ВОСПИТАТЕЛИ – ПРОФЕССИОНАЛЫ И ВОСПИТАТЕЛИ – РОДИТЕЛИ КАК ПОЛНОПРАВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА ДОО: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
статья
Семья – первый социальный институт, в который попадает ребенок в свои первые годы жизни. Именно родители помогают своему чаду познать окружающий его мир, установить первые контакты с социумом, найти ответы на интересующие вопросы. Что же происходит потом? Потом ребенок начинает посещать детский сад. Родителям важно, чтобы их ребенок находился в саду, чтобы его там «всему» научили, пока мама с папой на работе зарабатывают деньги на новую игрушку. Зачастую, ответственность за будущее воспитание дошкольника перекладывается на детский сад по причине владения родителями низким уровнем педагогической культуры. Действительно ли детский сад должен взять на себя ответственность за воспитание будущего поколения или это привилегия ближайшего окружения ребенка (родителей, законных представителей) - большой вопрос, не оставляющий без внимания всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitateli_-_professionaly_i_vospitateli_-_roditeli.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛИ – ПРОФЕССИОНАЛЫ И ВОСПИТАТЕЛИ – РОДИТЕЛИ КАК ПОЛНОПРАВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА ДОО: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
И.В.Можаева
ГБДОУ детский сад №8
Выборгского района
г. Санкт – Петербурга
Семья – первый социальный институт, в который попадает ребенок в свои
первые годы жизни. Именно родители помогают своему чаду познать окружающий его мир, установить первые контакты с социумом, найти ответы на интересующие вопросы. Что же происходит потом? Статистика гласит, а наполняемость групп дошкольных образовательных организаций это демонстрирует, что по достижению трехлетнего возраста ребенка, а чаще и раньше, родители выходят из декретного отпуска, а дети отправляются в детские сады. По каким критериям родители выбирают детские сады, ответы очевидны: местоположение, режим работы, стоимость пребывания, наполняемость групп. Далеко не все родители интересуются по каким программам работает учреждение, каких главных целей в воспитании, обучении и развитии детей придерживается, что ставит в приоритет. Им важно, чтобы ребенок находился в саду, чтобы его там «всему» научили, пока мама с папой на работе зарабатывают деньги на новую игрушку. Зачастую, ответственность за будущее воспитание дошкольника перекладывается на детский сад по причине владения родителями низким уровнем педагогической культуры. Действительно ли детский сад должен взять на себя ответственность за воспитание будущего поколения или это привилегия ближайшего окружения ребенка (родителей, законных представителей) - большой вопрос, не оставляющий без внимания всех участников образовательного процесса.
А.С. Макаренко подразумевал, что воспитательный процесс – это ни что иное, как гражданский долг родителей: «Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец». [1] В Федеральном законе «Об образовании» прописано, что «родители – есть первые и основные воспитатели своих детей, и что детские сады создаются им в помощь». [2] Большинство действующих нормативно – правовых документов в области образования подчеркивает роль родителей как первых и главных воспитателей детей, ответственных за результаты воспитания и занимающих роль субъектов в образовательном процессе (Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс РФ»). Детские сады создаются не только для свободного, комфортного времяпрепровождения в специализированном, развивающем пространстве, а главным образом для оказания помощи и поддержки родителям в вопросе воспитания, развития и обучения подрастающего поколения. Один из главных принципов ФГОС дошкольного образования есть ничто иное как сотрудничество детского сада с семьями воспитанников. [3] Таким образом, на ребенка оказывается планомерное влияние двух главных участников образовательного процесса – родителей и педагогических кадров ДОО. Главным в данной системе воспитания является единство взглядов на это самое воспитание. Как добиться понимания, выстроить общение между семьями воспитанников и детским садом, каким образом повысить их педагогическую культуру и субъектную позицию, для того чтобы было создано «единое образовательное пространство». Единого ответа на эти вопросы не существует, так как все родители разной возрастной категории, придерживаются разных систем воспитания и т.д. Поэтому перед воспитателями стоит непростая задача. Ниже хочется представить тот опыт, который достаточно успешно используется в моей педагогической практике.
Первое знакомство с контингентом семей традиционно проходит через анкетирование родителей, которое может позволить узнать основные сведения (полная/неполная семья, количество детей в семье, сфера деятельности родителей (законных представителей), семейные интересы и предпочтения и т.д.). Однако обработка данных чаще всего свидетельствует о формальном заполнении анкеты, указание незначительных данных, отклонение от прямых ответов. Таким образом, чаще всего некоторые родители уже на первом этапе знакомства пытаются не вступать в контакт, давая на вопросы анкеты односложные ответы. Как же при таком взаимодействии может выстроить «единый» процесс воспитания детей дошкольного возраста. Зачастую, эта форма не приносит понимания полноценной картины, поэтому не стоит отчаиваться, если не получилось найти общий язык через анкетирование, еще есть много других форм и способов для взаимодействия.
Вторым традиционным способом взаимодействия являются родительские собрания. Но наши собрания немного отличаются от принятых. Нетрадиционная обстановка: вкусный чай, ароматный кофе, свежая выпечка и сладкие конфеты, создают непринужденную атмосферу, способствующую раскрытию личностных качеств участников образовательного процесса. На повестке дня может быть обсуждение любых волнующих тем и вопросов, потому что созданный микроклимат в таком коллективе благоприятен для усвоения любых тем – например, особенности возрастного этапа дошкольников; сложности, с которыми могут столкнуться родители; образовательные программы, по которым осуществляется педагогический процесс; ожидаемые результаты, наши успехи, и неудачи; проектная деятельность и конкурсы; обмен опытом и многие другие темы и подтемы, способствующие повышению общего уровня педагогической культуры родителей.
Индивидуальные консультации. Очень важно, чтобы между воспитателями и родителями возникали доверительные отношения. Именно посредствам таких отношений можно выявить, зарождающиеся проблемы и недочеты, найти безболезненные и продуктивные пути разрешения. Так же это могут быть консультации на насущные вопросы – «костюм для утренника», «поделка для конкурса», «как организовать досуг с ребенком», «что почитать, а что посмотреть» и т.д.
Мастер – классы от родителей. Такая форма позволяет родителям почувствовать себя в роли воспитателя, поделиться с детьми своим профессиональным опытом, научить чему – либо, продемонстрировать, поэкспериментировать, рассказать и получить эмоции в ответ. В нашей группе достаточно большой диапазон профессий (медицина, сфера услуг, технические профессии), и родители с большим удовольствием готовы участвовать и вносить свой непосредственный вклад в непрерывный образовательный процесс. Последней темой данного взаимодействия была «Что такое кофе, где растет?». Наши дети узнали о том, где выращивается кофе, как выглядит, каким образом собирается и как обрабатывается, экспериментальным путем узнали о понятии «молотого кофе», научились рисовать в нетрадиционной технике при помощи кофе. Данный мастер – класс создал непринужденную обстановку как для детей, так и для родителя. Помог ему увидеть, как выглядит педагогический процесс изнутри.
Еще одной актуальной формой сотрудничества являются открытые мероприятия для родителей и с участием родителей. Каждого родителя берет гордость за своего ребенка, когда он видит его выступающим на утреннике, празднике, концерте. Родители также заочно участвуют в организации этих мероприятий - разучивают вместе с детьми стихи и тексты, готовят костюмы и атрибуты. При постановке спектаклей, сказок, мюзиклов следует привлекать родителей, отдавать им полномочия в вопросах изготовления декораций и атрибутов, пошива костюмов, составления сценария и т.д. Родители в такие моменты чувствуют свою долю ответственности за исход мероприятия. Это способствует сплочению участников образовательного процесса – воспитанников, родителей и педагогов. Нами была поставлена сказка Ш. Перро «Красная шапочка», родители активно участвовали и оказывали помощь в организации. Обязанности были распределены, часть были костюмерами, вторые собственноручно изготовили декорации. Мероприятие вызвало исключительно положительные и незабываемые эмоции. Также в преддверии традиционных праздников мы организуем совместные игры для детей и их родителей. Это и спортивные мероприятия для семей, и интеллектуальные игры. Например, в честь праздника Дня Защитника Отечества, пригласили пап с детьми поучаствовать в игре «Что? Где? Когда?». Игра была организована по аналогии телевизионной передачи. В ходе игры две команды в нелегком интеллектуальном бою сражались за победу. Сплотились все участники - юное поколение и старшие. Главным достижением считаю, это положительный эмоциональный отклик, который был получен за время проведения игры. С большим удовольствием родители с детьми участвовали в еще одной организуемой нами игре «Поле чудес», где семьи боролись за «суперприз», демонстрируя свои высокие интеллектуальные способности. Подобные события способствуют сплочению и развитию дружеских отношений среди участников образовательного процесса. Родители начинают смотреть на работу педагогов с другой стороны, видят, как неравнодушно относятся к педагогическому процессу воспитатели, начинают и сами проявлять интерес, предлагать помощь, интересоваться вопросами развития и воспитания, быть частью того самого «единого образовательного процесса», принимая на себя роль субъектную позицию, становясь помощником и соратником педагогов.
Самой интересной, на мой взгляд, формой сотрудничества является проведение культурно – массовых досугов – совместное посещение музеев, театров, парков отдыха и развлечений. Данные мероприятия проводятся в выходные дни, в свободное от работы время и количество желающих лишь только возрастает. Учитывая пожелания родителей посетить те или иные места нашего города, нами, воспитателями, разрабатывается план посещения культурных, развлекательных мест Санкт – Петербурга. За последний год мы успели побывать в театрах (Театр на Неве, Мариинский театр, Сказкин Дом, Балтийский Дом и т.д.), посетить музеи (Музей Воды, Эрмитаж, Этнографический музей, Зоологический музей и т.д.), парки развлечений (Музей занимательной науки ЛабиринтУм, Волшебная миля), а также побывать на Ледоколе Красин. Родители не просто записывают и приводят своих детей на экскурсию или постановку, они вместе с нами посещают, а после делятся полученными эмоциями. Этими походами мы не только знакомим детей с культурой нашего города, а еще повышаем свой и родительский уровень культурного развития, развиваем кругозор.
Современный ритм жизни показывает, что родители все больше заняты работой, меньше времени проводят со своими детьми, у них мало общих дел, объединяющих мероприятий. Ребенок больше времени проводит в детских садах, а дома занят изучением игр на планшете и мультиков, телепередач в просторах интернета и телевидения. Как воспитателям дошкольных образовательных организаций добиться от родителей сотрудничества, а не отчуждения? Для этого нужно показать родителям, что воспитатели никто иные как их соратники и помощники, что успех взаимодействия будет достигнут при создании того самого «единого образовательного пространства». Родители есть первые воспитатели своих детей, они закладывают в них нормы этики и морали, представления о добре и зле, знакомят с нормами и правилами, принятыми в социуме. Затем родителям на помощь приходят воспитатели – профессионалы, которые дают дошкольникам новые знания, помогают осваивать новые умения, приобретать навыки. Однако успех будет достигнут лишь тогда, когда два главных участника (педагоги и родители) будет одновременно, согласованно, планомерно осуществлять свое педагогическое влияние на детей. Это возможно лишь тогда, когда педагоги и родители являются полноправными заинтересованными участниками – субъектами воспитательного и образовательного процесса. Используя в своей практической деятельности вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, нам удалось значительно повысить уровень их педагогической культуры и выйти на формат субъект - субъектных отношений.
Литература:
- Приказ № 655 Минобрнауки России от 23.11.2009 «Об утверждении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс //Под ред. В.А. Деркунской. - СПб.: Детство-пресс, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Материал содержит основные принципы совместной работы педагогов и родителей в условиях новых стандартов (ФГОС) дошкольного образования....
Статья "СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"
Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возмож...
Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ
Дошкольному образованию отводится первостепенная роль в сопровождении развития ребенка, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и...
Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Итоговый реферат...
Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОО
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обуславливают п...
Статья на тему: «Организация работы с родителями как полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ».
Статья по работе сродителями воспитанников младшей группы...
Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №273-ФЗ регулирует взаимодействия всех участников отношений в сфере образования Статья 44 позволяет родителям несовершеннолетних обучающих...