буклет "Инклюзивное дошкольное образование"
материал

Башмакова Екатерина Викторовна

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими

возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он

может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то

новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их

ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как

построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную

направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Актуальность

 

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с

особыми потребностями.

Основа инклюзивного образования - исключение

любой дискриминации детей, которая обеспечивает

равное отношение ко всем людям, но создает особые

условия для детей, имеющих особые образовательные

потребности.

 

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,

среднего, профессионального и высшего образования

.

 

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный,

многогранный, затрагивающий, помимо научных и

методологических – социальные и административные

ресурсы и требующий кардинальной перестройки

современной системы образования.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ,

тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в

обществе.

Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и

доказанной эффективностью и результативностью ранней

коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

Проблема

 

«

Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность», с франц. языка

inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом -

включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с

ОВЗ в образовательных учреждениях

Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается,

охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,

родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:

ü

совместное планирование,

ü

проведение общих мероприятий,

ü

семинаров,

ü

праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Что такое «Инклюзия» ?

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех

уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции

детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой,

этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных

достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста,

принадлежности к той или иной социальной группе социально-

экономического статуса родителей и других различий

 

 

 

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:

«Временная (точечная)

инклюзия-

ребенок

включается в коллектив

сверстников лишь на

праздниках,

кратковременно в играх

или на прогулке.

«Частичная инклюзия» -

включение ребенка в режиме

половины дня или неполной недели,

например, когда ребенок находится

в группе сверстников, осваивая

непосредственно учебный материал

в ходе индивидуальной работы, но

участвует в занятиях по

изобразительной деятельности,

физической культуре, музыке и др.

вместе с другими детьми

«Полная инклюзия» -

посещение ребенком с ОВЗ

возрастной группы в режиме

полного дня самостоятельно или с

сопровождением. Ребенок

занимается на всех занятиях

совместно со сверстниками. При

этом выбираются задания

различного уровня сложности,

дополнительные игры и

упражнения.

 

 

 

 

Необходимо понять, что инклюзия –

это не интеграция, это более широкое понятие!

Дети живут вместе в обычной группе детского сада

Специалисты помогают детям.

Обычные группы изменяются.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить

полной жизнью.

Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для

окружающих

Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из

социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии

детей.

Равные возможности для каждого!

 

Мир без границ!

 

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса

модернизации образования :

Специфические задачи:

§

квалифицированная коррекция отклонений в

физическом или психическом развитии

воспитанников;

§

интеграция детей с отклонениями в состоянии

здоровья в единое образовательное

пространство

 

q

обеспечение

условий

для

совместного

воспитания

и

образования

детей

с

разными

психофизическими особенностями развития

q

организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной

среды, позволяющих детям с ОВЗ

получить современное дошкольное качественное

образование и воспитание,

q

гармоничное всестороннее развитие личности;

q

формирование

толерантного

сообщества

детей,

родителей,

персонала

и

социального

окружения;

q

создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива

ДОУ

Цели и задачи - система задач трех уровней:

коррекционный

- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;

профилактический

- предупреждение отклонений и трудностей в развитии

;

Развивающий

- оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

 

И

только

единство

перечисленных

видов

задач

может

обеспечить

успех

и

эффективность

инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

 

Техническое оснащение образовательных учреждений;

Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на

развитие их взаимодействия с инвалидами;

Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации

детей с ОВЗ в ОУ;

 

 

Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного

анализа, уточнения;

В некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного

моделирования;

Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую

теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер

«фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому»

Меры для решения поставленных задач :

 

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-

волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение

навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная

деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время

практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только

биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:

ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со

сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

 

Немного из истории

 

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой

стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме

инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все

большие масштабы

В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным

министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в

государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие

детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные

формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных

регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том

числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) -

предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых

программах; интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими

нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной

для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в

ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение

«особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего

различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека

как полноправного участника образовательного процесса; включение,

или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка

учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям

всех детей без исключения.

 

В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных

реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра - только здоровые педагоги

общались с детьми-инвалидами.

Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году

школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного

образования - здоровые дети общаются с детьми инвалидами

В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному

обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные

конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц

с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы

педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и

«Особенности психологии детей с ОВЗ ».

Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести

эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.

 

 

Основные проблемы инклюзивного образования в России

ü

Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого

нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих

финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса

ü

слабое методическое обеспечение

ü

ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную

специальную помощь

ü

инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при

попадании ребенка с ОВЗ в новые группы

ü

состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в

прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с

особенностями в ДОУ.

ü

кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;

ü

не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности

ü

недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс

ребенка с ОВЗ

ü

культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся

менталитет общественного восприятия;

 

Педагогического характера:

§

 

рассмотрение развития каждого ребенка как

уникального процесса (отказ от сравнивания

детей друг с другом)

§

активизация когнитивного развития через

коммуникацию и имитацию

.

Преимущества инклюзивного образования

:

 

Социального характера:

развитие самостоятельности через предоставление помощи;

обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

гуманность.

Психологического характера:

§

 

исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности

Медицинского характера:

§

 

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

§

исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и

ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

 

 

Ø

Детские сады компенсирующего вида 

дети одной категории, специалисты, специально

организованная предметно-развивающая среда.

Ø

Детские сады комбинированного вида 

дети разных категорий и дети возрастной нормы,

специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Ø

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи,

Консультативный пункт)

– дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

Ø

Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок»

дети разных категорий и специалисты.

Ø

 

Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в

режиме полного дня;

Ø

Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное

образование:

Модель дошкольного инклюзивного

образовательного учреждения

:

§

научно-методический совет ДОУ;

§

ПМП(к) ДОУ;

§

педагогический коллектив инклюзивной

группы/групп/структурных подразделений;

§

родители, Родительский комитет;

§

Попечительский совет.

 

ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и

включал следующие базовые направления:

смена ведущих мотивов деятельности,

развитие эмоционально-делового и предметного общения,

развитие и активизация общих движений,

развитие предметных действий и предметной деятельности,

развитие наглядно-действенного мышления,

интенсивное накопление пассивного словаря,

стимуляция активной речи,

овладение различными навыками в процессе подражания,

становление представлений о себе,

формирование предпосылок к конструктивной

и изобразительной деятельности

закрепление навыков самообслуживания

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

 

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ

Содержание

работы

с

детьми

ОВЗ

определяется

 

комплексными

и

парциальными

программами реализуемыми в ДОУ.

Педагогические

технологии

инклюзивного

образования

направлены

на

развитие

компетентностей в различных видах детской деятельности

Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;

Индивидуальная программа обучения (ИПО);

Компетентный подход и инклюзивное образование.

Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их

способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше

внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме

Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ

Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут

интересны и доступны каждому из участников группы.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во

взаимодействии с другими детьми. .

Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка

 

 

v

индивидуальные занятия со специалистами

v

активные действия в специально организованной среде

- свободная игра в групповом

помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка

v

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

v

прием пищи

v

дневной сон

v

фронтальные занятия

v

детско-родительские группы

v

праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Формы инклюзивного образования

 

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных

формах образования

с детьми

Беседы и чтение художественной литературы,

моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,

индивидуальные занятия со специалистами,

активные действия в специально организованной среде (свободная игра в

групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,

проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса

формирование навыков саморегуляции и самообслуживания

с родителями

тематические родительские собрания и консультации

доступная информация о работе по инклюзии

с педагогами

массовых групп

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений

работы,

посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы

детско-

родительские

группы

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие

занятия, музыкальные занятия,

консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,

обсуждение волнующих родителей проблемы,

информационную и психологическую поддержка.

праздники,

конкурсы,

экскурсии,

походы

выходного дня.

являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и

всего сада.

 

потребностно-мотивационные,

эмоциональные,

когнитивные

взаимные ,

коммуникативнные,

через игровую и продуктивную детскую деятельности.

 

Для

эффективной

работы

в

инклюзивной

группе

необходимо

выстроить

различные

схемы

организации

взаимодействия

всех

участников

воспитательно-

образовательного процесса , которые будут зависеть от состава детей инклюзивной

группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и

Образовательной программой

Компоненты организации отношений между участниками

инклюзивного образования в ДОУ

 

Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ

будет зависеть от:

ü

Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки

педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ

ü

Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;

ü

Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного

образования

;

ü

Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи;

ü

Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями

социума;

ü

Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в

успешной адаптации в образовательной среде;

ü

Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ

 

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в

соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка;

формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих

ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества,

предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека,

возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для

общения.

 

В

ходе

инклюзивного

образования

происходит

рост

педагогического

мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и

родителей,

расширяется

образовательное

пространство

ДОУ

и

повышается

его

социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного

процесса;обеспечивается

информационно методическое сопровождение семей детей с

ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование

равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...