Учебные рабочие программы
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Максемьюк Ирина Львовна

Учебная  рабочая  программа по реализации образовательной программы детского сада группы общеразвивающей направленности  детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Учебная рабочая программа  по реализации основной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-oy_god.docx1.37 МБ
Файл rabochaya_programma.docx64.45 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47 «Успех»

Принята:

на педагогическом совете №1 от

29.08.2019г

протокол № 1 от 29.08.2019г

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

ДС №47 «Успех»

__________О.В. Звонарева

Приказ №126 от 30.08.2019г.

Рабочая программа

по реализации основной образовательной программы

дошкольного образования

МБДОУ ДС №47 «Успех»

группы № 26 общеразвивающей направленности

детей дошкольноговозраста 5-6 лет

        Педагог группы:

Максемьюк И.Л.

г. Нижневартовск

1. Целевой раздел

Часть обязательная

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога МБДОУ ДС №47 «Успех» (далее Программа) является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность в группе общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста 5-6 лет. Программа разработана на 2019-2020 учебный год и является частью образовательной программы дошкольной организации, которая составлена в соответствии сПриказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564), Уставом образовательной организации, Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС №47 «Успех» на 2019-2020 учебный год.

В Программе определено содержание образования, развития детей, которое охватывает все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности детских видов деятельности и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Программа реализует системно-деятельные и культурно-исторический подходы к развитию ребенка и отбору содержания образования. Реализация этих подходов обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.

Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей

дошкольного возраста, а также игры с правилами и другие виды игр);

- коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный ииной материал;

- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,

пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная деятельность (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы

создаются необходимые условия для:

- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических

подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи планируется с учётом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения образовательной деятельности (занятий), формы проведения и интенсивности работ.

Отбор обучающего материала происходит с учётом того, что ребёнок должен и может усвоить в процессе обучения, его зоны ближайшего развития. Работа нацелена научить ребёнка «учиться самому», а не научить его чему-то, обеспечивая присвоение знаний, выработку умений и навыков.

   Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и состоит из обязательной части и формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объём обязательной части составляет не менее 60% от её общего объёма, части формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.  

Цель рабочей программы - планирование, организация и управление образовательным процессом.

   Задачи рабочей программы:

  1. Дать представление о практической реализации содержания образовательных областей при освоении Программы.
  2.  Определить содержание, объем, порядок изучения разделов программы с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса в дошкольной организации и контингента воспитанников.

   Функции рабочей программы:

нормативная, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

целеполагания, определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

определения содержания образования, фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению воспитанниками (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

процессуальная, определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения.

 С целью полной реализации поставленных задач в группе создана соответствующая комплексная система работы, включающая психолого-педагогическую работу по освоению детьми дошкольного возраста образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Рабочая программа составлена с учетом парциальных программ, используемых в процессе образовательной деятельности: Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева). Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей» (авторы: Гончарова Е.В, Гаврилова О.Н., Моисеева Л.В.). Программа «Социокультурные истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин). Программа "«Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. ФГОС»(автор: Тимофеева Л.Л).

Согласно ФГОС ДО рабочая программа для детей дошкольного возраста 5-6 лет обеспечивает создание образовательной среды, которая:

  1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
  6. создает условия для участия родителей (законных представителей) (ФГОС ДО п. 3.1.)

Нормативные сроки освоения рабочей программы в группе детей дошкольного возраста

5-6 лет 1 год.

Численность воспитанников в группе детей дошкольного возраста 5-6 лет –  26 человек.

Педагог группы: Максемьюк Ирина Львовна

  1. Цели и задачи Программы

Цель:  Обеспечить развитие дошкольной образовательной деятельности, повышение доступности эффективности, качества, предоставление образовательных услуг и создания комплексной безопасности воспитательно-образовательного пространства группы в соответствии с ФГОС ДО

Задачи: 1.Снизить заболеваемость и достичь индекса здоровья воспитанников группы 42,3%.

Укрепление физического здоровья детей через реализацию программы дошкольной организации «Здоровый ребенок» и создание условий безопасности воспитательно-образовательного пространства группы.

2.Способствовать повышению уровня освоения программного материала в области «Познавательное развитие» через применения ИКТ технологий в процессе образовательной деятельности, внедрение проектно-исследовательской деятельности на тему «Удивительный мир бумаги»

3. Обеспечить развитие системы выявления адресной поддержки и социальной успешности талантливых детей в соответствии с интересами и наклонностями  ребёнка.

4.Повысить эффективность  через участие в профессиональных конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации, совершенствования самообразования

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

   Главное назначение рабочей программы педагога заключается в интеграции усилий педагогов группы, родителей, администрации с целью перехода ее в качественное состояние.

Наиболее важные принципы при составлении рабочей программы:

- актуальность – направленность программы на решение наиболее значимых для дошкольной организации проблем;

- принцип целостности структуры и состава программы – наличие в программе всех структурных частей и обеспечение взаимосвязи между ними;

- прогностичность – ориентированность программы на будущую перспективу развития;

- реалистичность –  соответствие между целями программы и средствами их достижения;

- преемственность Программы и программы «Развития МБДОУ ДС №47 «Успех» на 2015-2020 годы»;

- информационной компетентности участников образовательного процесса;

- вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации образовательных задач;

- включение в решение задач всех субъектов образовательного пространства;

- формирование положительной «Я – концепции» у детей;

- учет природосообразностиребенка - основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, обучение воспитанников сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя;

- принцип интеграции усилий специалистов;

-  принцип конкретности и доступности материала;

- соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- постоянное совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

- личностно-ориентированная педагогика;

- развитие каждого ребенка в своей «зоне ближайшего развития»;

- сравнение достижений ребенка только с самим собой прежним;

- овладение воспитанниками стандартами образования - целевыми ориентирами образования;

- коллективное принятие решений, справедливость в решении вопросов;

- качество работы от каждого члена коллектива.

   В основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает такие принципы:

  • соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие личности ребенка. Реализуя этот принцип, педагоги не простого учитывают возрастные особенности, а формируют ребенка как субъекта деятельности и индивидуального развития. Занимаясь продуктивной деятельностью, он приобретает различные умения и навыки, при этом также развивается его мышление. К продуктивной деятельности относится и детское творчество. Под деятельностью нами понимается познавательная активность, которая побуждается мотивом и направлена на достижение осознаваемой цели. Важно, чтобы ребенок мог использовать разнообразные способы для получения конечного продукта или результата; 
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критерию полноты, излагаемого материала, не допуская перегруженности детей;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей 5-6 лет, а также спецификой этих областей;
  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса характерен для подходов к организации жизнедеятельности ребенка: использование разнообразных форм работы как в совместной деятельности (в разных видах детской деятельности и режимных моментах), так и в самостоятельной деятельности детей с учетом ведущего вида деятельности дошкольника.
  • предполагает построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников на адекватных возрасту формах работы. 

А также:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей;
  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития

детей дошкольного возраста 5-6 лет

Списочный состав на 2019 – 2020 учебный год группы № 26 детей дошкольного возраста  

5-6 лет составляет 26 детей.

Группа №26 детей дошкольного возраста 5-6 лет работает в условиях полного дня (12-    часового пребывания детей в образовательной организации).  

Характеристика детей дошкольного возраста 5 лет - 6 лет

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение,

придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой речи. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них все более привлекательными. При распределении ролей могут возникать конфликты. Действия детей в игре становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер: достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты. Изображения человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (до 6 сгибаний). Совершенствуется конструирование из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные формы и оттенки: прямоугольники, овалы, треугольники. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию – убыванию.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе знаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений).

 Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при проведении специальной работы по его активизации.

 Продолжают развиваться настойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

 Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, повседневной жизни. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика, используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными,
увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок
способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку.
По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и
простейшие соревнования со сверстниками.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

  1. Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.  
  2. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапах дошкольного образования. Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
  3. Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками Программы:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

  1. 1.2.1. Целевые ориентиры как результат возможных достижений
  2. освоения воспитанниками Программы

       Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,

может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2.2. Промежуточные планируемые результаты

К шести годам:

Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей Может предварительно обозначить тему игры; заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

Самостоятельно выполняет основные культурно – гигиенические процессы, владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.

Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

Проявляет интеллектуальную        активность,        проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем. Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности.

Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей устанавливает связи между видами труда.

Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира.

Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Соблюдает установленный порядок в группе, ориентируется в своем поведении и не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремиться к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.

Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

1.2.3 Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры образования детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

Дети имеют представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеют представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремятся применять имеющиеся представления в собственной деятельности. Отражают свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.).

Дети овладевают умениями сравнивать, упорядочивать и классифицировать объекты на основе выделения их существенных свойств: формы, размера, объема, массы, расположения в пространстве, временных длительностей и отношения объектов. Овладевают умениями пользоваться числами и цифрами (до 10) с целью обозначения количества и сравнения по числу с использованием цифр. Измеряют расстояние (длину, ширину, высоту объекта), фиксируют результаты числом с целью дальнейшего сравнения объектов и использования результатов в практической деятельности (при изготовлении поделок, рисовании, конструировании).

Обогащается игровой опыт детей. Дети самостоятельно организуют игры, распределяют роли, обговаривают сюжет. Проявляется самостоятельность и интерес в играм-экспериментам, опытам. Дети доброжелательно относятся к окружающим и сверстникам, свободно общаются. Ориентируются на общепринятые нормы и правила культуры по ведения в контактах с взрослыми. Знают название своего города и страны, ее государственные символы, испытывают чувство гордости своей страной.

Дети знают о профессиях и взаимосвязях между ними, содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Самостоятельны в самообслуживании; охотно участвуют в разных видах повседневного труда

Достаточно хорошо владеют устной речью, имеют богатый словарный запас; могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Могут выделять звуки в словах, строить предложения. У них складываются предпосылки грамотности.

Самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литературные произведения, правильно передавая идею и содержание, используя прямую и косвенную речь, пересказывают произведение по ролям, по частям.

Упражняются в правильном звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов.

Продолжают развиваться все виды движений; дети прыгают, бегают, учатся плавать, выполнять основные виды движений и упражнений. В двигательной деятельности проявляют хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. Способны организовывать игры и соревнования.

Проявляется устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Дети интересуются проявлениями красоты в окружающем мире и искусстве. Различают, называют, группируют знакомые произведения искусства по видам, предметы народных промыслов — по материалам, содержанию. Понимают и поясняют некоторые отличительные особенности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Любят рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; по собственной инициативе рисуют, делают аппликации, лепят необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера

Дети музыкально эрудированы, имеют представления о жанрах музыки. Проявляют себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.

1.3. Система педагогической диагностики достижений

планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; оптимизации работы с группой детей. Педагогическая диагностика преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.

В дошкольной организации ведется психолог – педагогического сопровождения ребенка

которое обеспечивает развитие ребенка в соответствии с нормой развития в определённом возрасте.

Проведение педагогической диагностики

Освоение Образовательной программы ДОО не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей проводиться педагогом в ходе внутреннего исследования становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой воспитанников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Педагогическая диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система изучения становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные педагогической диагностики отражают динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольной организации на развитие ребенка. Педагогическая диагностики проводится воспитателями группы с использованием диагностических заданий и наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников. Данные наблюдений, анализ продуктов детской деятельности и выполнения детьми диагностических задач лежат в основе заполнения индивидуальных карт развития каждого ребёнка.

В случаях, когда благодаря изучению будут выявлены дети, которые характеризуются низкими показателями развития качеств или отдельных компонентов, проводится психологическое обследование (педагогом-психологом) для выявления возможных причин трудностей в освоении Программы. Общие результаты педагогической диагностики станут основой для совместной разработки педагогами и психологом наиболее оптимальных путей образовательной работы с конкретным ребёнком.

Объекты педагогической диагностики

1. Компетентность воспитанников.

2.Показатель личностного развития. Уровень развитости интеллектуальной,эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его

 познавательных интересов и потребностей, устойчивость мотивации познания, уровень креативности ребенка, его умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической, физической, экологической и другой развитости.

Способы и порядок проведения педагогической диагностики:

  1.  Подготовительный: Подготовка комплексных, итоговых занятий. Определение и обсуждение механизма проведения диагностики.
  2.  Оценочный: Педагоги, профильные специалисты по установленным параметрам, разработанным занятиям выявляют уровень каждого ребенка (состояние психофизического состояния, развитие познавательной сферы). Администрация, проводит работу по определению уровня профессиональной подготовленности каждого педагога в соответствии с графиком контроля.
  3.  Аналитический: Совещание при заместителе заведующего по ВМР:
  • обработка данных, их анализ;
  • составление индивидуальных коррекционных мероприятий;
  • выстраивание диаграммы по результатам, определяя какие вопросы в дошкольной организации решаются благополучно, а над какими необходимо работать углубленно, учесть при определении целей и задач на следующий период (апрель – май).

Структура содержания обследования состоит из двух блоков

Педагогический, психологический,

I блок        Педагогический

  • Исследование показателей развития детей дошкольного возраста;
  • Диагностический материал для обследования детей;
  • Индивидуальные карты показателей развития детей;
  • Аналитическая информация;

II блокПсихологический

  • Изучение психологического состояния воспитанников в группе;
  • Комментарий к последовательности заполнения карты психологического состояния воспитанников;
  • Диагностический материал для обследования детей;
  • Карты показателей психологического состояния воспитанников (по группам);
  • Аналитическая информация;

     Основной объем материала диагностики составляет педагогический блок,состоящий из пяти образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие:основы безопасной жизнедеятельности, познание предметного и социального мира, игровая деятельность, самообслуживание и элементарный труд.
  2. Познавательное развитие:Математическое и сенсорное развитие, нравственно-патриотическое воспитание, исследование живой и неживой природы.
  3. Речевое развитие: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, чтение художественной литературы.
  4. Художественно-эстетическое развитие: лепка, аппликация, рисование, конструирование, музыка
  5. Физическое развитие: плавание, физическая культура, становление у детей ценностей здорового образа жизни.

Индивидуальная карта развития воспитанников –является формой фиксации развития личности ребенка по наблюдениям педагога-психолога, воспитателей групп. В карту вносятся результаты наблюдений за детьми, тестирования. Данные, полученные в результате, являются основанием для разработки рекомендаций педагогам по проведению индивидуальных и групповых развивающих мероприятий с детьми. Карта заполняется воспитателями групп и педагогом-психологом в соответствии с комментарием.

Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.

Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, которые выделены в качестве показателей их оценки, оцениваются педагогами количественно в зависимости от его возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой они проявляются. На основе полученной оценки можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, т.е. о зоне актуального развития, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в картах возможности еще в полной мере не «принадлежат» ребенку, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.

Если педагог сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.

Карты развития ориентированы на то, что в итоге диагностики на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода при оценке становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса. Карта развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных (ключевых) характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса. Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводит специалист (педагог-психолог) организации, осуществляющей образовательную деятельность. Психологическая диагностика позволит понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты диагностики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка не могут быть использованы для оценки качества реализации образовательной Программы. Однако динамика становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка может выступать одним из показателей эффективности деятельности педагога по реализации Программы, уровнем владения необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями, характеристикой, отражающей качества анализа данных диагностики и выработанных мероприятий по корректировке образовательного процесса и изменения психолого-педагогических условий.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Современный ребенок – это ребенок 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые учеными, позволяют нам наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс в дошкольной организации.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной и т.д. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому. Все эти новые черты современного дошкольного детства – это социокультурная среда образования современного ребенка. Под социокультурной средой образования понимается многомерное иерархически построенное системное образование, с учетом дополнительного образования, которое предоставляется воспитанникам в ходе реализации Образовательной программы дошкольной организации.

Часть, формируемая участникамиобразовательныхотношенийпредставляет выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных программ.

Данная часть решает следующие задачи:

  1. Расширять представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формировать экологическую культуру на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом этнических культур Ханты-Мансийского округа.
  2. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  3. Формировать потребность к здоровому образу жизни, основы безопасности жизнедеятельности. Укреплять здоровье детей. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Обучать плаванию определенными способами (кроль на груди, кроль на спине, брасс). Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности. Обеспечивать физическое и психическое благополучие.
  4. Развивать музыкальность, умение красиво двигаться под музыку, исполнять песни.
  5. Развивать социальную компетентность: осознание своих характерных особенностей и предпочтений понимание, что ребенок, как и любой другой человек, уникален и неповторим, восприятие своих эмоций, чувств и переживаний, а также умения понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми.

Дополнительное образование детей в дошкольной организации нацелено на:

- личностно-деятельностныйхарактер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

- признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; 

- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им вида деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

График выхода на прогулку детей дошкольного возраста 5-6 лет

1 прогулка

2 прогулка

11.15 -12.00

17.30 – 18.30

10.45 – 11.50

17.30 – 18.30

10.45 – 11.50

17.30 – 18.30

10.45 – 11.50

17.30 – 18.30

10.45 – 11.50

17.30 – 18.30

Расписание консультаций для родителей в МБДОУ ДС №47 «Успех»

На 2019-2020 учебный год

Учитель –дефектолог

Игнатенко Юлия Борисовна

Среда  17.00 =19.00

Психолог

Ольга Юрьевна

Среда 16.30 – 19.00

Инструктор по ФИЗО

Евгения Шамшутдиновна

Музыкальный руководитель

Боброва Мария Леонидовна