Профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах.
консультация

Караваева Оксана Сергеевна

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается. Поэтому важнейшая задача работников детских дошкольных учреждений состоит в ограждении детского коллектива от возникновения в нем заразных болезней и их распространения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ                                         

                                                                       

                                                         

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………..  3
  2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТ…………………….  5
  3. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ              УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………………………………….. 10
  4. САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА…………11
  5.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….12
  6.      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….13

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается.

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Поэтому важнейшая задача работников детских дошкольных учреждений состоит в ограждении детского коллектива от возникновения в нем заразных болезней и их распространения.

 Окружающий нас мир населен микробами. Они обитают в почве, воде, воздухе, а также в организме человека и животных. Одни из них видны в обычный оптический микроскоп, другие настолько малы, что их можно рассмотреть только в электронный микроскоп, увеличивающий в несколько десятков тысяч раз. Это вирусы.

Фильтрующиеся вирусы способны проникать через поры специальных фильтров, не пропускающих бактерий.

 Среди микроорганизмов есть болезнетворные — патогенные, которые, проникая в организм человека, могут при определенных условиях вызвать инфекционное заболевание. Другие, число которых гораздо больше, безвредны.

В организме ребенка патогенные микробы начинают размножаться, выделять ядовитые вещества — токсины. Этот период от начала заражения до проявления болезни называется скрытым, инкубационным.

Каждой болезни свойственна своя определенная длительность скрытого периода. После инкубационного наступает продромальный период, когда начинают проявляться некоторые признаки той или иной болезни (головная боль, слабость, повышение температуры).

 Но не всегда проникновение в организм микробов вызывает заболевание. Иногда организм невосприимчив к той или иной болезни. Эта особенность организма — иммунитет может возникнуть в результате перенесенной болезни. Например, дети, болевшие корью, обычно этой болезнью вторично не заболевают.

 Невосприимчивость к некоторым заболеваниям может быть вызвана искусственно, путем проведения предохранительных прививок.

 Болезни, вызываемые микробами, разнообразны. Причиной каждого заразного заболевания является свой, особый микроб, вирус. Для возникновения инфекционного заболевания большое значение имеет количество болезнетворных микробов, поступивших в организм.

 Однако микробы, вызвавшие заболевание, не остаются только в теле больного: они выделяются из организма со слюной, слизью из носа, мокротой, с испражнениями и загрязняют руки больного, его белье, одежду, воздух, пол, стены, посуду и все те предметы, которыми пользуются он и окружающие его здоровые люди. Так передаются заболевания от больного к здоровому.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Заражение детей острыми респираторными вирусными инфекциями происходит в детских учреждениях, в семье ребенка, в общественных местах, особенно в период эпидемических вспышек. Немаловажное значение имеет также заражение на транспорте, что подтверждается более высокой заболеваемостью в детских учреждениях, где большинство детей вынуждено пользоваться городским транспортом, по сравнению с учреждениями, обслуживающими детей своего микрорайона. Распространение острых респираторных вирусных инфекций в значительной степени связано с нарушением санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил в детском учреждении.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

                              ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

В общем комплексе профилактических мероприятий следует выделить вопросы выполнения режима дня, правильную организацию сна и бодрствования, питания, физического воспитания, закаливания.

Воздушный режим является едва ли не важнейшим элементом профилактики респираторных заболеваний. Доказано, что передача респираторно-вирусной инфекций облегчается с повышением температуры помещений, особенно при недостаточной вентиляции. Надо вести неустанную разъяснительную работу с персоналом учреждения и родителями в этом направлении, подчеркивая, что прохладный свежий воздух в помещении препятствует передаче инфекций, а не вызывает "простуду". Передача инфекций практически прекращается во время прогулок и сна в хорошо проветриваемом прохладном помещении, поэтому максимальное пребывание на свежем воздухе - наиболее действенный путь борьбы с распространением респираторной инфекций.

Правильная организация питания детей, соблюдение установленных нормативов калорийности и содержания основных питательных веществ в рационе ребенка, обогащение его витаминами, минеральными солями, микроэлементами имеет важное значение в повышении сопротивляемости организма ребенка.

Физическое воспитание и закаливание детей также играет большую роль в профилактике острых респираторных заболеваний. Физическое воспитание оказывает благотворное влияние на все функции растущего организма, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; играет большую роль в совершенствовании деятельности центральной нервной системы и развитии моторики ребенка, равномерному и своевременному развитию костно-мышечного аппарата, правильному формированию осанки. В этом и заключается огромное оздоровительное значение физического воспитания.

Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста включает в себя массаж и гимнастику для детей первого года жизни, физкультурные занятия для детей старше года, утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, элементы спорта для детей дошкольного возраста.

Особое значение имеет дыхательная гимнастика. При проведении дыхательных упражнений надо соблюдать общее правило: создается спокойная обстановка, перед началом занятий ребенок опорожняет кишечник и мочевой пузырь, он должен быть в удобной одежде.

Особого внимания требует организация закаливания детей, являющаяся мощным средством профилактики так называемых "простудных" заболеваний. Система закаливающих воздействий направлена на повышение выносливости ребенка, сопротивляемости его организма вредным факторам внешней среды, улучшение приспособляемости к резким изменениям температуры, влажности, движению воздуха. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия закаливающих факторов, начиная с кратковременных и слабых, с постепенным нарастанием по силе и длительности.

В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний  медицинские работники дошкольных организаций проводят:

- медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т. ч. на педикулез;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

-информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;

- один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза;

- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему;

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

Персонал дошкольных организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей  необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно, при приеме детей в учреждение, медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных - по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции.  Медицинский работник, обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе - поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах.

Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий.

Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских учреждений. Особого внимания требует вопрос о сроках допуска переболевших детей в детское учреждение. Сроки допуска детей в коллектив после перенесенного острого респираторного заболевания должны определяться главным образом индивидуальными особенностями реконвалесцента и характером перенесенной инфекций. Большинство детей могут быть допущены в детское учреждение после исчезновения у них симптомов острого катара (насморка, конъюнктивита, фарингита) вне зависимости от срока, прошедшего от начала заболевания. Такой подход оправдан тем, что наиболее заразный период совпадает с периодом разгара катаральных явлений. Чаще всего при острых респираторных вирусных инфекциях катаральные явления держатся 5-6 дней, так что допуск в учреждение детей при отсутствии осложнений возможен на 7 день от начала заболевания.

           Дети с перенесенной внутричерепной родовой травмой, дающие фебрильные судороги, и другие, у которых вирусные инфекций сопровождаются неврологической симптоматикой, возвращаются в коллектив после консультации с невропатологом.

Наибольшая длительность течения заболевания отмечается у детей с очагами хронического воспаления (назофарингитами, тонзиллитами). Эти дети требуют энергичной терапии и могут допускаться в группу после стихания симптомов обострения очаговой инфекций.

Режим учреждения во время эпидемической вспышки должен предусматривать изоляцию групп, недопущение в группы лиц, не связанных непосредственно с обслуживанием детей, а также воспитателей с признаками заболевания.

Во время эпидемической вспышки внимание персонала должно быть направлено на неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических правил, воздушного режима, обязательное проведение кварцевания групповых помещений.

Ответственность за выполнение перечисленных требований возлагается на руководителей учреждений, ежедневный контроль -- на медицинского работника этих учреждений, а периодический -- на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков.

Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки - это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.

Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого.

Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.

Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. И наоборот, обучая детей понимать, создавать и ценить красивое, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д., мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Воспитатели устанавливают и поддерживают контакт с родителями для обеспечения единства требований при гигиеническом воспитании дошкольников.

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

 Пребывание ребенка в детском саду с раннего возраста до 7 лет позволяет работникам дошкольных учреждений проводить с родителями систематическую работу по пропаганде гигиенических знаний об уходе и воспитании ребенка в семье.

 Чтобы обеспечить единство воспитательного процесса в детском учреждений и дома, санитарно-просветительную работу с родителями следует проводить, исходя из соответствующей деятельности дошкольного учреждения.

Еще до поступления ребенка в детский сад родителей надо познакомить с режимом в группе, которую он будет посещать, дать рекомендации по организации режима ребенка дома.

 Для бесед с родителями рекомендуются темы: «Режим в группе», «Здоровое питание», «Гигиена ухода за детьми», «Закаливание ребенка», «Предупреждение инфекционных заболеваний у детей» и др.

 Основное внимание в пропаганде санитарно-гигиенических знаний следует уделять вопросам профилактики различных заболеваний, воспитания здоровых привычек и образа жизни, правильного питания, закаливания организма — словом, создания оптимальных условий для правильного развития детей.

 Многие вопросы санитарно-просветительной работы достаточно известны работникам дошкольных учреждений. Важно постоянно обращать на них внимание родителей.

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основными мероприятиями по профилактике инфекционных заболеваний в детских дошкольных учреждениях являются:

1. Соблюдение принципа групповой изоляции при планировке учреждения;

2. Оздоровительные мероприятия:

  • рациональный режим сна и отдыха;
  • физическое воспитание;
  • воздушный режим;
  • правильная организация питания;
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика.

3. Противоэпидемические мероприятия:

  • медицинские осмотры детей и работников;
  • систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и сотрудников;
  • соблюдение санитарных норм;
  • контроль за пищеблоком;
  • своевременное выявление больных и носителей инфекции;
  • вакцинация;
  • карантинные мероприятия;
  • эпидемиологический контроль.

4. Гигиеническое воспитание.

5. Санитарно – просветительная работа.

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

2. Г. Н. Сердюковская «Гигиена детей и подростков» М.: Медицина, 1986, с. 496

          3. А. П. Чабовской «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», М., 1980 г.

4. Б. В. Шеврыгин «Если малыш часто болеет».

5. Методические рекомендации "Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях" (утв. Минздравом СССР 12 июня 1980 Г. N 08-14/4-14) 2. Эпидемиология респираторных вирусных инфекций в детских коллективах

6.  Е. Т. Смирнова. «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях»  Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе энтеровирусной инфекции

Болезнь легче предупредить, чем лечить.Для возникновения любой инфекции в семье или детском коллективе необходимо создать условия из 3-х предвестников: иметь контакт здорового восприимчивого человека ...

Статья на тему: «Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ и семье»

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.Состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности. ни потенциальным возможностям нашего общества.Важнейшим этапом в повыш...

«Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ и семье»

Здоровье  – это самая главная ценность  в жизни человека. Здоровье не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с рождения ребенка. Целью профилактики инфекционных ...

Осторожно, ротавирус! Лечение и профилактика инфекционного заболевания

Еще вчера вечером ребенок весело играл и бегал, а сегодня у него высокая температура, болит живот, рвота и диарея. «Отравился» – вздыхают родители, «ротавирус» – по...

«Меры по профилактике инфекционных заболеваний»

Консультация для родителей в детском саду. Прививки за и противКонсультация для родителей дошкольников. Прививки против гриппа: зачем? почему? кому?...

Профилактика инфекционных заболеваний.

ГИГИЕНА - ВАШ НАДЁЖНЫЙ ЗАЩИТНИК !!!...

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПОМНИТЕ! ГИГИЕНА - ВАШ НАДЁЖНЫЙ ЗАЩИТНИК !...