Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
материал

Аверьянова Руфина Шамилевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. "Дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r._intel_.docx71.61 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей  работы с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель:  создание условий для всестороннего развития личности, деятельности детей с нарушением интеллекта, формирование способов и приемов взаимодействия этих детей с миром людей и окружающим их предметным миром.

Задачи:

  1. Выявление особых образовательных потребностей ребенка.
  2. Осуществление индивидуальной психолого -педагогической помощи ребенка.
  3. Помощь ребенку в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении.
  4. Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию ребенка
  5. Отслеживание динамики развития ребенка.

Организация, формы и методы работы: Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

В работе используются следующие методы:

  • задания на зрительное восприятие;
  • упражнения для совершенствования графических навыков письма;
  • психодиагностические методики;
  • творческие задания;
  • логические задания.

Форма и режим занятий: индивидуальная.

Методическое обеспечение: беседы, игры, упражнения, аутоигры, «релаксационные паузы»,  наглядно-демонстративный материал, дидактические и практические пособия.

Эффективность использования: 

Основным показателем эффективности использования маршрута является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..

Результативность реализации коррекционно-развивающей работы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения .

Работа педагога - психолога с ребенком включает  направления деятельности:

  • психодиагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативная работа и психопросвещение;
  • организационно-методическая работа.

Блок психодиагностическая работа

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития, состояние интеллекта ребенка. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).  Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

  • особенности контакта ребенка;
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • реакция на одобрение;
  • реакция на неудачи;
  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
  • эмоциональная подвижность;
  •  особенности общения;
  • реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • наличие и стойкость интереса к заданию;
  • понимание инструкции;
  • самостоятельность выполнения задания;
  • характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
  • работоспособность;
  • организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
  • особенности моторной функции.

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития ребенка.

Простой (уравновешенный) вариант тотального недоразвития

Относительная уравновешенность в поведении этих детей сочетается с непосредственностью реакций, присущей детям более младшего возраста. Общие характеристики темпа деятельности и работоспособности при выполнении заданий наглядно-действенного характера иногда могут приближаться к нормативным. Однако этим детям малодоступен самоконтроль деятельности, выражено снижена критичность к результатам собственной деятельности. Чаще такие дети находятся в благодушном или нейтральном настроении. Деятельность их носит манипулятивный, подражательный характер. Эти дети обычно несамостоятельны, зависимы, но и не злобны, в поведении достаточно правильны, ориентированы на оценки других людей. Их притязания на успех могут быть завышены из-за некритичности. Развитие аффективно-эмоциональной и регуляторной сфер соответствуют уровню когнитивного развития. То есть состояние основных сфер относительно гармонично. Однако при утомлении у этих детей наблюдается усиление регуляторной расторможенности.

На момент рождения достаточно часто наблюдаются низкие масса тела и рост ребёнка. Отмечаются и признаки неврологического неблагополучия: трудности сосания, глотания на первых порах, фонтанирующие срыгивания или рвоты, повышение внутричерепного давления, нарушения мышечного тонуса. Всё это негативно сказывается на сроках и темпе моторного и речевого развития. На первом году жизни нередко эти дети переносят операции по поводу врождённых пороков сердца. Сроки формирования психомоторных, аффективных реакций замедлены. Аффективные реакции проявляются скорее элементами и представляют собой двигательное возбуждение, а не развёрнутый комплекс оживления. Они малодифференцированы, сглажены.

Однако при ряде наследственных форм может наблюдаться более или менее длительный период относительно нормативного развития. Но со временем отставание в психическом развитии нарастает. Оно усугубляется недостаточностью развития импрессивной речи.

Таким образом, развитие этих детей можно охарактеризовать как достаточно ровное, но позднее.

Достаточно часто у таких детей отмечается наличие внешней стигматизации: изменённая форма черепа, ушей, носа, рта, зубов, нижней челюсти, грудной клетки, кистей, стоп, необычный разрез глаз, слишком широко расставленные или слишком близко расположенные глаза, специфический кожный рисунок ладоней. Иногда присутствует изменение голоса. Однако описанные выше признаки не всегда свидетельствуют о тотальном недоразвитии психических функций и систем.

Также детей с тотальным недоразвитием часто отличает диспропорциональное телосложение, костносуставные нарушения, низкий или (реже) высокий рост. Для многих из них характерен приоткрытый рот, нередко наблюдается саливация.

В поведении таких детей отмечается непосредственность, несоблюдение дистанции. Если в начале работы ребёнок достаточно спокоен, то по мере утомления может становиться «дурашливым». Ориентировочная реакция таких детей может быть и сниженной, «приглушённой», и повышенной. Нередко отмечаются элементы полевого поведения. Однако, как правило, в большинстве случаев ребёнок управляем взрослым. У ребёнка с тотальным недоразвитием наблюдаются множественные признаки моторной неловкости: негармоничная общая моторика, слабо развитая мелкая моторика. В целом поведение ребёнка можно охарактеризовать как условно «правильное». Общему недоразвитию психических функций соответствуют и недостаточность активного внимания и целенаправленности деятельности, и упрощённость эмоциональной сферы, и бедность оттенков эмоциональных переживаний, их конкретность. Неадекватные эмоциональные реакции, аффективные вспышки, возбуждение, выраженная расторможенность наблюдаются лишь в ситуациях, не адекватных уровню развития ребёнка и на фоне истощения.

Группу тотального недоразвития от других вариантов недостаточного развития отличают колебания темпа деятельности, не зависящие от сложности и характера предлагаемых заданий. Хотя обычно темп деятельности замедленный, но может быть и условно-нормативным, и быстрым. Работоспособность также может быть как сниженной, так и нормативной. Эти дети могут достаточно долго заниматься однотипной «механической» деятельностью, то есть они мало пресыщаемы.

При осуществлении взрослым программирования и контроля деятельность ребёнка (если она доступна) может быть достаточно целенаправленной. Собственное программирование и контроль деятельности для таких детей малодоступны. То есть отмечается характерно выраженная недостаточность регуляторного компонента деятельности в целом.

Адекватность поведения этих детей в целом недостаточна.

Критичность детей чаще всего снижена, но на похвалу или порицание со стороны взрослых ребёнок может реагировать адекватно. То есть он ориентирован не на объективный результат выполнения задания, а на реакцию взрослого.

Обучаемость новым видам деятельности у этих детей сильно снижена. Перенос освоенных навыков на аналогичный материал, даже при его подаче в наглядно-действенной форме, затруднён. Значительно снижен темп обучения этих детей.

У детей с простым (уравновешенным) типом тотального недоразвития отмечается выраженная дефицитарность (недостаточность) всех психических процессов и функций. При работе над заданиями в первую очередь страдают наиболее сложные интегративные уровни когнитивной сферы, связанные с анализом, синтезам, обобщением.

У этих детей отмечается значительно более позднее начало речи, медленное и ограниченное конкретными ситуациями накопления словаря. Смысловое и лексико-грамматическое оформление высказывания у них затруднено. Подбор обобщающих понятий, слов по заданным признакам, классификация существенно затруднены, а порой и недоступны. Всё это может сочетаться с нарушениями звукопроизношения, проблемами фонетико-фонематического восприятия. Крайне медленно и поздно формируются письменная речь и чтение. Пересказ даже по наводящим вопросам часто недоступен, хотя ребёнок запоминает отдельные параметры текста.

Игровая деятельность этих детей носит манипулятивный характер. Условности игры ребёнок не принимает. Наблюдается и эмоциональная обеднённость игры. В коллективной игре эти дети выполняют пассивную роль, нуждаются в планировании и организации.

Со стороны эмоционально-личностного развития отмечается зависимость, несамостоятельность этих детей, часто с признаками эмоциональной уплощённости. Одна эти дети незлобны, чаще благодушны, чем раздражены. Отмечается их неадекватная самооценка, завышенные притязании на успех из-за сниженной критичности.

Банка диагностических методик по психолого-педагогическому сопровождению ребенка

Тест Векслера  (интеллектуальная шкала Векслера для детей). Тест включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 - невербальную.

Субтесты

Исходная оценка

Шкальная оценка

1. Осведомленность

2. Понятливость

3. Арифметический

4. Сходство

5. Словарный

6. Повторение цифр

Сумма вербальных оценок

7. Недостающие детали

8. Последовательные картинки

9. Кубики Косса

10. Складывание фигур

11. Шифровка

12. Лабиринты

Сумма невербальных оценок

Общая оценка

Вербальный показатель

Невербальный показатель

Диагностика эмоционально-волевой (поведение) сферы ребенка .

Теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн)

Сформированность «внутренней позиции школьника» методика Н. И. Гуткина

Диагностика личностного развития.

Диагностика личностного развития проходит в процессе наблюдения за ребенком и ориентируются по показателям:

Личностные особенности детей (от 3 до 7-8) лет

Эмоционально-коммуникативное развитие

Появляется чувство вины.

Появляется сопереживание.

Появляются переживания, связанные с воображаемыми событиями (оплакивает судьбу Колобка и т.д.).

Легко меняет партнеров по общению.

Возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками в процессе игры.

Конфликтует со взрослыми.

Появляется попытка сдерживать свои чувства.

Развитие игровой деятельности

Выполняет роль в игре, но не называет ее.

Сюжет представляет собой цепочку из двух действий.

Мотивационная сфера

Неосознанность и импульсивность мотивов, носящих характер эмоционально окрашенных, неосознаваемых желаний.

Неумение объяснить мотивы действий и поступков, отсутствие нравственных мотивов.

Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Сверстник малоинтересен, общаться трудно.

Нравственное развитие

Совпадение моральной оценки поступка с эмоциональной.

Освоение культурно-гигиенических навыков.

Не просто ориентируется на требования взрослых, но и стремится сам овладеть правилами.

Начинают формироваться понятия «хорошо», «плохо».

Ориентируется на требования взрослых, иногда может переносить эти требования в разные ситуации.

Выделяет несоответствия поведения другого ребенка требованиям взрослого.

Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».

По указанию взрослого убирает игрушки, выполняет простейшие трудовые действия, доводит до конца не очень интересное дело.

Может по  просьбе взрослого или сверстника помочь ему, пожалеть, поделиться игрушкой.

По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

Социокультурное развитие

Знает свое имя и фамилию, возраст, имя и отчество воспитателя.

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослых.

Вежливо обращается к взрослым, благодарит после еды без напоминания.

Выполняет правила, связанные с соблюдением режима, правила обращения с игрушками.

Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.

Может пожалеть сверстника, помочь ему, поделиться игрушкой.

Отдает предпочтение занятиям, соответствующим своему полу.

Знает назначение некоторых общественно-бытовых учреждений (в больнице лечатся и т.д.).

Имеет представления о труде взрослых, некоторых трудовых действиях, праздниках.

Развитие самосознания

Отделяет себя от взрослого.

Не знает о себе и своих качествах.

Приписывает  себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, без осознания их значений.

План индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития мышления, памяти, внимания, восприятия, сенсорно-моторной координации.

 месяц

Содержание игр и упражнений используемых в работе с детьми.

  октябрь

1.Упражнение на развитие слуховой памяти  «10 слов»

Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.

2.Упражнение на развитие мышления «Узнай предмет по заданным признакам» Белый, сладкий, твердый – это  …(сахар) и т.д.

2.Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций «Угадай по описанию» 
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)., Перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный, показывает его. и т. Д (фрукты, мебель,одежда,обувь,транспорт)

3.Упражнение на моторику  

Мы писали, мы писали,

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Ручки в стороны убрали.

Два притопа, два прихлопа

Топаем, хлопаем.

Началась опять работа.

(Потираем ладонью о ладонь.)

В небе птицы пролетали

(Руки чуть подняты над головой)

Птицы крыльями махали.

(и перекрещены, взмахи кистями рук.)

Ветер дул навстречу им,

(Машет  руками на лицо, словно обмахиваясь веером)

4.Игра на моторику « Самолеты за облаками» Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо). Варианты заданий:- вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

5.Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

6.Графическая работа        

Психогимнастика по Чистяковой.(Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка)

1.Упражнение   развивает логическое, непосредственное запоминание.

 «Разложи по местам». Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках. 2.Упражнение "По порядку" Психолог раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

3. Упражнения на развитие внимания «Найди одинаковые картинки»,  «Найди на рисунке выделенные фрагменты и обведи их»

4.Упражнение «Сравнение предметов» Ребенка просят сравнить что общего и чем отличается друг от друга.
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня

5.Дидактическая игра « Классификация»

6.Рисование на стекле (дидактический столик)

1.Игра на развитие мышления «Нарисуй фигуру по памяти». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, убирают, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.(15 сек.)

2.Упражнения «На развитие гибкости ума».
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
-  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)
-  Назови слова, относящиеся к спорту
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
-  Назови слова, обозначающие водный спорт.
-  Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.

3.Игра на внимание и мышление  «Найди два одинаковых предмета»

Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть две

полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда похожих.

2.Упражнения на развитие тонкой моторики

1.Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному (несколько раз).

3.Упражнение на моторику «Собери бусы»

4.Графическая работа        

Психогимнастика по Чистяковой (Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка)

1.Релаксационное упражнение «Бабочка» Представь себе теплый, летний день.  Лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

1.1.Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

2.Графическая работа в тетради.

                        ноябрь

1.Игра  на внимание «Бывает - не бывает».

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

2. Упражнение на мышление «Обобщения»
Назвать одним словом предметы:
Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ....

3.Дидактическая игра «Найди пару».

4. Игра на мышление «Что где находится?»

 Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

  5. Графическая работа

1.Кинезиологическая игра «Запахи и звуки». Представь, что идет дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь, расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими звуками можно сравнить шум дождя? Дождь закончился. Вспомни запах травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы и листвы, умытой дождем?

2.Упражнения на беглость мышления "Назвать слова с заданной буквой".
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву «а».
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву «т».
3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква «с».

3.Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

2.Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (несколько раз)

4. Графическая работа

Психогимнастика поЧистяковой (Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка)

1.Воображение Художественная деятельность с использованием релаксационной композиции «Солнечное настроение».

2.Упражнения на развитие двигательной памяти1) Вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!2) Покажи машину, которая вынуждена затормозить у светофора.3) Каким движением полицейский останавливает автомобиль? Покажи.4) Покажи, как бабушка поправляет очки.5) Как кошка нежится на солнышке? Покажи.

1.Упражнение  на воображение  «Несуществующее животное».  Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

2.Игра на восприятие «Что я загадала?» Педагог загадывает предмет. Ребенок задает вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»  

3.Игра на развитие мировоззрения «Кем (чем) был раньше?» Педагог, обращаясь к ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?". Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

4.Упражнение на словарный запас «Скажи коротко» Остаться на зиму … (зимовать)Остаться на ночь … (заночевать) Мелкий дождь … (дождик)Капля дождя … (дождинка)Маленькая лошадка … (пони)

5. Игра на скорость мышления «Исправь ошибку» Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш»

6.Упражнение на моторику «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их). «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх) «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх). «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

              декабрь

1.Упражнение на мышление «Скажи обобщающее слово»: - окунь, карась-…- трава, дерево-…- крот, мышка-… пчела, жук-… чашка, тарелка -…- ботинки, туфли -…шапка, шляпа ..,куртка, пальто...медведь,барсук..,кукла,пирамидка...и т.д

2.Игра на зрительное внимание и мышление  «Сложи из палочек» Ребенку  показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а ребенок его выкладывает на столах

3.Игра на внимание «Что куда?» Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

4.Игра на развитие мышления и внимания «Назови соседей». Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

5.Упражнение на развитие мелкой моторики  «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами). «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их). «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой руки). «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия). «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

6. Игра на развитие мировоззрения и кругозора « Хорошо – плохо»

В игре предлагаемый психологом предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Ребенок  рассматривает игрушку- грузовик.

Сначала выделяются положительные качества:

-         можно перевозить грузы;

-         хорошо вращаются колеса…

Затем выделяются отрицательные качества: не заводится; кузов не поднимается;

    фары не горят.

7Игра на внимание «Самый зоркий»Ребенку  показываются картинки на несколько секунд.  Затем картинки прячут. Надо  перечислить предметы, которые запомнил.

1.Упражнение  на мышление «Вспомни по рифме».

Ко многим словам можно подобрать рифму. Например: часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка – картошка.

Зачитываем  ребенку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. А ребенок должен вспомнить слова-рифмы к ним.

2.Игра на развитие внимания « Каскад слов»

Заранее подготовить  список слов. Попросить ребенка повторять за вами слова. Начинать с одного слова, затем называть 2 слова, 3 слова и т.д. Ребенок обязательно должен повторять в этой же последовательности.

3. Игра на развитие мышления и восприятия «Говори наоборот» Педагог  кидает  ребенку  мячик. Ребенок должен назвать противоположное по значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый –  мягкий, шершавый - гладкий.

4. Графическая работа

1.Упражнение на внимание «Найди одинаковые вещи» Рассмотрев и сравнив несколько изображенных предметов. надо найти два совершенно одинаковых.

2.Упражнение на развитие скорости мышления: «Оканчивание слов» Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо. 3.Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

2.Упражнение на мышление «Троечки»
Оборудование: карточки с «тройками» слов: слова в «тройках» связаны между собой по смыслу (например, овца - шерсть - носки, курица - яйцо - яичница и т.д.).
Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье.
Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.

3. Игра для развития памяти «Повтори-ка» Психолог сообщает, сейчас мы узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

4..«Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

1.Упражнение  для развитие внимания «Я – фотоаппарат»
Оборудование: набор разных предметов (5-8 предметов) Ребёнку предлагают представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

2.Игра для развития воображения «Пантомима».

Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).

3.Упражнение на моторику «Закончи узор»

                         январь

Психогимнастика по Чистяковой (Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка)

1.Упражнение на развитие зрительного воображения.

Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он

должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.

2. Упражнение на развитие скорости мышления: «Оканчивание слов2

Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По...», - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо. 3.Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

2.Упражнение «Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень».

3.Упражнение на внимание и память  «Запомни и нарисуй».  ( Читается 2 раза)  Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.  Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький. Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький

             Февраль

1.Упражнение для развития внимания и памяти «Вещи вокруг нас» Психолог  предлагает  внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене? » и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые.

2.Упражнение «Нарисуй-ка»

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

3.Упражнение для развития зрительной памяти «Запомни и назови» (по карточкам).

4. Игра для развития мышления и внимания «Не пропусти растение» Ребенок внимательно  слушает слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, ребенок должен  встать и тут же сесть. Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

5. Графическая работа

1.Упражнение  на развитие мышления  «Комбинирование».

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.

2.Упражнение на развитие восприятия и воображения «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок(рыбка, ракета, слон).

Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Необходимо использовать можно любое количество точек.

3.Упражнение «Запомни и назови» Ребенку предлагают посмотреть и запомнить  картинки с изображением, затем убирают и просят назвать что он запомнил.

Психогимнастика по Чистяковой (эмоционально-волевая сфера)

1.Упражнениена развитие воображения и словарного запаса «На что похожи наши ладошки» Предложить  обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

4.Упражнение «Муха» На большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха. Педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».

3.Упражнение на воображение «Дорисуй недостающий элемент»

Психогимнастика по Чистяковой  (Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка)

                           март

1.Игра на развитие воображение «Камешки на берегу». Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство, с каким – либо предметом, животным, человеком.  Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

2.Релаксация «Облака»  Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки легкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

3.Графический диктант.  Напиши  и продолжи… 1) Одна клетка вниз.2) Одна клетка вправо.3) Одна клетка вверх.4) Одна клетка вправо.5) Одна клетка вниз.6) Одна клетка вправо.7) Одна клетка вверх.

1.Игра на развитие мышления «Подбери слово»

К  указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей

паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

2.Игра для развития памяти «Кто наблюдательнее?» Предложить посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.(несколько раз)

3.Упражнениена моторику «Стол" У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счёт «Раз!» (несколько раз)

4. Упражнение на моторику «Лодочка»  Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик), (несколько раз)

1.Игра на развитие восприятия «Вкус и запах».

Задание 1. Представь лимон.

-         Каков он на вкус?

-         Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

-         Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 2. Нарисуй лимон.

Задание 3. Представь апельсин.

-         Каков он на вкус?

-         Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

-         Какого цвета апельсин?

-         Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

2.Упражнение Графический диктант  1.Три клетки вправо.2) Одна клетка вниз. 3) Одна клетка вправо.4) Одна клетка вверх. 5) Три клетки вправо. 6) Одна клетка вниз. 7) Одна клетка вправо.8)Одна клетка вверх.

3.Упражнение на развитие внимания «Запомни и нарисуй»
Оборудование: карточки с заданиями (например, нарисуй 5 бусинок так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – синего). Постепенно задания усложняются (например, нарисуй 5 квадратов так, чтобы четвёртый квадрат был зелёного цвета, а средний – самый маленький).  Лист бумаги (А-4), цветные карандаши.
Ход игры: Психолог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить задание, а затем выполнить это задание на бумаге.

аапрель

Психогимнастика по Чистяковой

1.Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее? Почему?»- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар,  самолет;- тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;-  лиса, заяц, медведь, пчела;-  машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

2. Игра на развитие памяти «Как это можно использовать?»  Найти наиболее большее число вариантов использования какого предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты:     Рисовать Писать ,Использовать как палочку,  Указка ,Градусник для куклы и т.д.

3.Упражнение на развитие мышления «Собираем бусы»
Оборудование: карточка, на которой нарисованы бусы из геометрических фигур.
Ребёнку предлагают запомнить форму и расположение бусинок, а затем нарисовать бусы по памяти.

4.Песочная терапия.

1.Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения, связной речи.

 "Попробуй представить, что будет, если... Например, представь себе, что кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д.

2.Упражнение на развитие восприятия и воображения  «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

3.Упражнения на развитие тонкой моторики. 1.Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

4.Игра на развитие мышления, моторики и воображения, словарного запаса"Разговор с руками".

 Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

5.Упражнение на моторику  «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони) несколько раз.

Психогимнастика по Чистяковой (Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка)

1.Игра на восприятие и развитие кругозора «Поиграем в снежки».

Представь снег. Вспомни, какого он цвета? Всегда ли снег можно назвать белым? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться. Представь, что ты делаешь снежки. Что ты чувствуешь? Расскажи.

2. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"

Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) ра, 2) ма, 3) за, 4) ску, 5) му, 6) до, 7) ос, 8) ска, 9) ку, 10) ла. 3.Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

4.Игра «Месяц зимы»

Сентябрь, ноябрь, март, январь, июль

5.Игра « Наоборот скажи-ка!»

Психолог предлагает закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.

.Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).

.Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).

.Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

4.Упражнения для моторики: Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

По окончании индивидуальной работы психологом проводиться заключительной диагностическое обследование детей.

 Результаты обследования, динамика развития обсуждается на ПМПК МБДОУ.

Взаимодействие с семьей ребенка

  • Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду (группе) необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьей воспитанника, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области его воспитания.
  • Основной задачей работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Основные формы взаимодействия с семьей:

  • Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные организация выставки детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте.
  • Информирование родителей о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком и другими членами семьи.

При составлении программы использовались следующие технологии:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду./ Е.А.

Алябьева.М.:ТЦСфера, 2003

  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е изд., перераб. И

дополн. – СПб.: Питер, 2009 – 208с.: ил.

  1. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры,

упражнения./ P.P. Калинина. - Издательство «Речь». 2004

  1.  Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей 6-7

лет. / С.В. Коноваленко - Москва, 2000

  1.  Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Тузаева А.С., Козлова И.А. Программа

психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет«Цветик-

семицветик». – СПб.: Речь, 2005 – 96с.

  1.  Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.Л. «Цветик-

семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и

волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 –

218с.

  1.  Куражева Н.Ю. Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников:

психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007 – 240с.

  1.  Панфилова М.А. Лесная школа : Коррекционные сказки для

дошкольников и младших школьников. - М.: Сфера ТЦ, 2002

  1.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:

В 2 кн. – М.: изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002г.

  1.  Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и

воображения дошкольников./ Л.Ф. Тихомирова - Ярославль.

Академия развития,2002

  1.  Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990
  2.  Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В рамках Стандарта создана настоящая Программа, которая закрепила существование специфических подходов к обучению и воспитанию детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллекту...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет (разновозрастная дошко...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2020 - 2021 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образованиядля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 летна 2020 - 2021 учебный год   (...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (далее - Программа) МБОУ «Прогимназия «Эврика» (далее ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...