Педсовет "Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ"
методическая разработка

Скареднова Ирина Самсоновна

Педсовет на актуальную для педагогов ДОУ тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_professionalnaya_kompetentnost_vospitatelya.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» с.Турочак

        

Разработчик:

Скареднова И.С.,                                                                                                      

 старший воспитатель

.

Турочак-2016

Тема «Профессиональная компетентность воспитателя»

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
  2. Повлиять на профессиональное становление педагога.
  3. Определить составляющие профессиональной компетентности и перечень основных профессиональных компетенций для педагога нашего ДОУ.  

Подготовка к педсовету

  1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
  2. Посещение режимных моментов, занятий всех возрастных групп с целью просмотра воспитательно-образовательного процесса.
  3. Анкетирование «Профессиональный портрет педагога»
  4. Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов.

План педсовета

  1. Игра «Качества»
  2. Профессиональная компетентность педагогических работников (работа с теоретическими понятиями).
  3. Итоги анкетирования, результаты диагностики
  4. Тренинг с педагогами «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста.

     

Ход педсовета

  1. Введение в тему педсовета. Игра «Качества»

Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы  свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

2. Работа с теоретическими понятиями по теме педсовета (сопровождается презентацией)

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.

Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Данные требования отражены в Кодексе профессиональной этики педагога (зачитать выдержки из Кодекса)

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1.      Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2.      Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3.      Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Т. Г. Браже выделяет такие параметры профессиональной компетентности педагога ДОУ:

1. Мотивационно-ценностный

2.Когнитивно-деятельностный

3. Эмоционально-процессуальный.   (см. Приложение)

В ФГОС ДО (п.3.4.2.) прописаны основные компетентности, которыми должны обладать педагогические работники   (см. ФГОС ДО) (зачитать пункт из ФГОС ДО)

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога нашего ДОУ  относятся:

 Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

 Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

 Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость и др.

В Стандарте «Педагог» выделены знания, умения, действия, которые объединены в три педагогические функции:

  1. Общепедагогическая функция. Обучение.
  2. Воспитательная деятельность
  3. Развивающая деятельность.

                 В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
         Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Среди мотивов самообразования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.


         
Условия профессионального роста
Самообразовательная работа
Чтение научно-методической, педагогической  литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, вебинаров, конференций, занятий коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами других детских садов, через сеть Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
     

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам  готов к переменам, личностно развивающийся в профессии,  обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к  проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

     

  1. Итоги анкетирования и диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

  1. Тренинг «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста   (педагог-психолог)

Решение педсовета

1. Считать повышение профессиональной компетентности педагогов необходимым условием развития нашего ДОУ. Срок: постоянно. Ответственные: все педагоги.

2. Продолжить практику взаимопосещений разных образовательных областей, которые не предполагают функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность педагогам в большей степени  раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы. Срок: постоянно. Ответственные: все педагоги.

3. В конце учебного года воспитатели предоставляют анализ по самообразованию за учебный год. Срок:  до 20.05.2016. Ответственные: все педагоги.

          4. Продолжить работу внутрисадовых семинаров и мастер-классов, направленных  на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателя. Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Педсовет "Профессиональная компетентность воспитателя"

Произошедшие изменения в  дошкольном образовании по - новому ставят вопрос о профессиональной компетентности воспитателя,наполняя содержание этого понятия новыми характерами.Ранее, понятие «...

МО воспитателей "Профессиональная компетентность воспитателя"

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.Задачи:1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетент...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

Мастер-класс для воспитателей по теме «Экологическая компетентность воспитателя»

Расширять и систематизировать экологические знания педагогов....

Психологический тренинг для воспитателей «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в детском саду»

Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога....

Мастер-класс для воспитателей по теме «Экологическая компетентность воспитателя»

Программное содержание. Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу личности, способствовать формированию профессиональных...