«Использование инновационных образовательных технологий в детском саду»
статья (средняя группа)

В статье рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду. Раскрыты возможности их применения. Проведена классификация здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение

детский сад №15

«Использование инновационных образовательных технологий в детском саду»

Воспитатель: Манаева В.А.

 

Острогожск 2018г.

  Быть настоящим современным педагогом очень тяжело, но и очень интересно. Чтобы соответствовать современному стандарту нужно,  постоянно развиваться, самообразовываться, искать новые пути развития и образования детей. Все это возможно благодаря активной позиции и творческой составляющей воспитателя детского сада.

В современных условиях педагог – это  исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого - педагогическим мышлением,  развитой педагогической  интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Для того чтобы  качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс каждый  педагог должен, постоянно повышать уровень своего профессионального мастерства.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения  является важным условием  реформирования  и  совершенствования  системы  современного дошкольного образования. Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

 Воспитатель в общении с детьми должен  придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его основная цель работы - содействовать становлению ребенка как личности.

В данной  статье  хочется более подробно остановиться на описании педагогических технологий и их эффективности использования в нашем детском саду.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Это особенно актуально в связи с ухудшением экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

  • от типа дошкольного учреждения,
  • от продолжительности пребывания в нем детей,
  • от программы, по которой работают педагоги,
  • конкретных условий ДОУ,
  • профессиональной компетентности педагога,
  • показателей здоровья детей.

  Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы.

    Все мы знаем, как трудно заставить и себя, и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Именно поэтому мы стали использовать методику игрового стретчинга. Стретчинг (stretch) – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Эта методика  превращает занятия физкультурой,  в увлекательную игру-сказку, где дети –  ее персонажи,  кроме того, понятные детям образы сказочного мира позволят легко освоить непростые физические упражнения. Каждое упражнение стретчинга повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста) и длится не более 20 минут. Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Занятия по предложенной мною методике помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

    После проведения в нашем  детском саду  медицинского   осмотра  и выявлении большое количество  детей, имеющих нарушение  осанки,  уплощение стопы, плоскостопие (количество  детей с этим  диагнозом увеличивалось  год от года). Мы искали  пути работы по профилактике  и коррекции осанки  и плоскостопия и решили обратиться  к Хатха-йоге.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

         Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

         Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей.  Улучшается кровообращение,  нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается  усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается  гибкость, улучшается осанку.

         Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

 Хатха-йога проводится во время утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после дневного сна на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей, .

   В нашей практике не менее значительное место занимают и традиционные формы работы:  проведение  спортивных  праздников и развлечений («Мой веселый звонкий мяч…», «Спасатели -  водолазы спешат на помощь и др. »).

 Физическое развитие и укрепление здоровья детей происходит посредством применения различных видов гимнастик:  дыхательной  «Самолет», «Насос», «Ежик», «Жук»;  пальчиковой гимнастики  «Моя семья», «Строим дом», «У жирафа…»,  «Мое тело»;  ортопедической, закаливания,  динамических пауз «Неуловимый шнур», «Пингвины», «Самый ловкий», «Канатоходец», гимнастика для глаз («Солнышко», «Филин», «Ладошки», «Веселая неделька».

  Утреннюю гимнастику  регулярно проводим  под современную музыку с «Кукутиками», «Тетушкой Совой». Релаксация под звуки природы или классические музыкальные композиции, прогулки на территории детского сада, спортивные игры, закаливающие и, водные процедуры  - это все  в комплексе оказывает благоприятное воздействие на развитие и здоровье детей.

   Воспитатели, нашего детского сада  также активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с воспитателем. Учебные проекты которые мы реализуем совместно с воспитанниками:

  1. Игровые - проводим в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений на различные темы.
  2. Экскурсионные – основной целью таких проектов является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
  3. Повествовательные  –  с их помощью детей обучаем объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. Конструктивные -  направлены на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: изготовить кормушку для птиц, посадить семена овощей или цветов  и др. Большое внимание уделяем экологическому развитию, был реализован недавно проект «Эколята – дошколята». Детям очень нравится работать самостоятельно и в группе. Работа над проблемой, в результате которой они получают ответы на вопросы,  открывают  для себя много нового и интересного.  Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний.

  Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Дети играя,  познают мир, а полученные знания стараются применять в повседневной жизни.

 Основной целью исследовательской деятельности в дошкольном учреждении  является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему увидеть процесс и результаты.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством выполнения  ряда определенных  действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности которые мы применяем:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • опыты;
  • дидактические игры;
  • моделирование ситуаций;
  • трудовые поручения, действия.

Инновационные  образовательные педагогические технологии в ДОУ помогают воспитателям найти индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать его особенности, характерные черты. Дети  с удовольствием посещают  ДОУ и с каждым днем пополняют свой пока еще небольшой багаж знаний.

   Информационно-коммуникационные технологии получили свое развитие в настоящее время, такими передовыми технологиями, как компьютер, ноутбук, планшет  или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ в образовательной деятельности  и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к приобретению знаний, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают  внимание ребенка, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ стало возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

  Использование личностно-ориентированных, технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника,  является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его индивидуальных  особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. В этих технологиях  нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера понимания, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка.

 Игровые технологии - фундамент всего дошкольного образования и    строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Среди игровых упражнений можно выделить:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные и нереальные явления;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач благодаря им  у детей развиваются психические процессы.   Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Новые педагогические  образовательные технологии гарантируют высокие достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждому педагогу необходимо использовать и творить новые технологии, даже если имеем дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества, а мы -  воспитатели творческие люди. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Творческих Вам успехов!