Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Морозова Светлана Геннадьевна

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять приумножать богатство своей Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_predstavleniy_o_maloy_rodine.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Формирование представлений о малой Родине и ее традициях

в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное;                                                   

 это – и любовь к своему городу, к своей местности,

к памятникам ее культуры, гордость своей историей».

Лихачев Д. С.

План проведения:

1. Формирование первичных представлений о малой родине как одна из задач ФГОС ДО – старший воспитатель Морозова С.Г.

2. Результаты творческих проектов «А я люблю свои места родные ...» - воспитатели Омарова Е.Ю., Солоненко И.А., Бережная С.А., Хилова Н.И. (презентации открытых занятий - обмен опытом).

- участие ДОУ в городских конкурсах по краеведению

3. Деловая игра  «Знакомьтесь, Родной край!»

4. Принятие решения.

Вступительное слово.

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять приумножать богатство своей Родины. Поэтому

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию

включает целый комплекс задач:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• Воспитание уважения к труду;

• Расширение представлений о городах России;

• Знакомство детей с символами государства;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

• Формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины.

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

• семья

• детский сад

• родная улица

• родной город

• страна, символика

• права и обязанности

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний)

2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса

3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

5. Принцип маятника (Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы)

6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.

7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания)

Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 Содержательный, эмоционально-побудительный, деятельностный.

Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

раздел  «Патриотическое воспитание детей»

 младшая группа: Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

средняя группа: Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

старшая группа: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

подготовительная группа: Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

• Подготовка педагогического коллектива

• Работа с детьми

• Работа с родителями

• Оснащение развивающей среды

• Взаимодействие с социумом

1. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Предлагаются различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:

• Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).

• Образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).

• Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

• Тематические занятия

• Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры)

• Проведение праздников (развлечений)

• Смотр - конкурсы, выставки детского творчества

• Организация экскурсий

• Трудовая деятельность

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения.

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном городе и Родине.

• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

• Ознакомление с произведениями народного творчества.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.

Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом.

Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как участие совместно с детьми в праздничной демонстрации трудящихся; прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, мемориалами Славы, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитых художников и т. д.

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, школы, а затем и всей страны.

3. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

• Уголки родного края

• Изготовление макетов

• Развивающие игры

• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

• Фотоальбомы, тематические альбомы («Природа родного края», «Улицы нашего города», «Памятные места», «Музеи нашего города», «Иваново – город студентов» и т.д.)

• Художественная литература (стихи, песни о нашем городе)

• Мини-музеи

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ

Включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума:

• Управление образования и городской методический центр

• Библиотеки

• Музеи

• Школы

• Детские центры дополнительного образования

• ДОУ города

Результаты творческих проектов «А я люблю свои места родные ...». (презентация открытых занятий - обмен опытом).

а) «Мой дом, моя семья, детский сад – дружный дом для ребят» - воспитатель младшей группы Омарова Е.Ю.

б) «Роль дидактической игры в решении задач по ознакомлению детей с малой Родиной» - воспитатель средней группы Солоненко И.А.

в) «Экскурсия - как одна из форм работы по формированию представлений у дошкольников о малой Родине» - воспитатель 2 старшей группы  Бережная С.А.

г) «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной через краеведческую деятельность» (региональный компонент в работе с детьми в разных видах деятельности) - воспитатель  подготовительной группы  Хилова Н.И.

Участие ДОУ в городских конкурсах по краеведению

  1. «Сказание о земле Ивановской (Губернские очерки» - изготовление страницы фолианта
  2. «Память за собою позови ...» - сбор материала об участнике ВОВ
  3. «Струны ситцевой души» - стихи и песни о родном городе
  4. Фотоконкурс Ивановский край глазами ребенка» - фотографии ребенка на фоне достопримечательностей города, области
  5. «Краеведческая копилка» - дидактическая игра о родном крае

Деловая игра «Знакомьтесь, Родной край!»

Задание: «Пословицы и поговорки» - продолжить пословицы о Родине и назвать свои.: • Золоту - старости нет, Родине - цены нет. • Всякому мила своя сторона. • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. • Родина - мать, умей за нее постоять. • Родная сторона - мать, чужая - мачеха. • Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родился, там и пригодился.

Задание: «Батл народных промыслов» - каждая команда называет народный промысел нашей страны.

Задание: «Народные приметы» - вспомнить народные приметы о весне.

Задание: «Народное гуляние» - вспомнить народные праздники, гуляния, которые люди отмечали с приходом весны. (15 февраля – 1 встреча весны Сретенье, Масленица, 22 марта – 2 встреча весны – Сороки, 7 апреля – 3 встреча весны Благовещение, Пасха, Троица).

Задание: «Вспомни песню» - спеть фразу из песни, где встречаются   слова: Родина или название любого города.

Подведем итог: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

Решение педсовета:

1. Работу ДОУ по ознакомлению детей с малой Родиной через краеведческую деятельность - считать удовлетворительной.

2. Признать опыт работы  педагогов  Омаровой Е.Ю., Солоненко И.А., Бережной С.А. и Хиловой Н.И. по теме: «Формирование представлений у дошкольников о малой Родине»  ценным, заслуживающим внимания, пополнить педагогическую копилку методического кабинета авторским материалом. Фото презентацию открытых занятий опубликовать на сайте МБДОУ.

Срок – до 30 апреля 2018г.

Ответственные: воспитатели,  ст. воспитатель.

3. Оснащать развивающую среду новыми и авторскими материалами, дидактическими играми и пособиями  по краеведению. Стимулировать участие педагогов в городских конкурсах по краеведению.                                                                                                                                                                  Срок –  постоянно

Ответственные: воспитатели,  ст. воспитатель.                                                                    

4. Оформить наглядную информацию для родителей на тему «ВОСПИТАНИЕ  ЛЮБВИ  К  РОДНОМУ ГОРОДУ  И  ПРИРОДЕ  В  СЕМЬЕ».

Срок – до 30 апреля 2018г.

Ответственные: воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...

Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наибо­лее доступным материалом является сказка. Язык перв...

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...

Консультация для педагогов "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников""

Малая Родина - у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...

Формирования представлений о малой родине у дошкольников

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...

«Формы работы по развитию представлений о малой Родине у дошкольников»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё....

"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к ...