АОП для ОНР
методическая разработка

Степурка Светлана Юрьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_dlya_onr.docx75.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»

Адаптированная образовательная программа

для  ребенка с ОВЗ.(образец)

И.Ф.О    

Дата рождения  

Срок реализации  2 года.

Согласованно(подпись родителей, законных представителей)_____________

Разработали:  Председатель ПМПк  МБДОУ №27 С.Ю. Степурка

                        Учитель –логопед Н.Н. Мариненко

                        Педагог - психолог Т.В. Бурдина

                        Воспитатели: Шишигина И.Н., Бокова Ю.В.

1.   Целевой раздел

1.1        Пояснительная записка

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27  «Солнышко» г. Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.

    Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с нормативно-правовой базой получения образования детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях.

Международные документы:

- Всеобщая Декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года) положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

- Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г.) принцип 5 – «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

- Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» (от 14.12.1960 г.)

- Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», (Саламанкская декларация) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.).

   Федеральные документы:

- Конституция Российской Федерации,

- Федеральный закон  № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.,

- Федеральный закон  № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.

- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.

- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124,

- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120

- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы (от 17 марта 2011 г. № 175).

- Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 01.06.2012, № 761)

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года)

Статьи (34, 42, 55, 59, 79) закрепляют право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)(приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082)

- Федеральный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

    Региональные документы:

- Закон «Об образовании в Красноярском крае» от 26 июня 2014 г.  №6-2519

(Статья 12)

- Постановление правительства Красноярского края от 23 июня 2014 года №244-п  http://zakon.krskstate.ru/doc/19129

- Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049 -13.

    Данная программа представляет собой локальный акт дошкольного  учреждения, разработанной на основе «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) ( под ред. проф. Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева),  «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей»  Боряковой Н.Ю., «Развитие речи и психических процессов» Карпова, Мамаева.

    В программе учтены  разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

    Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сфер ребенка;

- развития позитивных качеств личности ребенка;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе. 

Данная рабочая программа предназначена для работы с ребенком возраста от 5 до 7  лет. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.  

Реализация данной программы осуществляется совместно с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии. Коррекционно-развивающие воздействия педагога-психолога, учителя–логопеда, воспитателей группы позволят создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательного процесса

  1.   Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики особенностей развития ребенка с ОНР.

1.2.1. Общие сведения о ребенке

1. Ф.И.ребенка, дата рождения

  1. Группа здоровья II.        
  2. Ребенок  воспитывается в полной, семье, брат 11 лет. Отмечается активность в общении, поведение организовано, к лидерству не стремится, проявляет интерес к занятиям, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает много ошибок, на замечание взрослого реагирует адекватно и спокойно.        
  3. Развитие общей и мелкой моторики грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая правая рука.
  4. Математические представления осуществляет прямой счет в пределах 10, называет цифры, с помощью взрослого называет геометрические фигуры, не соотносит объемную и плоскостную фигуру.
  5. Сформированность пространственно-временных отношений ориентируется в пространстве и времени не в полном объеме (путает понятия право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).
  6. Конструктивный праксис интереса в игры с  конструктором не испытывает,  постройки самостоятельно совершает неохотно, не достаточно владеет работой с бумагой.
  7. Развитие речи речь понятна с незначительными аграмматизмами, встречаются ошибки в словах сложного слогового состава. Затрудняется в пересказе (с помощью наводящих вопросов), не может выразительно и связно участвовать в диалогической беседе.
  8. Звукопроизношение: характеристика по группам звуков: сигматизм шипящих, ламбдацизм, ротацизм; смешение оппозиционных звуков. Слоговая структура: нарушена в незнакомых словах. Лексика: объем словарного запаса достаточен, в словаре присутствуют различные части речи.. Грамматический строй:  функции словоизменения и словообразования сформированы недостаточно. Связная речь: способен самостоятельно употреблять смысловые предикативные отношения. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз.
  9. Логопедическое заключение: ОНР III уровень (отвечает на вопросы односложно, встречаются аграмматизмы в предложении, лексическое значение слов объяснить не может, слоговая структура многих слов нарушена).
  10. Интеллектуальное развитие: мыслительные операции  сформированы: затрудняется при исключении  четвёртого лишнего предмета на наглядном уровне,  классифицирует предметы  самостоятельно,   подбирает обобщающее слово к ряду предметов с помощью педагога («Посуда», «Одежда»,  «Овощи», «Фрукты»). Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Целостность восприятия не нарушена.  Представления о сенсорных эталонах сформированы  в неполном объеме:  предметы по форме не соотносит, путает при показе геометрические фигуры;  при показе путает  основные цвета. Соотносит  предметы по величине (большой, маленький), собирает разрезные картинки из 4-5  фрагментов (не видит ошибки, помощь не эффективна, ошибки не исправляет). Собирает    пирамидку из 5-6 колец, совершая целенаправленные действия (замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ).
  11. Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки, не всегда получается складывать бумагу, штриховку и закрашивание фигуры выполняет не аккуратно.
  12. Игровая деятельность предпочитает играть самостоятельно, любимых игр  не имеет.

1.2.2. Характеристики особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи

(с тяжелыми нарушениями речи).

     Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

     Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционной логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.

Пояснение слова иногда сопровождается жестом (слово чулок — нога и жест надевания чулка, режет хлеб — хлеб, ножик и жест резания). Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не (помидор — яблоко не).В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными.

Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде.

Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет с мячику). Также аграмматично изменение имен существительных по числам (две уши). Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот (например, Витя елку иду).

В речи тетей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил).

Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется.

Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы).

Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака живет на будке, я был елка).

Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.

Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неуспешными (например, при составлении предложения по картинке: на...на...стала лето...лета...лето).

Способами словообразования дети не владеют.

У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.

Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь. Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это различение неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа  существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. В то же время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилагательных, значения предлогов они различают только в хорошо знакомых ситуациях.

Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять правильно и неправильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16—20. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С'], [3], [3'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Р'], [Т], [Т'], [Д], [Д'],[Г], [Г']. Для детей  характерны замены твердых согласныхмягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо.

Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.

Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных {мак), в то же время повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, во многих случаях не могут (ваза — вая)

Дети испытывают ярко выраженные затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводятся неверно: окно — кано. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в речи детей обнаруживается выпадение звуков: банка — бака. Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных В их речи часто наблюдается пропуск не-скольких звуков-  звезда — вида.

В трехсложных словах дети наряду с искажением и пропуском звуков допускают перестановки слогов или опускают их совсем: голова — ава, коволя. Искажения в трехсложных словах по сравнению с двусложными более выражены. Четырех-, пятисложные слова произносятся детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры: велосипед — сипед, тапитет. Еще более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом: В клетке лев. — Клекивефь.

Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).

1.2.3.Цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель программы:

Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сферы, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка  с ОВЗ.

Задачи:

  1. Осуществлять диагностику путем профилактики и координации речевых и психических нарушений ребенка с ОВЗ.
  2. Корректировать и развивать все психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника
  3. Обеспечивать информированность родителей по проблеме преодоления трудностей в усвоении общей образовательной программы, оптимальное включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

1.2.4..Принципы к формированию реализации адаптированной образовательной программы.

Принцип индивидуализации, который предполагает учет индивидуально-личностных особенностей ребенка: возраст, тип детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребёнка.

Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед, (психолог, воспитатель и др.) включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть нарушение.

Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

1.2.5. Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное развитие

- владеет основными способами продуктивной деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

- передает как можно более точное сообщение другому, про являя внимание к собеседнику;

- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);

- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

- переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие

- обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;

- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному гаданию);

- самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;

- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

- владеет элементарными математическими представлениями- количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.

- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не

- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей).

Речевое развитие

- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

- объясняет значения знакомых многозначных слов;

- пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

- обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

Художественно-эстетическое развитие

- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

- владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.);

- знает основные цвета и их опенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская и богородская);

- умеет определять умысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности;

- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

- имеет элементарные представления о видах искусства;

- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

- сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

- выполняет основные виды движений и упражнения по ело весной инструкции взрослых;

- выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

- выполняет разные виды бега;

- сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

- знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2. Содержательный раздел

        По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования от 04.06.2018 ребенок имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано:

Организация образовательного процесса.

Форма получения образования

Образовательная организация

Программа обучения

Воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи.

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи.

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы логопедического и педагогического воздействия.

Организация психолого-медико-педагогической помощи.

Специалисты

Направление

Логопед

Коррекция звукопроизношения.

Развитие лексико-грамматических, фонетико-фонематических средств языка, связной речи.

Психолог

Развитие высших психических функций. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Общее количество и продолжительность занятий учителя-логопеда и педагога-психолога определяется решением ПМПк.

Повторная ПМПК в мае 2019 года.

       Ребенок посещает старшую группу комбинированной направленности, в которой образование осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ №27. Образовательная деятельность проводят; воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физичской культуре, педагог-психолог.

       В группе комбинированной направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Коррекционная работа направлена:

- на обеспечение коррекции нарушений речи, оказание квалифицированной помощи в освоении программы;

- освоение ребенком  с ОВЗ программы, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

   Структура организованных форм обучения разработана с учетом специфики  развития детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

    Режим комбинированной  группы, длительность пребывания в ней дошкольника, а также  учебные нагрузки не превышают нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения.

 В неделю предусматривается 4 комплексных коррекционно-развивающих вида деятельности для развития мелкой моторики, внимания, памяти, различных видов восприятия, не за счет времени отводимого на прогулку или сон.

Содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей ребенка;

-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения ребенком основной общеобразовательной и дополнительных  программ и их интеграции в образовательном учреждении.

    2.1. Содержание коррекционной работы

Специалист

( ФИО)

Направление работы

Режим

Формы организации коррекционно- развивающей работы

Воспитатели:

Шишигина И.Н., Бокова Ю.В.

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития, коррекционная работа по ориентированию пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности

5 дней в неделю

Разнообразные

Учитель-логопед: Мариненко Наталья Николаевна

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития

2 раза в неделю

Индивидуальные

Подгрупповые

Педагог-психолог:

Бурдина Тамара Викторовна

Психологическая помощь

- игровое взаимодействие  по развитию эмоционально-волевой и познавательных сфер

2 раза в неделю

Индивидуальные

Подгрупповые

Инструктор по физической культуре:

Савченко Татьяна Рихердовна

Физкультурные занятия

2 раз в неделю

Групповые

Индивидуальная работа во время организации ООД

Муз .руководитель:

Войтова

Оксана Анатольевна

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

Групповые

Индивидуальная работа во время организации ООД

2.1.1. Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинг

  • Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
  • Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
  • Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ
  • Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности
  • Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка
  • Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ПМПк

Специалисты ПМПк

Председатель ПМПк

Воспитатели,  специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода

Воспитание

  • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
  • Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
  • Воспитание положительных личностных качеств

  • Совместная работа специалистов в этом направлении
  • Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем
  • Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекция, развитие.

  • Развитие компенсаторных механизмов
  • становления психики и деятельности ребёнка
  • Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

  • Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач
  • Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образование

  • Развитие познавательной активности ребенка
  • Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
  • Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
  • Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ
  • Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями
  • Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики
  • Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

2.1.2. Программно-методическое обеспечение

Область

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Речевое развитие

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми,

-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

-формировать умение понимать содержание литературных произведений;

-разучивать с детьми стихотворения;

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание с ними стихотворений, потешек, песенок.

Составление рассказов о собственного имени «Я люблю…»

Коллективные рассказы по картине «золотая осень», «Утро в сосновом бору»

Артикуляционная гимнастика.

Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

Художественно-эстетическое

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

-уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

-формировать умение смешивать и получать оттеночные цвета красок;

-учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;

-формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием;

-развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

-формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части и пр.);

Рисование различных пород дерева, рисование улиц.

Рисование человека, способы передачи движений рук и ног, наклона туловища.

Рисование портрета мама.

Лепка фигур человека и животных с передачей характерных

Движений.

Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Осень», «Зима», «Весна», «В огороде», «На лугу», «На озере»,

«В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» .

Пальчиковые игры

Знает цвета и их оттенки, умеет смешивать цвета для получения оттенков.

Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет.

Владеет кистью, карандашами, и фломастерами.

Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных.

Познавательное развитие

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,

образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

-развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение  выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

-развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

-формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-

го предмета к группе,

-знакомит с количеством в пределах десяти;

-формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая

цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

Наблюдения, беседы, игры, чтение

литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнении я со строительными наборами.

д/и «Какой цифры не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Знает и называет диких и домашних животных их место обитания, образ жизни.

Знает и называет явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге и в пространстве.

Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру к количеству.

Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления.

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Вызывать у ребенка интерес С/Р играм;

– закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры;

– формировать умение обыгрывать сюжеты,

– формировать умение  использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на

себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие

эмоциональные реакции по ходу игры;

– закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта», «Зоопарк», «Театр»

Проявляет интерес к с/р играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители.

Физическое воспитание

-развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое;

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных

видах движений;

-формировать умение выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны,

при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;

– формировать умение прыгать: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия;

– формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола;

Бег наперегонки, ловишки в кругу, поймай мяч, ловишки с мячом, эстафета парами, ударь по мячу.

Выполняет упражнения по словесной инструкции.

Старается сохранять осанку во всех видах деятельности..

Выполняет разный вид бега, может быть направляющим в колоне.

Прыгает с опорой на обе ноги, через препятствие.

Кидает и ловит мяч двумя руками. Умеет отбивать мяч от пола не менее 6 раз.

2.1.3. Организация работы учителя-логопеда

Содержание

Дата

Возраст

Контроль

1.

Обследование устной речи ребенка.

сентябрь

4 года

Протоколы. Оформление  речевой карты. Составление маршрута сопровождения

2.

Коррекционно-развивающие занятия с ребенком

октябрь-апрель

Индивидуальная программа сопровождения (Приложение..)

4.

ПМПК по результатам коррекционной работы

Май 2019 г

Комиссии ПМПК

Документы на ПМПК

Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Наименование программы, методики

Автор

Возраст

Учим говорить правильно

Система коррекционной работы    

Говорю правильно

Будем говорить правильно

Т.А.Ткаченко

Н.В. Нищева

О.Е. Громова

Н.В. Нищева

5 – 7 лет

5-7 лет

 3 – 7лет

 3 -7 лет

Коррекция ОНР у дошкольников

Р.И. Лалаева

Н.В. Серебрякова

 5 -7 лет

Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с  ФФН

В.В. Коноваленко

7 лет

Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Л.И. Белянова

4 – 7 лет

Коррекция нарушения слоговой структуры слова

Преодоление нарушений ССС

Программа

Программа обучения и воспитания детей с ФФН

Формирование речи у дошкольников

Преодоление ОНР у дошкольников

Т.А.Ткаченко

З.Е. Агранович

Васильева

Т.Е.Филичева,Г.В.Чиркина

Л.Н.Ефименкова

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Е.Филичева

4 – 6 лет

 3 – 7 лет

  3 – 7лет

5 – 6 лет

3 -7 лет

3 – 7 лет

Коррекция речевого развития.

Направление коррекционной работы

Содержание

Моторика

Артикуляционная

Мелкая

Общая

Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки).

Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру).

Двигательные упражнения и имитация действий

Просодика:

Голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

Двигательные упражнения с речевым сопровождением (под звучащие муз.инструменты).

Фонематические процессы

Формирование первичных навыков операций звукового анализа и синтеза.

Развивать слуховое внимание на неречевых и речевых звуках в д/играх « Какой музыкальный инструмент звучит?», «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?».

Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок.

Звукопроизношение

Подготовить речевой аппарат к постановке шипящих и сонорных звуков.

Автоматизировать звуки в разных позициях и закрепить в разговорной речи.

Слоговая структура слова

Работа над словами со стечениями согласных в слогах. Речевой материал из обиходного словаря.

Лексика

Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д. Обогащать словарь наречиями, антонимами.

Грамматический строй речи

Формировать функции словообразования и словоизменения на материале лексических тем.

Связная речь

Развивать связную речь. Совершенствовать навыки общения с детьми. Оречевлять свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках.

График подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. (Приложение 1)

2.1.4.  Организация работы педагога-психолога

Основные направления деятельности педагога - психолога:

- получение информации об уровне психического развития ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем.

- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития;

- оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

- создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Основные задачи работы педагога - психолога:

- Помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие способности.

- Устранить искажение эмоционального реагирования и стереотипов поведения,  

- Наладить полноценные контакты ребенка со сверстниками.

- Сформировать основы позитивной Я – концепции ребенка.

-  Развивать способность ребенка к эмпатии.

- Формировать  позитивное отношение к себе и окружающим.

- Способствовать развитию основных когнитивных процессов память, внимание, мышление.        

Организация работы педагога – психолога

       Коррекционная  работа  с  ребенком  проводится  индивидуально  и  подгруппами.

Планирование работы с ребенком осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту (Приложение 2), при составлении которого учитываются психические и физические возможности ребенка, по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Занятия  проводятся педагогом-психологом в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе. Продолжительность занятия 20 минут.

График работы (Приложение 3)

Форма работы:

- подгрупповая -1 раз в неделю

- индивидуальная – 1 раз в неделю

Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Наименование программы, методики

Автор

Возраст

«Развитие познавательных способностей детей»

В.Л. Шарохина

3 – 7

«Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук».

Т.В. Башаева

3 – 7

«Развивающие игры для дошкольников»

Н.В. Новотворцева

3 – 7

 «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников»

Н.М. Пылаева. Т.В.Ахутина

5-7

 «Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду»

Н.Н. Павлова

Л.Г. Руденко

3-7

 «Развитие математических способностей дошкольников»;

К. В. Шевелев

3-7

 «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

А.В. Белошистова

5-7

   «Психогимнастика»,

М.И. Чистяковой

Е.А. Алябьева

3-7

«Цветик-семицветик»,

Н.Ю. Куражева

Н.В. Вараева

4-6

«Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.»

Н.Ю. Борякова

«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»

А.В.Семенович

4-7

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М., 2005

С.Г. Шевченко.    

4-7

Перспективное планирование деятельности педагога-психолога

Основные

направления

Содержание

Сроки

Работа с ребенком

Диагностическое направление

Коррекционно-развивающее

направление

1. Психолого-педагогическое обследование  с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития Иванова Даниила(познавательной сферы и ведущей деятельности).

2.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамикиИванова Даниила.

1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год.

2.Составление циклограммы деятельности.

3.Проведение (подгрупповой) деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы.

 5.Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию познавательной сферы.

Октябрь, декабрь, май

Сентябрь

Октябрь-март

Октябрь-март

Работа с

педагогами

Консультативное направление

1.Планированные коррекционно-образовательной деятельности с учетом комплексного обследования Иванова Даниила.

2.Консультации для специалистов-участников коррекционно-образовательного процесса Иванова Даниила.

 3.Консультации, беседы, семинары-практикумы для воспитателей группы

Октябрь, январь, май

В течение года

В течение года

График подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. (Приложение 1)

Индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (Приложение 2).

3. Организационный раздел.

3.1 Режим дня

Одно из ведущих мест в жизнедеятельности ребенка в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, прогулки.

Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка и способствует его гармоничному развитию. Продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5.5-6 часов. Продолжительность прогулки не менее 4- 4.5  часов, прогулку организуют 2 раза в день: до обеда и после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –20 °С и скорости ветра более 15 м/с. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12–12,5 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Самостоятельная деятельность ребенка (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов.Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию в средней группе и старшей (дети 5-го -6-го года жизни) -11занятий.Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в средней группе не должно превышать двух.

Продолжительность занятий для детей 6-7 лет 25 мин.Учитель-логопед, педагог-психолог проводят групповые и индивидуальные занятия с ребенком согласно графику (Приложение 1), учитывая возрастные особенности ребенка и  санитарно-эпидемиологические  требования  к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольной образовательной организации»