Опыт работы
консультация на тему

Лариса Владимировна Чегодаева

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы33 КБ

Предварительный просмотр:

«Все дети это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг,

а кто-то светит внутри себя. Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке»

Б.М. Теплов

Представление собственного инновационного педагогического опыта:

«Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста  посредством развития  музыкально – ритмического слуха»

Актуальность

    В связи и необходимостью организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и поиск новых подходов к музыкальному воспитанию дошкольников возникла проблема пересмотра содержания, форм и методов совместной деятельности и образовательных отношений педагога и ребенка. На современном этапе развития психологии и педагогики всё большее число учёных в качестве базового основания личности рассматривают творчество. Дошкольный период при этом рассматривается как сензитивный к развитию творческих начал человека (Л.С.Выготский, Н.Н.Поддьяков, В.В.Давыдов, Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев и др.).
   По мнению Ярошевского, творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим. Согласно такому пониманию, не только созданные продукты деятельности, но и все факты личностного роста ребёнка могут рассматриваться как творческие.
   Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» ребёнка. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.                               Большое влияние на развитие творческой личности ребёнка оказывают значимые другие, являющиеся частью его микросреды, посредством общения. В числе их – педагоги дошкольного учреждения. Среди значимых других для ребёнка в дошкольном учреждении особое место занимает музыкальный руководитель, владеющий дополнительным средством общения – музыкой.
    Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Чтобы музыкальная деятельность послужила базой для роста творческой личности, она сама должна быть наполнена творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда ребёнок впервые входит в мир музыки. Поэтому начинать процесс музыкального воспитания желательно с предоставления возможности творческого самовыражения при помощи способствующих этому музыкальных средств. Я считаю, что наиболее подходящим для этого является элементарное музицирование.         Выражение «элементарное музицирование» используется мной не в значении «упрощённое, примитивное», а в значении «имеющее отношение к основам», а основа музыки – это ритм. Самый доступный путь к развитию творчества – это развитие музыкально-ритмического слуха у детей. Таким образом, тема моей работы – «Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста посредством развития музыкально-ритмического слуха». Почему ритмический слух? Ритм, двудольность заложены в природе. Они наблюдаются в равномерности биения пульса, в дыхании. Так, с периодами покоя бьется наше сердце. Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важных для неё, несущих вместе с мелодией информацию. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.

Концептуальность

   Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Эмиля Жака-Далькроза, швейцарского композитора и педагога. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в его гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убеждён, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение.
   Ритмический слух – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритмический слух помогает вызвать желание с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д. Значение развития ритмического слуха у ребенка заключается в том, что оно:
во-первых, помогает развитию творческих способностей и обогащает эмоциональный мир детей; во-вторых, развивает познавательные способности; в-третьих, воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
   Основываясь на концепцию, предложенную К.Орфом, конечная цель моих занятий – подвести детей к тому, чтобы они смогли ответить не столько на вопрос «Что ты узнал?», сколько на вопрос «Что ты ощутил, почувствовал?». Поэтому моя деятельность это -

  • Творческий процесс, где главное что давать и как давать.
  • Разные виды совместной деятельности, которые приводят к импровизации.
  • От простого - к сложному.
  • Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка .
  • Область «Музыка», где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных, здоровьесберегающих, социальных задач. Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
  • Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
  • Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
  • Приоритетное воспитание чувства ритма.

     Кто-то из музыкантов сделал такое сравнение: метр - это как бы канва (сетка), а ритм - узор, который вышивается по ней. Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности. Недаром, характеризуя ритм, мы применяем разнообразные выражения: прихотливый, игривый, капризный, спокойный, угрожающий, монотонный и многие другие. 

Оптимальность и эффективность средств

   Развитие ритмического слуха идёт как бы одновременно с двух сторон. С внешней стороны - это умение подстраивать свое исполнение под метроритм, задаваемый педагогом или ударами метронома. С внутренней стороны - через чувствование ритмической канвы музыкального произведения, постижение его живого пульса, которое трудно выразить словами и можно только прочувствовать, поэтому работу с песней строю в такой последовательности:
1. В начале мы выделяем ритм песни, показываем все вместе ритмический рисунок. В упражнениях использую движения, способствующие слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания, игра на ложках), а также такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, движения пальцев). Дети старшего возраста могут акцентировать ритм ногами, младшие – произнесением слогов и выполнением движений игрового характера.
В работе над развитием ритмического слуха придаю должное значение паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне которой вырисовывается ритм. 
2. Выбираем из числа детей дирижёра. Дирижёр показывает короткие и долгие звуки жестами. Дети при помощи деревянных ложек повторяют за дирижёром метр и ритм произведения.
3. Детям предоставляется возможность показать свой ритмический рисунок индивидуально, а затем выбрать для исполнения только один.
4. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа исполняет песню а капелльно, вторая – отмеряет метр и ритм с помощью деревянных ложек. Начинает подгруппа детей с инструментами. Дети второй подгруппы вступают а капелльно по жесту дирижёра, воссоединяясь с музыкантами. Получается ансамбль.
5. Песня исполняется вокально всеми детьми, под музыкальное сопровождение педагога. При этом дети отмеряют метр и ритм на ложках, а во время проигрыша дети делают выбранную заранее аранжировку (ритмический рисунок). Мы называем это так «украшают мелодию».
   Работу с любой песней могу сравнить с игрой с детской пирамидой – разбираем по частям, а затем складываем в единое целое. 

Ведущая педагогическая идея

  Благодаря неотделимости друг от друга песен и игровых движений ритмический слух развивается в постоянной музыкальной деятельности непринуждённо и планомерно. 
Такое построение работы помогает решать ряд поставленных задач:

1. Способствовать становлению творческой личности через возникновение способности чувствовать, творчески проживать музыку, фантазировать;

2. Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой,

3. Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцев, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен, навыки общения и сотрудничесва в группе;

4. Развивать индивидуальность детей, их способности к сопереживанию; различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать и активно воспринимать.

   Карл Орф подчеркивал, что элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику, каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям.

Результативность опыта

    К показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Для этого проводится диагностика выявления ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента  и выявление ритмической пульсации под музыку различного характера.

    Достижения детей мы можем увидеть, выступая с концертами в детском саду, в РДК. Выступления детей отличаются яркостью, синхронностью движений в танцах, правильностью интонирования песен, выразительностью пения, одновременным вступлением и концовкой, правильным дыханием в песнях, дружной игрой на музыкальных инструментах, чётким выполнением команд дирижёра в оркестре.

Теоретическая база

   Теоретическую основу моего опыта составили: ФГОС ДО, концептуальные основы педагогики Карла Орфа; методические пособия А.И. Бурениной, Л. В. Виноградова, В. А. Жилина, В. Р. Каневского,; научно – практические труды Т.Э. Тютюнниковой; учебное пособие «Социализация и индивидуализация в детском возрасте» А.М.Щетининаой; программа "Театр-творчество-дети" под редакцией Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, С. И. Мерзляковой. Изучила литературу по данной теме, методику по авторской программе музыкального воспитания «Ладушки» под редакцией И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцовой. Прошла курс обучения по авторской программе Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей». Карл Орф намеренно не оставил методики музыкального воспитания, т.к. считал, что каждый педагог должен найти свой путь, выработать свою собственную методику в соответствии с конкретными условиями: возможности педагога как специалиста, сфера его деятельности, условия работы, возраст и особенности детей и т.п. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...