Использование логических блоков Дьёнеша в интеллектуальном развитие детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Челябинской области

Аннотация: В статье представлен опыт работы по интеллектуальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_bondarchuk_1.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бондарчук Юлия Вячеславовна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад №26»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Аннотация: В статье представлен опыт работы по интеллектуальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, блоки Дьенеша, дети дошкольного возраста.

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – это развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих умений детей.

Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности, её становления, как психологического, так и интеллектуального. Именно на этот возраст приходится главный этап интеллектуального развития. Основа интеллекта, заложенная в дошкольном возрасте, имеет влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни.

Интеллектуальное развитие, по Ж.Пиаже, - это развитие познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, речи, внимания, воображения).

Обозначенной проблемой занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, Берцфаи М., Монтессори М., Пиаже Ж., Блонский П. .П., Выготский Л. С., Гальперин П. Я.,  Давыдов В. В.,  Запорожец А. В.,  Костюк Г. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Мещеряков А. И., Менчинская Н. А., Эльконин Д. Б., Семёнов Н. Н., Кедров Б. М., Григорян Н. В., Фридман Л. М., Подгорецкая Н. А. и др.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что развитие интеллекта у детей оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Корнеева Г.А., Леушина А.М., Михайлова 3.А., Непомнящая Н.И., Непомнящая Р.Л., Рихтерман Т.Д., Сербина Е.В., Соловьева Е.В., Тарунтаева Т.В., Щербакова Е.В. и др.). Дети старшего дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, становятся  успешные в новой обстановке, уверенны в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Наш интерес к данной теме вызван недостаточностью интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в нашей группе. Работа по обследованию 26 детей старшего дошкольного возраста проходила в МКДОУ «Детский сад № 26». Используя диагностический комплекс по программе «Развитие» Л.А. Венгера, выявлено: 14 детей со среднем уровнем и 12 детей с низким уровнем. Были констатированы следующие проблемы:

- слабо сформировано умение определять структуру и организацию целевого и частей, ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

-  не могли сравнивать предметы и определять взаимосвязь объектов, неспособность видеть их изменение во времени;

- испытывали затруднения  строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

- единицы кто мог производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Исходя из результатов, нами было принято решение, чтоб повысить уровень интеллекта, необходимо в совокупности образовательного материала использовать логические блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. В игровой форме и по наглядности дети знакомятся с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Можно развить у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также  восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывая ряды по заданному алгоритму).

Изучив теоретическую сторону этой проблемы, нами разработан план работы на учебный год.

1.Создали психолого-педагогические условия, обогатили развивающую предметно пространственную среду, содействующую развитию интеллекта у дошкольников.

2. Консультации, круглый стол с родителями по теме: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста», «Игры с блоками Дьенеша для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Проведение занятий – практикумов по знакомству родителей с авторской методикой З. Дьенеша.

3. Разработали серию мероприятий по использованию логических блоков Дьенеша и провели на протяжении учебного года:

Деятельность в рамках НОД

Совместная деятельность

октябрь

Д/и «Украсим полотенце»; «Посадим цветы» - анализ, сравнения, обобщение

Д/и «Магазин», «Садоводы» - устанавливать устойчивую связь между образом свойства и словами

ноябрь

Упражнения «Письма звездочету», «Поможем Доктору Плюшевой», «Кондитерская» - подбор информации о свойствах предметов (цвет, форма, размер)

Д/и «Паровозик», «Найди пару», «Продолжи ряд» - развивать внимание

декабрь

Упражнения «Исправь ошибку», «Почта» - свойства предметов, форма, порядковый счет.

Д/и «Бусы», «Продолжи ряд» - выкладывание по образцу

январь

Упражнения «Мастерская Деда Мороза», «Аптека» - рассуждение, логика, свойства предметов, чтение схем

Д/и «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Укрась елку» - логика, внимание.

февраль

Упражнения «Сундук с сокровищами», «В гостях у сказки»» - классификация, карточки-символы, свойства

Д/и «Цепочка», «В поисках клада» - цвет, размер, величина

март

Упражнения «В стане Смешариков», Круги Эллера - логика, свойства предметов

Д/и «Чего не хватает?», «Чудесный мешочек, «Прятки» - внимание, кодирование, свойство предметов

апрель

Упражнения  «Дорожка для Гензели и Гретты», «Дом для трех поросят» - анализ, мышление и воображение

Логическая игра «Домино», «В поисках клада», «Прятки» - свойство предметов

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволило упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствовал развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Ускорил процесс развития у дошкольников простейших логических умозаключений и математических представлений.

Анализируя мониторинг, на заключительном этапе показал, что использование систематической работы с блоками Дьениша и методики развивающего обучения позволило повысить уровень интеллектуального развития. Использовался тот же инструментарий, что и при начальном обследовании, выявлено: появились 12 детей с высоким уровнем, 14 детей со среднем уровнем, дети низким уровнем отсутствуют. 

Таким образом, нужно отметить, что системная работа по использованию логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей активизирует внимание, мышление, память, воображение, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. А вызвав инициативность у родителей к использованию логических игр и упражнений способствовала к активизации родительской инициативности.

Библиографический список:

  1. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: Имма-пресс, 1999. - 96 с.
  2. Артёмов  А.К.        Использование аналогии в обучении математике // Начальная школа. - 2000. - №3. - с. 36.
  3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие.– М.: Айрис-пресс, 2005. -320 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998 - 87 с.
  5. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб., 2000.
  6. Методические советы к программе «Детство». - СПб.: «Детство – пресс», 2001- 304 с., ил.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997 г., 256 С.
  8.  Программа От рождения до школы.// Под.ред. Н. Е. Веракса,  Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой,  - М.: Мозаика - Синтез, 2019.
  9. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. // Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
  10. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб: «Детство - Пресс», 2001.-128 с., 87 ил.- (Библиотеки программы «Детство»).
  11. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ.-112 с.40 с. цв. ил. - СПб: «Детство – Пресс», 2002. –(Библиотека программы «Детство»).
  12. Носова Е. Игры упражнения с логическими блоками/ Е.Серова// Обруч.-2001.-№2.-С.30-31.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1997. - 512 с.