Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО
методическая разработка

Здорова Галина Анатольевна

Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_noo_i_fgos_ovz.docx71.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению

методического объединения по теме

«Система воспитательных мероприятий

в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ 

и ФГОС ООО»

Цель: формирование профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО), основную образовательную программу начального общего образования для детей с ОВЗ (ООП НОО ОВЗ) в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.

I. Нормативно-правовая основа организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

Практическая работа

1.1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

🕮 Проанализируйте предложенные Вашему вниманию цитаты из текста Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно  значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

1. Государственная политика и правовое  регулирование  отношений  в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения.

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статья 33. Обучающиеся.

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

6. В рабочее время педагогических  работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.

1. Педагогические работники обязаны:

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования.

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство  образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Статья 59. Итоговая аттестация.

5. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций,  изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации)  определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1. Содержание  образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

 Ответьте на вопросы:

1. Должна ли воспитательная программа образовательной организации, являющаяся частью основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП НОО) утверждаться директором образовательной организации?(Ответ найдите в ст. 28 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

2. Что входит в обязанности педагогического работника?

3. Закончите предложение. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования

 __________________________________________________________________;

 __________________________________________________________________;

 __________________________________________________________________;

 __________________________________________________________________.

4. Какая деятельность понимается под воспитанием?

5. Что относится к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации относительно методов воспитания? В каком нормативном документе это регламентируется?

6. Кто несет ответственность за руководство  образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации? В каком нормативном документе это регламентируется?

1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС НОО ОВЗ).

🕮 Проанализируйте предложенные Вашему вниманию цитаты из текстов ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ.

ФГОС НОО

ФГОС НОО ОВЗ

6. Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения.

7. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

- формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-этическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения, обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и экономического благополучия;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающихся с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

- признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладения ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;

- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

12.4. Основы религиозных культур и светской этики[1]:

1)         готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2)        знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3)        понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4)        формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5)        первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6)        становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7)        осознание ценности человеческой жизни.

2.9.6. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития), указанная в пр. 1.8 к настоящему Стандарту, воспитания обучающихся  с ОВЗ при получении НОО должна быть направлена на обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и др. институтов общества.

В основу программы духовно- нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

16. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы.

Стандарт является основой для:

- разработки примерных АООП НОО  обучающихся с ОВЗ;

- разработка и реализация АООП НОО обучающихся с ОВЗ.

2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в п 1.8 Стандарта.

2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Содержательный раздел должен определять общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы.

19.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

2.9.9 Система оценки достижения планируемых результатов

освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, форма представления результатов, условия и границы, применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

21. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

2.10 Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией.

26. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

3.6.1. Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих достижения каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП НОО.

Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.

Ответьте на вопросы:

1. Сравните требования ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к целям и задачам «Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» ступени начального общего образования  и «Программы духовно-нравственного развития» начального общего образования для детей с ОВЗ.  Выявите сходства и различия.

2. В чем отличия основной образовательной программы НОО от адаптированной основной образовательной программы НОО в части содержания воспитания.

3.  Каким образом воспитательный компонент отражается в описании личностных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и адаптированной основной образовательной программы (АООП НОО)?


1.4. Анализ требований ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к проектированию программ воспитания.

ФГОС НОО

ФГОС НОО ОВЗ

19.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

2.9.6. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития) , указанная в приложениях №1-8 к настоящему Стандарту, воспитания обучающихся с ОВЗ  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и др. институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены:

  • ключевые воспитательные задачи,
  • базовые национальные ценности российского общества.

В основу программы духовно-нравственного развития должны быть положены:

- ключевые воспитательные задачи,

- базовые национальные ценности российского общества

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и  региональную специфику;

- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа должна обеспечить:

создание воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать на практике  использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания –

  • формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников,
  • рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
  • по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
  • по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
  • по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Программа должна содержать:

цель, задачи, основные направления, перечень планируемых результатов воспитания:

  • социальных компетенций
  • моделей поведения обучающихся с ОВЗ
  • формы организации работы

19.7.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ  с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развития потребностей в занятиях физической  культурой и спортом;
  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровья обучающихся;
  • формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности поддержать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

1) цель, задачи и планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.

Ответьте на вопросы:

1. Проследите преемственность в требованиях ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к разработке программ воспитания (на основе текстов ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ).

2. Что вы понимаете под «системой воспитательных мероприятий»?

3. Как в вашей образовательной организации организована система социального воспитания? Назовите основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся (из опыта работы).

4. Какие методики и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся существуют в вашей образовательной организации? Приведите примеры.

5. Поделитесь опытом работы Вашей образовательной организации, как формируете у каждого обучающегося активную деятельностную позицию?

6. Поделитесь опытом работы Вашей образовательной организации, как организуете для обучающихся систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции?


Практическая работа

В данной части предстоит практическая работа, которая позволит понять, как требования ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ возможно отразить в ООП НОО и АООП НОО каждой образовательной организации и организовать деятельность педагогического коллектива по выполнению этих требований.

1.5. Проанализируйте предложенные отрывки из текста ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ.

ФГОС НОО

ФГОС НОО ОВЗ

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и  региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО.

формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-этическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и экономического благополучия;

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

🖎   Запишите сходные требования ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к содержанию программ воспитания, которые отражают принцип преемственности при реализации ООП НОО и АООП НОО:

1. _________________________________________________________________________;

2. ___________________________________________________________________________.

Заполните предложенную таблицу и ответьте на вопрос: «Удается ли Вашей образовательной организации смоделировать социальную среду развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС НОО?  ОВЗ»🞶



Организации сетевого (межведомственного) взаимодействия

Формы взаимодействия

Урочная деятельность обучающихся

Внеурочная деятельность обучающихся

Внешкольная деятельность обучающихся

1) Районная библиотека

2) Дом детского творчества

3)

4)

5)

и т.д.


1.2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

🕮 Проанализируйте предложенные Вашему вниманию цитаты из текста профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

II. Описание трудовых функций,  входящих в профессиональный стандарт  (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

Наименование

Уровень квалификации

Наименование

Код

Уровень (подуровень) квалификации

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 

6

Общепедагогическая функция. Обучение

A/01.6

6

Воспитательная деятельность

A/02.6

6

Развивающая деятельность

A/03.6

6

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

5-6

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

B/01.5

5

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

B/02.6

6

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

B/03.6

6

Модуль «Предметное обучение. Математика»

B/04.6

6

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

B/05.6

6

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Воспитательная деятельность

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер                          

профессионального стандарта

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Проектирование и реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Ответьте на вопросы:

1. Перечислите современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы?

2. Каждый педагог участвует в проектировании и реализации воспитательных программ. Укажите название воспитательных программ, являющихся частью основной образовательной программы начального общего образовании (ООП НОО) и (АООП НОО).

3. В чем, по-вашему, заключаются воспитательные возможности разных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)?

4. Приведите конкретные примеры конструктивных воспитательных усилий родителей?

5. Назовите нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации.

6. Приведите примеры проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка), используемые Вами на классных мероприятиях.

Заполните таблицу «Система воспитательных мероприятий», которая вложена в «Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» ООП НОО вашей образовательной организации и составлена в соответствии с п. 19.6 ФГОС НОО.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Внеурочная деятельность

1) спортивно-оздоровительные;

2) духовно-нравственные;

3) социальное;

4)общеинтеллектуальное;

5) общекультурное.

Классные мероприятия



АНКЕТА

Название методического объединения________________________________________

Ф.И.О. _________________________________________________________________

дложность_______________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

I. Нормативно-правовая основа организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

1. Должна ли воспитательная программа образовательной организации, являющаяся частью основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП НОО) утверждаться директором образовательной организации?

2. Что входит в обязанности педагогического работника?

3. Закончите предложение. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования

 __________________________________________________________________;

 __________________________________________________________________;

 __________________________________________________________________;

 __________________________________________________________________.

4. Какая деятельность понимается под воспитанием?

5. Что относится к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации относительно методов воспитания? В каком нормативном документе это регламентируется?

1.2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

1. Перечислите современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы?

2. Каждый педагог участвует в проектировании и реализации воспитательных программ. Укажите название воспитательных программ, являющихся частью основной оразовательной программы начального общего образовании (ООП НОО) и (АООП НОО).

3. В чем, по-вашему, заключаются воспитательные возможности разных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)?

4. Приведите конкретные примеры конструктивных воспитательных усилий родителей?

5. Назовите нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации.

6. Приведите примеры проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка), используемые Вами на классных мероприятиях.

1.3. Проанализируйте предложенные Вашему вниманию цитаты из текстов ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ.

1. Сравните требования ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к целям и задачам «Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» ступени начального общего образования  и «Программы духовно-нравственного развития» начального общего образования для детей с ОВЗ.  Выявите сходства и различия.

2. В чем отличия основной образовательной программы НОО от адаптированной основной образовательной программы НОО в части содержания воспитания.

3.  Каким образом воспитательный компонент отражается в описании личностных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и адаптированной основной образовательной программы (АООП НОО)?

1.4. Анализ требований ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к проектированию программ воспитания.

1. Проследите преемственность в требованиях ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к разработке программ воспитания (на основе текстов ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ).

2. Что вы понимаете под «системой воспитательных мероприятий»?

3. Как в вашей образовательной организации организована система социального воспитания? Назовите основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся (из опыта работы).

4. Какие методики и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся существуют в вашей образовательной организации? Приведите примеры.

5. Поделитесь опытом работы Вашей образовательной организации, как формируете у каждого обучающегося активную деятельностную позицию?

6. Поделитесь опытом работы Вашей образовательной организации, как организуете для обучающихся систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции?

1.5. Запишите сходные требования ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ к содержанию программ воспитания, которые отражают принцип преемственности при реализации ООП НОО и АООП НОО:

1. _________________________________________________________________________;

2. ___________________________________________________________________________.


[1]3 По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система учета достижений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.

В статье рассмотрены различные методы оценки и учета уровня развития воспитанников детского сада, а также представлен анализ современных требований ФГОС ДО к системе оценки уровня достижений дошкольни...

Статья. «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателен, с развитым чувством красоты и активным творч...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...

Организация системы физкультурно-оздоровительного процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Организациясистемы физкультурно-оздоровительного процессав ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Тематический контроль «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Основная цель данного контроля - изучить и выяснить эффективность  работы ДОУ   по организации образовательного процесса  в соответствии с требованиями ФГОС  дошкольного образ...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Сборник  методических материалов  для  педагога-психолога  в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями  ФГОС ДО)...

Доклад для родителей "Сотрудничество ДОО с семьями воспитанников: реализация системы взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

            В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запро...