Современная модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов в ДОУ
методическая разработка

Безбородова Виктория Владимировна

В методической разработке представлена модель современной методической работы по внутрифирменному повышению профессиональной компетентности  педагогов образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vpk_2018.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:


Современная модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов в  дошкольном  образовательном учреждении.

Введение.

Современная ситуация развития дошкольного образования в России связана с созданием механизмов устойчивого развития системы  образования в целом. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Изучение ресурсов, способных обеспечить конструктивное развитие российской системы образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 октября 2013 № 544-н, Концепцией развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы, одним  из основных направлений деятельности которой, является   повышение уровня квалификации педагогов, рост эффективности работы образовательных организаций, позволяет назвать кадровый потенциал одним из важнейших в этом процессе.

Педагогические профессии в дошкольной образовательной организации постепенно переходят в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Они становятся более сложными, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. «Профессиональный портрет» современного педагога представлен в Профессиональном стандарте «Педагог». Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в т. ч. для выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТКРФ).

Профессиональный стандарт педагога  применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

В связи с вышесказанным  повышение квалификации педагогов стало актуальной проблемой на сегодняшний день. Поэтому возникла необходимость в разработке и реализации в образовательном учреждении всесторонней модели методической работы по внутрифирменному повышению профессиональной компетентности педагогических кадров, что явилось основной целью настоящей работы.

Данная цель конкретизировалась в ряде задач.

  1. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в образовательном учреждении, их профессиональных потребностей, проблем, интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога в теории и практике дошкольного образования.
  2. Выявить современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров образовательного учреждения: формы, методы, условия.
  3. Выявить наиболее эффективные формы методической работы по внутрифирменному  повышению профессиональной компетентности педагогов.
  4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения.

Таким образом, установка на разработку модели внутрифирменного повышения квалификации педагогических кадров  - ее организации, структуры, содержания – стала одним из актуальных направлений в процессе методической работы образовательного учреждения.

Методическая модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения.

       Модель (фр. modele, от лат. modulus – мера, аналог, образец) - отображение, копия, схема, макет, изображение, некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняющий только важные его свойства, например в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования. Другими словами, модель — это объект или явление, аналогичные, то есть в достаточной степени повторяющие свойства моделируемого объекта или явления (прототипа), существенные для целей конкретного моделирования и опускающие несущественные свойства, в которых они могут отличаться от прототипа. Процесс создания объекта называется моделированием. Модель в науке — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

        В нашем образовательном учреждении была разработана собственная модель внутрифирменного повышения квалификации, при реализации которой  необходимо учитывать следующие принципы (по Л.И.Ильенко):

  1. Принцип актуальности, единства теории и практики -  практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентации на социальную значимость личности педагога, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.
  2. Принцип научности, нацеливающий на соответствие всей системы повышения профессиональной компетентности педагогов современным научным достижениям.
  3. Принцип системности и комплексности — реализация подхода к методической работе как целостной системе, oптимальность которой зависит от единства целей, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения профессиональной компетентности педагога.
  4. Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы.
  5. Принцип создания благоприятных условий работы — моральных, психологических, гигиенических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога.
  6. Принцип постоянного самообразования педагогов — оказание квалифицированной помощи как в вопросах теории, так и в практической деятельности, повышение результативности его педагогического труда.
  7. Принцип креативности - творческий характер методической работы, учитывающей актуальные потребности, интересы конкретного коллектива.

Модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения.

        

        

         Для реализации модели внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения  применяются современные технологии  работы с педагогическим коллективом с использованием ЭОР лицензионных и созданных педагогами:

- мозговой штурм;

- дискуссия;

-деловая игра;

-анализ конкретных ситуаций;

-мастер-класс;

-портфолио педагога;

- технология самовоспитания и самообразования;

- сайт педагога;

- официальный сайт образовательного учреждения;

- педагогическая студия и др.

Педагогическая студия

В практике внутрифирменного повышения квалификации педагогических кадров нашего Образовательного учреждения активно используется технология «Педагогическая студия». Данная технология  рассматривается как адекватная для обучения профессиональному мастерству форма. «Студийцы» проходят ученичество у лучших педагогов, которые передают важнейшие достижения своего индивидуального опыта. Студия не предполагает постоянных монологов мастера, в ней специально создаются возможности для самовыражения всех ее участников под несковывающим инициативу наблюдением руководителя студии и всех студийцев.

Технология организации педагогической студии отработана Н. Е. Щурковой и ее коллегами.

В основе педагогической студии лежат три ключевых метода. Первый – иллюстративный (сопровождается этюдом), обеспечивающий педагогическое профессиональное предъявление того феномена, который изучается на студии. Второй - метод обыденной аналогии (выводит на экспликацию), позволяющий построить логический мост от житейских представлений к научным обобщениям, понятиям. Третий - упражнения, содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла (коррекция).

В дополнение к этим организуются начальный и финальный этапы, продиктованные психологической необходимостью. Первая часть занятий посвящена психологическому настрою и интеллектуальной установке. Этот этап назван прологом. Он служит для осмысления значения и личностного смысла вопроса, а также для концентрирования всех ресурсов личности перед напряженной активной работой. При необходимости этот этап должен включить в себя снятие физических и психологических зажимов, обеспечение психологической раскованности всех участников занятий.

Завершающая часть студийных занятий - рефлексия, обращающая студийцев мысленно ко всему ходу занятий, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, самочувствию. Рефлексия способствует осмыслению нового профессионального рубежа, планированию изменений в будущей педагогической деятельности.

Сценарий проведения студийного занятия.

«Организация совместной деятельности воспитателя и детей:

соответствие  ФГОС ДО и Профессиональному стандарту «Педагог»»

Основные понятия:

  • совместная образовательная деятельность;
  • виды детской деятельности;
  • партнерский стиль взаимоотношений;
  • недирективная помощь;
  • поддержка детской инициативы;
  • индивидуализация образования.

Ключевые профессиональные функции, входящие в Профессиональный стандарт «Педагог»

Трудовая функция: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия: 1. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской с правилом), продуктивной, конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

2. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

3. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Учебные средства: ролевая игра.

 

        Содержание        

  1. Пролог.

Квик -настройка. (Настрой педагога на успешную работу.)

«Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». (А.С.Макаренко)

 Уважаемые коллеги! Сегодняшнее мероприятие мне хочется начать с вопроса:

«Почему совместная образовательная деятельность не всегда приводит к ожидаемым результатам?»

Педагоги высказывают свои предположения по данному вопросу. Проводится мини-дискуссия.

По окончании занятия каждый педагог получит памятку «Четыре компонента совместной  образовательной деятельности», что позволит организовывать совместную деятельность  так, чтобы образовательные задачи были   успешно решены.

Рассмотрим понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры (Психологический словарь).

Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка - оптимальная форма сотрудничества. Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве (например, воспитатель сидит с дошкольниками за общим столом), уважает их мнение, в общении предпочитает диалог, предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала).

  1. Этюд

Педагогам предлагается выйти и  обыграть ситуацию: «Воспитатель во время прогулки предлагает детям совместно понаблюдать за осенним листопадом». Педагоги – помощники разыгрывают разные варианты проведения совместного наблюдения, заранее подготовленные руководителем педагогической студии. Задача остальных педагогов определить, какой из предложенных вариантов оказался для них приемлемым, а также выявить типичные ошибки организации совместной деятельности.

По окончании предварительно очерчиваются четыре компонента эффективной организации совместной деятельности.

  1. Экспликация

В зависимости от образовательной ситуации воспитатели могут принимать разные позиции. Это может быть педагог-тьютор, который помогает ребенку в трудной ситуации или советует, обсуждает с детьми, как решить задание. При этом помощь воспитатель оказывает только в том случае, если ребенок ее попросит сам.

При необходимости педагог моделирует и изменяет предметно-пространственную среду, привносит в нее мотивирующие элементы. В этом случае он может выступить в роли экспериментатора, участвовать в проектах вместе с детьми.

Совместная деятельность предполагает общение в форме конструктивного диалога, которым дети еще не владеют. Он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. Поэтому важно показывать детям, как вести диалог, и учить их общению.

Таким образом, основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.

Совместную деятельность воспитатель реализует посредством различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграции. Педагог выбирает формы и методы работы в зависимости от контингента детей, их уровня освоения программы и образовательных задач, которые он хочет решить.

При организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий (по Н.А. Коротковой): воспитатель включен в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения); во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются; НОД имеет открытый временной конец (каждый работает в своем темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребенок чувствует и осознает свою успешность.

Четыре компонента совместной деятельности

  1. Общая цель. Совместное выполнение задания, игра или проект.
  2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров, приводит их к сотрудничеству.
  3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.
  4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.

  1. Коррекция

После рассмотрения четырех компонентов совместной деятельности, ряда условий для ее эффективной организации, педагогам предлагается поочередно принять участие в ролевой игре.

При обыгрывании ситуаций группа педагогов исполняет роли детей  с заданными им характерами. Один педагог пробует реализовать основные компоненты и условия совместной деятельности.

Ситуации

  • Организация совместной деятельности с детьми по оформлению коллажа «Этажи леса»;
  • Организация совместной проекта с детьми «Огонь – друг, огонь – враг» и т.д.

  1. Рефлексия

Предложить педагогам сформулировать общую  идею проделанной работы.

Можно использовать фразы:

«За этот час я поняла, что…»

« Главным для меня было…» и т.д.

Результативность модели внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения

Реализуемая в образовательном учреждении модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

- ежегодно растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование: к концу 2018 года 80% имеют высшее профессиональное образование;

- ежегодно растет число педагогов, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации. К концу 2018  года в образовательном учреждении 93% педагогов  прошли процедуру аттестации, при этом 36% имеют высшую квалификационную категорию,  57% - первую, 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации, что подтверждает результативность методической  работы, рост мотивации педагогов к самообразованию и повышению своего профессионального уровня;

- педагоги нашего образовательного учреждения постоянно повышают свой профессиональный уровень,  посещают методические объединения района и города, знакомятся с опытом работы своих коллег из других дошкольных образовательных учреждений, приобретают и изучают новинки методической литературы. Педагоги учреждения неоднократно принимали участие в районных и городских конференциях и семинарах, делились опытом своей работы, 80% педагогов опубликовали свой опыт работы в сети Интернет и периодических изданиях.

Достижения педагогов в фестивально-конкурсном движении

2011-2012 учебный год

  1. Дроздова Е.А., воспитатель, лауреат Конкурса педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга номинация «Лучший воспитатель Калининского района».
  2. Дроздова Е.А., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».
  1. учебный год
  1. Беликова О.В., воспитатель,  лауреат Конкурса педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга номинация «Лучший воспитатель Калининского района».
  2. Беликова О.В., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».

2014-2015 учебный год

  1. Безбородова В.В., старший воспитатель, представление инновационного продукта на семинаре старших воспитателей и зам. зав. по УВР Калининского района Санкт-Петербурга. Опыт работы «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО».
  2. Чихачева С.Ю., инструктор по физической культуре, представление инновационного продукта на семинаре старших воспитателей и зам. зав. по УВР Калининского района Санкт-Петербурга. Опыт работы «Система работы по физическому развитию дошкольников  с использованием информационно-тренажерной системы «ТИСА»».

2015-2016 учебный год

  1. Сухоносенко Е.В., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса  «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».
  2. Безбородова В.В., старший воспитатель, представление инновационного продукта в ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга на круглом столе «Профессиональная общественная экспертиза продуктов инновационной деятельности «пилотных»  площадок по реализации ФГОС ДО»

Методические рекомендации по созданию РППС в ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».

   2017-2018 учебный год

  1. Парфёнова Е.Н, воспитатель, дипломант  Конкурса педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга номинация «Лучший воспитатель Калининского района».
  2. Парфенова Е.Н., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».

Заключение

Стабильные положительные результаты педагогов позволяют сделать вывод о   выполнении разработанной моделью своей основной цели — повышения квалификации педагогических кадров образовательного учреждения.

Литература:

Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Савченко В. И. Анализируем итоги методической работы по сопротивлению введения ФГОС ДО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - № 5

Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М.: Скрипторий, 2003, 2006.

Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Дейнеко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 3Е. Каралашвили, Павлова Л. Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2017. - № 10

Матвеева Л. В. Методическая работа с педагогами: 25 форм на весь учебный год //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ».

Конспект выступления на круглом столе руководителей ДОУ Кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО: содержание, формы, результаты

СЛАЙД 1: ВНУТРИФИРМЕННОЕ  ПОВЫШЕНИЕ  КВАЛИФИКАЦИИ  ПЕДАГОГОВ В ДОО:СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ Ищенко Инна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №...

Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях

Тема методической разработки направлена на решение первой задачи, которую ставит перед дошкольными учреждениями федеральный образовательный стандарт дошкольного образования : охрана и укрепление психи...

«План внутрифирменного повышения квалификации для ДОУ по профессиональному стандарту «Педагог»».

laquo;План внутрифирменного повышения квалификации  по профессиональному стандарту «Педагог»» содержит традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогоми ДОУ  по...

Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях

Конкурсный материал для участия в районном конкурсе «Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»...

Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОУ

Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ«Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»      Разработано:Боровинск...

Внутрифирменное повышение квалификации

На современном этапе модернизации образования, в связи с введением в действие образовательных стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в сво...