« Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи».
консультация

Шачнова Вера Александровна

« Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи».

Подготовила Шачнова В.А. воспитатель ОСП

«Детский сад №1» МБДОУ

«Большеберезниковский детский сад «Теремок»

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи, испытываемых ею трудностей. Такая коммуникация носит опосредованный характер.

Несмотря на обилие разнообразных путей педагогического просвещения родителей, большая роль отводится педагогам детского сада. Не следует бояться публичных выступлений перед родителями, так как лучше воспитателя никто не знает особенностей детей группы. Педагоги  рассказывают  мамам и папам о том, как построены режимные процессы в детском саду, чем занимаются дети, показать их затруднения и достижения, индивидуальные особенности и многое другое. Специалисты ДОУ  дают рекомендации по любым вопросам воспитания, связать их с приоритетным направлением ДОУ, действующей программой обучения. Ни в одном издании или телепрограмме родители об этом не услышат.

Однако педагогические знания для родителей — не самое главное. Как отмечает Е.П Арнаутова, педагоги-практики обращаются к рациональной части родительского опыта, традиционно заботятся о багаже их знаний. Эмоционально-чувственный компонент детско-родительских отношений остается мало востребованным в содержании и методах сотрудничества. Педагоги должны акцентировать внимание родителей на эмоциональной стороне отношений, рассказывать им о том, что подумал, почувствовал их ребенок, каковы мотивы его поступков, последствия методов воздействия на него и др.

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями,как традиционные,так и нетрадиционные. Рассмотрим их подробно.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно бытьцеленаправленным, т.е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Нельзя предавать гласности неудачи, просчеты родителей, нужно соблюдать такт, уважение к ним.

Повестка дня собрания должна быть разнообразной. Она обязательно включает педагогическую беседу по теме. Можно включать выступления разных специалистов, например, логопеда, психолога, медсестры, а также родителей. Слово «доклад»1 уже не актуально. В сообщении лучше представить особенности жизни, поведения, отношения, учебной деятельности на занятиях детей группы и каждого ребенка. В проведении собраний не должно быть формализма, казенщины. Не рекомендуется применять выражение «явка строго обязательна», слова «мероприятие», «доклад».

Объявление о собрании вывешивается за три-пять дней до его проведения. В нем можно кратко обозначить вопросы, которые будут обсуждаться.

На собрании нужно раскрыть проблему, затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития. Длительность собрания не должна превышать 40—50 мин.

Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового плана. Есть темы, обязательные для всех родителей, например, касающиеся возрастных психологических особенностей детей. Темы следует формулировать проблемно, например: «Если ребенок не слушается...», «Для чего ребенку нужна игра», «Можно ли обойтись без наказаний?», «Знаете ли вы своего ребенка?», «Какие игрушки нужнывашим детям», «Дети экрана». Безусловно, сами педагоги должныхорошо владеть материалом, не читать текст. Много информации в ходе одного собрания родителям давать не следует, так как они могут получить ее самостоятельно. Целесообразно подготовить краткие памятки.

Подготовка к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на основе опроса родителей (анкетирования, беседы). Можно раздать им план работы на год, согласовать с ними день проведения встречи.

Для проведения родительского собрания нужно назначить ведущего. В течение месяца написать сценарий, определите какие специалисты будут принимать участие в собрании, продумать оформление зала, подготовить наглядный материал, подобрать музыку. Важно продумать месторасположение гостей: можно рассадить родителей на места, где сидит их ребенок или провести собрание за чашкой чая.

Наряду с разработкой содержания материала следует подобрать методы активизации родителей, которые предполагая возникновение интереса к теме стимулируют желание родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. Благодаря применению активных методов родители оказываются в позиции исследователей и, вместе с тем, могут чувствовать себя в отношениях с собеседниками комфортно, так как получают друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. К методам активизации относятся анализ педагогических ситуаций, проигрывание проблемных задач, вопросы, приведение примеров, просмотр видеороликов, использование шуток, юмористически ситуаций. Наглядный материал определяется темой собрания. Его можно разнообразить, например, использовать слайд-шоу. рисунки детей, игрушки, детски вопросы и высказывания.

Начинать собрание нужно с приветливого обращения, например: «Мне очень приятно, что мы можем поговорить о проблемах и достижениях наших детей»; использовать выражения «наша группа», «наши дети», «мы с вами постараемся». Это настраивает родителей на сотрудничество.

В протоколе проведенного мероприятия следует отметить разнообразие тематики собрания, отразить активность родителей (вопросы, приведение примеров, предложения с их стороны), учесть мнения и пожелания родителей при организации последующих встреч.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями —конференция. Ее задача — пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом проведения закаливания ребенка, организации семейных праздников, сюрпризов. В ходе конференции используется комплекс методов — наглядные материалы, выступления специалистов. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы — наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации. Цели педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя и родителей — существенная особенность данной формы. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Например, педагога беспокоит агрессивность ребенка или его непослушание, гиперактивность, плохой аппетит. Но начинать беседу нужно с положительных оценок ребенка, обязательно следует отметить какие-то его достоинства, достижения, похвалить воспитанника. Можно беседу начинать с нейтральных вопросов. Например, дежурство ребенка, тактично отметить у него недостаточную развитость навыков. Беседа должна быть конкретной и содержательной, пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам.

Беседы бывают и стихийные, т.е. возникающие по инициативеродителей. В этом случае педагогу следует задать нужное направление, сделать выводы, при этом быть доброжелательным, даватьобоснованные оценки. Беседа строится на таких принципах, как конфиденциальность, нужно говорить с собеседником о значимом, делать комплименты, не вести записи в ходе беседы, так км это может оттолкнуть его.

Консультации организуют и того, чтобы ответить на все вопросы родителей.

Как показывает практика, некоторые воспитатели боятся общаться с родителями из-за того, что последние могут задать вопрос, на который они не смог ответить. Не следует бояться общения. Во-первых, педагог осведомлен в вопросах воспитания лучше, чем родители. Во-вторыхдаже если он не знает ответа на вопрос, можно ответить на вопроспозже, проконсультироваться со специалистом, почитать нужнуюлитературу. Авторитет воспитателя от этого не пострадает.

Консультации близки к беседам. Основная разница в проведении этих форм заключается том, что педагог стремится дать квалифицированный совет, научить чему-либо. Их могут проводить врач, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, логопед. На консультации родителям сообщаются психолого- педагогические знания, формируются умения, позиция родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос Она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлятьчерты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственен опыт общения с ребенком. Плановые консультации проводятся в определенные часы и дни3—4 раза в год в каждой группе. План проведения консультаций составляется в начале года на основе годового пана и вывешивается на стенд для родителей каждой группы. Тематика консультаций разнообразна.

На консультации можно конкретизировать вопрос, который рассматривался на собрании. Рекомендации должны быть конкретными. Есть и консультации-практикумы, где родители приобретают практические знания и умения, например, как провести новогодний праздник в семье, провести зарядку с ребенком, подготовить руку к письму и др.

Консультации также могут быть индивидуальные и групповые, с подгруппой родителей.

Консультации могут быть устные и письменные, плановые и стихийные. Письменно их можно оформить как папку-передвижку или как памятку — на стенде. Иногда уместно предложить родителям заранее подготовить вопросы, поместить их в «Почтовый ящик» или информационную корзину. Бывают письменные или заочные консультации, т.е. консультации по переписке. Они имеют преимущество перед устными консультациями, так как у специалистов есть возможность подготовитьсязаблаговременно, и вопросы родителей не ставят их в тупик.

Важно соблюдать принцип «обратной связи». Родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем», им нравится «Вечера вопросов и ответов», «круглые столы» с участием специалистов в области детскойпсихологии, дошкольной педагогики и др. В хорошем смысле слова педагоги «идут на поводу» у родителей, которые будут чувствовать, что к их пожеланиям прислушиваются, им реально помогают в воспитании детей.

Стихийные консультации возникают по инициативе родителей. Сейчас их называют «экспресс-консультации». Например, в ходе беседы мама интересуется, куда лучше повести ребенка в выходные дни или как заинтересовать его чтением книг, как воспитывать уважение к старшим, как научить бережно относиться к вещам. Таким образом, в ходе консультации родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в самообразовании.

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.

День открытых дверей. Эта форма возникла в 20-е гг. прошлого века с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Для них организуются экскурсии по детском саду. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.

Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Сейчас удобно изготавливать папки-передвижки, поскольку в детских садах есть компьютеры, и педагог может поместить ксерокопированы материалы в файловые папки. В папку-передвижку помешу конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?». Сейчас эту информацию можно давать на электронных носителях. Важно своевременно обновлять материал.

Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный зарисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке. В ширме можно раскрыть условия для формирования навыков самообслуживания, методов и приемов руководства играми, основные психофизиологические особенности детей того или иного возраста, режим дня, труд и наблюдения в природе и др.

Рекомендуем оформить стенды для родителей: «Чем мы занимались», «Закрепите с детьми», «Чем мы питались»; «Когда мы были маленькие...» — рассказы мам и пап; «Я умею, я могу, я люблю» — информация об умениях, достижениях, интересах ребенка; «Устами младенца» - юмористические высказывания детей. В детских садах практикуютсяфотомонтажи: «Вот, какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. Их можно расположить на лестничных проемах, стенах коридора. С родителями можно оформить -выставки«Наши любимцы» фотографии любимых животных), «Моя малая родина» (конкурс фотографий родного края).

Главное требование к оформлению наглядных материалов — текст должен быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию. Иногда в детских садах родители не интересуются предоставленным материалом. Причиной этого может быть, на наш взгляд, скучный текст, мелко напечатанный, неинтересные темы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов.

Так, Т.В. Кротова разработала классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. К ним относятся информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Из анкет педагоги узнают особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный ребенок, его предпочтения и т.п.

Педагогам необходимо знать особенности семей воспитанников — структуру, состав, образование родителей и другие сведения.

Досуговые формы — совместные досуги, праздники, выставки — призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения..

К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Мой веселый звонкий мяч»; организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др. Родители на празднике могут играть на гитаре, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Устами младенца», «Угадай мелодию», «Ярмарка», в конкурсе «Украсим елку», в конкурсе кулинаров «Сладкий час», дефиле для детей из бросового матери-

ала. Папы и мамы вместе с детьми выполняют творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка». Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей. Многие из аналогичных форм подробно описаны в номерах журнала «Воспитатель ДОУ».

Иногда педагоги считают, что можно ограничиться в работе с семьей лишь совместным досугами. Безусловно, это важная и интересная форма взаимодействия, но в то же время недостаточно использовать только ее.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которыеможно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что? Где? Когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», «Устный педагогический журнал», «Клубы дляродителей», «Посиделки», «Педагогические гостиные», «Школазаботливых родителей» и др.

Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка целесообразно проводить тренинги, практику дискуссии. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагоги относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации родителей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Иногда родители просят педагога фотографировать детей в течение определенного периода, вооружая его фотоаппаратом.

Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, одном случае, родители в качестве гостей посещают занятии где преодолевается их поверхностное суждение об обучение; в детском саду, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.

В другом случае родителе могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнеров воспитателя. Также можно подключать их к участию в игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.

При просмотре видеоматериалов и слайд-шоу такой возможности у родителей нет. Но в «режиме реального времени» педагогу трудно показать открытое занятие с детьми, особенно с маленькими. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия. Рекомендуется применять лист индивидуальных успехов, где можно разными цветами отметить, как ребенок спал, ел и др. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Используя возможности множительной техники, можно создаватьгазету для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками. Например, поздравления с днем рождения, консультации психолога, юмор, рекомендации к организации совместного досуга с детьми и др. В подборе материала поможет периодическая печать, например, журналы «Игра и дети», «Воспитатель ДОУ», «Конфетка» и др. В ряде дошкольных учреждений создаются библиотеки для родителейпо основным проблемам семейной педагогики. Родители как в обычной библиотеке на свой формуляр берут литературу на дом, а с помощью электронной почты (где есть такая возможность) педагоги переписываются с родителями, отвечают на их вопросы.

Одна из форм, проверенных временем, — подключение родителей к жизни ДОУ. Швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и родители других профессий могут принять участие в жизни детей группы. Например, приготовить любимые блюда для детей, сшить одежду для кукол, написать сценарии утренников, отвезти детей в театр, на экскурсию в выходные дни. Пап и мам нужно привлекать к участию в субботниках и озеленении территории ДОУ. Также родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения, произведения декоративно-прикладного искусства. Они должны вместе с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье. Можно отдельно выделить и такие формы, которые направлены на формирование родительской позиции:

  • рисование на тему «Какая я мама?»;
  • предложение родителей своей концепции воспитания;
  • анализ собственных педагогических находок, неудачи.

 

Подготовила Колесникова О.С. воспитатель ОСП «Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

"«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

     Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если ч...

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей "Родительский час"

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей...

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.Осудим это......

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом ...