Главные вкладки

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
    материал

    Пшеничная Ольга Эдуардовна

    Модернизация  образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к учению, и не дающих результатов.

    Личностно-ориентированное обучение и воспитание – это такое обучение и воспитание, где во главу угла ставится личность ребёнка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum.docx302.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

     «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

    Подготовила:

    Пшеничная Ольга Эдуардовна,

    старший воспитатель МДОБУ № 7

    «Ласточка» станицы Прочноокопской

    муниципального образования

    Новокубанский район

    2019 год

    Практическое занятие для педагогов по теме

     «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

    Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.

    Задачи:

    1. Ориентировать педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми.

    2. Дать представление о способах общения с детьми в рамках личностно-ориентированной модели; осознать способы общения «признание», «принятие», «понимание».

    3. Способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы.

            ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.        

    Модернизация  образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к учению, и не дающих результатов.

    Личностно-ориентированное обучение и воспитание – это такое обучение и воспитание, где во главу угла ставится личность ребёнка.

    Выделяют 3 модели взаимодействия педагога с детьми. В качестве признака, по которому эти модели можно выделить является противоречие между целями и задачами, которые ставит педагог, и целями и задачами, которые преследуют дети в данный момент. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, строятся модели взаимодействия педагога с детьми.

    1. Учебно-дисциплинарная модель. Здесь в качестве главного действующего лица признаётся педагог. Ребёнку отводится пассивная роль, он выступает в качестве объекта приложения сил педагога. Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. Ребёнок должен вне зависимости от собственного желания овладевать ЗУН, которые предлагаются ему педагогом. Ценятся качества: исполнительность, дисциплинированность.

    Стиль руководства: авторитарный. Его признаком является ограничение свободы детей.

    Цель: вооружить детей ЗУН.

    Способ общения: наставление, угроза, запрет, требование, наказание.

    Позиция педагога: реализовать программу, удовлетворить требования контролирующих инстанций.

    2. Личностно – ориентированная модель. Педагог и ребёнок равноправны. Они оба обладают определённой свободой в построении своей деятельности, характерным признаком которой является возможность осуществлять выбор. Основное противоречие решается не за счёт принуждения, а путём сотрудничества. Ценятся качества: способность к самореализации, творческому росту, инициативность, активность.

    Отношения между педагогом и ребёнком строятся по принципу взаимопонимания и взаимопринятия. И педагог, и ребёнок имеет право на индивидуальность.

    Принципы, на которых строятся взаимоотношения с детьми:

    - управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;

    - постоянное проявление веры в возможности и перспективы развития каждого ребёнка;

    - сотрудничество с детьми в процессе обучения;

    - уважение и поддержка достоинства детей;

    - принятие детей такими, какими они являются в реальности.

    Стиль руководства: демократический.

    Тип отношений: устойчиво – положительный.

    Цель: обеспечить чувство психологической защищённости, доверия к миру, радость существования, формирования начал личности, развитие индивидуальности каждого ребёнка.

    Способы общения: понимание, признание, принятие ребёнка.

    3. Свободная модель. Главное лицо – ребёнок. Педагогу отводится пассивная роль. Задача педагога – приспосабливаться к желаниям детей, создавать условия для их спонтанного развития. Основное противоречие преодолевается посредством принуждения, но со стороны ребёнка.

    Стиль руководства: либеральный.

    Чаще всего эта модель имеет место в семейном воспитании: ребёнок – кумир, все его малейшие прихоти удовлетворяются.

    Оптимальной является личностно – ориентированная модель, т. к. она создаёт благоприятные условия для развития ребёнка, учебно-дисциплинарная модель ограничивает свободу детей, снижает инициативу.

    Правило «Трёх П», сформулированное психологом Артуром Владимировичем Петровским, может быть положено в основу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Правило «Трёх П» гласит: понять, принять и признать ребенка.

    1) понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

    2) приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

    3) признание — право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

    Во время пребывания в детском саду ребёнок подвержен воздействию педагогических факторов, которые негативно сказываются на его психологическом здоровье. К ним относятся:

    - стрессовая педагогическая тактика;

    - отсутствие систематической работы в учреждении по сохранению и укреплению здоровья детей;

    - несоответствие используемых методик возрастным особенностям детей.

    От того, как педагог общается с детьми, выстраивает с ними взаимоотношения зависит психологический климат в группе в целом и психологическое состояние каждого ребёнка в частности. К сожалению, педагог не всегда выбирает правильную педагогическую тактику. Он может делать акцент на передачу знаний детям, не уделяя внимание их личности.

    Существует 5 типов отношения педагогов к детям:

    1. Устойчиво – положительный – ровное, душевное отношение к детям, забота, преобладание положительных оценок, искренность, такт, улыбка. Жестом, мимикой педагог даёт понять, что ребёнок ему интересен, небезразличен.

    2. Пассивно – положительный – нечётко выражена эмоционально – положительная направленность в общении с детьми.

    3. Неустойчивый – характеризуется ситуативностью отношения; педагог попадает под власть своих настроений, взаимодействие с ребёнком, его оценка зависят от ситуации.

    4. Открыто – отрицательный – негативное отношение к детям, к педагогической деятельности, воспитатель своим поведением подчёркивает, насколько он выше детей, педагог сосредотачивает своё внимание на отрицательных поступках и поведении детей.

    5. Пассивно – отрицательный – внешняя хорошая организация деятельности, однако сам педагог к деятельности и детям безразличен.

    Сейчас необходим педагог, осознающий свою ответственность не только за знания ребёнка, но и за его эмоционально-комфортное развитие и здоровье. При встречи с непредвиденными ситуациями, педагог должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей. Он должен перейти от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

    Анкетирование педагогов «Осуществляется ли в настоящее время в ДОУ личностно-ориентированное взаимодействие с дошкольниками?»

            Цель: выявление причин, затрудняющих организацию личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    - Содержание предлагаемых упражнений поможет Вам осознать и прочувствовать смысл таких способов общения, как «понимание», «приятие» и «признание» личности ребенка.

    Упражнение «Приветствие»

    - Представьте, что вы встречаете утром детей. Предложите разные варианты и способы приветствия, учитывая особенности конкретного ребёнка.

    Участники по кругу приветствуют остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребёнка (каждый предлагает свой вариант).

    Педагоги разбиваются для работы в двух микро-группах.

            

    Упражнение  "Салфетка".

    Всем участникам семинара раздаются листы бумаги - "салфетки".

    Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол (кто - то будет сгибать салфетку пополам вдоль, кто - то - по диагонали; кто - то будет отрывать правый нижний угол, а кто - то  - верхний), так делают 4 раза. Затем развернуть  салфетку, показать ее всем участникам. (Ни одной одинаковой салфетки не будет, как нет двух одинаковых личности).

    Несмотря на то, что всем были розданы одинаковые листы бумаги, в группе не получилось абсолютно одинаковой салфетки. Данное упражнение наглядно показало нам, что нет одинаковых личностей. Каждый из Вас выполняет задание исходя из своего жизненного опыта, своих знаний и умений, своих установок.

    Так и дети, с которыми мы взаимодействуем при обучении и воспитании, являются личностями со своей уникальной индивидуальностью.


    Упражнение «Подкрепление»

    Цель: осознание способа общения «приятие».

    Материалы: любой предмет, который можно переместить в пространстве.

    Ход: Двое участников выходят за дверь. Остальным участникам нужно задумать предмет, из находящихся в помещении, и место, на которое его необходимо будет перенести. Ни предмет, ни место нельзя называть напрямую. Группе также дается задание: одному игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (критиковать), а другому — положительное (использовать слова поддержки).

    Затем приглашаются активные участники, и им дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место, задавая наводящие вопросы. Отвечая на вопросы участников, группа дает первому игроку отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией); второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.)

           По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми предоставляется активным участникам.

    Вопросы  для  обсуждения:

    • Как Вы чувствуете себя в этой роли?
    • Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
    • Как Вы чувствуете себя сейчас?
    • Какие выводы Вы можете сделать из этого упражнения?

                 Комментарии к упражнению: Психологическая поддержка — это способ выражения принятия. С отрицательными подкреплениями первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку негативные оценки выдаются на протяжении всего периода его пребывания в детском саду, и у него может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.

     

    Упражнение «Самопознание»

    Цель: осознание способа общения «признание».

    Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».

    Ход: Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». В начале ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:

    — Когда Вы назвали количество возможных слов, Вы опирались на то, сколько сами можете составить, или учитывали, что могут появиться варианты от других членов группы? 

    Далее группа составляет слова из букв. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

    Когда упражнение будет выполнено необходимо обсудить: все ли участвовали в составлении слов, были ли «выпадающие» и как они себя чувствовали, в какой форме проходило составление слов (просьба, совместное решение).

    Комментарии к упражнению: необходимо учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

    Упражнение «Личность педагога»

    Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению группы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди.

    Примерные качества:

    • Гибкость;
    • Стремление к самоактуализации;
    • Доброжелательность, умение брать ответственность на себя;
    • Коммуникабельность;
    • Направленность на личность другого человека;
    • Принятие себя;
    • Уважение чужого мнения;
    • Организаторские способности;
    • Умение видеть на несколько шагов вперёд;
    • Креативность;
    • Эмпатийность.

    Первая микрогруппа даёт свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске.

    Для второй микрогруппы работа усложняется за счёт особенностей представления своего портрета – оно проходит в виде ответов на вопросы:

    • С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
    • Что вы сами предлагаете добавить?
    • Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

    Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать своё решение, приводить аргументы в свою защиту.

    Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трёх наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

            

    Упражнение-игра «Я думаю, что по сравнению…»

    Педагогам предлагается продолжить высказывания: 

    - 1 подгруппа: «Я думаю, что современные педагоги по сравнению со своими коллегами пятилетней (десятилетней) давности...»;

    - 2 подгруппа: «Я думаю, что наши воспитанники по сравнению со своими сверстниками пятилетней (десятилетней) давности...».

    Все высказывания записываются на подготовленных бланках. При выполнении этих упражнений предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности

    После того, как работа завершена, проводится совместное обсуждение получившихся «портретов» педагогов и воспитанников.

            Упражнение «Мой день»

    Цель: настрой на сохранение своего здоровья.

    Материал: лист бумаги (можно использовать цветные стикеры).

    Ход: Педагогам на чистом листе бумаги необходимо написать, что они сделали вчера, чтобы поддержать свое здоровье.

    Комментарии к упражнению: педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру его здоровья, прежде всего, сам должен заботиться о своем здоровье. Подвести к тому, что если кто-то не смог ничего написать на листе, то значит, он мало заботится о себе и своем физическом и психологическом здоровье. Следует обратить на это внимание.

    Упражнение «Что помогает тебе в работе».

    Занятие завершается высказыванием мнения о своём соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала.

    Высказывание можно начать с фразы: «Вам, как профессиональному педагогу, очень помогает в работе то, что Вы…».

    Рефлексия.

    Участники семинара на листе бумаги обводят свою левую руку. Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение.

    1. Большой – для меня было важным и интересным…
    2. Указательный – по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию………
    3. Средний – мне было трудно …..
    4. Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…….
    5. Мизинец – мне было недостаточно…….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

    Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье.

    Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье. Доклад к педсовету....

    Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

    Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

    Статья на тему: “ Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье ”

    Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам - педагогам,надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника....

    «Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье».

    Психологическое здоровье - важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка. Поддержание и сохранение психологического здоровья является одной из важнейших задач ...

    Условия сохранения психологического здоровья детей в ДОУ и в семье.

    Условия сохраненияпсихологического здоровьядетей в ДОУ и в семье....