Консультация для воспитателей
консультация

Степурка Светлана Юрьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей. Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

        Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

        В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

        Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

        В связи реализацией ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, другим людям, себе самому.

        Согласно Стандарту создаваемая в ДОО образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивать открытость ДО;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

        Поскольку процесс создания среды выступает творческой задачей, важно вспомнить принципы создания ППС, которыми должен руководствоваться педагог:

Принципы построения предметно-развивающей среды

(по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому).

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности  - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования  - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей  - позволяет осуществлять гендерный подход,  даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами  мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

        Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.        

        В центре предметно пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение(педагогический коллектив)предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении—обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям социальным, духовным, нравственным.

        Педагогами должны использоваться следующие дидактические принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета, игрового материала, места и времени деятельности;
принцип универсальности позволяет детям и воспитателям строить именять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами
детской деятельности, ее содержанием и перспективами развития;
принцип системности представлен взаимообратной связью отдельных
элементов среды между собойсоставляющими целостное развивающее поле;

принцип гуманности, который позволяет выстраивать отношения в
системе «воспитатель - воспитанник» на взаимоуважении, бережном
отношении к личности;

культурологический принцип, позволяющий каждому ребенку освоить

основы культуры: культуры поведения, общения, мышления, деятельности и др.

При организации эстетической развивающей среды, должны учитываться четыре аспекта, составляющих окружающую среду: предметный, природный мир, архитектурно-пространственная среда, социальный аспект.

Интерьер помещений должен нести определенную информацию, способствовать развитию детей и обеспечивать им необходимый психологический комфорт. В оформлении можно использовать потолочную плитку, самоклеющуюся пленку, поролон. Интерьер группы должен радовать, восхищать и удивлять.

Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность, уделял в своей педагогической теории и практике Л.Н. Толстой. В освоении ребенком среды значительную роль он отводил взрослому и как носителю культуры, и как побудителю детского творчества. Предметно-развивающая среда имеет большое воспитательное значение, поэтому необходимо принимать практические меры по ее улучшению. В этой работе необходимы совместные усилия семьи и детского сада.

        Предметно - развивающая среда должна учитывать интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, не содержать пестроты, перегрузки предметами и иллюстративным материалом и организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

        ( У педагога же зачастую «нет времени», она не обращает внимания на просьбы детей или не разрешает брать требуемый предмет, чтобы потом не убирать его. Все это, безусловно, отрицательно сказывается на желании детей заниматься любимым видом деятельности, так как, получив один-два раза отказ от воспитателя, ребенку уже не хочется просить его о чем-то еще раз).

        Так же важно приучать детей все материалы убирать на место т.к. порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку.

        Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

        Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

        

Создавая развивающую среду необходимо помнить:

• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

• Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

• Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

Вывод:

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...