Паспорт мини - музея "Волшебница - вода"
методическая разработка (подготовительная группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

Паспортные данные

Наименование мини - музея: «Волшебница - вода».

Профиль музея: познавательный.

Адресная направленность: дети подготовительной группы

Цель:

Развитие познавательного интереса и

систематизация знаний воспитанников о воде.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширять представления детей о воде.
  2. Развивать желание рационального и бережного отношения к воде;
  3. Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека;
  4.  Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года;
  5. Создавать условия для проведения практических опытов с водой.
  6. Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.
  7. Воспитание интереса к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad.docx371.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200322_180604.jpg

Подготовили:

                                                                      Снегова Л.Е

Прокофьева Н.С.

г. Семенов, 2020 год

Паспортные данные

Наименование мини - музея: «Волшебница - вода».

Профиль музея: познавательный.

Адресная направленность: дети подготовительной группы

Цель:

Развитие познавательного интереса и

систематизация знаний воспитанников о воде.

Задачи:

  • Систематизировать и расширять представления детей о воде.
  • Развивать желание рационального и бережного отношения к воде;
  • Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека;
  •  Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года;
  • Создавать условия для проведения практических опытов с водой.
  • Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.
  • Воспитание интереса к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.

Формы деятельности

Мини – музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Форма работы с детьми:

1. Чтение и рассматривание художественной литературы по теме;

2. Проведение дидактических игр («Аквариум», «Где живет вода?», «Как человек использует воду?», «Вода в природе?», «Вода в сказках», «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д.) и сюжетно – ролевых игр «Моряки», «Семья», «Стирка» и т.д.

3. Проведение игровых занятий и познавательных бесед;

4. Выполнение творческих заданий.

5. Экспериментирование

Оформление мини – музея

Мини – музею выделен специальный уголок. Его представляет хозяйка – образ  «Волшебница Вода» и придерживается следующих принципов:

- принцип безопасности (экспонаты, которые необходимы для совместной деятельности с воспитателем, стеклянные пробирки, стаканчики для экспериментирования находятся на верхних полках).

- принцип интеграции образовательных областей.

-принцип наглядности (в мини – музее многообразие наглядных пособий, макетов).

- принцип последовательности (знания о воде усложняется в зависимости от возраста)

- принцип сотрудничества (огромную помощь в пополнении мини – музея экспонатами, дидактическими пособиями и макетами оказывают родители).

- принцип гендерной специфики. Мальчики играют в сюжетно – ролевую игру «Моряки»,  девочки - сюжетно – ролевая игра «Семья», «Стирка», могут использовать воду для стирки кукольной одежды, для мытья посуды.

Важная особенность мини – музея: участие в их создании детей и родителей.

Дети чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.

Характеристика мини – музея

Экспонаты мини – музея

№п/п

Название экспоната

Количество

Источник предоставления

CD-диски с мультфильмами, познавательными фильмами о воде и ее обитателях, презентации

4

МБДОУ №5 «Улыбка»

Альбом «Морские обитатели»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Альбом опытно – экспериментальной деятельности с водой «Удивительная вода»

5

МБДОУ №5 «Улыбка»

Альбом «Водный транспорт»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Альбом «Обитатели моря»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Глобус

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Иллюстрации с изображением водных обитателей (морских, речных, пруда, болота, озера)

4

МБДОУ №5 «Улыбка»

Иллюстрации с изображением водоемов (море, река, озеро, болото)

4

МБДОУ №5 «Улыбка»

Иллюстрации с изображением свойств воды

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Искусственный снег

1 набор

МБДОУ №5 «Улыбка»

Д/И «Где живет вода?»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Д/И «Аквариум»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Д/И «Как человек использует воду?»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Д/И «Кто живет в воде?»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Д/И «Вода в сказках»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Д/И «Рыбалка»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Дидактическое пособие «Путешествие капельки»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Картотека опытов с водой

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Картотека «Вода в природе»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Картотека физкультминуток о воде

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга р.н.с. «По щучьему веленью»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга А.С. Пушкина «Сказки»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга К.Чуковского «Мойдодыр»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга лучших сказок «Мама для мамонтенка»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книжка – раскраска «Маленькому почемучке»

1

ЦДБ  им. А.С. Горького

Книга «Почему трава зеленая и еще много детских почему»

1

ЦДБ  им. А.С. Горького

Книга «М. Константиновский «Почему вода мокрая»

1

ЦДБ  им. А.С. Горького

Книга Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга «Рассказики»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга В.Степанов «Небылицы»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Книга «Морская азбука»

1

Родители воспитанников

Лепбук «Вода – источник жизни»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Макет «Круговорот воды в природе»

1

Родители воспитанников

Макет «Водоемы»

1

Родители воспитанников

Макет «Болото»

1

Родители воспитанников

Макет «Север. Льдины»

1

Родители воспитанников

Макет «Аквариум»

2

МБДОУ №5 «Улыбка»

Мини – лепбук. Всемирный Экологический день:      

*День снега

*День океанов

* День охраны окружающей среды

3

1

1

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Мельница

2

Родители воспитанников

Образ «Волшебница – вода»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Набор ракушек

2

Родители воспитанников

Набор камушек

4

Родители воспитанников

Набор для сюжетно – ролевых игр:

*Стиральная машина

*Посуда

*Тазики для стирки

*Штурвал

*Фартуки

*Костюм моряка

*Костюм капельки

*Маски – шапочки (капелька, снежинка, бескозырка)

1

1 набор

2

1

2

1

1

3

МБДОУ №5 «Улыбка»

Набор для экспериментирования:

* Баночки

* Пробирки

* Воронки

* Сачки

* Мерные стаканы

* Трубочки

* Губки

* Лупа

* Тазики

*Лейки

*Соль

*Пипетки

*Пищевые красители

*Фартуки и нарукавники

*Мыльные пузыри

*Пищевые красители

*Искусственный снег

4

2 набора

5

4

3 набора

1 набор

1 набор

2

4

4

1баночка

6

1 набор

2 набора

2

1 набор

1 набор

МБДОУ №5 «Улыбка»

Папка «Стихи о воде»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Папка «Загадки о воде»

1

МБДОУ №5 «Улыбка»

Цветные льдинки (продукт экспериментирования) 

1 набор

МБДОУ №5 «Улыбка»

Раскраски водой

3

МБДОУ №5 «Улыбка»

Энциклопедия «Планета Земля»

1

ЦДБ  им. А.С. Горького

Энциклопедия «Тайны моря»

1

ЦДБ  им. А.С. Горького

Энциклопедия «Подводный мир России»

1

Родители воспитанников

Разделы мини - музея, особенности использования

Раздел «Жизнь в воде».

   В данном разделе представлены экспонаты, которые отражают жизнь моря, озера, реки, болота.  Это макеты разных водоемов  с их жителями. А также  разнообразные  поделки, фигурки, сделанные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки; наглядные пособия, плакаты, иллюстрации, морские обитатели, рыбы, картинки, которые доказывают, что существует жизнь в воде.

Раздел «Вода в природе».

 Материалы данного раздела направлены на знакомство детей с различными природными явлениями (дождь, снег, иней),  состояниями воды твёрдое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар, круговоротом воды в природе – макет, раздел в лепбуке.

Раздел «Вода в жизни человека, растений и животных».

   Данный раздел помогает раскрыть роль воды в жизни человека. Это иллюстрации, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, дидактические пособия и игры

Раздел «Лаборатория».

      В данном разделе представлены материалы для экспериментирования с водой. Что позволит познакомить детей со свойствами воды. Это различные материалы для проведения опытов с водой: различные баночки, стаканчики, пищевые красители, водяная мельница, пипетки, соль, трубочки для коктейля и т. д.

Раздел «Библиотека».

    Собраны авторские произведения о воде, загадки, пословицы, потешки, дидактические игры, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, различные альбомы, подбор картинок, художественные произведения и познавательные энциклопедии.

Раздел «Наше творчество»

   Здесь представлены рисунки, поделки, которые дети сделали своими руками («Кораблик», «Рыбки в аквариуме», «Берегите воду», «Море в разную погоду», «Снежинки»). А также материалы для творчества детей: раскраски, трафареты, фломастеры, цветная бумага и т.д.

Раздел «Медиатека»

Подобраны детские мультфильмы, познавательные фильмы о воде и её обитателях, различные презентации («Снежная королева»«Капель», «Дед Мазай и зайцы», «Сказка о золотой рыбке» и т. д.)

     Раздел «Игротека»

      Здесь размещаются игры и атрибутика для игр. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом. Д/И «Где живет вода?», Д/И «Аквариум» ,Д/И «Как человек использует воду?» ,Д/И «Кто живет в воде?», Д/И «Вода в сказках»

Д/И «Рыбалка», Стиральная машина, посуда, тазики для стирки, штурвал,

фартуки, костюм моряка, костюм капельки, маски – шапочки (капелька, снежинка, бескозырка)

В мини – музее созданы условия для самостоятельной деятельности детей в каждом разделе. Для этого мы изготовили лэпбук «Вода – источник жизни», а также мини – лепбуки «Всемирные экологические дни» и макеты. Экспонаты можно использовать в образовательной деятельности.

     Для облегчения своей работу мы создали для мини – музея различные картотеки: физкультминуток, пальчиковых, подвижных игр, дыхательной гимнастики, игр с водой, картотеку опытов с водой, беседы с детьми на тему вода.

Наряду с работой с детьми, продумана и работа с родителями. Для просвещения родителей проводятся консультации, беседы.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой. Родители помогают в пополнении экспонатами мини – музея, в оформлении разнообразных коллекций, экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море или приносили из дома, мастерили своими руками.

План мероприятий

Мероприятие

Цель

Беседа «Что мы знаем о воде»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.

Создание аппликации «Берегите воду»

Воспитание заботливого отношения к окружающему миру путем ручного труда

Беседа «Чистота та же красота»

Прививать детям правила личной гигиены

Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды

Создание условий для развития любознательности детей, желание познавать мир

Познавательные макеты водоемов, круговорота воды в природе

Расширять представление детей о водоемах и процессе круговорота воды в природе через игровую ситуацию

Экспериментирование

Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность.

Коллективная работа - рисунки «Море в разную погоду»

Совершенствование умения работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе

Активизировать внимание детей на рассматривании альбома «Животные морей и океанов»

Уточнять представления детей о животных морей.

Ситуативный разговор «Чистая река»

Формировать представление детей об экологии.

Чтение художественной литературы

Приобщение детей к художественной литературе, обогащение представлений о воде и ее обитателях

Создание условий для подвижных  народных игр («Рыбак и рыбки», «Удочка»,  «Ручеек», «Море волнуется раз…»)

Формирование двигательных навыков, поддержание интереса и внимания

Проведение дидактических игр

Расширение представлений о воде, ее значении в жизни человека, животных и растений

Создание условий для сюжетно-ролевых игр

Развитие игровой деятельности

Участие детей во Всероссийской викторине «Вода – источник жизни»

Выявление одаренности воспитанников детского сада

Работа с родителями

Привлечение родителей к сотрудничеству в работе с детьми и ДОУ

Перспектива развития мини-музея

- Пополнение коллекции обучающих мультимедийных презентаций, видеофильмов по этой теме;

– Пополнение детской литературой раздела «Библиотека»

– Проведение экскурсий для других групп детского сада

Список литературы

1. ООП МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

2. Рыжова Н. А. и другие. Мини – музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М.: Линка – Пресс, 2008

3. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В.  – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада. -  М.: Линка-Пресс, 2003.

6. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Паспорт мини-музея "Волшебница-вода"

Паспорт мини-музея "Волшебница-вода"...

паспорт мини-музея "Капелька воды"

в материале представлен паспорт мини-музея в средней группе...

Паспорт мини-музея "Волшебница вода"

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате.Например, поделки, альбомы, дидактические игры, материалы для прове...

Паспорт Мини - музея: «Волшебница - вода» для подготовительной группы

Паспортные данныеНаименование мини - музея: «Волшебница - вода».Профиль музея: познавательный.Адресная направленность: дети подготовительной группыЦель:Развитие познавательного интереса ис...

Паспорт мини музей " Волшебница вода"

Описание мини музея " Волшебница вода"...

Паспорт мини-музея "Волшебница-вода"

Мини–музей «представляет» воду в твердом и жидком состоянии. Тучка, напоминающая, что вода может быть снегом, дождем размещается на стене. В мини – музей входят: иллюстрации ра...