ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Весёлые пальчики» (художественно-эстетической направленности).
рабочая программа (младшая группа)

Программа по дополнительному образованию

«Весёлые пальчики»

(художественно-эстетической направленности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr-ma_po_kruzhku_19-20.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Поповский детский сад «Истоки»

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«Весёлые пальчики»

(художественно-эстетической направленности).

Возраст : младшая разновозрастная группа.

 

(1.5-3года)

2019-2020 учебный год

                                                                                                                                                         Воспитатели: Долбинина Е.А.

Сыкалова Н.В.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
    2. Цели и задачи.
    3. Формы и методы реализации программы
    - принципы организации
    - методическое обеспечение
    - предполагаемый результат
    4. Работа с детьми.
    5. Работа с родителями.
    6. Список литературы.

7.Приложение (Комплексно-тематическое планирование)


1.Пояснительная записка

…Это правда, это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, дети любят,
Очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!...
Э. Успенский.

      Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию, что и он может оставлять след на бумаге, и не только…
Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. 
При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности. 


2.Цели рабочей программы:

- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
- помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными нетрадиционными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

Задачи рабочей программы:

- образовательные:

1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) 
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
-развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.

3. Формы и методы реализации программы

-беседы;

-занятия;

-групповая и индивидуальная работа;

 -коллективно-творческая работа;

-работа с родителями;

-игры, развлечения;

-оформление выставок;
-наглядный;

 -практический,

-объяснительно-иллюстративный,

-публикация информации на сайте ДОУ, группы.


В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

-Социально-коммуникативное-развитие

 - Познавательное-развитие

-Речевое-развитие

-Художественно-эстетическое-развитие

 -Физическое развитие


Принципы организации:

- подача материала в игровой форме,

 - развитие творческих способностей детей, фантазии,

 - приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества,

- выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей,

 - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.


Предполагаемый результат:

В результате освоения данной программы дети к концу года смогут:

 -подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам.

 - сумеют правильно пользоваться кисточкой.

 - проявить свои творческие способности, воображение, фантазии.

 -у них будет более развито чувство композиции, зрительная память, мышление.

Подготовка предметно–развивающей среды:

Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;

Краски, клей, ножницы, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;

Природный материал: зерна, горох, семечки и пр.

Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

Структура занятий:

  1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
  2. Рассматривание образцов, обсуждение;
  3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
  4. Выбор материала;
  5. Пальчиковая гимнастика;
  6. Самостоятельная работа детей;
  7. Физкультурная минутка или игра с поделкой;
  8. Анализ готовой работы.

4. Работа с детьми:

Тематический план занятий с детьми 2-3 лет
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Непосредственно образовательная деятельность в вечернее время 1 раз в неделю, 32-33 занятий в год.





Месяцы

НОД

Цель

Материалы и оборудование

Сентябрь (адаптация)

октябрь

1

Организационное: «Знакомство

с разнообразным миром материалов».

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.

Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья.

2

«Осень на опушке краски разводила»

(печать листьев)

- Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»;

- воспитывать интерес к осенним явлениям природы;

- развивать чувство композиции, цветовосприятия.

- Листья разных пород деревьев (4-5 видов);

- 2 альбомных листа;

- набор гуашевых красок;

- кисть;

- стаканчик с водой;

- салфетки;

3

«Ветка рябины»

(рисование пальчиками)

- Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности;

- познакомить с техникой пальчикового рисования;

- закрепить прием вливания одного цвета в другой;

- развитие мелкой моторики.

- Альбомный лист в форме овала, тонированный черной гуашью;

дополнительный лист;

- набор гуашевых красок;

- кисть;

- стаканчик с водой;

- влажная салфетка;

- фартук;

- гроздь рябины.

4

«Мой любимый дождик»

Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень).

Альбомные листы, гуашь синего цвета, кисти, тряпочка, вода.

1

«Осеннее деревце»

Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью

Альбомные листы, гуашь кисти, тряпочка, вода.

2

«Платье в горошек»

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

Шаблон платье, готовые формы, клей, кисть, салфетки

3

«Волшебные тарелочки»

Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Бумажная тарелка,

цветная бумага, краски

клей, образец.

4

Подарок маме.- «Полюбуйся на герань.»

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах

Альбомные листы, гуашь тряпочка, вода

декабрь

1

«Первые снежинки» 

Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Альбомный лист, ватные палочки, белые краски.

2

«Долгожданная гостья»

Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины

Цветная бумага (зелёная), картон, клей, образец.

3

«Новогодние игрушки»

Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Цветная бумага; картон шаблоны геометрических форм; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; краски; баночки с водой; салфетки, гофрированная бумага, конфетти.

4

"В гостях у сказки" Колобок (Рисование цветными карандашами)

Учить детей рисовать цветными карандашами круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Побуждать эмоционально откликаться на сказку, включаться в ее рассказывание.

 Альбомный лист, цветные карандаши.

Январь

1

Снеговичок

Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).

Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).

Альбомные листы, гуашь тряпочка, вода, кисти.

2

«Покормим птичек»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

 

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

3

«Матрешка».

Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры

Силуэт матрешки, Альбомные листы, гуашь тряпочка, вода

4

«Пирамидка»

Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки.

Цветная бумага, Альбомные листы, гуашь тряпочка, вода

1

«Забор возле дома»

(Рисование кистью. Гуашь)

Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.

Альбомный лист, на котором нарисована избушка, гуашь, кисть, баночка с водой.

2

«Салфетка»  

Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке.

- Альбомный лист;

- набор шаблонов геометрических фигур разного размера;

Клей, кист, салфетка.

3

Поздравительние ко Дню Защитника Отечества. «Украсим чашку для папы»

Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма.

- Альбомный лист;

- набор шаблонов геометрических фигур разного размера;

4

«Лестница для бельчонка»

(Лепка из пластилина)

Закреплять умение детей раскатывать столбики и прикреплять их концами к вертикальным столбикам. Формировать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Картон, на котором нарисовано высокое дерево с дуплом; вырезанный из бумаги и раскрашенный бельчонок; пластилин, дощечка-подкладка.

Март

Апрель

1

«Браслет»

Познакомить детей с пуговицами, научить изготавливать простейшее украшение из пуговица. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности и усердию.

Пуговицы разного размера, нитки или шнурки.

2

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

(рисование нитками)

- Познакомить с новым способом рисования;

- учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой;

- учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру;

- развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания;

- развивать мелкую моторику рук.

- Альбомный лист с готовым фоном;

- простой карандаш;

- клей ПВА;

- разноцветные нитки;

- набор фломастеров;

- ножницы;

- салфетка;

- фартук.

3

«Вот какой у нас букет!»

Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

Готовые элементы цветы, листики, клей, кисточки, салфетки, цветные картоны

4

«Капают сосульки»

Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли

Альбомные листы, ватные палочки, гуашь, вода.

1

«Коровка на травке» 
 

Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Трафареты, гуашь зеленого цвета, вода, салфетки, альбомные листы

2

«Космос»

Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). 

Альбомные листы, ватные палочки, гуашь, вода.

3

«Длинная змея»

(Лепка из пластилина)

Учить детей выкладывать мозаику из пуговиц. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Уточнять и закреплять правильное произношение звука ш. Учить раскатывать длинную колбаску из шарика пластилина

Пластилин, пуговицы, картонка-подставка

4

«Клоуны в цирке»

Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма.

Альбомные листы, ватные палочки, гуашь, вода.

май

1

«Салют»

- Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны;

- закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки;

- усвоение навыка проведения непрерывных линий;

- Репродукция с изображением салюта

- альбомный лист;

- набор восковых мелков;

- акварельные краски;

- кисть;

- стаканчик с водой;

- салфетка.

2

«Дождик, радуга и солнышко!»

Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью Развивать эстетическое восприятие

Альбомные листы, кисточки, гуашь, вода.

3

«Гусеница»

(Лепка из пластилина)

Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Учить образовывать имена существительные множественного числа

Пластилин, вырезанный из цветного картона лист дерева, дощечка-подкладка.

4

«Жучки гуляют»

(Рисование кистью. Гуашь)

Продолжать учить детей рисовать знакомые формы, создавая сюжетные композиции. Развивать мышление.

Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой.

«Летнее небо»

(Рисование восковыми мелками и кистью. Акварельные краски)

Учить детей рисовать восковыми мелками солнышко, состоящее из круга и коротких линий; тонировать бумагу

Альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть, баночка с водой.

5. Работа с родителями:


Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей)
Ноябрь – Как часто рисует ваш ребёнок(анкета для родителей). Порисуйте вместе (Портрет мамы.)
Декабрь – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (консультация для родителей)
Январь – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста. ( Презентация )
Февраль – Март – Все маленькие дети – художники.(папка-передвижка)
Апрель – Развитие мелкой моторики рук. (консультация для родителей)
Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей)


6. Список литературы:


1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.








Прогноз ожидаемых результатов:

  1. В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.
  2. К моменту окончания работы кружка, дети знают несколько нетрадиционных техник рисования (печать листьев, рисование пальчиками, шаблонография, рисование ладошкой).
  3. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
  4. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
  5. Навыки, приобретенные во время работы кружка, используют в других видах продуктивной деятельности. Могут научить сверстников тому, что узнали сами, самостоятельно рисовать дома, рассказать родителям о том, как по-разному можно изобразить предмет, объект, сюжет.
  6. Приобретут умение видеть в создаваемых абстрактных образах знакомые предметы.
  7. На протяжении всего года принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Золотой ключик».

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности  для детей дошкольного возраста  5-7 лет...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кисточка».

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет...

Программа дополнительного образования «Говорушки» по художественно-эстетического развитию

Программа  дополнительного образования «Говорушки»  по художественно-эстетического  развитию  для младшей группы...

Программа детского творческого объединения «Волшебные пальчики» (художественно-эстетическое направление) для средних групп

Цель  работы детского творческого объединения: формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета, через создание условий для совершенствования зрительного и мускульног...

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Весёлые пальчики»

Программа по дополнительному образованию«Весёлые пальчики»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 5 лет разраб...