Дополнительная образовательная программа по развитию логиго - математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости "Занимательная математика"
рабочая программа

Жуланова Вера Алексеевна

Цель программы: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредством математических игр и упражнений и задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости.

«Занимательная математика».

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей одарённых дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Одним из ключевых направлений Программы развития детского сада является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно-ориентированных средствах обучения (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ для разных ступеней дошкольного образования).

Данная Программа базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания:

  • целенаправленности;
  • индивидуальных и возрастных особенностей;
  • культуросообразности;
  • единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
  • уважительного отношения к личности;
  • положительных черт ребенка;
  • единства знания и поведения;
  • диалогичности и сотрудничества;
  • рефлексии.

Программа по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости призвана, на наш взгляд, осуществить ряд задач в рамках Программы развития МДОУ детский сад №7:

  • во-первых, способствовать развитию одарённости воспитанников через интерактивные формы образовательного процесса
  • во-вторых, аккумулировать творческий потенциал педагогов для расширения базы инновационных практик в детском саду.
  • в-третьих, обеспечить вариативность и качество дополнительных образовательных услуг.

Организация занятий: проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня.

Длительность занятия зависит от возраста детей: дети 5-6 лет - 25 мин., дети 6-7 лет – 30 мин.

Оценка результатов осуществляется в трёх направлениях.

1. Объективная диагностика с помощью специальной системы форм и методов контроля деятельности.

Классификация методов контроля:

1) Методы устного контроля (рассказ, беседа, объяснение, сообщение из опыта дошкольников).

2) Методы письменного контроля (специальные задания в старшем дошкольном возрасте: графические диктанты, обведение предметов по контуру, штриховка и др.).

3) Практические работы и задания (выполнение математических действий, опытов, трудовых операций, действий с дидактическими игрушками и материалами и пр.).

4) Наблюдение за деятельностью детей в естественной, самостоятельной деятельности. Оценивается способность ребенка применять полученный опыт, творчески адаптировать его в повседневной жизни, использовать знания и умения в разных видах детской деятельности, способность детей к само- и взаимообучению.

5) Специально разработанные диагностические методики (выявляют уровень развития психических процессов, компонентов учебной деятельности, объем, полноту и прочность усваиваемых знаний, умений, способностей).

2. Оценка учебно-познавательной деятельности детей в процессе обучения и по его результатам.

Значимый результат обучения дошкольников в ДОУ – овладение учебно-познавательной деятельностью и ее компонентами (познавательная мотивация, целеполагание, планирование, учебные умения и навыки, способность к оценке результатов учебно-познавательной активности).

Рекомендации по оценке деятельности детей: в оценке отражаются сначала положительные, затем отрицательные стороны, поправимые в дальнейшем;

оценка должна быть отнесена к результату деятельности, а не к личности ребенка;

оценка может быть выражена в словесной и символической форме (знак, цвет, фишка и др.); формирование у детей конструктивного отношения к недостаткам и неточностям в своей деятельности;

недопустима формальная оценка работы ребенка.

3. Самооценка ребенком своих результатов в обучении

Дети начинают оценивать себя в том случае, если имеют опыт оценки своей деятельности взрослыми, сравнивая свой результат с образцом, с требованиями к деятельности, с продуктами деятельности других детей.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание и развитие одарённых детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы одарённости дошкольников вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению одарённости.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены семья, воспитатели групп, узкие специалисты, дети.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она развивает гибкость мышления, оттачивает ум, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются в игровых действиях   и средствами игры.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.

Условия реализации программы подразумевают наличие:

  • развивающей предметно-пространственной среды;
  • центры математических игр, оборудованной необходимыми игровыми пособиями;
  • специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
  • новейших научных разработок в данной области;
  • временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
  • возрастного принципа формирования группы;
  • учета индивидуальных особенностей ребенка;
  • принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

  • собственного информационного стенда;
  • специальной литературы;
  • новых научных разработок по данной теме;
  • разработок бесед и консультаций с родителями;
  • папки – презентации данной программы;
  • подробных разработок на каждое занятие;
  • набор необходимых игр и игровых материалов.

Характерные особенности программы:

  • воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания одарённых детей;
  • развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого одарённого ребенка, освоенности им способов действия;
  • комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении;
  • все задачи решаются по средствам игры и игровых действий;
  • использование новейших разработок по теме «Математическое развитие дошкольников». Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера;
  • применение здоровье сберегающих технологий;
  • все задания построены по принципу от простого к более сложному;
  • взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться;
  • взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Цель: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредствам математических игр, упражнений и задач.

Задачи:

  • развивать у детей логико-математические представления (представления о математических свойствах и отношениях предметов, геометрических фигурах конкретных величинах, числах, зависимостях и закономерностях);
  • развивать сенсорные (предметно-действенных) способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
  • осваивать с детьми экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  • развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация );
  • развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалка, стремления к поиску нестандартных решений задач, догадки, сообразительность;
  • развивать точную, аргументированную и доказательную речь, обогащать словарь ребенка;
  • развивать инициативность и активность и детей;
  • воспитывать готовность к обучению в школе: развивать самостоятельность, настойчивость в преодолении трудностей, ответственность, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 5–7 лет.

Игры дидактические, развивающие, подвижные.

Включают в себя игры с математическим содержанием, воспитывающие у детей познавательный интерес, творческому поиску, способность к исследовательскому.

Логические блоки Дьнеша.

Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.

«Палочки Кюизенера».

Включают в себя разработанные игры и упражнения, позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

«Художественно-творческая деятельность».

Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация).

«Опыты и исследовательская деятельность».

Включает в себя задания, направленные на нахождение решения проблемы.

«Математические праздники и викторины».

К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия.

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение дополнительных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

  • систематичности и последовательности;
  • доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей;
  • наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала;
  • равноправного партнерства ребёнка и взрослого;
  • практичности – комплекс приемов: игровой, прием соревнований, приём сотворчества.

Комплексности работы – проведение викторин, КВН и праздников включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.

Правила поведения:

  • гроворить негромко (не кричать);
  • ходить спокойно (не бегать);
  • помнить для чего мы собрались;
  • смело показывать свои способности;
  • заботиться друг о друге (не обижать);
  • помогать друг другу (не смеяться);
  • внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
  • уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Предметно-пространственная среда:

Для успешной работы организована предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала.

Ожидаемые результаты.

Первый год обучения:

  • измеряют величины различными условными мерками;
  • уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
  • обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
  • умеют словесно описывать фигуру;
  • имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
  • классифицируют предметы по 3-4 свойствам;
  • умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
  • активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
  • придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Второй год обучения:

  • анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
  • преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
  • выделяют пространственные и временные отношения;
  • владеют делением целого на части, определяют зависимости;
  • сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
  • определяют объем жидких и сыпучих материалов;
  • владеют приемами построения и перестроения из палочек;
  • умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
  • измеряют длину различными мерками;
  • умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
  • владеют приемами кодирования и декодирования информации;
  • знают графические изображения всех цифр;
  • активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
  • придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
  • составляют и решают математические задачи со счетом;
  • уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Учебно-тематический план.

Данная программа делится на 4 блока:

1 блок – игры с блоками Дьенеша.

2 блок – логико-математические задачи.

3 блок – игры с палочками Кюизенера.

4 блок – игры Никитина.

В содержание первого тематического блока входят:  

  • игры на объемное моделирование;
  • игры на плоскостное моделирование.

В содержание второго тематического блока входят:

  • игры на составление целого из частей;
  • игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.);
  • словесно-логические игры и упражнения;
  • игры на поиск недостающего элемента.

В содержание третьего блока входят игры:

  • игры с палочками Кюизенера.

В содержание четвёртого блока входят игры:

  • игры – головоломки;
  • игра «Сложи узор»;
  • игра «Геоконт»;
  • игра «Танграм»;
  • игра «Колумбово яйцо»;
  • игра «Уникуб».

Старшая группа

Подготовительная группа

Игры с блоками Дьенеша

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравья», «Построй дорожку»

Мальчики», «Зверюшки на дорожках», «Муравьи», «Поиск затонувшего клада»

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др.

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша)

«Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями

Игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».

Игры с кругами Эйлера (блоки Дьенеша, игрушки).

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».

Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку».

Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются»

«Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша).

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево»

«Угадай фигуру», «Сократи слово», «Раздели блоки»

Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».

Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно – игровые пособия).

Игры с блоками Дьенеша

Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера

Итого за год:

8 часов

8 часов

Логико – математические задачи

Словесно – логические игры и упражнения(11, 12) : «Что объединяет?»,

Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.);

Словесно – логические игры и упражнения

«Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др

Игры – головоломки со счётными палочками

Словесно – логические игры и упражнения

«Четвёртый лишний»;

«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один»

Логические задачи.

Словесно – логические игры и упражнения «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».

«Игры – головоломки», «Что изменилось». «Чудесный мешочек» (2), «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками

Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера

Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение», «Дополни ряд».

Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.

Игры с числовым кубиком и фишками.

Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний».

Словесно – логические игры и упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. (14)
Словесно – логические игры и упражнения (11): «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

Упражнения: «Чего не хватает».

 Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» (2) и другие подобные лабиринты.

Словесно – логические игры и упражнения «Подбери слово по аналогии»

Упражнения на сравнение двух групп фигур, «Четвёртый лишний», «Нелепицы».

Словесно – логические игры и упражнения  «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Сколько вместе?», «Сколько осталось?»  – схемы к математическим задачам

Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».

Словесно – логические игры и упражнения  «Логические цепочки».

Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2,5)
«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2)

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». «Что будет, если….»

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Четвёртый лишний», «Нелепицы

«Фабрика», «Чудо – мешочек»

«Найди все дороги», «Где чей домик?»

«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры

Словесно – логические игры и упражнения  «Толкование пословиц», «Суждения

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения»

Итого за год:

14 часов

18 часов

Игры с палочками Кюизенера

Палочки Кюизенера

«Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера).

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.

Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями;

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д

Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями

«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры

Словесно – логические игры и упражнения «Представь, что это?».

Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера

Итого за год:

5 часов

4 часа

Игры Никитина

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех».

Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо»

Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры

«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает».

Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры

«Найди отличия». «Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы

. «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры

«В.У.» , «Чудесный мешочек», «Что изменилось».

Итого за год:

6 часов

3 часа

Итого за год:

Викторина

Викторина

Развлечение

КВН

Математическая викторина

3 часа

2 часа

Содержание 1 блока:

Тема: «Игры с блоками Дьенеша» .

Игры способствуют развитию аналитического и логического мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческих способностей, а также — восприятия, памяти, внимания и воображения.  

Содержание 2 блока:

Тема: «Логико – математические задачи».

У детей должны быть сформированы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение, анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация). Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, сообразительности, смекалки, догадки.  

Содержание 3 блока:

Тема: «Палочки Кюизенера».

У детей должно быть сформировано при работе с палочками Кюизенера творческая фантазия и воображение, познавательная активность, мелкая моторика, наглядно –действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование, восприятие комбинаторных, конструктивных способностей.    

Содержание 4 блока:

Тема: «Игры Никитина».

У детей развивается память внимание. Умение классифицировать и систематизировать материал.

Работа с родителями предполагает:

  • папки раскладушки;
  • индивидуальные консультации;
  • мастер –классы;
  • анкетирование;
  • совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.

Формы организации работы:

  • развивающие игры логико-математического содержания;
  • словесно-логические упражнения;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • раскрашивание «умной» картинки;
  • использование литературных текстов;
  • интеллектуальные викторины.

В процессе работы над программой используются следующие методы и приемы:

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • наглядные;
  • индивидуальная работа;
  • интеллектуальное сотрудничество (совместный поиск решений, коллективное размышление).

Учебный план ДОП

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество в месяц

 Количество в год

Старшая группа

25

1

4

36

Подготовительная

к школе группа

30

1

4

36


Перспективный план по логико-математическому развитию.

Старшая группа.

Тема

Задачи

Пособия

Сентябрь

1 неделя

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

Развитие наблюдательности, творческого воображения.

«Сложи узор» (кубики Никитина),

«Коврик» (палочки Кюизенера).

Игры с блоками Дьенеша

Игры «Танграм», «Колумбово яйцо»

2 неделя

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравья», «Построй дорожку» и др. (7)

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы

3 неделя

Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. (3)

  • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения(11, 12) : «Что объединяет?»,

Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.

Октябрь

1 неделя

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. (3,7)

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша), (7)

  • Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты

Развитие речи, памяти, внимания.

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками».

Счётные палочки

Игры Никитина

2 неделя

Игры – головоломки со счётными палочками.

Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий)

3 неделя

«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». (5,12)

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11)

Развитие комбинаторных способностей.

Ноябрь

1 неделя

«Найди отличия», «Кубики для всех» (6), Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

«Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

Картинки, предметы.

Игры с блоками Дьенеша.

2 неделя

«Четвёртый лишний»;

Развитие комбинаторных способностей.

3 неделя

Игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку» (7).

Развитие умения сравнивать.

4 неделя

Логические задачи.

Развитие речи, внимания.

Декабрь

1 неделя

Викторина

Сценарий

2 неделя

Палочки Кюизенера.(3,7)

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.

Палочки Кюизенера

3 неделя

«Игры – головоломки», «Что изменилось». «Чудесный мешочек» (2),

«Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).(5, 12)

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Счётные палочки

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение», «Дополни ряд». (11)

  • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

Развитие речи, мышления

Картотека словесно-логичских игр

Январь

2 неделя

Игры с числовым кубиком и фишками.

Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». (11,12)

Развитие умения кодировать практические действия числами.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

  Игры с числовым кубиком и фишками

3 неделя

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

Игры с палочками Кюизенера

4 неделя

Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. (14)

Словесно – логические игры и упражнения (11): «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

Развитие речи, мышления.

План – схемы, картотека словесно – логических игр

Февраль

1 неделя

 «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)

 Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

Игра «Геоконт»

игра «Танграм»

Игра «Колумбово яйцо»

2 неделя

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. (3,7)

 Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.


  Игры с палочками Кюизнера

3 неделя

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». (7)

Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

  Игры с блоками Дьенеша

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11): «Подбери слово по аналогии»

Развитие речи, мышления

  Картотека словесно-логических игр

Март

1 неделя

Развлечение

   Сценарий

2 неделя

«В.У.» (6), «Чудесный мешочек»(2), «Что изменилось».

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

   Игры Никитина

3 неделя

Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», (7) Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» (12)

 Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

Игры с блоками Дьенеша.

Картини,  игрушки

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Развитие слухового внимания, памяти, речи.

   Картотека словесно –логических игр

Апрель

1 неделя

«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры. (3)

 Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

   Палочки Кюизенера

2 неделя

Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера. (2)

Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков

  Игровые задачи

  Круги Эйлера

3 неделя

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево» (3,7)

Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

   Блоки Дьенеша

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». (11,12)

Развитие умения быстро подбирать нужное слово

   Картотека словесно –логических игр

Май

1 неделя

Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». (7) 

 Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий. 

Блоки Дьенеша

   2 неделя

Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2,5)

«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2)

Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.

  Игры – схемы.

  Картотека математических задачек.

  3 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Четвёртый лишний», «Нелепицы».

Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.

  Картотека словесно –логических игр

  4 неделя

Математическая викторина

  Сценарий

Список литературы:

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, - СПб ООО «Издадельство «Детство – пресс», 2014г.
  • «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г.
  • «Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
  • «Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
  • Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
  • Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
  • Приказ МИНОБРНАУКИ России от 17 октября 2013. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования».  
  • Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г.
  • Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
  • Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
  • Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
  • Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
  • Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления»

Перспективный план по логико-математическому развитию.

Подготовительная группа.

Тема

Задачи

Пособия

Сентябрь.

1 неделя

Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.);

• Развитие внимания и наблюдательности.

 

2 неделя

Мальчики» (2) «Зверюшки на дорожках» (14), «Муравьи» (2), «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом)

Формирование представления о символическом изображении вещей

«Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом)

3 неделя

«Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. (11)

 Формирование умения рассуждать.

Картотека коротких рассказов.

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения

Картотека словесно –логических игр

Октябрь

1 неделя

Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». (6)

• Развитие конструктивных способностей.

Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех».

2 неделя

«Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера).

Умение строить упорядоченные ряды по выбранному признаку.

Палочки «Кюизенера»

3 неделя

«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2)

Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Картотека математических задач.

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».

Формирование умения находить основание для сравнения

Картотека словесно –логических игр

Ноябрь

1 неделя

 Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера. (2)

Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

«Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями.

2 неделя

Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. (14)

 Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

План - схемы

3 неделя

Игры с блоками Дьенеша: «Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями.

Формирование представления о символическом изображении вещей. 

Игры с блоками Дьенеша.

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Развитие речи, мышления

Картотека словесно –логических игр

Декабрь

1 неделя

Викторина

Сценарий

2 неделя

Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями;

 Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам.

«Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями;

3 неделя

Упражнения: «Чего не хватает».

Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» (2) и другие подобные лабиринты.

Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры» (7). 

Развитие пространственных представлений.

Развитие умения действовать согласно алгоритму. 

Блоки Дъенеша.

План – схемы.

Игры с Блоками.

4 неделя

Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), «Четвёртый лишний», «Нелепицы».

Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации

Январь

2 неделя

«Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2) – схемы к математическим задачам.

Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.

Палочки Кюизенера «На золотом крыльце» - альбом с заданиями;
Круги Эйлера.

3 неделя

Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями.

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения

Палочки Кьюезенера

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11): «Представь, что это?».

Формировать умение описывать определённое понятие

Картотека словесно –логических игр

Февраль

1 неделя

Игры с кругами Эйлера (блоки Дьенеша, игрушки).

Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».

Круги Эйлера;

Блоки Дьенеша;

Геоконт»;

«Танграм»; «Колумбово яйцо

2 неделя

Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку». (3,7)

Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам.

Блоки Дьенеша

3 неделя

Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

Игры «Геоконт», «Колумбово яйцо» и другие

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Логические цепочки».

Формирование умения устанавливать логические связи

Картотека словесно –логических игр

Март

1 неделя

КВН

Сценарий

2 неделя

«Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша). (7) 

Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции.

Блоки Дьенеша

3 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». «Что будет, если….»

Развитие умения сравнивать

Картотека словесно – логических игр

4 неделя

«Фабрика», «Чудо – мешочек» (2);

Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).

Апрель

1 неделя

«Найди все дороги», «Где чей домик?» (2);

Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.

2 неделя

«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры

 Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации.

Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику».

3 неделя

«Угадай фигуру», «Сократи слово», «Раздели блоки» (блоки Дъенеша).

Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов.

Блоки Дьенеша

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения»

Развитие умения рассуждать, делать умозаключения

Картотека словесно –логических игр

Май

1 неделя

Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно – игровые пособия).

 Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.

Блоки Дьенеша

2 неделя

Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо»

3 неделя

Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера (2)

Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

Круги Эйлера

Блоки Дьенеша

4 неделя

Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения»

Развитие умения рассуждать, делать умозаключения

Картотека словесно –логических игр


Список литературы.

  • Безруких М. М., Филиппова Т. А. Комплект «Ступеньки к школе». «Учимся находить одинаковые фигуры»; «Азбука счета»; «Цвет»; «Учимся находить противоположности»; «Развиваем логическое мышление и память». Дрофа. 2000 г.
  • Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
  • Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.
  • Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
  • Козлова В. А. Книга по математике для детей и воспитателей «Пых». «Школьная Пресса». 2002 г.
  • Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. М.: 2008 г.
  • Логинова В. И., Бабаева Т. И. и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство-Пресс. 2010 г.
  • Методические советы к программе «Детство». Детство-Пресс. 2007 г.
  • Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования
  • Михайлова З. А. Математика – это интересно. 2006 г.
  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. «Детство-Пресс». 2001 г.
  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. «Детство-Пресс». 2001 г.
  • Михайлова З.А. Математика от трех до шести.
  • Новикова В. П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Мозаика–Синтез. 2009 г.
  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Детство-Пресс. 2006 г
  • Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
  • Смоленцева А.А. Математика до школы.
  • http://festival.1september.ru/articles/640288/#


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие совместной деятельности по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный материал помогает закрепить у детей пяти - шести лет понятие состава числа "пять", знание основных геометрических фигур и их свойств (форма, цвет, размер), умение читать схемы - символы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Программа развития сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста

   Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Конспект открытого занятия по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель: Уточнение и закрепление математических представлений у детей. Задачи:Обучающие:- Совершенствование умения считать в пределах 10, закрепление навыков порядкового счета, формирование понимани...

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...