Патриотическое воспитание в ДОУ. Материал из опыта работы по подготовке к празднованию 75-летия Победы в ВОВ.
статья

Лавреха Наталья Александровна

Гражданско-патриотическое воспитание  является одной из самых актуальных и трудных для реализации педагогических задач в современном обществе. Задача сожна в своём решении в силу возрастных особенностей детей. ФГОС ДО предъявляет требования к объеденению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о традициях и праздниках своего народа.В статье рассказывается об опыте реализации долгосрочного проекта "Этих дней не померкнет слава!" в группе среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_doshkolnik_vov.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в газету

Воспитание в детях патриотизма является одной из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Согласно  закону «Об образовании в РФ» №273 от 2013 года -дошкольные образовательные учреждения — являются первой ступенью  системы образования. Они формируют у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, к становлению устойчивой связи поколений, что приводит к развитию нравственно здорового, жизнеспособного населения. Формирование этих ценностей происходит в результате повседневной целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Гражданско-патриотическое воспитание — это одна из основных и трудных для реализации задач в дошкольном учреждении. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников — сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям

 ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста  определяется как его потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, праздничных мероприятиях,  нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Патриотическое воспитание  по своему содержанию очень  многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в МКДОУ №452 становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства. При организации патриотического воспитания основными  задачами для педагогов являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу,  стране;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
  • Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о родном городе , округе, стране;
  • Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.

Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». Хорошо, если это люди – родственники детей. Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических экскурсий –по  улица Иванова,  Демакова .

Особая роль при организации патриотической деятельности всегда отводится взаимодействию с семьями воспитанников. Родители поддерживают наше начинание: помогают изготовить портреты, рассказывают ребятишкам историю их семей в годы Великой Отечественной войны. Во время традиционных мероприятий к Дню Победы, голос Левитана объявил о безоговорочной капитуляции Германии, и ребята вместе с воспитателями гордо прошли в колонне «Бессмертного полка» по территории детского сада. Часть ребят несла портреты своих прадедов и прабабушек, а те, в чьём семейном архиве не сохранилось памяти о фронтовиках, держали плакаты с изображением пионеров-героев.

Во многих группах детского сада ребята вместе с воспитателями и родителями  создали в  мини – музеи, в которых  находятся:        

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- фотоальбомы;

- семейные альбомы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

- запись рассказов детей;

- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

- мультфильмы, слайды, презентации.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход к организации педагогического процесса;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие игровые обучающие ситуации;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные времена года, помощь взрослым .

Хочется рассказать о подготовке к тематической неделе «Этих дней не померкнет слава!» воспитателя Ерохиной Валентины Николаевны и ребят 5-6 лет из группы №10. В преддверии празднования 75 –летия Победы в Великой Отечественной Войне возник вопрос - как помочь подрастающему поколению сформировать чувство гордости и уважения к защитникам на шей Родины? Для этого детям необходимо рассказывать о защитниках Родины, ветеранах войны, знакомить с их подвигами участников войны, с оружием того времени, с формой военных. Решено было решать эти непростые задачи через организацию проектой деятельности и участия в городском конкурсе «Вперёд к победе!»

Поэтому была поставлена цель- сформировать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями ВОВ.

Задачи- 1. Сообщить детям первоначальные сведения о ВОВ, познакомить с героями войны , их подвигами.

2. Раскрыть решающую роль русского народа в завоевании  Победы , сформировать представление о необходимости мира на земле.

3. Развивать речь, воображение, умение детей взаимодействовать друг с другом.

4.Воспитывать у детей гордость и уважение к ветераранам ВОВ, чувство  гордости за  Родину .

На первом этапе был собран и систематизирован наглядный материал. Это и художественная литература для детей, иллюстрации,  атрибуты и материал для художественно-эстетической деятельности.Разработан цикл мероприятий с детьми и родителями. Родители  Гранкина   Димы, Репина  Ярика  , Токаревой   Даши    , Зинченко    Вани  и  Бундович   Снежаны решили оформить  странички  в групповую «Книгу памяти».  Каждая  страничка состоит из портрета  и  трогательного рассказа о их родственнике –прадедушке или прабабушки, участниках ВОВ. На следующей странички каждая семья представила рисунок или аппликацию посвященную военной тематике, которую дети выполнили вместе с родителями. Книга проиллюстрирована  рисунками детей «После боя», «Голуби мира». В технике аппликации выполнена «Открытка ветерану», «Письма ветеранам».

При организации проекта были беседы с детьми, чтение художественной литературы, Рассматривание тематических альбомов «Города-Герои», «Дети-герои войны» , «Памятники Победе». Состоялась с по детскому саду. В холле детского сада оформлена тематическая «Выставка военной техники» и «Уголок памяти » холле детского сада .  «Выставка военной техники» заставляет часто биться сердца наших мальчишек, а вот перед «Уголком памяти », где размещены портреты участников и ветеранов ВОВ , все девчонки и мальчишки, да и взрослые тоже, испытывают особую гордость и трепет. Итогом   в группе стала «Книга памяти».  В приёмной группы – оформлялись выставки детских работ. В группе  был оформлен   уголок «Помним и гордимся».

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении — это длительный процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой. Хорошо, что есть такие конкурсы, которые стимулируют педагогов глубоко изучать вместе с детьми историю своей страны.

Лавреха Наталья Александровна, старший воспитатель МКДОУ №452

Ерохина Валентина Николаевна, воспитатель МКДОУ №452


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне

План мероприятий по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)

взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...

План мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним»

План содержит перечень мероприятий с детьми, педагогами, родителями,  по оформлению ДОУ, направленных на подготовку и празднованию  75-летия Победы в ВОВ, обозначены задачи, сроки реализации...

План мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним» Старшая группа.

Этот материал разработан для воспитателей старшего дошкольного возраста .План мероприятий по работе с детьми и родителями....

План мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним»

Формирование представлений у детей о Великой Отечественной войне, воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Воспитание  патриотических чувств, гордости и любви к России,...

Краткосрочный проект в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы «Наши герои»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и выро...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...