    Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,
    А коту – в большую ложку.
    В миску курицам, цыплятам.
    И в корытце поросятам.
    Всю посуду заняла,

    Все до крошки раздала.

    Н. Радченко
    Манная каша
    В кастрюльке кипела,
    Каша плевалась,
    Каша шипела,
    Каша ворчала,
    Каша пыхтела
    И норовила сбежать
    То и дело…
    Кашу сердитую
    Мы помешали.
    Каше торжественно
    Пообещали:
    -  Если получишься
    Вкусной и сладкой,
    Будешь ты съедена -
    Вся, без остатка!

    З.Александрова 
    Каша из гречки.
    Где варилась? 
    В печке.
    Сварилась, упрела,
    Чтоб Оленька ела,
    Кашу хвалила, 
    На всех разделила…
    Досталось по ложке
    Гусям на дорожке,
    Цыплятам в лукошке, 
    Синицам в окошке.
    Хватило по ложке
    Собаке и кошке,
    И Оля доела
    Последние крошки!

    3.Подборка пословиц о каше

    •Каша наша, щи поповы. 
    •Кашица постная, да еще и без круп. 
    •Кашевар живет сытее князя. 
    •Тарас есть пряники горазд; а Филат бы и каше рад. 
    •Семейная кашка погуще кипит. 
    •Не наша еда орехи, а наша – каша. 
    •Без каши обед не в обед. 
    •Пуста кашица в печи надорвалась кипучи. 
    •У каши привал, так дотянемся. 
    •Гречневая каша — мать наша, хлебец — кормилец. 
    •Сам заварил кашу, сам и расхлебывай. 
    •Горе наше — ржаная каша, а поел бы и такой, да нет никакой. 
    •Мал бывал — кашу едал, а вырос — и сухари в честь. 
    •Заварил кашу, так не жалей масла! 
    •Щи да каша — кормилицы наши. 
    •Лодыгу в кашу, а повара взашей. 
    •Щи да каша — мать наша. 
    •Сыт чертенок, коли каши не ест. 
    •Догадлив парень: на крутую кашу распоясался. 
    •Когда дрова горят, тогда и кашу варят. 
    •Горе наше, что без масла каша. 
    •Такая крутая каша, что хоть палец уломи. 
    •Просо реденько, так и кашица жиденька. 
    •Сморчком глядит, а богатырем кашу оплетает. 
    •Одному и у каши не споро. 
    •Горе наше — гречневая каша: есть не хочется, да и покинуть жаль. 
    •С ним каши не сваришь. 
    •Путает, словно кашу в лапти обувает. 
    •Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась. 
    •Молод — кости гложи, стар — кашу ешь. 
    •Где каша, там и наши. 
    •Мать наша — гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота. 

    3. Подборка загадок о крупе и каше

    Черна, мала крошка, 
    А пользы в ней много.
    В воде поварят,
    Кто съест – похвалит.

    Что это?    (Гречка.)

    Она здоровье укрепляет, 
    Гемоглобин наш повышает. 
    Любит варку, любит печку, 
    А зовётся она... (Гречка)

    Бабушка достанет банку

    С гречкой, рисом или манкой.

    Вскипятит потом бабуля

    С молоком крупу в кастрюле.

    Ешьте, ешьте утром, дети,

    Лучшую еду на свете! (Каша)

    Я бываю манною,

    Гречневой, овсяною,

    Рисовой и пшённой,

    В варке очень скорой.

    Насыпайте осторожно

    Ведь просыпать меня можно.  (Крупа)

    Черна, мала крошка - соберут немножко,

    В воде поварят, кто ест - похвалит! - (Гречка).

    Во поле серёжки на тоненьких ножках - (овёс, овсяные хлопья - геркулес).

    В поле дружно колосится золотистая пшеница - (Манка).

    Сидит мышка в золотой кубышке - (Пшено).

    Белый, но не снег,

    Вкусный для всех - (Рис).

    Из крупы ее сварили,

    Посолили, подсластили.

    Эй, ну где же ложка наша?!

    Так вкусна на завтрак... (Каша)

    Приложение №4.

    ИГРЫ С КРУПАМИ

    Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

    Для таких игр подойдет любая крупа — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль.

    1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.

    2. Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.

    3. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.

    4. Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.

    5. Перекладывать крупу с помощью пинцета.

    6. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.

    7. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.

    8. Искать в манке, соли или муке игрушки, макароны, орехи, фасоль, крупу с помощью ситечка.

    9. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.

    10. Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем разложить их по разным мискам. 

    11. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

    12. Заготовить один ряд различных круп в лотке для яиц и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложить такой же ряд круп.

    13. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образы или дорожки между игрушками.

    14. Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.  

    15. Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой. 

    16. Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой. 

    17.  Рисовать дорожки от одного предмета к другому.

    18. Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее.

    19. Нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация.

    20. Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.

    21. Нанести клей на раскраску и заполнить каждую ее часть крупой определенного цвета.

    22. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.

    23. Делать аппликации с покрашенной солью или рисом.

    24. Вдавливать крупу в пластилин или тесто.

    25. Искать мешочки с одинаковым наполнителем из крупы.

    26. Кидать мешочки с крупой в цель — ведерко, миску, обруч, лежащий на полу.

    27. Макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.

    28. Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.

    29. Заполнить крупой формочки для печенья или пластилина.

    30. Сделать тактильное домино, наклеив на картон не картинки, а разную крупу.

    31. Наклеить на бутылочки, стаканчики или спичечные коробки цифры и складывать в эти емкости нужное количество зернышек или макарон.

    32. Наклеить на спичечные коробки картинки и названия злаков и складывать в них соответствующую крупу.

    Приложение №5.

    Консультация для родителей «Музеи для дошкольников»

    Нужно ли ходить с дошколятами в музеи? Конечно, да.
    Во-первых, для того, чтобы малыш не разучился получать удовольствие от познания нового. Ведь если познавательный интерес, данный каждому от рождения, постоянно не подпитывать, со временем он затухает, и потом его уже гораздо сложнее восстановить.
    Во-вторых, чтобы ребенок научился вести себя культурно в музее, возле памятника. Уже с малых лет стоит приучать детей к почтительному отношению к истории и культуре. Ведь, согласитесь, школьник, кривляющийся возле памятника героям войны, выглядит отвратительно. А корни такого поведения заложены в раннем детстве.
    В-третьих, полученный эмоциональный опыт отложится в душе дошколенка и обязательно проявит себя в более позднем возрасте.
    В-четвертых, малыш сможет поднять свою самооценку и социальный статус, рассказав в садике о своем походе в музей. Возможно, дошкольник многого не запомнит, быстро забудет новые названия и термины, но сущность увиденного и эмоции останутся в фундаменте его опыта. Они непременно проявят себя, дав направление дальнейшего развития. Очень часто именно в таком возрасте воображение ребенка бывает поражено той или иной темой и становится любимым занятием на всю жизнь.

    Правила посещения музея.

    1. Сразу оговорить правила поведения в музее или возле памятника, объяснив их необходимость, важность. Следить за соблюдением правил ребенком и не нарушать их самим.
              2. В первые посещения охватывать лишь небольшую часть экспозиций.
              3. В музее стараться проявить собственную заинтересованность, отвечать на вопросы ребенка, читать по его просьбе таблички возле экспонатов.
              4. В случае, если ребенок устал, завершить экскурсию.
              5. Закрепить знания: приобрести сувениры или буклеты, дома попросить нарисовать то, что понравилось. Попросить рассказать самое интересное бабушке (брату и другим родственникам), отнести рисунки в детский сад и рассказать о своем походе там.
             6. В один музей, особенно если он понравился, можно ходить много раз (например, каждый год), увеличивая время и объем экскурсии.
             7. Начинать знакомство с музеями с наиболее интересных для Вашего малыша тем.

    Консультация для родителей: «Музей и дети».

    Если мы рассмотрим  Что-то,

    Это Что-то - для чего-то,

    Это Что-то из чего-то,

    Это Что-то часть чего-то,

    Чем-то было раньше Что-то,

    Чем-то будет это Что-то.

    Что-то ты теперь возьми

    И в музее рассмотри.

    Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей -  учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

    Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.  Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ,пополнять их своими рисунками.

    В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    Приложение №6.

    КОНСПЕКТ

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

    ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КАША - ЕДА НАША».

    Образовательные области:

    Коммуникация. Познание. Художественное творчество.

    Задачи:

    Обучающие:

    - Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания;

    - Расширять представление детей о разнообразии круп;

    - Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.

    Развивающие;

    - Подводить детей к познанию богатств русского языка, развитию мышления и воображения через пословицы и загадки;

    - Активизировать словарь по теме;

    - Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость

    - Развивать мелкую моторику рук, внимание детей.

    Воспитательные;

    - Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

    Материал:

    Различные крупы, подносы, листы бумаги в виде тарелки (круг с полями), клей, кисточка, подставка для кисточки, подкладные листы.

    Подготовительная работа:

    - беседа о музеях;

    - экскурсия в музей подготовительной группы;

    - создание мини-музея «Крупы» в группе;

    - дидактические игры с крупой;

    - создание коллективной работы из манной крупы «Веселые снеговики»;

    - чтение стихов и сказок о каше;

    - экскурсия на кухню.

    ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Дети занимаются свободной деятельностью.

    Вдруг раздается стук. Принесли письма. Воспитатель обращает внимание детей на то, что им пришло письма от  Сороки-белобоки. Предлагает навести в группе порядок и, свободно разместившись на коврике, прочитать письма.

    Дети садятся на стульчики полукругом.

     Воспитатель смотрит на конверты, видит на письмах цифры  «1» и «2».   

    Воспитатель: Я думаю, что письмо с цифрой «1» нужно почитать первым, а письмо с цифрой «2» – вторым… Как вы считаете, ребята?

    Дети:Да! Правильно!

    Воспитатель: Открывает первый конверт и читает вслух письмо.

    Вы правильно сделали, что письмо с цифрой «1» открыли первым. Письмо с цифрой «2» для детей второй младшей группы «Ягодка». Чтобы доказать, что это письмо в нужных руках, выполните мои задания, иначе все буквы в письме исчезнут!

    - Я поняла, Сорока хочет, чтобы мы сначала выполнили ее задания. Видно это важное письмо!

    Все минуточку внимания,
    Сейчас проверим ваши знания.
    У меня вот здесь крупа,
    Да не знаю - какова.
    Я хочу у вас узнать.

    Дидактическая игра «Узнай и назови крупу».

    Воспитатель:

    -Все крупы узнали и правильно назвали.

    -Вы и дальше не зевайте - теперь каши называйте.

    Дидактическая игра «Скажи правильно»

    Воспитатель: Я называю крупу, а вы мне говорите, как называется каша из этой крупы:

    из риса – рисовая;

    из гречки – гречневая;

    из овса – овсяная;

    из пшена – пшенная;

    из пшеницы – манная;

    из ячменя – перловая и ячневая.

    И каши вы правильно назвали. 

    Мы справились с заданием Сороки-белобоки! Я думаю, что теперь нам можно открыть второе письмо, но сначала предлагаю немного поиграть.

     (Динамическая пауза)

    На плите в кастрюле (Дети показывают перед собой круг, соединив перед собой обе руки)

    Каша пыхтела.

    Всех ребятишек  (Дети гладят свои животики)

    Угостить хотела!

    Манная, манная

    Каша желанная.

    Вкусная, нежная,  (Правой рукой, левой рукой показ большого пальца)

    Очень полезная! (Обеими руками показ больших пальцев)

    Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна крупа? (Ответы детей). Правильно, чтобы варить вкусные каши.

    Воспитатель:  Почему полезно кушать кашу на завтрак? (ответы детей)

    С утра много работы, занятий, на всё это нужно много тратить сил и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел?» (ответы детей)

    Воспитатель: Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши. А еще в старину существовал обычай - в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

    Ну, а сейчас мы сможем прочитать письмо от Сороки-белобоки.

    «Дорогие ребята, я знаю, что в вашей группе есть музей крупы.  Я решила сделать вам подарок: книгу о том, в чем варили, из чего и чем ели кашу наши бабушки и дедушки. Книгу вы найдете в вашем музее. Буду рада, если вам понравится моя книга.  Сорока-белобока». 

    Воспитатель:Ой, как интересно! Ну, что,  дети, посмотрим книгу?

    Дети: Посмотрим.

    Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением глиняных горшков, мисок, деревянных ложек.

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сварить кашу в глиняном горшочке.

    Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»

    Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.

    Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

    Молоко мы нальем, до кипенья доведем.

    Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

    Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

    Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

    Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

    Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

    Каша преет «пых - пых - пых»

    Для друзей и для родных.

    Мы все дружно поедим,

    И гостей всех угостим.

    Каша вышла-то у нас -

    Просто класс!

    Воспитатель: А что мы с вами забыли положить в кашу?

    Дети: (масло)

    Воспитатель: А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь» Как вы ее понимаете?    

     Дети: (с маслом вкуснее)

    Воспитатель: А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее?

    Дети: (фрукты, орехи, ягоды).

    Воспитатель: Дети, вам понравился подарок Сороки? (Ответы детей).

    Воспитатель: Я согласна с вами: пусть книга будет экспонатом музея. Сорока-белобока в своей книжке рассказала, какая раньше была посуда, а из чего мы сейчас едим кашу?

    Дети:  (Из тарелок).  

    Воспитатель: Жалко,  что в нашем музее нет современной посуды.  Но знаете, что я придумала?

    Я для вас приготовила такие красивые тарелочки и предлагаю вам приготовить свою любимую кашу, а затем поместить эти тарелочки в наш музей. А когда к нам в группу придут гости, мы покажем им не только старинную посуде из книжки, но и современные тарелочки с нашей любимой кашей.

    Изобразительная деятельность «Тарелка каши».

    (Детям предлагается готовая форма в виде  тарелки. Всю тарелку, кроме полей, ребенок намазывает клеем и посыпает крупой. Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор (к примеру, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу).

    Воспитатель помогает детям определиться с работой, затем сама начинает свою аппликацию:

    Воспитатель: А я люблю разные каши, поэтому я сварю кашу «Дружбу».

     Во время работы воспитатель читает стихи о каше:

    Гречневая каша

    Это гречневая каша.
    Эту кашу любит Саша.
    Не бывает в поле тихо,
    Если там растёт гречиха.
    Пчёлки на неё летят,
    Взять нектар они хотят.

    Пшенная каша

    До чего вкусна она,
    Эта каша из пшена!
    Из чего взялось оно -
    Желтоватое пшено?
    Проще нет для нас вопроса.
    Знай: пшено - крупа из проса!

    Манная каша

    Наша каша хороша
    Для любого малыша.
    С маслицем, румяная,
    Наша каша манная!

    Кукурузная каша

    Утром Катю кормят вкусной
    Тёплой кашей кукурузной.
    Росли в поле не на грядке
    Кукурузные початки.
    Кукуруза всякий раз
    Вырастает выше нас!

    Перловая каша

    Познакомьтесь с кашей новой:
    Все зовут её перловой.
    Если спросят у меня:
    «Каша есть из ячменя?»
    У меня ответ готовый:
    Да, зовут её перловой!

    Овсяная каша

    Он не в дальних странах рос -
    Замечательный овёс!
    Рос овёс у нас в округе,
    А не где-нибудь на юге.

    По завершению работы, воспитатель предлагает детям еще раз назвать свою любимую кашу и, если они не против, поместить тарелочки в музей. При этом воспитатель напоминает, что это уже не просто поделки, а экспонаты музея. Хвалит детей и благодарит всех детей за работу.

    Приложение №7.

    РОДИТЕЛЬСКИЙ  УГОЛОК НА ТЕМУ:

    «В КАШЕ — СИЛА, В КАШЕ — СМЕЛОСТЬ,

    В КАШЕ — РУССКАЯ ДУША!»

    «В каше — сила, в каше — смелость, в каше — русская душа!» — именно так говорили об этом блюде наши предки. И действительно, что может быть питательней и полезней душистой каши из русской печки, да в глиняном горшочке!

    Каша — исконно русское блюдо. С ней связано много старинных традиций и обрядов. Например, свадебное торжество на Руси первоначально называли «кашей». Жениха и невесту за свадебным столом потчевали только кашей, а гости ели ее из одного горшка.

    Каша — самое доступное, безвредное и простое средство для оздоровления организма. Любая каша — источник клетчатки и органических кислот, она как магнитом притягивает и выводит из организма тяжелые металлы и токсины, а также контролирует усвоение жира из съеденных продуктов. Кроме того, содержащиеся в крупах углеводы и белки обеспечивают организм энергией.

    Гречневая

    Гречневая каша — одна из самых полезных. В ней много белков, витаминов и микроэлементов (железо, калий, кальций, магний и многие другие). Железо, как известно, необходимо для выработки красных кровяных телец — эритроцитов, калий очень полезен для сердца, кальций — для костей, магний укрепляет нервную систему.

    Врачи же ценят гречку за большое количество рутина. Это вещество делает стенки кровеносных сосудов более плотными, уменьшая, таким образом, риск развития инфарктов и инсультов. Словом, не каша, а настоящая мини-аптека, приготовленная для нас самой природой.

    Гречневую кашу лучше не варить, а запаривать: залить кипятком, укутать, устроить ей «баньку» на часик-другой. В таком виде она наиболее полезна.

    Овсяная

    «Овсянка, сэр!» — эту кашу подают в Англии даже коронованным особам. Там ее очень любят, и не зря, ведь овсяная каша — лучшее средство для нормализации уровня холестерина в крови и очищения сосудов от бляшек. На овсянку рекомендуется налегать тем, кто хочет сохранить умственные способности и память до старости.

    В одной тарелке овсяной каши из цельного зерна содержится суточная доза таких важных веществ, как витамин Е и селен, являющихся сильнейшими антиоксидантами, защищающими клетки нашего организма от преждевременного старения.

    Для профилактики атеросклероза рекомендуется пить отвар овсяной крупы. 1 ст. крупы заливают 1 л кипятка, ставят на огонь и выпаривают жидкость до половины объема. Отвар процеживают, добавляют 2 ст. молока и кипятят еще 20 минут. Пьют по 1 ст. три раза в день до еды.

    Пшенная

    Издавна пшенную кашу считали продуктом, дающим силы. И это неслучайно, ведь в пшене содержатся элементы, способные укреплять ткани организма — кремний и медь.

    Кремний является строительным материалом для костей и зубов, а медь придает тканям дополнительную эластичность. Кроме того, пшенка содержит незаменимые аминокислоты. Но, несмотря на неоспоримую пользу, пшенная каша все-таки обладает одним недостатком — может вызывать запоры. Поэтому есть ее лучше со свежими или тушеными овощами. Например, с тыквой.

    Рисовая

    В Японии рис считается основным продуктом питания. Ученые пришли к выводу, что японцы так долго живут благодаря большому потреблению риса. Обилие витаминов группы В, витамина Е, целый набор микроэлементов: железо, цинк, магний, кальций — вот далеко не полный перечень полезных веществ, содержащихся в рисе.

    Перед приготовлением крупу желательно тщательно промыть, чтобы очистить от крахмала. Каша, сваренная из промытого зерна более полезна. Но полезней всего неочищенный, коричневый или длинный среднеазиатский рис.

    Перловая

    Главное богатство перловки — фосфор. По его содержанию перловая крупа почти в два раза превосходит другие злаки, фосфор не только необходим для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга, но и считается «главным» микроэлементом для спортсменов, ведь именно фосфор обеспечивает скорость и мощь мышечных сокращений.

    К тому же перловая каша запросто

    может претендовать на звание «каши красоты». Вы спросите, при чем тут красота? Дело в том, что содержащийся в перловке лизин принимает активное участие в выработке коллагена — именно он делает кожу упругой и гладкой, предотвращая появление морщин. Не стоит также забывать, что эта сытная каша является низкокалорийной.

    Манная

    По сравнению с другими крупами манка содержит меньше всего витаминов. Ее делают из очищенных от оболочек зерен пшеницы, а большинство витаминов находятся именно в этих оболочках. По этой же причине в манке отсутствует клетчатка, в связи с чем переваривается она гораздо легче, чем другие каши, и является диетическим продуктом. Рекомендуется манная каша людям с больным желудком и кишечником.

    И все-таки из-за большого содержания крахмала есть кашу надо, как говорится, с умом, в умеренном количестве. Объедаться кашей точно не стоит. Дело в том, что крахмал превращается в организме в глюкозу, что в свою очередь может привести к повышению уровня сахара в крови.

    Любую кашу лучше есть в первой половине дня, а еще лучше утром, чтобы организм успел израсходовать за день всю поступившую с кашей энергию.