Консультация для педагогов "Педагогическая этика"
консультация

Ильюшенко Оксана Владимировна

Информация для педагогических работников по вопросу "Что включает в себя педагогический кодекс педагога?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.71 КБ
Файл etika_pedagoga.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Педагогическая этика»

Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:

- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,

другими членами общественности образовательного учреждения;

- защищать их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживать качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создавать культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики –  любовь и уважение к детям. Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.

Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить». Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.

Педагогическая этика в общении

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 1.1 Личность педагога

  • Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
  • Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
  • Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы — воспитания.
  • Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

1.2 Авторитет, честь, репутация

  • Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
  • Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
  • Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
  • В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
  • Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2.1 Общение педагога с воспитанниками

  • Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
  • В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
  • При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
  • Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
  • При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
  • Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2.2 Общение между педагогами

  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  • Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
  • Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

2.3 Взаимоотношения с администрацией

  • В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несут все работники ДОУ.
  • Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
  • Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
  • ДОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

2.4 Отношения с родителями и опекунами воспитанников

  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов — о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ДОУ.

«Понятие речевого этикета и его функция».

Умение правильно говорить становится одним из «секретов» мастерства педагога – мастера. Речевой этикет предписывает некоторые правила, следуя которым, включенные в процесс общения люди, чувствуют себя комфортно.

Речевой этикет — это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми. Речевой этикет подразделяют на этикет устного общения и этикет письменного общения.

Этикет устного общения включает формулы вежливости и правила ведения разговора (этикет общения), этикет письменного общения — формулы вежливости и правила ведения переписки (этикет переписки).

Речевой этикет в общении людей выполняет ряд важных функций:

Установление и поддержка контакта между людьми, формы обращения, извинения, благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих, предотвращающим недопонимание.

Поддержание этикетного общения со всеми без исключения - важнейшее условие нормальных человеческих отношений, надежное средство решения конфликтов. 

«Этикетное слушание».

Соблюдение этикета слушания — важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Мы с детства знаем, что нельзя перебивать собеседника, но, наверное, нет ни одного человек, который мог бы о себе сказать, что он неукоснительно следует этому правилу. Особенно много нарушений этикета общения наблюдается со стороны слушающих. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника — навык, который надо неустанно тренировать.

Почему же неумение выслушать — такое распространенное явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьезных причин.

- Мы перебиваем, потому что «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5— 10 раз быстрее, чем говорим): собеседник еще не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему. А собеседник в это время пытается еще повторить, растолковать, думает, что не совсем убедил нас. Нетерпение и заставляет нас перебивать.

- Нередко у нас возникает иллюзия, что мы поняли — какая-то мысль показалась нам знакомой, и мы торопимся на нее отреагировать, а ведь собеседник мог иметь в виду вовсе не то, что нам показалось в первую минуту, он еще не закончил свою аргументацию.

- Если мы испытываем отрицательные эмоции к собеседнику, то мы зачастую просто его не слушаем, а пытаемся провести свою собственную мысль; кстати, если мы испытываем к собеседнику положительные эмоции, также слушаем невнимательно и часто пропускаем важную информацию.

- Если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаем воспринимать смысл его речи, так как мысленно уже готовим опровержение, свою аргументацию.

- Перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию.

- Очень часто мы не слушаем собеседника, поскольку мысленно торопим его в выражении сути, главной мысли — и пропускаем аргументацию, доводы, проявляем нетерпение.

- Невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения если он говорит сложно, слушатель может отказаться от восприятия и интерпретации его речи и начать перебивать или задавать вопросы.

- Часто мы невнимательно слушаем знакомых, хорошо известных нам лиц — мы как бы наперед знаем, что они скажут и в этом случае тоже не в силах сдержать нетерпение, перебиваем их, зачастую невежливо. Необходимо иметь в виду, что невнимательное слушание ведет зачастую к получению ложной информации, неправильной интерпретации слов собеседника.

Важнейшее правило речевого этикета: «Отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности».

Существуют следующие законы для слушающего:

1.Если кто-нибудь обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

2. Необходимо выслушать внимательно и до конца, даже если на это нет времени, или, с вашей точки зрения, говорящий, мелет чепуху.

3. Доброжелательно и уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его и не сбивать с мысли, не переводит слушание в собственное говорение. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах — взглядом, мимикой, междометными и жестовыми «поддакиваниями» (кивками головой), подтверждайте контакт внимания, понимания.

4.Вовремя оцените речь собеседника, согласитесь или не согласитесь с ним, ответьте на поставленный вопрос.

5.Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к вам.

Этикет слушания предполагает, что слушание должно быть активным. Это означает, что взгляд должен быть сосредоточен на говорящем, слушающий должен находиться в активной позе немного наклонена голова, корпус чуть подается вперед в сторону говорящего, мимика внимания, прекращение отвлекающих действий, например щелканья колпачком ручки, одергивания одежды, раскачивания и др.).

Внимательное, этикетное слушание имеет огромное значение в общении: о внимательных, заинтересованных слушателях все думают хорошо, внимательный слушатель кажется собеседнику уважительным, вежливым, доброжелательным и умным, заслуживающим доверия. К внимательным слушателям собеседник располагается, высоко оценивает их личные и человеческие качества, поэтому соблюдением этикета слушания ни как нельзя пренебрегать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая этика

Слайд 2

Этика – наука о нравственности. Педагогический такт - чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.

Слайд 3

Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют: — регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, другими членами общественности образовательного учреждения; — защищать их человеческую ценность и достоинство; — поддерживать качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии; — создавать культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Слайд 4

Этический кодекс педагога ПЕДАГОГ Честь, Авторитет Общение с воспитанниками Коллегами и Администра цией

Слайд 5

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА Преданность работе и ответственность . Стремление к самосовершенствованию, самонаблюдению, самоопределению и самовоспитанию. Ответственность за качество педагогического воспитания. Ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей. Поведение педагога – поддержка и защита педагогического имиджа. Передача молодым национальных и общечеловеческих культурных ценностей. Запрет заниматься противокультурной деятельностью как в образовательном учреждении, так и за его пределами. В общении с воспитанниками всегда корректен, уважителен и вежлив. Компетентен, справедлив, не зарабатывает авторитет недостойными способами. Положительный пример, не осуждает за то, что не может выполнить сам.

Слайд 6

Педагог и воспитанник Педагог выбирает стиль общения, основанный на взаимном уважении. Требователен к себе – обоснованно требователен к воспитаннику, не теряя самообладания, чувства меры. Оценка поведения и достижений - повышает мотивацию обучения. Одинаково беспристрастен и объективен ко всем, при неверной оценке незамедлительно исправляет ошибку. Заботится о своей культуре речи. Не распространяет информацию о воспитаннике .

Слайд 7

Общение с коллегами Взаимоотношения основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог Не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц. Педагоги избегают конфликтов во взаимоотношениях. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег (не за пределами ОУ). Преследование педагога за критику строго запрещено, Нет места сплетням. Критика, направленная на работу и поступки коллег, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, тактичной, доброжелательной. Проблемы и решения обсуждаются и принимаются педагогами в открытых педагогических дискуссиях.

Слайд 8

Взаимоотношение с администрацией соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несут все работники ОУ. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. ОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

Слайд 9

Взаимоотношения с родителями и опекунами Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов — о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ОУ.

Слайд 10

Речевой этикет — это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми. Этикет Устного общения Письменного общения Установление и поддержка контакта между людьми. С редство решения конфликтов. Условия Соблюдение Этикета слушателя Причины неумения слушать «ум не хочет ждать» ; «иллюзия – мы поняли о чем..»; отрицательные эмоции к собеседнику; несогласие с собеседником; устаревшая или неинтересная информация; затрудненное изложение ИНФОРМАЦИИ.

Слайд 11

законы для слушающего 1.Если кто-нибудь обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает. 2. Необходимо выслушать внимательно и до конца, даже если на это нет времени, или, с вашей точки зрения, говорящий мелет чепуху. 3. Доброжелательно и уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его и не сбивать с мысли, не переводитЬ слушание в собственное говорение. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах—взглядом, мимикой, междометными и жестовыми « поддакиваниями » (кивками головой), подтверждайте контакт внимания, понимания. 4.Вовремя оцените речь собеседника, согласитесь или не согласитесь с ним, ответьте на поставленный вопрос. 5.Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к вам. «Отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности».

Слайд 12

Уважаемые коллеги!!! Определите составляющие письменного этикета!!!

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Этика поведения в детском саду"

Уважаемые родители эта консультация для вас!!!...

Консультация для родителей. "Этика поведения ребёнка в детском саду"

Этика поведения ребёнка в детском саду,или что должны знать родители....

Консультация для родителей_Этика поведения в детском саду, или что должны знать родители, когда «идут в садик»

Этика поведения в детском саду, или что должны знать родители, когда "идут в садик"...

Консультация для воспитателей «Этика поведения и общения»

В детском саду этике поведения и общения  должно придаваться особое значение. Ведь уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнени...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда идут в садик

Ребёнок пошёл в сад – это очень важный этап в жизни, как родителей, так и их чад. Адаптационный период фактически начинается в тот момент, когда Вы приняли решение о том, что Ваш ребенок будет п...

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»Клуб ...