К вопросу о проблеме управления конфликтами в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения
статья

Задера (Маркова)Таисья Витальевна

Управление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К вопросу управления конфликтами18.15 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

К. И. Шишкина

Т. В. Маркова

Кандидат педагогических наук, доцент,

магистрант,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Россия

Summary. The article considers theoretical issues of conflicts in a pedagogical collective.

Describes the importance of teachers training to work on conflict resolution and the role of the

head of the preschool educational institutions in conflict management between teachers.

Keywords: conflict; head of preschool educational institution; management of conflicts.

В коллективе любой организации существуют межличностные отношения, которые опосредуются содержанием труда, создают определенный социально-психологический климат. Благоприятный социальнопсихологический климат в коллективе является фактором положительной

трудовой мотивации каждого сотрудника, его социально-психологического

равновесия. Неблагоприятный – ведет к повышенной конфликтности в организационном поведении [5].

Экспертами подсчитано, что около 15 % рабочего времени сотрудника уходит на конфликты. Еще больше времени тратят на урегулирование

конфликтов и управление ими руководители – в некоторых организациях

до половины рабочего времени [2].

В частности, жизнь педагогического коллектива зачастую просто

пронизана конфликтными ситуациями, возникающими в отношениях с

обучающимися, коллегами по работе, администрацией образовательного

учреждения [3]. Конфликты занимают одно из основных мест в управлении персоналом в связи со значительными временными затратами, а так же

их разрушительных последствий [2].

В структуре педагогической деятельности, коммуникативный компонент является основой, движущей силой взаимодействия. К педагогу как

специалисту в сфере профессиональной деятельности «человек-человек»

предъявляются повышенные требования в плане информированности,

осведомленности, компетентности по широкому кругу социальных, психологических, педагогических проблем. В Законе Российской Федерации

«Об образовании» [1] сформулирован социальный заказ на личность педагога, успешного в социальном взаимодействии. Реализация этой задачи

определяется уровнем профессиональной компетентности будущего педагога, оперативностью, гибкостью, самостоятельностью, творческим харак-

40

тером его педагогического мышления в процессе разрешения конфликтных ситуаций.

Педагогический конфликт имеет свои особенности. Но, пожалуй, основной отличительной чертой является то, что интересы участников конфликта, могут накладывать отпечаток и сказываться на интересах ребенка,

на его развитии как личности. Исследователи, занимающиеся вопросами

становления ребенка-дошкольника как личности установили, что в воспитании детей ведущую роль играют значимые взрослые, к числу которых

относятся педагоги детского сада. К любым проявлениям конфликтного

поведения воспитателя дети относятся как к образцу. Конфликтогенная

среда, общая озлобленность, тревожность, напряженность в отношениях

проецируются на воспитанников, что составляет угрозу для их благополучного психического развития, для становления их коммуникативных

навыков и ценностных ориентаций [4].

В связи потребностью общества в педагогах, способных грамотно

руководить сложным процессом воспитания подрастающего поколения,

возникает потребность в повышении требований к подготовке педагогов

дошкольных образовательных учреждений, в том числе и в сфере предупреждения и управления конфликтами.

В организациях управление конфликтами осуществляется посредством:

– вышестоящего руководства, которое определяет общее положение

данного подразделения во всей системе учреждения;

– руководителя подразделения, задача которого обозначить план поведения в конфликтных ситуациях и осуществлять управление ими;

– трудового коллектива, выполняющего воспитательные, регулятивные функции, сплачивающие людей, формирующие сотруднические отношения.

Все субъекты регулирования конфликтов играют значительную роль

в данном процессе, однако, основным действующим лицом, должен быть

руководитель подразделения, в котором назревает или уже имеет место

быть конфликт. Для эффективного разрешения и управления конфликтами

от руководителя требуются такие знания и умения как:

– умение анализировать и диагностировать сложившуюся социальную конфликтную ситуацию;

– знание психологии личности и закономерностей ее поведения;

– умение быть беспристрастным и последовательным по отношению

к участникам конфликта;

– умение вести деловые индивидуальные беседы и переговоры;

– наличие достаточного авторитета и власти [2].

В дошкольном образовательном учреждении высшую функцию

управления реализует заведующий. Он в силу занимаемой должности призван управлять конфликтами в коллективе. Успех его как субъекта, регулирующего конфликтность педагогической среды, будет определяться сте-

41

пенью развития его деловых и личностных качеств, умения достигать компромиссов, способности самому избегать межличностных конфликтов.

Успех коллектива, эффективность его работы зависят от умения заведующего общаться с подчиненными, от силы его авторитета и воздействия на

них, от его личных этических принципов и установок.

Таким образом, перед заведующим дошкольным образовательным

учреждением стоит задача создания в коллективе оптимальных межличностных взаимоотношений, которая может быть реализована через развитие у руководителя таких качеств, как дипломатичность, принципиальность, гибкость в методах управления, умение идти на компромисс.

Поскольку руководитель выступает в качестве наиболее влиятельного и авторитетного лица, способного управлять неизбежно возникающими

в коллективе конфликтами, то задачей образования становится подготовка

специалиста, готового осуществлять данную деятельность.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-

ФЗ (по сост. на 31.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – 31 декабря. –

№53 (ч. 1). – Ст. 7598.

2. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник / В. П. Пугачев. – М.: Аспект

Пресс, 2006. – 416 с.

3. Саралиева Т. Р. Развитие конфликтологической компетентности учителя в системе

дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед.

наук: 13.00.08 / Т. Р. Саралиева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. – 24 с.

4. Сафронова И. В. Управление конфликтами в коллективе дошкольного образовательного учреждения: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Сафронова. – М.: РГБ,

2000. – 128 с.

5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.:

ИНФРА-М, 2008. – 638 с.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29322471


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное управление как фактор успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения

Управление дошкольным образовательным учреждением в связи с принятием нового Закона «Об образовании», принятием ФГТ, а также со значительным увеличением контингента детей становится все более сл...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

Сценарий районного конкурса педагогического мастерства «Моя профессия – воспитатель» среди дошкольных образовательных учреждений.

Сценарий районного конкурса педагогического мастерства «Моя профессия – воспитатель» среди дошкольных образовательных учреждений. ...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...