Статья «Технология проектирования в образовании».
статья

Анна Ивановна Палий

Статья

«Технология проектирования в образовании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paliy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Технология проектирования в образовании».

                Палий Анна Ивановна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение центр развития         ребенка – детский сад №5 муниципального образования Усть - Лабинский район

Должность: воспитатель

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.[6,с.56-57 ].

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Как сделать так, чтобы интерес к познанию у ребенка не потерялся, не исчез при переходе малыша из детского сада в школу? Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.  Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике метод рассматривался, прежде всего, как средство:

- всестороннего упражнения и развития мышления (П. Ф. Каптерев) .

- формирования творческих способностей (П. П. Блонский)

- развития самостоятельности и подготовки к самостоятельной трудовой жизни (С. Т. Шацкий)

- слияния теории и практики в обучении (Е. Г. Коганов и др.) .

Таким образом, в отечественной педагогике проектный метод связывали с развитием личности и подготовкой человека к жизни и труду.

В настоящее время метод проектов всё активнее используется в работе образовательных учреждений.

Несколько лет готовлю с воспитанниками проекты для участия в региональном конкурсе для дошкольников и младших школьников « Я – исследователь». Проекты  были разнообразные, составленные  соответствии с действующим  Федеральном Государственным  образовательным стандартом (ФГОС) приказ  № 1155 от 13 октября 2013г. .В процессе работы  заметила , что  метод проекта  формирует  у детей  именно те личностные качества которые развиваются   только в деятельности каждого ребенка. Дети с огромным интересом включаются в исследовательскую работу и с  нетерпеньем  ждут  результата своего исследования. Проект способствует не только интеллектуальному развитию ребенка участвующего в проекте,но и играет огромную роль в привлечении  их родителей  в жизнь детского сада. Перед началом проекта, очень важно заинтересовать ребенка, доказать , что педагог  его друг и партнер.  Очень часто , мы педагоги, стремясь научить ребенка тому, что считаем  сами важным , останавливаем его исследовательский порыв и стремление к исследованию. Ведь каждый ребенок практически постоянно что-то исследует: наблюдая за поведением птиц, разбирая  и собирая свою игрушку, он делает для себя  соответствующей вывод. Одна из важных наших  задача в том чтобы помочь ребёнку в проведении этих исследований и сделать их полезными для него и его окружения. Но исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Желание, что-либо исследовать возникает у ребенка только тогда, когда ему это интересно. Следовательно, нужно знать его склонности.                                                                                                                                                             Проект носит обучающий характер, дети по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение определенным навыкам и умениям является основной задачей воспитателя, но проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка, которую  он выполняет в  течение  определенного  отрезка времени. И очень  важно , чтобы проектная деятельность  была направлена на решение  какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть реальными , т.е. если это теоретическая проблема , то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работая с детьми, пришла к выводу, что использование метода проектов в детсаду  актуально и  очень эффективно.  Так как данный метод связан с развивающим, личностно-ориентированным подходом и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.                                                                                                                                                                                                              

Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он рационально сочетает теоретические знания и технологии, их практическое применение. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Начиная с 2012 года, я стала внедрять в практику данную технологию. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Так как метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательский, поисковый, творческий, - я применяю в своей работе все эти методы, но остановиться хочу на исследовательском методе, т.е.экспериментировании. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Данные моих наблюдений за воспитанниками показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы.

Цель моей работы:

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Задачи:

1. Развивать у детей предпосылки логического мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.                                                                                                                                                      4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами окружающего мира.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельностного  отношения к окружающей природы.

Темы проектов определяются по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась воспитателем, то подбирается соответствующая возрасту мотивация: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.                          

  Моя работа с детьми      проводится в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и методическая работа. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки , фотовыставки , диспуты , конкурсы , совместные проекты , встречи с интересными людьми, беседы, консультации .В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения (музыкальный центр, проигрыватель) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование).  Большая часть мероприятий проведена с использованием информационно-коммуникационные технологии .

В рамках методической работы создана картотека экспериментов, наблюдений, познавательных бесед.

Наш современник, психолог Д.И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений Мира взрослых и Мира детей пришел к выводу, что выбор новых форм их совместной деятельности, сотворчества позволит найти не только источник эмоционально насыщенных переживаний, но и развития, при сохранении индивидуальности каждого субъекта культуры.

Используемая литература:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155.

3. Савенков А. И. Я исследователь. Самара, «Учебная литература», 2007.

4. Савенков А. И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Самара, «Учебная литература», 2008.

5. Клюге К. Цель обучения интеллектуально одарённых детей.

6.Е.С.Полат,1999.С.56-57

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Технология моделирования в формировании у детей знаний о труде взрослых»

Зайцева Яна ХасаиновнаКаждый родитель хочет видеть своего ребёнка умным и  успешным. И  задача  педагога превратить процесс познания ребёнком окружающего  мира  в увлека...

Статья «Технология проектирования в детском саду»

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...

Проектирование инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения

В статье представлена информация о инклюзивном образовании,  отражающая специфику работы с детьми с овз дошкольного возраста. Обоснованна структура проектной деятельности, раскрыто содержание раб...

Статья Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников

    Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педаг...

Статья «Технология эффективной социализации детей в ДОО: проектирование модели взаимодействия»

В данной статье описываются 9 инновационных технологий в направлении  информационно-коммуникативных развития....