Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
материал на тему

Конониренко Марина Вениаминовна

Цель методического сопровождения: Создание организационных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_11.18.docx132.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 67»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413105, Саратовская область, город Энгельс, 1 микрорайон, дом 10, тел.: 8(8453) 55-30-21

E-mail: MDOY-67@yandex.ru

Сообщение из опыта работы с элементами деловой игры

«Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

в рамках всероссийской научно-практической конференции

«Современные аспекты развития образовательных технологий дошкольного образования»

Подготовила:

  Конониренко Марина Вениаминовна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №67»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Энгельс, 2018 год

Слайд 1-2

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика инклюзивного образования заключается в понимании особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут успешно освоить образовательные программы дошкольного образования без их адаптации. Одной из наиболее трудных задач педагога при переходе на инклюзивную практику является разработка адаптированных образовательных программ дошкольного образования для той или иной категории детей с ОВЗ.

Слайд 3

В нашем дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад №67» действуют различные формы инклюзивного образования, позволяющие обучать детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.  Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения   разработал и реализует адаптированные образовательные программы дошкольного образования, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ:

  • адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
  •  адаптированную образовательную программу дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • адаптированную образовательную программу дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование. Педагог образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность педагога осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности  обучающихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.

Слайд 5-6

Название

 компетенции

Виды

компетенций

Компоненты

компетенций

Профессиональная 

Когнитивные

Способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.

Знания о физиологических, психологических, личностных и возрастных особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Проектировочные

Умение правильно построить педагогический маршрут; Умение правильно подобрать методы, которые в конкретной образовательной ситуации будут наиболее эффективны. 

Конструктивные 

Способность конструирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования путем постановки адекватных данным диагностики целей (как общих, так и индивидуальных) и грамотного планирования своей педагогической деятельности, с учетом разных образовательных потребностей обучающихся, варьирования формами, методами и средствами обучения.

Организаторские

Способность организации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, творческое применение в профессиональной деятельности индивидуального подхода (например, обучение по индивидуальному образовательному маршруту);

 Умение находить доступные методы для сплочения и мотивации детского коллектива.

Личностные

Коммуникативные

Способность устанавливать конструктивные отношения с субъектами образовательного процесса, способствующие эффективному осуществлению инклюзивного образования;

Умение находить способы взаимодействия с обучающимися; Умение ясно и четко передавать свои мысли не только с помощью речи, но и с помощью средств невербальной коммуникации (мимики и пантомимики).

Мотивационные

Способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий. Компетенция характеризуется глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

Рефлексивные

Способность к рефлексии деятельности в условиях подготовки и осуществления инклюзивного образования.

Способность понимать внутреннее состояние ребенка с ОВЗ, проникать в его внутренний мир; Умение проводить рефлексию своей работы; Обладание психологической и педагогической наблюдательностью.

Прогностические

Умение прогнозировать развитие необходимых личности ребенка качеств.  Способность предвидеть результаты тех или иных педагогических действий в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации  инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями  необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций посредством организации методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Слайд 7

Понимая существующую потребность педагогов в оказании им методической помощи, в  нашем дошкольном образовательном учреждении  выстроена система сопровождение педагогов, работающих в области реализации адаптированных образовательных программ (АОП),

Цель методического сопровождения: Создание организационных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного образования.

Задачи: 

  • способствовать повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развитию творческой инициативы и активизации к саморазвитию.
  • совершенствование умений проектировать  образовательную деятельность с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • формирование инновационного банка данных по организации эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования.
  • трансляция педагогического опыта работы по организации инклюзивного образования  детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 8

Критерии готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ:

  • личностно-ориентированный подход в коррекционной и образовательной деятельности;
  • гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку;
  • знание психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ  и опора на зону ближайшего развития ребенка;
  • владение современными педагогическими технологиями;
  • владение способами саморазвития, навыками саморегуляции собственной личности и деятельности.

Слайд 9

Модель методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад №67», работающих с детьми с ОВЗ представлена  на слайде.

Слайд 10

Направления работы:

  1. Информационное направление – предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, адаптированным образовательным программам дошкольного образования, современным педагогическим технологиям:

- изучение нормативно-правовых документов, действующих в сфере образования;

- изучение примерных адаптированных программ дошкольного образования;

- подбор учебно - методического комплекта и пособий;

- создание рабочей группы по разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования;

- организация работы ПМПк.

- изучение современных педагогических технологий: «Личностно-ориентированные формы и адресные технологии работы с детьми с ОВЗ», «Использование проектного метода в работе с детьми с ОВЗ»;

- организация курсов повышения квалификации.

Слайд 11

2. Консультационное направление - оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию его дополнительных способностей:

-проведение консультаций: «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, детей - инвалидов», «Создание специальных условий для образования детей с ОВЗ», «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Влияние пальчикового театра на развитие связной речи детей», «Игры и игрушки для развития речи детей»;

- организация семинаров – практикумов: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного произношения», «Влияние среды на психологическое здоровье ребенка», «Работа с агрессивными детьми»;

- проведение мастер-классов «Игры Фрёбеля», «Развивающий материал Монтессори - кабинета»;

-деловая игра «Инклюзивное образование» и т.д.

- организация консультаций со специалистами по запросу педагогов и т.д

Слайд 12

 3. Диагностическое направление - выявление проблемных точек в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ:

- проведение анкетирования «Возможности и затруднения педагогов», «Самооценка профессиональных знаний»;

- анализ педагогической и психологической диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих затруднения в освоении адаптированных образовательных программ дошкольного образования;

- анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;

-ПМПк.

Слайд 13

4. Психотерапевтическое направление - помощь педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, профилактика профессионального выгорания, препятствующие успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности:

- проведение психологических тренингов «Мир особого ребенка», «Я – профессионал у меня все получится!», «Мы вместе», релаксационных упражнений;

- использование интерактивных форм при проведении методических мероприятий «Брейн-ринг», игра «Что? Где? Когда?» и т.д.;

- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, проблем взаимодействия и управления детским коллективом;

-индивидуальные консультации по запросу.

Слайд 14

5. Коррекционное направление - внесение корректив в практическую деятельность, а также профилактика возможных профессиональных ошибок:

 - проведение консультаций «Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ», «Индивидуальный подход или вовлечение в детский коллектив ребенка с ОВЗ».  

- организация наставничества;

- создание временных проблемных групп;

- проведение открытых занятий педагога-психолога с включением приглашенных воспитателей и родителей воспитанников.

Слайд 15

6. Выявление, изучение, обобщение и распространение  педагогического опыта, стимулирование творческой инициативы и профессионального роста педагогов:

- проведение Недели педагогического мастерства;

- участие в конкурсах профессионального мастерства, проектах разного уровня;
- участие в педагогических советах, районных методических объединениях, конференциях;

- создание банка методических разработок  по работе с детьми с ОВЗ;

- организация аттестации педагогических работников, в целях установления квалификационной категории (осмысление своих достижений, структурирование наработанного материала, создание «портфолио»).

Слайд 16

Перспективы на будущее:

 - организация серии открытых занятий по запросу воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ;

 - открытые интегрированные занятия специалистов и воспитателей;

- совершенствование работы педагогов по самообразованию (индивидуальный образовательный маршрут);

- изменение содержания, методов, форм организации образования детей с ОВЗ;

- переосмысления  способов повышения квалификации педагогов, работающих в этой сфере (инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей).

Таким образом, мы постарались выстроить систему методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, но понимаем, что эта система не может быть статичной, в нее важно своевременно вносить изменения и поправки с учетом тех требований, которые диктует современная ситуация развития.

Слайд 17

Деловая игра

«Инклюзивное образование»

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования.

Задачи:

1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Дать представление о проблеме инклюзивного образования в рамках введения ФГОС ДО;

3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблем инклюзивного образования.

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Ожидаемый результат:

Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками конференции, понимание значимости поставленной проблемы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Оборудование:

 Магнитная доска с маркерами; проектор с экраном, колонками; кроссворд.

Ход деловой игры

Уважаемые коллеги. Я приглашаю Вас поучаствовать в  деловой игре «Инклюзивное образование». Для того, чтобы нам с Вами было легко и приятно общаться я хочу с Вами познакомиться поближе.

Коммуникативная игра «Давайте, познакомимся»

Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение.

Поднимите руку те, кто любит свою работу.

Поднимите руку те, кто с детства мечтал стать педагогом.

Поднимите руку те, кто готов работать в нашей группе.

Слайд 18

Первое игровое задание «Разминка»

Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «инклюзия»? Слова должны начинаться с букв данного слова.

и - индивидуальность…

н - новизна…

к - комплексный подход…

л - личность…

ю - юридическая грамотность….

з - законность…

и - индивидуальная программа развития ребенка…

я - Я-Концепция.

Слайд 19

Второе задание «Словарь терминов. Выбери один из двух»

Ведущий. Профессионализм педагога складывается из системы профессиональных знаний. На слайде представлен педагогический термин, нужно к нему подобрать самое точное определение из двух предложенных.

Инклюзивное образование - это…

- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

- включение ребенка с ОВЗ в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это…

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Слайд 20

Адаптированная образовательная программа – это

- образовательная программа, адаптированная для обучения разных категорий обучающихся (детей с ОВЗ; детей-мигрантов; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т. д.);

- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Слайд 21

Третье задание

«Построй модель взаимодействия специалистов в работе с детьми с ОВЗ»

Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те, же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Какую роль я могла бы сыграть в инклюзивном образовании», «Кем я вижу себя в инклюзивном образовании»

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры в работе с ребенком с ОВЗ следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  •  проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми (тренинги уверенного поведения, релаксацию, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный тонус, формирует бесконфликтное поведение, благоприятный климат в детском коллективе);
  •  организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска (корригирует нарушенные у ребенка функции, развивает его потенциальные возможности);
  •  повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада и родителей;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • работает над развитием голоса, фонематического слуха, участвует в работе по автоматизации звуков, развитию темпа, ритма, плавности речи;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики , сказкотерапии, куклотерапии, и т.д )

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал: 

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Инструктор по физической культуре:

  • способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
  • совершенствует координацию основных движений;
  • развивает общую и мелкую моторику;
  • формирует личностные качества: взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.

Слайд 22

Четвертое задание «Разгадай кроссворд»

Ведущий. Профессионализм педагога складывается еще из системы профессиональных знаний. Поэтому следующим игровым заданием будет  разгадывание кроссворда, в нем зашифрованы слова, определяющие понятия в области инклюзивного образования.

По горизонтали:

1. Утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физических, психических или социальных факторов (инвалидность).

2. Система научно-обоснованных предпринимаемых действий, направленных на предотвращение возможных причин, факторов, условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (профилактика).

3. Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации воспитанников, а также совершенствования образовательных программ и методов воздействия (диагностика).

4.Психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации (дезадаптация).

По вертикали:

5. Приспособление организмов к условиям существования (адаптация).

6. Совокупность сведений об обследуемом, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого или лиц, знающих его (анамнез).

7. Включение ребенка с ОВЗ в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование (инклюзия). 

Слайд 23

Пятое задание «Сочини синквейн»

Ведущий. Послушайте, стихотворение:

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка

– Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка.

Допускает лишь своих

Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятием «Инклюзивное образование». Для этого я предлагаю вам составить синквейн. Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти

нерифмованных строк», стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1 строка Ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

                        Особый, ранимый.

                        Учится, пытается, развивается.

                        Все вместе поможем ему войти в этот мир.

                        Инклюзия.

Детский сад - это одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения.

Слайд 24

Рефлексия

Ведущий: И в заключении я хочу рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

 - Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

 - Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это,  же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

Слайд 25

Ведущий: Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияПредисловие.Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонен...

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная работа призвана оказать методическую помощь учителям – дефектологам, учителям – логопедам, педагогам – психологам   и воспитателям, работающим с детьми   д...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Информационно-методический бюллетень - «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны особенности  детей, а также  даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...