Материалы к семинару "Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности"
методическая разработка

Усанова Евгения Сергеевна

Представлен материал по актуальности темы, указаны задачи работы с дошкольниками по теме, представлен план работы, диагностика, классификация театрализованных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через театральную деятельность.

Усанова Е.С., старший воспитатель

МБДОУ Выездновского детского сада №1

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одно из средств воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Речь – полиморфная, многообразная деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для общения детей, для выражения их мыслей. К сожалению, в современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности (дети могут отличаться отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью).

Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Очень хочется видеть детей с красивой, правильной, выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире.

Для развития выразительности речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена, и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, грамматический строй речи.

Особая роль принадлежит театрализованной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Она дарит радость, вносит разнообразие в жизнь ребенка, который в течение 10 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться определенного распорядка дня. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественного воспитания.

СЛАЙД 3  Актуальность  темы определяется следующими показателями:

1. Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

2.С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

3.Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

4.Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков  поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

СЛАЙД 4.  Мы поставили следующую цель: развитие общей культуры речи ребенка средствами театральной деятельности.

СЛАЙД 5

Используя театрализованную деятельность в работе с дошкольниками, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач.  

- Содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и т.д.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости произнесения, интонации) и невербальными  (мимикой, понтомимикой, позами, жестами);

- развитие эмоций.

СЛАЙД 6.

Задачи театральной деятельности по развитию речи в разных возрастных группах:

Во всех группах: обогащение и активизация словаря.

Первая младшая группа. Знакомство с малыми фольклорными формами. Восприятие театрализованных выступлений взрослых. Подражание движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Эмоциональный отклик на игры-действия со звуками (живой и неживой природы).

Вторая младшая группа. Просмотр кукольного спектакля. Имитация характерных действий персонажей (птички летают, козленок скачет). Вождение настольных кукол. Знакомство с элементами костюмов, атрибутами для игры в спектакле.

Средняя группа. Формирование умения характеризовать душевное состояние и настроение персонажей . Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков. Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний. Формирование умения правильно пользоваться средствами речевой выразительности. Развитие диалогической речи детей в процессе театрально- игровой деятельности. Формирование умения изображать этюды, разыгрывать несложные представления, используя интонацию, мимику, жесты.

 

СЛАЙД 7. 

Старшая группа. Обогащать и активизация словаря детей(употребление

 в речи существительных, прилагательных, глаголов и предлогов). Закрепление правильного произношения всех звуков. Совершенствование интонационной выразительности речи. Формирование умения пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развитие диалогической и монологической форм  речи. Совершенствование умения связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

Подготовительная группа.  Активизация и уточнение словарного запаса детей. Расширение словарного запаса при помощи слов, обозначающих название

предметов, действий, признаков. Закрепление правильного произношения всех звуков, отработка дикции, работа над интонационной выразительностью речи.

Формирование умения правильно использовать позу, жесты, мимику, движения в

театрально-игровой деятельности. Совершенствование диалогической и монологической форм речи. Воспитание культуры речевого общения.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованной деятельности в детском саду. Но на каждой НОД и вне ее происходит совершенствование речи детей, то есть эта тема проходит через все образовательные области. Театр. д-ть тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием. Развитие пальчиковой моторики обязательно в НОД по лепке, рисованию, аппликации, конструированию, а также в свободной деятельности детей; элементы ритмопластики используются в НОД по ФЭМП, развитию речи, музыке. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность будет наиболее интересна для ребенка, если использовать в утренней гимнастике, в НОД по физ. культуре, в п/и, при выполнении закаливания считалок, пословиц, поговорок, стихотворного текста.

СЛАЙД 8

Формы организации театрализованной деятельности (таблица)

СЛАЙД 9 (1-2 месяца для примера).

    Перспективное планирование образовательно-воспитательной деятельности по теме «Развитие речи дошкольников в театральной деятельности»

Сентябрь

                Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

гр. раннего возраста, 1 мл., 2 мл. гр.

«Как смелый ёжик зайку спас»

средняя, старшая, подготовительная группы

«В страну Знаний с Дедом Морозом»

средняя, старшая, подготовит.гр.

«Лукоморье» (музыкальное развлечение)

группа раннего возраста, 1 младшая группа

Взаимопосещение «Чтение потешек»

Октябрь

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

Все возрастные группы

«Здравствуй, осень!»

гр. раннего возр., 1 мл., 2 мл. гр.

Забавы с элементами логоритмики

средняя, старшая, подготовит.гр.

Поэтическая гостиная «Отговорила роща золотая»

группа раннего возраста

Развлечение «Теремок»

Мероприятия для воспитателей

Мастер-класс в 1 младшей группе «Разучивание пальчиковых игр с музыкой»

Посещение открытых НОД  по теме «Организация работы с дошкольниками по ООД «Коммуникация»

Ноябрь

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

взаимопосещение групп

Театр игрушек «Кукла Катя заболела»

гр. раннего возр., 1 мл., 2 мл.

Театр игрушек «Про мишку-капризульку»

средняя, старшая, подготовит.гр.

поэтическая гостиная «Природа русская моя»

Декабрь

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

подготовит.гр., старшая

Взаимопосещение групп: пальчиковый театр «Яблоко» (В. Сутеев)

гр. раннего возр., 1 мл., 2 мл.

развлечение «Зимняя сказка»

сред., старшая, подготовит.

театрализованное представление «Рукавичка»

Январь

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

сред., старшая, подгот. гр.

Праздник «Рождество»

гр. раннего возраста, 1 мл., 2 мл.

игра-инсценировка «Ёлка»

1 мл., 2 мл., сред., старшая, подготовит.

музыкальное развлечение «Зимняя сказка»

первые младшие группы

Взаимопосещение групп: варежковый театр «Репка»

2 мл., средняя гр.

Драматизация сказки «Теремок»

старшая, подготовит. гр.

Вечер отдыха для детей «Раз в Крещенский вечерок»

Февраль

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

2 младшая

Открытое мероприятие. Театрализация сказки «Машенька и рукавичка»

1 младшая группа

открытое мероприятие: «А на ручках пальчики: девочки и мальчики» (использование пальчиковой гимнастики в ООД «Коммуникация»

средняя, старшая, подготовит. гр.

праздник «День защитника Отечества»

гр. раннего возраста, 1 мл., 2 мл.

Забава «Играем в солдатиков»

средняя, старшая, подготовит.

Развлечение «Масленица»

Март

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

2 младшая группа

Открытое мероприятие «Путешествие в страну сказок»

все группы

«Мамин праздник»

гр. раннего возраста

Развлечение «Весеннее солнышко»

1 мл., 2 мл. гр.

Развлечение «Веселые музыканты»

сред., старшая, подготовит.

Драматизация «В гости к бабушке»

Мероприятия для воспитателей

открытое мероприятие во 2 мл. гр. «Путешествие в страну сказок»

Апрель

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

гр. раннего возраста

Забава «Игрушки»

все возрастные группы

«Весенний праздник»

старшая, подготовит.

Игра- спектакль «Горошина»

2 младшая гр.

Мини-конкурс в группе «Юный чтец»

все возрастные группы

Конкурс среди воспитанников дошкольных учреждений «Юные таланты»

Май

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

средняя, старшая, подготовит.

Праздник «День Победы»

гр. раннего возр., 1 мл., 2 мл. гр.

Досуг «Мишкин День Рождения»

первые младшие группы

Взаимопосещение: Театрализация сказки «Три поросенка»

В календарном планировании использование элементов театральной деятельности ведется по циклограмме.

СЛАЙД 10  циклограмма образовательно-воспитательного процесса.

Понедельник

Вт

Ср

Чт

Пт

УТРО

1.Беседа

2.Наблюдения, опыты, труд

3.Д/и по ФЭМП

4.Логоритмика

ПРОГУЛКА

1.Наблюдение за растительным миром

2.Труд

3.Индивидуальная работа

4.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал)

5. П/и (бег)

ВЕЧЕР

1.Сюжетно-ролевая игра

2.Конструктивные игры

3.Работа в книжном уголке

4.Игры ТРИЗ

5.Кружок «Декоративно-прикладное творчество»

СЛАЙД  11. Циклограмма работы воспитателя по развитию речи вне НОД.

Ежедневно: Артикуляционная, дыхательная гимнастика, игры по развитию мелкой моторики, логоритмика, индивидуальная работа по формированию и закреплению той или иной стороны речи.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.Работа в книжном уголке

2.Игры ТРИЗ (в т. ч. по развитию речи).

Индивидуальная работа по развитию речи (ЗКР, словарь, связная речь).

Д/и по развитию речи

Ручной труд.

Театрализованные игры.

Развлечения, досуги.

СЛАЙД 12.  взаимосвязь театрализованной и речевой деятельности. (ТАБЛИЦА)

Рассказ о классификации театрализованных игр.

Все классификации дополняют одна другую, расширяя специфику и многообразие всего современного арсенала театрализованных игр, используемых для развития дошкольников.

В своей работе мы можем использовать все эти классификации.

Во всех группах д/с созданы театральные уголки, имеются различные виды театров: фланелеграф,

 кукольный,

пальчиковый,

 маски для игр-драматизаций,

 настольный театр игрушек,

 картинок,

 пиктограммы с изображением эмоций,

 ширмы, есть уголок уединения, где висят зеркала. Здесь ребенок может подумать над образом, поиграть один с театральной куклой, изобразить различные эмоции перед зеркалом.

Некоторые атрибуты для театральной игры, а также самих героев могут изготовить дети как самостоятельно, так и вместе с родителями.

Также оформлены уголки по развитию речи. В каждой группе есть папки «Артикуляционная и дыхательная гимнастика», папка «Взаимодействие логопеда с воспитателями», папка «Игры по развитию речи для детей», альбомы по развитию звуковой культуры речи, предметные, сюжетные, картинки, д/и по развитию речи, атрибуты для проведения дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

Подробнее о некоторых видах театров

Настольные театры: театр игрушек, театр картинок, театр матрешек, баночный, театр кружек. Действия в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, ходьбу, прыжки и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего.

Театр игрушек. В этом театре используют самые разнообразные  игрушки, главное, чтобы они были устойчивыми и не создавали помех при передвижении. Воздействует на детей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. В.период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц исполняют игрушки.

Театр картинок. Используется с 1 мл. группы.

В этом же возрасте можно начинать знакомство с театральной куклой би-ба-бо и театрализованными играми. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники («Рукавичка», «Колобок»). Это создает благоприятную атмосферу.

Театр народной игрушки. Для изготовления театра народной игрушки нужно подобрать деревянные игрушки для сказки. Перед показом нужно обязательно познакомить детей с каждой игрушкой, показать ее, назвать, дать подержать в руках.

Театр матрешек. Герои такого театра – сказочные персонажи, знакомые детям. Вместе с ними дети могут вспоминать сюжеты сказок, проигрывать их, проговаривать отдельные фразы.

Баночный театр. фигурки изготавливаются из различных баночек. Ребенок действует фигурками, передвигая их по столу, держа одной рукой. И в баночном театре, и в театре матрешек и кружек ребенок при реплике персонажа покачивает фигуркой из стороны в сторону.

Театр кружек. Используя фигурки этого театра, ребенок держит их за ручку кружки, передвигая по столу.

Театр на фланелеграфе. С помощью этого театра можно получить разные сценки. Этот вид игр позволяет изобразить массовые сцены: «Воздушный парад», «Перелет птиц».

Теневой театр. Здесь уже появляется ширма. Тени на экране от выразительно вырезанных плоскостных персонажей очень интересны для детей. Действовать с фигурками надо очень аккуратно, чтобы не было видно рук на экране; вовремя менять фигурки при изменении положения героя (побежал, лег) и т.д. изображение при помощи пальцев рук тоже увлекательно для детского творчества (можно изобразить гуся, зайца, лающую собаку), но при показе необходимо озвучивать действие героев. Этот вид театра требует от детей большой координации, моторика руки должна быть очень хорошо развита.

Трафаретный театр. Этот вид театра применим для развития диалогической речи детей. Диалог всегда предполагает наличие партнеров: того, кто обращается с высказыванием и того, к кому оно обращено. Именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать  того, с кем общаются, согласовывать и контролировать  собственные действия и действия партнера. Для изготовления героев театра используется ручной труд: создание персонажей с помощью трафаретов самими детьми. Педагог должен познакомить детей с особым видом сказок – диалогическими сказками, в которых нет слов автора, а взаимодействуют 2 или несколько героев. Такие диалогические сказки могут придумать дети. Обращение к трафаретному театру можно начинать со 2 младшей группы при обыгрывании потешек, небольших стихов-диалогов. ПРИМЕР.

Одной из разновидностей театров на ширме является театр ложек: персонажи-ложки можно использовать как для развития диалогической речи, так и для разыгрывания сказок.

Игры-драматизации. Основаны на на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Со 2 младшей группы вводятся элементы костюмов, атрибуты.

Ребенок играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Здесь используются сказки и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Маленькие дети обычно разыгрывают отдельные эпизоды сказки, у детей 6-7 лет игры-драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей – ребят других групп и родителей. Подготовка к такому театрализованному представлению занимает 1-2 месяца (подготавливаются атрибуты, разыгрываются отдельные эпизоды). К изготовлению атрибутов можно привлечь родителей.

Начиная с раннего возраста используются игры-имитации «Покажи, как прыгает зайка», «Как ходит петушок». Следующий этап – отработка основных эмоций: зайчик увидел лису и испугался (испуг), веселые матрешки захлопали в ладошки (радость). Применение в работе фольклорного материала позволяет стимулировать эмоциональные проявления детей, расширить их диапазон и силу. Произведения малых фольклорных форм таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движения, интонации, мимики.

Используется этюдный тренаж, помогающий развить память, внимание и восприятие; отрабатывают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера; умение общаться с партнерами. Здесь используется:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц, хорошо знакомых сказочных персонажей; игра-импровизация под музыку; однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по тексту стихов и прибауток.

Театр петрушек. Куклы в этом театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, они переживают все события, связанные с героями спектакля: дети разговаривают с куклами, дают советы. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.  Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к детям, и этот поросенок или мишку могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить, утешить ребенка, попросить что-либо сделать. 

Игры-драматизации с куклами би-ба-бо и перчаточными куклами  - в этих играх  на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки, задействованы все пальцы руки. Эти куклы действуют за ширмой, лица ребенка здесь не видно. В этом случае важно работать над силой, высотой голоса, интонационным рисунком речи; уметь передать эмоциональное состояние героя только голосом.

Театр «живая рука». В этом виде театра голова куклы надевается на палец ребенка, тело куклы – платок. Здесь требуется меньшая моторику руки по сравнению с куклами бибабо и петрушками.

Пальчиковый театр. Персонажей ребенок надевает на пальцы, сам действует за персонажа. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей, например, в сказке «Репка» друг за другом появляются несколько персонажей. Здесь очень важно проведение пальчиковой гимнастики. Любое детское стихотворение может стать основой пальчиковой игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в д/с, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры очень эмоциональны, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. В дальнейшем дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению. Упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук человека. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков.

Импровизация: разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К импровизации подготавливают все виды театра.

 Все вышеперечисленные виды театров направлены на развитие речи, мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пальчиковый театр, перчаточный, театр рукавичек), на развитие общей моторики,  на развитие воображения, памяти, творческих способностей детей. Также представленные виды театров будут способствовать звукоподражательной, звукопроизносительной стороны речи, грамматическому строю языка.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей – к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.  Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Кроме того при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их  сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение). Понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные  средства(мимика, жесты, поза). О некоторых из них расскажет учитель-логопед Лещёва Варвара Геннадьевна.

Диагностика.

Согласно задачам образовательной программы по развитию речи нами была составлена диагностика Для проверки качества усвоения материала по теме «Развитие речи в театральной деятельности» мы подобрали диагностику речевого развития О.С.Ушаковой и дополнили ее некоторыми пунктами согласно поставленным задачам образовательной программы.

Мы составили вот такую таблицу.

ТАБЛИЦА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованных игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист, и учится публично говорить и действовать.  Использование в процессе развития речи ребенка театрализованных игр делает детей более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь, взаимопонимание. С помощью средств театрализованной деятельности можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными приемами и методами речевого развития можно и нужно использовать этот эффективный способ.



Предварительный просмотр:

Используя театрализованную деятельность в работе с дошкольниками, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Эстетическое развитие

Развитие движений

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;


- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

 -развитие эмоций;

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

- согласование действий и сопровождающей
их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.



Предварительный просмотр:

Классификация театрализованных игр в детском саду

Л.С. Фурмина (по специфике действующего лица)

Театрализованные игры

               

        

Н.А.Реуцкая (по художественному оформлению)

Театрализованные игры

        

Л.В.Артемьева (по средствам изображения: эмоциональная выразительность)

Театрализованные игры



Предварительный просмотр:

    Пример перспективного планирования образовательно-воспитательной деятельности по теме «Развитие речи дошкольников в театральной деятельности»

Сентябрь

                Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

гр. раннего возраста, 1 мл., 2 мл. гр.

«Как смелый ёжик зайку спас»

средняя, старшая, подготовительная группы

«В страну Знаний с Дедом Морозом»

средняя, старшая, подготовит.гр.

«Лукоморье» (музыкальное развлечение)

группа раннего возраста, 1 младшая группа

Взаимопосещение «Чтение потешек»

Октябрь

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

Все возрастные группы

«Здравствуй, осень!»

гр. раннего возр., 1 мл., 2 мл. гр.

Забавы с элементами логоритмики

средняя, старшая, подготовит.гр.

Поэтическая гостиная «Отговорила роща золотая»

группа раннего возраста

Развлечение «Теремок»

Мероприятия для воспитателей

Мастер-класс в 1 младшей группе «Разучивание пальчиковых игр с музыкой»

Посещение открытых НОД  по теме «Организация работы с дошкольниками по ООД «Коммуникация»

Ноябрь

Мероприятия для детей

Возрастная группа

Мероприятие

взаимопосещение групп

Театр игрушек «Кукла Катя заболела»

гр. раннего возр., 1 мл., 2 мл.

Театр игрушек «Про мишку-капризульку»

средняя, старшая, подготовит.гр.

Поэтическая гостиная «Природа русская моя»



Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития в театральной деятельности

Ф.И. ребенка

эмоциональное состояние

сформированность словаря

звуковая культура речи

умение регулировать высоту, силу голоса, темп речи

умение использовать средства выразительности речи (поза, жесты, мимика, интонация, движение)

развитие монологической формы речи

участие в диалогической речи

умение пересказывать

отчетливость произношения (дикция)

грамматический строй речи

умение пользоваться прямой и косвенной речью

культура речевого общения

Итог

Оценка по 3-бальной системе

    1 –  сформировано хорошо

    2 –  относительно сформировано

    3 – не сформировано

Примечание.

3 п.п.

1-ребенок произносит все звуки;

2 –не произносит сложные звуки: сонорные и шипящие;

3 – не произносит большое количество звуков (в т.ч. сонорных и шипящих)

8 п.п.

1 – пересказывает самостоятельно;

2- взрослый подсказывает слова;

3 – говорит отдельные фразы



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь театрализованной и речевой деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность