Главные вкладки

    Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
    материал

    Каменева Дарья Олеговна

    Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:

    - оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

    - оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала.

    - основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

    - оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiz_raboty_metodicheskogo_kabineta_dou.docx20.85 КБ

    Предварительный просмотр:

         ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж».

    специальность: 44.02.01 «Дошкольное образование»

    Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине:
    «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста»

    На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

                                                                                                             

    Выполнила

    Студентка группы 4«БДК»

    Каменева Д.О.

                   

                               

                                                          Астрахань – 2019-20г.

    Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:

    - оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

    - оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала.

    - основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

    - оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.

    Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

    Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

    Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

    Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);

    Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

    На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки

    Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память»; проблемные странички: «Твое мнение», «Читай, думай, спорь», «Очень Короткие Новости» (ОКНО), «С улыбкой и всерьез», «Учимся вместе», «Советы мастеров» — и др.. «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» — и т.д.

    1. Праздники и знаменательные даты: перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп), методики (занятия, беседы и т.д.), программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.

    2. Этапы реализации учебной программы: перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.

    3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.

    4. Передовой педагогический опыт:

    Воспитателей ДОУ:

    — фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
    — основные данные его биографии;
    — основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
    — доклад, представленный на педсовете, 
    — из опыта работы; выступления на МО;
    — детские работы; 
    — конспекты занятий, выписки из календарного плана работы; 
    — перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми; 
    — высказывания детей; 
    — вопросы к беседам; 
    — фотографии деятельности детей; 
    — сценарии праздничных утренников и развлечений;
    — видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
    — рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

    ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики

    - обязательная аннотация и рекомендации по его использованию. ---анализ опыта и отметка, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику.

    В методическом кабинете оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).

    Содержание и задачи учебно-воспитательной работы определяются программой ДОУ. Чем более умело подбираются наглядные средства обучения и чем более совершенна связь между наглядностью и другими методами обучения, тем более эффективно решаются программные задачи.

    При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т.п. в методическом кабинете учитывается их функции в организации учебно-воспитательного процесса.

    Для всех возрастных групп предоставлены:

    образец режима дня в детском саду и дома;

    комплексы упражнений для утренней гимнастики;

    - рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;

    - рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;

    - материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, диафильмы, и пр.);

    - комплекты различных материалов, из которых изготовлены предметы повседневного обихода (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т.д.);

    - методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;

    - различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр.;

    - различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.

    - изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);

    - учебная работа.

    - перечень средств труда для различных возрастных групп;

    - рисунки инструментов труда;

    - образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;

    -методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т.д.);

    - репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);

    - настольные и словесные игры,

    - схемы-конспекты занятий;

    - программная детская литература.

    - аудиозаписи с программными пьесами;

    - наглядные пособия и игрушки для обучения песням и танцам;

    музыкальные обучающие игры;

    - детские музыкальные инструменты;

    - музыкальные инструменты.

    - программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;

    - персонажи и атрибутика для кукольного театра;

    - материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;

    - перспективный и годовой планы сотрудничества со школой;

    Книжный фонд методического кабинета систематизирован:

    1. Книги для воспитателей:

    - документы по дошкольному воспитанию:

    (нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:Семейный кодекс РФ;Трудовой кодекс;

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;

    Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;

    Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;

    Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;

    Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;

    Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;

    Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;

    Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

    Концепция дошкольного воспитания;

    -Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.

    -программа по дошкольному воспитанию, приказы и инструкция, нормативы, циркуляры и т.д.;

    периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;

    - справочники: словари, энциклопедии и т.д.;

    учебно-методическая литература.

    2. Детская литература:

    - программная литература по возрастным группам;

    - детские журналы.

    Для систематизации книжного фонда заведена тематическая картотека

    Картотека обеспечивает:

    - возможность быстро и легко найти необходимую информацию;

    - возможность систематического пополнения библиотеки.

    Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

    Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

    можно привлечь воспитателей, чтобы они помогли обработать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы, составить картотеку с аннотациями и т.д. Работа в методкабинете поможет им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

    работа в кабинете так организована что воспитатели могут посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт.

    Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. В дошкольном учреждении составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу.

    Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.


    Организация методической работы;

    Повышение квалификации воспитателей;

    Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

    Ориентация деятельности педагогического коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса;

    Оказание своевременной квалифицированной консультативно- методической, педагогической помощи педагогам и родителям по вопросам развития, обучения и воспитания;

    Реализация государственной политики по вопросам образования

    Для повышения эффективности работы воспитателей очень важна четкая организация методического кабинета как центра всей педагогической деятельности дошкольного учреждения. В методическом кабинете нашего ДОУ соблюдается выполнение действующих правил и инструкций по безопасности и гигиене труда. Обеспечено рабочее состояние оборудования и приборов, тем самым созданы безопасные и благоприятные условия для организации работы в методическом кабинете как с педагогами ДОУ, так и с их родителями и воспитанниками. Рабочее место оформлено в соответствии с нормами охраны труда и противопожарной безопасности. Методический кабинет обеспечен учебно-методическими пособиями, техническими средствами обучения, методическими, дидактическими, аудио-видеоматериалами, наглядными и раздаточными пособиями. В 2009 году бы сделан ремонт в соответствии с современными требованиями и нормами противопожарной безопасности. В течение четырех лет методический кабинет пополнился новыми техническими средствами: компьютер, цветной принтер, фотоаппарат, магнитофон, DVD плеер, телевизор, что дает возможность для внедрения интерактивных методов в работе с педагогами.В целях информационно-рекламной и презентационной деятельности имеется выставочный стенд. Для повышения качества методической работы в кабинете, есть полка для новинок методической литературы. 74 Методический кабинет работает по утвержденному графику, где включены все формы работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом, работа на компьютере педагогов ДОУ. С учетом графика работы кабинета составлена циклограмма работы старшего воспитателя ДОУ, позволяющая реализовать принцип рационального и эффективного подхода к организации системы кабинета. За последние годы систематизирован материал по комплексной и парциальным программам. На методический кабинет каждое полугодие оформляется подписка на периодические издания. Подписные издания занимают значительную часть в оснащении кабинета, благодаря чему педагоги своевременно получают информацию. Приведена в соответствии с номенклатурой нормативно- правовая документация, оформлена детская библиотека, доступная для использования и педагогами, и родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».

    Комплект  состоит из 3 конспектов -  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...

    Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

    Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533990","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...

    Методическая разработка на тему:"Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

    Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста...

    Анализ работы методического кабинета ДОУ

    Одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потен...

    Анализ работы методического кабинета

    работа методического кабинета...