Рабочая программа старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Коршунова Алена Игоревна

Рабочая программа старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                   УТВЕРЖДЕНО:

решение педагогического совета               Приказ №____ от ____2018г.

от 29.08.2019г., протокол №                       заведующий МБДОУ

Председатель______________                    «Детский сад № 66»

                                                                        ______________/ В.К. Анисимова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дошкольной образовательной деятельности

в старшей группе «Почемучки»

Программа разработана на основе образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 66 » г. Рязани, утв.  Решением педагогического совета, протокол № 5 от 05.06.2015г.

Срок реализации:2019-2020 г.

Авторы-составители:

воспитатель Коршунова А.И.

воспитатель Наумкина С.В.

Рязань

I. Пояснительная записка.

1.1.  Нормативная база.

Рабочая  программа  разработана  в соответствии с ООП «Детского сада № 66», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской федерации".

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении  СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

- Приказом  Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования";

- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- постановление администрации города Рязани от 30 сентября 2013г. № 4054 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в городе Рязани» на 2014-2020 годы»

-приказом Управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани от 26.09.2013г. «О введении и реализации ФГОС общего образования в учреждениях города Рязани»

-методическими рекомендациями Управления образования и молодёжной политики администрации г. Рязани от 16.04.2014г. «Об особенностях деятельности воспитателей, инструкторов по физической культуре, плаванию, музыкальных руководителей в дошкольных образовательных учреждениях города Рязани в 2014-2015 учебном году.

Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 66»

1.2. Актуальность и новизна программы.

Актуальность определяется исходя из требований общества, сформулированном в   Законе «Об образовании в Российской Федерации»; ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»:

«1. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Так же актуальность данной программы объясняется  учетом индивидуально-личностных особенностей детей данной конкретной группы, их интересов, потребностей,  интересов и потребностей родителей, учетом традиций и специфики дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 66» г. Рязани.

Программа определяет механизмы достижения  высокого качества образования детей данной группы и направлена на решение приоритетных задач развития , формирования личностных качеств ребенка, обозначенных в ФГОС ДО.

Новизна программы заключается в сочетании форм и методов образовательной деятельности, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных запросов, а так же в учете и разработке регионального компонента, обеспечивающего  приобщение  ребенка к истории, культуре и традициям Рязанского края, своей малой Родины. В программе представлена организация работы по развитию умственных и творческих способностей, разработанная в соответствии с  основной общеобразовательной программой участниками образовательного процесса и направленная на разностороннее развитие ребенка и успешную подготовку его к школьному обучению.

1.3.  Цели и задачи рабочей программы.

Цели рабочей программы :

 - повышение социального статуса дошкольного образования,

 - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,

 -обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения,

 - сохранение единства образовательного пространства российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи рабочей программы:

 - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья),

 - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования),

 - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их   возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром,

 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей   и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества,

 - формирование общей культуры личности детей, в том числе основ здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок  успешной  учебной деятельности,

 - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей,

 - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей,

 - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.4. Принципы и подходы : (в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития,

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее: индивидуализация дошкольного образования),

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,

-поддержка инициативы детей в разных видах деятельности,

-сотрудничество организации с семьей,

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,

-стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

Учет  принципов  и подходов, определенных в  основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 66» г. Рязани:

-принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка,

-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования),

 -принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей,

-комплексно-тематический принцип построения образовательного  процесса.

Ключевые подходы отечественной дошкольной педагогики и психологии:

Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже)  к проблеме развития психики ребенка;

 Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже)  к проблеме развития психики ребенка.

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики ребенка

Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка

Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа-

ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской

деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня-

тий, участников по совместной деятельности.

Планируемые результаты освоения Программы:

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств

и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.5.Характеристика возрастных особенностей воспитанников группы.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возрастная более активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.6.Организация образовательного процесса 

Образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в детском саду. Процесс развитие личности обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре, познавательно-исследовательской, проектной, продуктивной деятельности.

 Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимосвязанных образовательных областей:

 -физическое развитие,

 -социально-коммуникативное развитие,

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

-художественно-эстетическое развитие,

А также  «Приобщение детей к истории, культуре и традициям Рязанского края».

Образовательный процесс  строится на основе взаимодействия  всех его участников: детей, педагогов, родителей, с привлечением  социальных  партнеров.

Продолжительность учебного года: с 1 сентября по 30 мая.  Адаптационный период: с 1 по 15 сентября. Блок образовательной работы: с 1 сентября по 30 мая.

Заполнение карт индивидуального развития детей по результатам педагогической диагностики осуществляется  2 раза в год (октябрь, апрель) для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Оформление результатов образовательной работы за учебный год, творческие отчеты педагогов: с 10 по 30 мая.

Утренники:

В основе образовательного процесса лежит комплексно-тематическое  планирование, с помощью которого в течение дня   предполагается интеграция образовательной деятельности 5 образовательных областей в трех формах организации:

- фронтальная работа,

-подгрупповая,

-индивидуальная.
1.7. Программно-методический комплекс образовательного процесса.

 Основные программы МБДОУ «Детский сад № 66».

п/п

Название программы

Направления

Сроки реализации

1.

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66».

Перспективы развития  ДОУ и повышение  качества образования .

1015-2019 г.

2.

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 66».

Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования.

С 2015 г.

Программно-методическое обеспечение воспитательно- образовательного процесса в средней  группе.

Образовательная область.

Название пособия.

Физическое развитие.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы М.А. Васильевой, В.В. Гербовой;

Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» средняя группа.

Власенко Н.Е. «300 подвижных игр для дошкольников»

Художественно- эстетическое развитие.

Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;

 Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»;

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»;

И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду».

Познавательное развитие.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;

 Дыбина О.В «Ребёнок и окружающий мир»;

Соломенникова О.А  «Ознакомление с природой в детском саду»;

Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»;

 Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет».

Социально-коммуникативное развитие.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;

 Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду».

Речевое развитие.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В, Т.С. Комаровой;

Ушакова О.С «Развитие речи», и «Ознакомление дошкольников с литературой»

2.1.Календарно-тематический план старшей  группе

День знаний (3-я-4-я недели августа)

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник).

Праздник «День знаний».

Осень

(1-я-4-я недели сентября)

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах.Расширять представления о неживой природе.

Праздник «Осень». Выставка детского творчества.

Я вырасту здоровым (1-я-2-я недели октября)

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Открытый день здоровья.

День народного единства

(3-я неделя октября — 2-я неделя ноября)

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины.

Праздник День народного единства. Выставка детского творчества.

Новый год (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря)

Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Закладывать основы праздничной культуры. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

Праздник Новый год. Выставка детского творчества.

Зима

(1-я-4-я недели января)

Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.

Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

Праздник «Зима». Зимняя олимпиада. Выставка детского творчества.

День защитника Отечества (1-я-3-я недели февраля)

Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Праздник 23 февраля — День защитника Отечества. Выставка детского творчества.

Международный женский день (4-я неделя февраля — 1-я неделя марта)

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям.

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества.

Народная культура и традиции (2-я-4-я недели марта)

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Пол- хов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.

Весна

(1-я-2-я недели апреля)

Формировать обобщенные представления о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени).

Праздник «Весна- красна».

День Земли —

22 апреля. Выставка детского творчества.

День Победы (3-я неделя апреля — 1-я неделя мая)

Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.

Праздник День Победы.

Выставка детского творчества.

Лето

(2-я-4-я недели мая)

Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах.

Праздник «Лето». День защиты окружающей среды — 5 июня. Выставка детского творчества.

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа).

  1. Циклограмма совместной деятельности педагога с детьми в режиме дня.

          Время в

                режиме       

Дни недели

Утро

Прогулка

Вечер

Вечерняя прогулка

Понедельник

1.  Инд. работа по разв. речи

2.  Д/и, п/и

1 Наблюдение в природе.

2.  П/и.

3. Инд.  работа по развитию  движений.

1. С/р игра.

2. Речевые игры.

3. Инд.и подгрупповая работа по музыкальному  развитию.

4.Чтение худ.лит.

1.  Наблюдение общественного характера

2. П/и.

Вторник

1.  Инд. работа по приобщению к ЗОЖ

2.  Д/и .

1. Наблюдение общественного характера.

2. П/и.

3. Трудов. поручения в природе.

1 Театрализ. игра, дидактич. игра

2.  Чтение худ. лит.

3.  Х/б труд (поручения).

1. Наблюдение в природе

2. П/и .

3. Работа по формирован. Безопасного

поведения .

Среда

1.  Инд. раб. по математике.

2.  Инд. работа  по изодеятельности.

1. Наблюдение в природе.

2. П/и

3. Инд. работа по развитию движений.

1.  Работа по формирован. безопасн. поведения;

2.С/р игра (нравств.- этич. нормы)

1.Чтение худ. лит., заучивание стихов.

1. Наблюдение общественного характера

2. П/и

Четверг

1. Трудовые поручения

2. Разв. умств. и тв. способн. (инд.)

1.  Наблюдение общественного характера

2. П/и

3. Трудов. поручения в природе.

1.Чтение худ. лит., заучивание стихов;

2. Инд., подгр. работа по изо

1. Наблюдение в природе

2. П/и

3. Трудов. поручения в природе

Пятница

1. Исследоват. деят., конструирование.(подгр.)

2. С/р игра

1. Наблюдение в природе

2. П/и

3. Инд. работа по развитию движений

1.  Работа по познават. развитию (проекты, беседы, рассказы и др.)

2. Игры со стоит. материалом

1. Наблюдение общественного характера

2. С/р игра

3. П/и

  1. Содержание образования  в старшей группе   на 2018-2019 учебный год.

 Образовательный процесс осуществляется на основе комплексно-тематического планирования в ходе непосредственно организованной деятельности (занятий), совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий  и самостоятельной деятельности детей;

   В конце изучения каждой из тем предполагается итоговое мероприятие, в котором могут принимать участие родители воспитанников.

Перспективный план  образовательного процесса в старшей  группе

2.4.Педагогическая диагностика.

 Педагогическая диагностика осуществляется для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка. С помощью средств  педагогической диагностики можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения  диагностики представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в ДОУ, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. В ходе мониторинга заполняется таблица.

п/п

Ф.И. ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

Карта наблюдений включает показатели пяти образовательных областей по ФГОС ДО:

-физическое развитие,

-социально-коммуникативное развитие,

-художественно-эстетическое развитие,

-познавательное развитие,

-речевое развитие.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

2.Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям

3.Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние» этические качества, эстетические характеристики

 4.Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается

5.Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы

6. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества

7. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии

2.Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечательности родного города поселения.

3.Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

4.Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

5.Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. материал (бумага, дерево, металл, пластмасса)

6.Определяет Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10. уравнивает 2 группы предметов (+1 и-1)

7.Различает крут, квадриг, треугольник. прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры

8.Вы клады наст ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением

 9.Ориентируется во времени (вчера — сегодня — завтра; сначала — потом). Называет времена года, части суток, дни недели

Образовательная область «Речевое развитие»

1.Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение

2.Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения

 3.Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком

4.Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи

2.Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания

 3.Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народно-прикладного творчества

4.Различает жанры муз. произведений, имеет предпочтения в слушании муз. произведений.

5.Может ритмично двигаться но характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие

6.Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг е продвижением вперед и в кружении)

7.Играет на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. Инструмента

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о знамении для здоровья утренней гимнастики, закаливании, соблюдения режима дня

 2.Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности

3.Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике.

4.Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку

5.Умеет перестраиваться в колонну но трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне

 6.Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мячПоказатели физического развития ребенка 

2.5. Особенности организации образовательного процесса

2.5.1. Режим дня

Время

Содержание деятельности,

виды деятельности.

Характер деятельности.

7.00-8.10

Прием детей.

Взаимодействие с семьями. Самостоятельная деятельность детей, инд. работа.

8.10-8.20

Утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия.

Совместная организованная деятельность.

8.20-.9.00

Подготовка к завтраку, завтрак

Совместная деятельность в режимном моменте, присмотр и уход

9.00-10.00

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная организованная деятельность.

10.00 -10.10

Второй завтрак

Совместная деятельность в режимном моменте, присмотр и уход

10.10-12.15

Подготовка к прогулке, прогулка

(игры, наблюдение, труд).

Совместная деятельность в режимном моменте (одевание), совместная организованная деятельность (игра, наблюдение), самостоятельная деятельность детей.

12.15-12.30

Возвращение с прогулки, игры.

Совместная деятельность в режимном моменте (раздевание), самостоятельная деятельность детей.

12.30-13.00

Подготовка к обеду, обед

Совместная деятельность в режимном моменте, присмотр и уход

13.00-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

Совместная деятельность в режимном моменте (подготовка ко сну), присмотр и уход.

15.00-15.25

Постепенный подъем,

воздушные, водные процедуры.

Совместная деятельность в режимном моменте.

15.25-15.50

Подготовка к полднику, полдник.

Совместная деятельность в режимном моменте, присмотр и уход.

15.50-16.20

Игры.

Самостоятельная деятельность детей.

16.20-16.35

Чтение художественной литературы.

Совместная организованная деятельность.

16.35-17.00

Подготовка к ужину, ужин, игры.

Совместная деятельность в режимном моменте, самостоятельная деятельность детей, присмотр и уход.

17.00-18.15

Подготовка к прогулке, прогулка.

Совместная деятельность в режимном моменте (одевание), самостоятельная деятельность детей.

18.15-19.00

Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой.

Совместная деятельность в режимном моменте (раздевание), самостоятельная деятельность детей.

2.5.2. Режим двигательной активности в средней группе

Формы работы

Виды занятий

Кол-во и длительность занятий (в мин.)

Физкультурные занятия

в помещении

2 раза в неделю (20-25)

на улице

1 раз в неделю (20-25)

Музыкальные занятия.

2 раза в неделю 15 мин

Физкультурно- оздоровительная работа в режиме дня

утренняя гимнастика

Ежедневно (6-8)

подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) (20-25)

физкультминутки ( в середине статического занятия)

3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

Активный отдых

гимнастика после сна

Ежедневно

6 мин

физкультурный досуг

1 раз в месяц (20)

физкультурный праздник

2 раза в год ( до 45 минут)

день здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно

2.5.3. Модель организации образовательного процесса в группе.

п/п

Виды деятельности и формы работы

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

 развитие

Физическое развитие

Организованная образовательная деятельность

1.

Занятия

 -

2 в неделю:

1 – ФЭМП,

1-ознакомление с окруж.миром и соц.действитель

ностью

1 в неделю:

1 – разв. речи.

4 в неделю:

1 – рисование

0,5 – лепка

0,5 – аппликац.

2 - музыкальное

3 в неделю

2 – в зале,

1 – на прогулке.

Совместная деятельность с педагогом в режиме дня, самостоятельная деятельность детей.

2.

Сюжетно-ролевые игры.

ежедневно

ежедневно

ежедневно

3.

Театрализован

ная деятельность.

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

4.

Дидактические игры.

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 раз в неделю

5.

Подвижные игры.

Ежедневно, не менее 2-х раз

Ежедневно, не менее 2-х  раз

6.

Целевые прогулки.

1 раз в неделю

7.

Наблюдения.

Ежедневно, не менее 2-х раз

Ежедневно, не менее 2-х раз

2 раза в неделю

8.

Познавательно-исследователь

ская деятельность.

Ежедневно

9.

Чтение, рассказы педагога.

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

10.

Рассматривание иллюстраций, картин картинок.

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

11.

Работа по заучиванию стихов.

1 раз в неделю

12

Коммуникатив

ная деятельность (организация общения со взрослым и сверстниками).

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

13

 Продуктивная деятельность.

Ежедневно

14

Музыкально-художественная деятельность.

2 раза в неделю

15.

Двигательная деятельность.

Ежедневно

Ежедневно

16.

Трудовая деятельность.

Ежедневно.

  1. Условия и средства реализации рабочей программы.
  1. Примерная среда групповой комнаты.

Образовательная область.

Оборудование, материалы.

Функциональное назначение.

Социально-коммуникативное развитие.

1. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Путешествия» (корабль), «Парикмахерская», игровая мебель для игры «Семья»:

 - наборы чайной и столовой посуды,  

- куклы разного размера,

-звери и птицы объемные  и плоскостные,

 «сказочные персонажи»,

-набор плоскостных фигурок на подставках: сказочные персонажи,

-набор масок,

-одежда для ряжения: косынки, платки,юбки на резинках, плащи-накидки и др.,

-наборы чайной и кухонной посуды ,

-миски(тазики), ведерки,

-набор муляжей овощей и фруктов,

-  набор инструментов пластмассовых

 ( молоток, плоскогубцы и др.),

-комплект кукольных постельных принадлежностей,

-утюг ,

 гладильная доска,

-бытовая техника: стиральная машинка,

микроволновая печь, пылесос, эл.чайник,

тостер и др.,

-спец.техника: пожарная машина, скорая помощь, и др.

-машины разного размера грузовые и легковые,

-паровоз и вагончики  средних размеров, железная дорога

-лодка, самолет,

кукольные коляски,

-набор мед. принадлежностей,

-полосатый жезл,

-бинокль (подзорная труба) ,

-телефон,

-рули,

-весы ,

-сумки, корзинки, рюкзачки разные по размеру.

-кукольная мебель: шкаф, стол, диванчик, кровать,

Строительные игры, конструирование:

-крупный строительный набор,

-куски ткани разного размера,

-ящик с мелкими предметами-заместителями,

- конструкторы Лего и др.

Дидактические игры, игрушки.

 - лото,

 - мозаики.

 - пазлы,

 - пирамидки.

 - вкладыши.

 - шнуровки

 - матрешки

 -  неваляшки

 - игры по сенсорному воспитанию (Л.А.Венгер)

 - игрушки-забавы:  юла, заводные игрушки и т.д.

Настольные развивающие игры:

«Поймай рыбку», «Прокати шарик через воротца», «Загони шарик в лунку» и др.

Уголок дежурства по столовой.

Фартуки, косынки, колпачки.

Лейки, тряпочки, лопатки, совочки,

формочки ,ситечки, емкости пластмассовые разного размера.

Вертушки.

Тазики; резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические игрушки, большой таз ,ведерки.

Мячи разного размера, прыгалки, кегли, мешочки, обручи, платочки, флажки, кубики, ленты.

Пластмассовая тележка, грабли

Индивидуальные альбомы «Моя семья»,

уголки отдыха,

уголок настроения,

пособия для снятия эмоционального напряжения,  панно, фотовыставки,

 ширмочки, перегородки.

Самостоятельные игры, совместные игры с педагогом.

Для игр на развитие ловкости.

Трудовые поручения по кухне.

Для игр с песком.

Для  наблюдений за ветром.

Для игр с водой.

Для подвижных игр.

Для игр и труд. поручений.

Для обеспечения психологического комфорта в группе, социально-нравственного развития детей.

Для профилактики плоскостопия.

Познавательное развитие.

 Пособия по сенсорному воспитанию:

- игры на усвоение сенсорных эталонов цвет, форма, величина, вкладыши, пирамидки, куклы игрушки разных размеров и др.

-  уголок детского экспериментирования;

- коллекции, гербарии, «сокровищницы», подборки картинок,

-календари наблюдений за погодой природными явлениями

б)  дидактические игры  типа «Лото» (классификации, систематизации, и др.),

в)  макеты «Домашние и дикие животные», «Дорога» (правила движения).

в)  Пособия для конструирования

- наборы строительного материала: напольный, настольный

- конструкторы разных видов (металлические, пластмассовые, «Лего»)

- схемы построек, карты, план групповой комнаты.

г) Наборы открыток, иллюстрации, картинки, альбомы для познавательного развития ребенка в самостоятельной деятельности

д)Видеотека (познавательные мультфильмы).

Дидактический демонстрационный и раздаточный материал деревянные конструкторы ,материалы для организации поисково-исследовательской деятельности.

Для самостоятельной и совместной с педагогом  познавательной деятельности  ребенка.

Для организации занятий.

Речевое развитие

Наборы сюжетных, предметных картинок.

Книжный уголок для детей младшего дошкольного возраста: сказки, рассказы, стихи для детей.

Детские журналы, книжки-малышки

« Хрестоматия для чтения в детском саду и для детей 5-6 лет»

Уголок театрализованной деятельности: разные виды театров: пальчиковые, настольные, кукольные, театр игрушек и др.

Набор сюжетных  картин «Как много интересного вокруг».

Аудиозаписи сказок, стихов, звуков природы.

Для составления рассказов.

Для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности.

Для чтения педагога  детям

Для самостоятельной, совместной с педагогов художественно-речевой деятельности.

Для организованной речевой деятельности педагога с детьми.

Для слушания перед сном.

Художественно-эстетическое

 развитие

 - Уголок изобразительной деятельности: наборы материалов для изобразительного творчества: карандаши, краски, кисти, восковые мелки, сангина, фломастеры,

наборы трафаретов;

 - наборы разного вида бумаги,

 – пластилин, глина (для занятий),

 - клей,клеенки  для аппликации, мольберт  или доска для рисования мелом.

Дидактические игры на развитие цветового восприятия.

- Музыкальный уголок: наборы музыкальных инструментов.

 - Музыкально-дидактические игры.

 - Материалы для театрализованных игр: маски, элементы  костюмов, ширмы, куклы, разные виды театров.

Матрешки.

Для самостоятельной  изобразительной деятельности детей.

Для организованной деятельности педагога с детьми по восприятию произведений искусства, самостоятельного рассматривания.

Для самостоятельной музыкальной деятельности.

Физическое развитие

Физкультурные уголки: мячи, прыгалки, кегли, мешочки, обручи, платочки, флажки, кубики, бубен, маски, шапочки,

кольцеброс.

Массажные мячи, массажные дорожки,

коврики для релаксации.

Для утренней гимнастики, самостоятельной двигательной активности, п/и.

Для профилактики плоскостопия.

2.6.2.Среда детского сада.

№п\п

Помещение.

Предметно-развивающая среда.

1.

Музыкальный зал.

Пианино, музыкальный центр, ноутбук, различные музыкальные и шумовые  инструменты, проектор, переносной экран, раздаточный материал для проведения  занятий, праздников и развлечений.

2.

Спортивный зал.

(приспособленное помещение)

Спортивное оборудование, ребристые дорожки, коврики массажные.

3.

Методический кабинет

Компьютер ,подключенный к сети Интернет , МФУ, брошюратор, ламинатор.

 Демонстрационный и раздаточный материал, игры, игрушки, методическая, художественная, энциклопедическая литература.

5.

Кабинет  делопроизводителя.

Компьютер,  сканер, принтер, документация.

6.

Костюмерная комната.

 Костюмы  (детские и взрослые), атрибуты для праздников и развлечений.

7.

Медицинский кабинет.

Медицинская мебель, оборудование, ростомер, весы, оборудование для физиопроцедур, холодильник  и др.

В зеленой зоне детского сада организуются выставки семейного творчества, работ педагогов,а также детей, под руководством воспитателей.

2.6.3.Территория детского сада.

п/п

Объект, назначение.

Оборудование/назначение.

1.

Прогулочный участок.

Веранда, лесенки для лазания, скамеечки, песочница (для игр), столики и др. оборудование ( гимнастическое бревно, дорожки для ходьбы, горка, корабль, теневой навес),деревья, кусты (живая изгородь), цветы.

2.

Спортивная площадка.

Горка, лестницы для лазания, беговая дорожка.

3.

Огород.

Для организации трудовых поручений, наблюдений, закрепления представлений о природе.

5.

Клумбы.

Для организации трудовых поручений, эстетического восприятия  обучающихся.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...