Картотека опытов и эксперементов у детей старшего дошкольного возраста
консультация

Гутор Светлана Валентиновна

В работе представлена картотека опытов с водой, песком, глиной; эксперименты с термометром, цветными стеклышками и многие другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Солнышко» города Стародуба

Картотека опытов и

экспериментов

для детей старшего дошкольного возраста

Составила:

Гутор Светлана Валентиновна

Стародуб 2018

           Осень

Песок

ОПЫТ № 1

«Форма песчинок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Ход. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Вывод. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы

ОПЫТ № 2

«Песчаный конус»

Цель. Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Ход. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похожее  на течение.

Вывод. Песок может двигаться.

ОПЫТ № 3

«Просеянный песок»

Цель. Установить свойство просеянного песка.

Материалы:  Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Ход. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В обычный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в просеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на обычном  песке, чем на просеянном.

Вывод. Просеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

ОПЫТ № 4

«Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Ход. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать  сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Вывод. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

ОПЫТ № 5

Песок и глина

1. «Сравнение частичек песка и глины»

Цель. Выяснить свойства песка и глины.

Оборудование:  два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло.

Ход. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Частички в глине слипшиеся, очень мелкие. Чем-то глина похожа на пластилин.

Вывод. Частички песка крупнее, чем глины.

2. «Как песок и глина пропускают воду».

Оборудование:  стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной.

Ход. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.  Наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим как вода впитывается: быстро или медленно?

Вывод. Вода впитывается в песок быстро, а в глину медленно. Часть воды остается сверху, на глине.

ОПЫТ № 6

«Барханы».

Цель. Выяснить как образуются песчаные горы в пустыне.

Оборудование: блюдо с песком, трубочка (для сока).

Ход. Перед началом работы рассмотреть иллюстрации с изображением песчаной пустыни.

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и трубочкой. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик.

Вывод. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

ОПЫТ № 7

Воздух

«Пустой стакан?»

Цель. Познакомить  детей со свойствами воздуха.

Оборудование: стакан, банка с водой

Ход. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду

ОПЫТ № 8

«Мой весёлый звонкий мяч».

Цель. Знакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование: Мячи спущенный и надутый.

Ход. Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

ОПЫТ № 9

«Тонет - не тонет».

Цель. Знакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование: Ёмкость с водой, игрушки, наполненные воздухом

Ход. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

ОПЫТ № 10

«Сколько весит воздух?»

Цель. Выяснить, имеет ли воздух вес.

Оборудование: палка длиной около 60 см., верёвка, два воздушных шарика

Ход. Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх.

Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод. Воздух имеет вес.

ОПЫТ № 11

«Откуда появляются волны?»

Цель. Знакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование: веер, ёмкость с водой

Ход.  Дети машут веерами (сделанными ими заранее) над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха Вывод. Волны на воде появляются от движения воздуха.

ОПЫТ № 12

«Воздух сжимается»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование. Пластмассовая бутылка, ненадутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Ход. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

           Зима

ОПЫТ № 1

Вода

«Изменение объема жидкости».

Цель: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Материал: Бутылки с пробками.

Ход: Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.

Вывод. Вода при замерзании расширяется.

ОПЫТ № 2

Воздух

«Большие — маленькие».

Цель: Выяснить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).

Материал: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.

Ход: Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная) обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их). Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету). Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).

Вывод. Теплый воздух  при нагревании увеличивается в объеме, а холодный - -уменьшается.

ОПЫТ № 3

Снег, воздух.

«Почему снег греет?»

Цель. Выяснить, сохраняет ли снег тепло.

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Ход. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

ОПЫТ № 4

Вода

«Откуда берётся иней?»

Цель. Выяснить,  как образуется иней.

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

ОПЫТ № 5

Вода

«Тающий лед».

Цель. Выяснить, в какой воде быстрее растает лед (горячей или холодной).

Оборудование: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка.

Ход. Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок.

Вывод. В горячей воде лед тает быстрее.

ОПЫТ № 6

«Прозрачность льда»

Цель. Выяснить с детьми, что лед прозрачный.

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.

Ход. Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лед прозрачный. Для этого в прозрачную емкость кладет мелкие предметы, заливает водой и выставляет на мороз. Когда лед замерзнет, рассмотреть с детьми формочки с мелкими предметами. Через лед видны замерзшие предметы.

Вывод. Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

ОПЫТ № 7

Вода

«Плавает ли лёд?»

Цель.  Знакомить детей со свойствами воды, льда.

Оборудование: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Ход. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды?

Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

• Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

Вывод. Вода при замерзании превращается в лед; лед плавает в воде, он легче воды, так как в нем содержится больше воздуха, чем в воде.

           Весна

Вода

ОПЫТ № 1

«Звуки в воде».

Цель: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: Большая емкость с водой, камешки.

Ход: Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости, наполненной водой, и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Вывод: Во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

ОПЫТ № 2

«Фильтрование  воды».

Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Материал: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Ход: Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

Вывод: С помощью различных фильтров воду можно очистить от примесей.

ОПЫТ № 3

«Круговорот  воды».

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Материал: Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.

Ход: Дети кладут в емкость кусок льда (или снега), закрывают ее целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время долго наблюдают таяние и конденсацию воды.

Вывод: Вода никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое (лед, вода, пар).

ОПЫТ № 4

1. «Пар - это тоже вода»

Цель. Знакомить детей со свойствами воды.

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Ход. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром

стекло, на нем образуются капельки воды.

Вывод, Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

2.«Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращением  воды: из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Ход. Вскипятить воду, накрыть сосуд крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в капли воды и падает вниз.

Вывод. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывании - из газообразного обратно в жидкое.

ОПЫТ № 5

Солнце, воздух

«Далеко — близко»

Цель: Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.

Материал:  Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

Ход: Дети зажигают лампу, представляют, что это солнце помещают два термометра на расстоянии 10 и 100 см. (вдоль метра) от лампы. Определяют, где будет температура выше (от лампы идут лучи света — тепло, и термометр, расположенный ближе, получит больше энергии и больше нагреется).

 Вывод: Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр, следовательно, они не смогут сильно его нагреть.

Рассматривают с детьми модель Солнечной системы; определяют удаленность разных планет от Солнца; отмечают, на какой из планет теплее всего: на планете, которая ближе к Солнцу — Меркурии.  Чем ближе к Солнцу планета, тем больше она получает солнечной энергии; у более удаленных планет атмосфера холоднее.

ОПЫТ № 6

Солнце

«Передача солнечного  «зайчика».

Цель: Показать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Материал: Зеркала, схема многократного отражения.

Ход.  Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья, таким образом, помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы

Вывод. С помощью зеркал можно отразить солнечный лучик несколько раз.

ОПЫТ № 7

Термометр

«Как работает термометр»

Цель. Посмотреть, как работает термометр.

Материалы.  Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Ход. Зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Лето

ОПЫТ № 1

«Притяжение к Земле».

Цель: Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материал. Предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Ход. Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает детям узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов.

Вывод. Тяжелые предметы сильнее притягиваются к земле.

ОПЫТ № 2

«Как увидеть  молнию?»

Цель. Выяснить, что гроза — проявление электричества в природе.

Материал. Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, микрофон или рупор.

Ход. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним микрофон или рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась, появился треск — проявление электричества).

Вывод. При натирании некоторых предметов или материалов один о другой можно наблюдать проявление электричества: треск, вспышки света.

ОПЫТ № 3

Свет

«Свет и тень»         

Цель. Познакомить детей с явлением «свет – тень».

Материалы:  оборудование для теневого театра, фонарь.

Ход. Воспитатель спрашивает его: «Что это? Для чего нужен фонарик? » Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Что видим

на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют.

Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Вывод. Тень от любого предмета появляется при попадании на них света.

ОПЫТ № 4

«Цветные стёклышки».

Цель. Показать, как с помощью цветных стеклышек можно увидеть все вокруг разноцветным.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.

Вывод. Какого цвета стеклышко, такого цвета все вокруг.

ОПЫТ № 5

«Получение радуги»

Цель. Познакомить детей с явлением – радуга.

Материалы: зеркало, таз с водой, источник света

Ход. В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке. Если зеркало «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа.

Вывод. Луч света, попадая в воду, меняет направление и окрашивается в разные цвета, т.е.  цвета радуги.

ОПЫТ № 6

«Разноцветные  огоньки»

Цель.  Узнать, из каких цветов состоит солнечный спектр.

Материал. Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Ход.  Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.) Взрослый предлагает запомнить цвета радуги выучив фразу:  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке.

Вывод.  Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего появляются разные цвета.

ОПЫТ № 7

Почва

1. «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель. Познакомить детей со свойствами почвы.

Материалы: лейка с холодной водой

Ход. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность, она липкая, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод. Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

2. «Есть ли в почве воздух?»

Цель. Познакомить со свойствами почвы.

Материалы: образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Ход. Напомнить о том, что в почве  обитает много жильцов: дождевые черви, кроты, жуки и др. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Вывод. В почве есть воздух

3. «В какой почве больше воздуха?»

Цель. Познакомить со свойствами почвы.

Материалы. Для образца почвы: первый - с клумбы (рыхлая почва);  второй -  с плотно утрамбованной землей тропинки.  Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Ход. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы, Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше (Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше).

Вывод. В рыхлой почве больше воздуха, чем в плотной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – ...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Песок, глина1 СыпучестьОборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумагиВозьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Картотека предназначена для развития экспериментально-познавательной деятельности детей старшего возраста. Представлен комплекс экспериментов с разного рода веществами иббъектами живой и неживой приро...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Введение:Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребен...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

Опыты направлены на изучение свойств песка, почвы, воздуха, воды и тд....

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти экспери...