Образовательная программа по краеведению "Тоонто нютаг"
рабочая программа

Наталья Дашеевна Батуева

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем, разработанная на основе комплексно-тематического планирования. Содержание программы знакомит дошкольников  с историей, природой родного края, этнокультурными традициями и обычаями народов, живущих в республике Бурятия. Пособие адресовано педагогам ДОУ, родителям, а также всем, кто интересуется вопросами этнокультурного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon toonto-nyutag_chfu.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №89 «Журавленок»

г. Улан-Удэ»

Принято:                                                                           Утверждаю: 

Педагогическом Советом                                                Директор школы-сада №89                                                  

Школы-сада № 89 Протокол №23                                ________Л.А.Цыренова

 «_28_»_августа_2015 г.                                                   Приказ № 68 от «_28»_августа_2015 г.

Образовательная программа

по краеведению

«Тоонто нютаг»

г. Улан – Удэ

2015-2016 уч. г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Целевой раздел………………………………………………………………..4

Пояснительная записка………………………………………………………..4

Цели и задачи реализации Программы………………………………………5

Принципы и подходы формирования Программы…………………………..5

Планирование результатов освоения Программы. Целевые ориентиры…..5

Содержательный раздел……………………………………………………..6

Комплексно-тематическое планирование

  1. Модуль «Я - человек»…………………………………………………..7

Итоговое мероприятие по модулю «Я - человек»…………………………..11

  1. «Моя семья»…………………………………………………………….12

Итоговое мероприятие по модулю «Моя семья»…………………………...16

  1. «Родной город»………………………………………………………...17

Итоговое мероприятие по модулю «Родной город»………………………..21

  1. «Байкал – священное озеро»…………………………………………..22

Итоговое мероприятие по модулю «Байкал – священное озеро»…………26

  1. «Родной край»………………………………………………………….27

Итоговое мероприятие по модулю «Родной край»…………………………31

  1. «Традиции и быт»……………………………………………………...32

Итоговое мероприятие по модулю «Традиции и быт»…………………….36

  1. «Животный мир»………………………………………………………37

Итоговое мероприятие по модулю «Животный мир»……………………..41

  1. «Растения родного края» ……………………………………………..42

Итоговое мероприятие по модулю «Растения родного края»……………..46

  1. «Мир искусства»………………………………………………………47

Итоговое мероприятие по модулю «Мир искусства»……………………...51

Организационный раздел………………………………………………….52

Проектирование воспитательно-образовательного процесса…………….52

Культурно-досуговая деятельность (традиционные события, праздники, мероприятия)…………………………………………………………………52

Учебно-методический комплект к Программе…………………………….53

Список литературы…………………………………………………….…….54

Введение

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования.

В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем, разработанная на основе комплексно-тематического планирования. Содержание программы знакомит дошкольников  с историей, природой родного края, этнокультурными традициями и обычаями народов, живущих в республике Бурятия.

Пособие адресовано педагогам ДОУ, родителям, а также всем, кто интересуется вопросами этнокультурного воспитания детей.

Авторский коллектив программы:

- Цыренова Лилия Александровна - заведующий

- Раднаева виктория Владимировна - воспитатель

- Жигмитова Елена Васильевна – старший воспитатель.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа «Тоонто нютаг» (далее Программа) разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования как вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов. Ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В 1992 г. в Бурятии вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. Возможность изучения бурятского языка осуществляется в соответствии с п. 1.9. ФГОС ДО.

Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому необходимо знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками, произведениями устного народного творчества, изделиями народно-прикладного искусства и т.д. язык – душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка рассматривается в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности. Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития. Дети знакомятся с родным краем, традициями и бытом народов, проживающих на территории республики с их культурным и духовным наследием.

Важным условием реализации Программы является тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества.

Содержание Программы строится на основе игрового взаимодействия педагога и воспитанников.

Цели Программы:

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края, воспитание любви и привязанности к малой Родине, желание сделать полезное для родных и близких.

Задачи:

  1. Дать детям представление об этнической самобытности народов, проживающих на территории Бурятии, их обычаях и традициях.
  2. Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения.
  3.  Формировать культуру поведения и способы проявления гуманного отношения к людям, эмпатийных форм общения.
  4. Развивать познавательные и творческие способности детей, поддерживать и направлять детскую инициативу посредством создания этнокультурной развивающей среды.
  5. Развивать любознательность, побуждать детей к активному самовыражению в практической познавательной деятельности, стимулируя творческую активность.
  6. Воспитывать основы патриотизма, гражданственности и чувства привязанности к малой Родине.

Программа разработана с учетом следующих принципов:

- Принцип культуросообразности – учет национальных ценностей и традиций в образовании.

- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольников.

- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями.

- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства:

  1. Ребенок обладает начальными знаниями о культуре народов, проживающих в Республике Бурятия, проявляет активный, увлеченный интерес и положительное отношение к другим людям и самому себе.
  2. Овладевает навыками освоения социокультурного пространства, культурой поведения, сформированы социально-поощряемые нормы и правила поведения в окружающей среде.
  3. Ребенок легко адаптируется, стремится к общению со взрослыми и детьми, инициативен в общении, эмоционально включается в действия, регулирует свое поведение в соответствии  с ситуацией общения.

Содержание Программы состоит из 9 модулей, каждый из которых решает свои задачи.

  1. «Я - человек»
  2.  «Моя семья»
  3.  «Родной город»
  4.  «Байкал – священное озеро»
  5. «Родной край»
  6. «Традиции и быт»
  7. «Животный мир»
  8. «Растения родного края»
  9. «Мир искусства».

Программа рассчитана на 4 года, в течении которых ребенок погружается в круг проблем, затрагиваемых Программой. При этом каждый раз последовательность рассматриваемых проблем сохраняется, учебное содержание новыми понятиями, смыслами, ценностями. Это достигается за счет рассмотрения темы с новых позиций и установления новых связей с содержанием других тем Программы, ее обогащения новым жизненным опытом ребенка.

Такое выстраивание учебного содержания позволяет повысить эффективность усвоения необходимого объема знаний, предоставляет детям возможность освоения учебного материала в индивидуальном темпе, дает возможность начала обучения по Программе с любого момента времени и возраста ребенка.

С течением времени материал усложняется, меняется широта взгляда на проблему.

К каждому модулю в Программе разработаны темы занятий и их программные задачи. Программа не предусматривает разработку каждой темы, предполагая творчество самого педагога, учет знаний и интересов детей.

Каждый ребенок получает возможность пережить «множественность бытия» через двигательную деятельность (подвижные игры), познавательную деятельность (дидактические игры), сенсорную культуру, экспериментирование, коммуникативную деятельность (сюжетно-ролевые, режиссерские игры), речевую деятельность (словесные, театрализованные игры), музыкальную, изобразительную, конструкторскую деятельности (музыкально-дидактические, художественно-творческие, строительные игры, праздники, развлечения).

Модуль «Я - человек»

Формировать у ребенка уверенность в себе через постижение собственной уникальности, единственности в своем роде.

Воспитывать толерантность, готовность принимать мнение других людей, проявлять уважение и терпимость к представителям другой культуры, сопереживать.

Возраст детей 3-4 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Я - человек»

  1. Тело человека: части тела и их предназначение
  2. Возраст, пол, одежда
  3. Эмоциональный букварь
  4. Мы все такие мы разные

Дидактические игры «Собери картинку», «Точка, точка, запятая»

Психогимнастика «Зеркало»

Театральные представления

Игры-забавы

Обратить внимание ребенка на свое тело, изучить особенности внешнего вида (лицо, прическа, одежда, обувь, половая принадлежность).

Помочь ребенку осознать чем он похож на других людей, чем отличается.

Учить детей выражать собственные чувства и переживания, понимать эмоциональные состояния других, изучать мимику, жесты.

Возраст детей 4-5 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Я - человек»

  1. Тело человека, тело животного
  2. Все мы разные. Какой я?
  3. Эмоциональный букварь
  4. Человек и мир

Проект «Организм человека»

Дидактические игры «Собери картинки», «Найди отличия»

Игра «Моя внешность»

Раскрась картинки «Угадай эмоции»

Обратить внимание детей на различия внешнего облика людей и животных.

Знакомство ребенка с языком жестов, умение различать эмоции.

Учить детей выражать собственное настроение.

Дать детям знания о человеческом организме, его внешнем и внутреннем виде, функциях отдельных органов, чувствах человека.

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Я - человек»

1. Мой организм.

2. Внешность. Мой внешний вид и особые приметы (составление словесного портрета)

3. Эмоции.

4. Поступки.

Игровое упражнение «Какой орган самый важный?»

Рисование «Автопортрет»

Игра «Подбери картинки»

Игры наших дедушек и бабушек.

Познакомить детей с основными внутренними органами (сердце, желудок, легкие, мозг и т.д.). Вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить их способам заботливого отношения к себе.

Формировать представления у детей о человеке как части общества.

Формировать представления у дошкольников об элементарном строении организма человека.

Учить «прочитывать» эмоции, анализировать свои человеческие проявления, сравнивать с формой выражения чувств другими людьми.

Формировать у детей навыки культурного поведения

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Я - человек»

1. Человек и его тело.

2. Внешность. Лица народов мира.

3. Ребенок, взрослый, старик.

4. Каким я был, каким я стану.

Д/игра «Есть враги у моего организма?»

Игровое упражнение «Кем я стану когда вырасту?»

Игры наших бабушек и дедушек.

Беседа: «Старость надо уважать»

Углубить представления о возможностях человеческого организма. Формировать уважение к силе духа Человека, вера в его (и свои) возможности.

Воспитывать толерантность.

Дать представление детям о возрастном развитии человека ( младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек) .

Помочь ребенку в выборе положительной жизненной установки.

Итоговое мероприятие по модулю «Я - человек»

Возраст детей 3-4 лет:

  1. Мое тело.
  2. Беседа «Какой я?»
  3. Д/игра: «Скажи где?»
  4. Чем отличаются девочки от мальчиков?

Возраст детей 4-5 лет:

  1. Д/игра «Что лишнее?»
  2. Я вырасту здоровым. Как сберечь свой организм?
  3. Беседа «Что ты знаешь о себе?»

4.  Опиши свою внешность.

Возраст детей: 5-6 лет

  1.  Внутренние органы, их предназначение.
  2. Я вырасту здоровым. Как сберечь свой организм?
  3. Д/игра «Покажи и назови»
  4. Беседа «Что ты знаешь о себе?»

5.  Составление рассказа «Мой хороший поступок»

Возраст детей: 6-7 лет

  1. Назови жизненно важные органы человека. Какой орган самый важный?
  2. Как сохранить здоровье?
  3. Есть ли враги у моего организма?
  4. Д/игра «Собери человечка»?
  5. Почему у людей разный цвет кожи?
  6. Придумывание сказки «Превращение в…»

Модуль «Моя семья»

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. Воспитывать любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

Возраст детей 3-4 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Моя семья»

  1. Мое имя
  2. Члены семьи
  3. Ролевые отношения
  4. Семейные увлечения

Театр игрушек «Угадай-ка», «Дружная семья»

Развлечения «Семейный досуг», «Веселые матрешки»

Рисование «Семья пальчиков»

Ролевая игра «Кто о нас заботится?»

Учить детей проявлять интерес к своему имени, его значению

Различать и узнавать членов семьи

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. 

Формировать представление о семье, ее членах

Обращать внимание на настроение членов семьи

        

Возраст детей 4-5 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Моя семья»

  1. Имена и клички
  2. Папа, мама, я – дружная семья
  3. Моя семья – моя крепость
  4. Семейные обязанности

Детские дразнилки.

Развлечение «Папа, мама, я – дружная семья»

Рассматривание семейных фотоальбомов

Игра «Угадай маму по голосу»

Рисование «Мама»

Помочь детям понять значимость семьи, показать её ценность для каждого человека.

 

Дать понятия в различии между именами людей и кличками животных

Дать знания о родственных отношениях в семье.

Воспитывать заботливое отношение к своей семье, закреплять чувство уверенности

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Моя семья»

  1. Тайна имени.
  2. Мой дом, моя семья
  3. Моя родословная
  4. Семейный талисман.

Детско-родительский проект «Что в имени твоем?»

Д/игра «Кто кому кем приходится?»

Генеалогическое древо

Выпуск стенгазеты «Моя семья»

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Воспитывать у детей любовь и уважение  к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.

Формировать у детей знания о жизни и быте русских и бурят, их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании;

вызвать эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Моя семья»

  1. Имена и фамилии разных народов
  2. Семейные истории
  3. Моя родословная.
  4. Составление генеалогического древа.

Детско-родительский проект «Происхождение фамилий»

Игровое упражнение «От первобытной семьи к семье будущего»

Выставка рисунков «Моя семья»

Развлечение: «Папа, мама, я – спортивная семья»

Формировать у детей представления о происхождении фамилий.

С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей; укреплять  детско–родительские отношения;

Дать детям исторические знания о семье: от первобытной семьи к семье будущего

Вызвать у детей интерес к своей семье, своей родословной.

Итоговое мероприятие по модулю «Моя семья»

Возраст детей: 3-4 года

  1. «Назови ласково»
  2. Опиши членов своей семьи
  3. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
  4. Назови членов своей семьи.

Возраст детей: 4-5 лет

  1. Игровое упражнение «Чей голос?»
  2. Беседа «Мои родители»
  3. Расскажи по картинкам.
  4. Рисование «Моя семья»

Возраст детей: 5-6 лет

  1. Что означает твое имя? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли? Как
  2. Что означает слово семья?
  3. Генеалогическое древо.
  4. Рассматривание фотоальбомов  «Моя семья». Вопросы.

Возраст детей: 6-7 лет

  1. Что такое имя, фамилия, отчество?
  2. Что означает твое имя?
  3. Как появились фамилии?
  4. Генеалогическое древо. Расскажи о своей родословной

     5. Что такое «Семейное счастье?»

Модуль «Любимый город»

Формировать у детей стойкий интерес к истории и культуре родного города.

Способствовать формированию гражданственности, осознания себя как жителя города Улан-Удэ.

Познакомить детей с историей улицами города, архитектурой.

Возраст детей 3-4 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Родной город»

  1. Городской транспорт
  2. Известные люди города
  3. Моя улица
  4. Мой маршрут

Экскурсия

Проект «Мой город»

Рассматривание фотографий

Игра «Едем на автобусе»

Игра «Виды транспорта»

Образовательное событие «город, в котором я живу»

Дать ребенку представление о городе, в котором он живет, о городском транспорте

Вызвать эмоциональный отклик о родном городе

Маршрут от дома до детского сада

Возраст детей 4-5 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Родной город»

  1. Маршрут от дома до детского сада. Улицы города
  2. История создания городского транспорта
  3. История возникновения города
  4. Достопримечательности города.

Игра «Микрофон»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Образовательное событие

Проект «Мой маршрут»

Познакомить детей с районом, в котором они живут, улицами города.

Дать представления о национальностях людей, населяющих город, жителях города

Познакомить с историей возникновения города, городского транспорта

Вызвать чувство гордости за «малую Родину»

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Любимый город»

  1. Улицы моего города
  2. Улан-Удэ. Достопримечательности города.
  3. Рождение города.
  4. «Машина времени»  

Д/игра: «Знаешь ли ты свой город?» (по иллюстрациям)

Игра: «Помоги добраться до указанного места» (Карта-схема Железнодорожного района)

Образовательное событие «Мой любимый город»

Рисование  «Мой ночной город».

Познакомить детей с историей возникновения родного города, его улиц (в названиях отдельных улиц нашла отражение история города, страны)

Обратить внимание детей на разные по назначению здания, их возраст и архитектуру.

Рассказать об исторических памятниках.

Воспитывать любовь и привязанность к родному городу.

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Любимый город»

  1. Сокровища города.
  2. За что я люблю свой город.
  3. Улан-Удэ в будущем.
  4. Знаменитые люди города.

Экскурсия по городу Улан-Удэ.

Рисование «Любимый город»

Д/игра «»Знаешь ли ты свой город?» Иллюстрации.

Развлечение-викторина «Мой город Улан-Удэ»

Развивать интерес у детей к родному городу, его историческому прошлому.

Способствовать формированию гражданственности, осознания себя как жителя города Улан-Удэ.

Вызвать у детей чувства любви и гордости за малую родину.

Воспитывать бережное отношение к природе, достопримечательностям города.

Итоговое мероприятие по модулю «Любимый город»

Возраст детей: 3-4 года

  1. Д/игра: «Собери картинку»
  2. Рассказ «Моя улица»
  3. Мой дом.
  4. Машины нашего города.

Возраст детей: 4-5 лет

  1. С чего начинается родина?
  2. Улицы нашего города.
  3. Театры и музеи города.
  4. Д/игра: «Мой город»

Возраст детей: 5-6 лет

  1. Как называется город в котором ты живешь? История города.
  2. Перечисли названия улиц города, которые ты знаешь. Почему их так назвали?
  3. Д\игра: «Знаешь ли ты свой город?» (по иллюстрациям)
  4. Найди герб нашего города.
  5. Назови достопримечательности нашего города.

Возраст детей: 6-7 лет

  1. Как называется город, в котором мы живем?
  2. Почему наш город назывался Верхнеудинском?
  3. Д/игра: «Знаешь ли ты свой город?» (иллюстрации: «Прогулка по Улан-Удэ»
  4. Памятники нашего города.
  5. Каких людей, прославивших наш город ты знаешь?

.

Модуль «Байкал – священное озеро»

Дать детям представления об озере Байкал, его флоре и фауне.

Возраст детей 3-4 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Байкал – священное озеро»

  1. Озеро Байкал
  2. Животный мир Байкала
  3. Водные ресурсы
  4. Путешествие по Байкалу

Сюжетно-ролевая игра «Отдых на Байкале»

Минутки любования

Игры-путешествия

Дать детям знания о Байкале, как о самом красивом озере в мире, его обитателях

Вызвать у детей интерес к природе родного края

Возраст детей 4 - 5 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Байкал – священное озеро»

  1. Байкал – жемчужина Бурятии
  2. Растительный мир Байкала
  3. Острова Байкала
  4. Ветры Байкала

Проект «Сбережем Байкал»

Игры «Веселая рыбалка»

Конкурс знатоков «Знаешь ли ты озеро Байкал?»

Дать детям знания о Байкале, его обитателях

Вызвать у детей интерес к природе родного края

Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Байкал – священное озеро»

1. Легенда о Байкале.

2. Красная книга Байкала.

  1. Байкальские заповедники.
  2. Нерпа – чудо Байкала.

Проект «Сохраним Байкал»

Просмотр электронного альбома «Животный и растительный мир Прибайкалья»;

Игра «Путешествие по Байкалу»;

Конкурс рисунков: «У Байкала мы живем»

Формировать первичные знания об озере Байкал; о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);

Расширять представления детей о типичных представителях животного и растительного мира Прибайкалья;

Углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;

Воспитывать любовь к родному краю.

Возраст детей: 6-7 лет Байкал

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Байкал – священное озеро»

  1. Славное море - священный Байкал.
  2. Эндемики Байкала.
  3. Животный и растительный мир Прибайкалья.
  4. «Путешествие по прибайкальским лесам».

Экскурсия по Байкалу.

Рисование «Озеро Байкал»

Д/игра «»Знаешь ли ты свой город?» Иллюстрации.

Викторина «Знатоки озера Байкал»

Закрепить представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере.

Расширять представления детей о типичных представителях животного и растительного мира Прибайкалья;

Учить детей заботиться об окружающей среде, о родном крае. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию её законов и явлений.

Дать знания о подводном мире озера Байкал.

Итоговое мероприятие по модулю «Байкал – священное озеро»

Возраст детей: 3-4 года

  1. Д/игра «Какой рыбки не стало?»
  2. Что ты знаешь о Байкале?
  3. Опиши озеро Байкал.

      4 .Что интересного знаете о нерпе?

Возраст детей: 4-5 лет

  1. Чем славится Байкал?
  2. Назови ветры Байкала.
  3. Происхождение названия Байкала?
  4. Какая река вытекает из Байкала?

Возраст детей: 5-6 лет

  1. Какие обитатели Байкала занесены в Красную книгу?
  2. Составление рассказов о животных Байкала
  3. Сколько видов рыб живет в озере Байкал?
  4. Байкальские заповедники.

Возраст детей: 6-7 лет

     1. Назови животный и растительный мир Прибайкалья.

     2. Эндемики Байкала.

     3. Дидактическая игра «Найди детеныша для мамы»

     4.Что интересного знаете о нерпе?

     5. Как сохранить Байкал?

Модуль «Родной край»

Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Систематизировать знания об истории, культуре, природе  родного края. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к своей малой Родине.

Возраст детей 3-4 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Родной край»

  1. Моя малая Родина.
  2. Природа вокруг нас
  3. Богатства края
  4. Флаг, герб, гимн Бурятии

Минутки любования

Дидактические игры «Собери флаг»

Проектная деятельность

«Моя малая Родина»

Экспериментирование

Дать детям представления о природе родного края, полезных ископаемых,  о символике республики, вызвать интерес к родному краю

Формировать первоначальные знания в практической деятельности по охране природы родного края

Возраст детей 4 - 5 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Родной край»

  1. Заповедники.
  2. Полезные ископаемые
  3. Символика  Бурятии
  4. Географическая карта Бурятии, районы республики

Минутки любования

Дидактические игры «Собери флаг»

Проектная деятельность «Карта Бурятии»

Экспериментирование с песком, глиной, водой, углем

Дать детям представления о природе родного края, полезных ископаемых,  о символике республики, вызвать интерес к родному краю

Формировать первоначальные знания в практической деятельности по охране природы родного края

Воспитывать чувство гордости к сопричастности к природным достопримечательностям

Расширять географические представления дошкольников

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема недели

Формы  работы

Содержание работы

Родной край.

  1. История родного края.
  2. Бурятия. Герб. Флаг. Гимн.
  3. НОД "Улан-Удэ- моя малая Родина".
  4. Чем богат наш край.

Беседа «История родного края»

Игровое упражнение: «Выбери флаг и герб Республики Бурятия»

Развлечение: «Люблю тебя мой край родной»

Конкурс рисунков «Город в котором я живу»

Д/игра: «Знаю – не знаю »

Формировать представление о Республике Бурятия, о происхождении и функциональном назначении герба и флага.

Формировать представление о родном крае, как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.

Расширять элементарные географические, экологические представления дошкольников, развивать устойчивый интерес к природе родного края.

Формировать навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы.

Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям

родного края.

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

Родной край.

  1. Мы живем в Бурятии
  2. Богатства края.
  3. Водные ресурсы Бурятии
  4. Путешествие по родному краю

Беседа «Герб. Флаг. Гимн»

Игра – путешествие «По краю родному»

Образовательное событие «В краю родном»

Посещение этнографического музея и музея

истории Бурятии в г. Улан - Удэ.

Изготовление альбома «Моя малая Родина»

Расширять элементарные географические, естественнонаучные и экологические представления дошкольников, развивать устойчивый познавательный интерес к природе.

Развивать у детей элементарные и вполне научные представления о существующих в природе взаимосвязях, подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствиями деятельности людей

Формировать первоначальные умения, позволяющие детям участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, развивать представления о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней.

Итоговое мероприятие по модулю «Родной край»

Возраст детей 3-4 лет

  1. Назови столицу Бурятии.
  2. Д/игра «Угадай, кто это?»
  3. История родного края.

Возраст детей 4-5 лет

  1. Назови Символику Бурятии.
  2. Полезные ископаемые родного края?
  3. Работа по карте.
  4. Что такое заповедники?

Возраст детей: 5-6 лет

  1. Игровое упражнение: «Выбери флаг и герб Республики Бурятия»
  2. Что вы знаете о своем крае?
  3. Почему гимн Бурятии начинается со слов «Таёжная, озерная, степная?»
  4. Д/игра: «Рассели по местам» (по карте Бурятии)

Возраст детей: 6-7 лет

  1. Что такое Родина? Что мы знаем о родном крае?
  2. Расскажи и покажи символику России и Бурятии (герб, флаг, гимн). Из каких цветов состоит флаг Бурятии?
  3. Что означают на карте эти цвета? (синий, зеленый, желтый, коричневый)
  4.  Как сберечь родную природу?

Модуль «Традиции и быт»

Дать детям понятие о культуре, быте, традициях обычаях родного народа; сформировать у них представление о себе как о представителе своего народа, чувство национального самосознания, миролюбия, толерантности, умения

жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.

Возраст детей 3-4 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Традиции и быт»

  1. Как встречают гостей
  2. В гости в юрту
  3. В гости в русскую избу
  4. Национальные праздники

Игра «Знакомство с юртой»

Игра «Посиделки в русской избе»

Кукольный театр

Проект «Убранство юрты»

Познакомить детей с бытом русских и бурят, обратить внимание на сходства и различия

Вызвать у детей интерес к народным играм

Воспитывать у детей интерес к народным играм

Формировать толерантное отношение к народностям

Возраст детей 4 – 5 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Традиции и быт»

  1. Мир прошлого (изба, юрта)
  2. Народные костюмы
  3. Национальная кухня.
  4. Устное народное творчество

Экскурсии в русскую избу, юрту

Развлечения «В гостях у Сагаан Убгэна»

Проект «Жилища народов Бурятии

Создание мини-музея

Выставка «Костюмы народностей республики»

Познакомить детей с бытом русских и бурят, старинные предметы быта и их предназначение

Вызвать у детей интерес к народным играм

Вызвать интерес к устному народному творчеству (сказки, загадки, песни, сказания, легенды, пословицы)

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Традиции и быт»

  1. Культура и быт народов Бурятии (буряты, эвенки, татары, русские)
  2. Обычаи и праздники.
  3. От юрты к избе.
  4. Орнаменты.

Беседа «Хадаки. Значения цветов»

Игровое упражнение: «Подбери одежду и украшения «

Посиделки в юрте и избе.

Знакомство с творчеством и произведениями Виктории Алагуевой

Приобщение дошкольников к системе духовных и культурных ценностей народов Бурятии почитанию национальных традиций, родного языка, культуры.

Дать детям знания о том, что праздники есть у каждого народа, праздники бывают религиозные, бытовые, семейные, общенародные, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры и традиций.

Воспитывать этническое самосознание детей.

Рассказать об истории жилища в Бурятии; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Традиции и быт»

  1. Встреча с прошлым народов Забайкалья.
  2. Знакомство с творчеством бурятского народа.
  3. Национальные костюмы.
  4. Предметы быта и одежды.

Сюжетно-ролевая игра: «Встречаем гостей» (С использованием хадака и рушника)

Развлечение «Масленица». Как играли наши дедушки и бабушки.

Д/игра «Чье жилище?»

Праздники «Сагаалган», «Пасха».

Познакомить детей с народной культурой прошлого, со старинными предметами быта и их предназначением у русских и бурят.

Дать детям представления о том, что для каждой национальности характерны и свои национальные блюда, которые отражают образ жизни, историю народа..

Формировать представления детей о том, что праздники – это часть культуры, а в национальных праздниках проявляется самобытность народной культуры, традиции, атмосфера праздника помогает людям лучше узнавать и понимать друг друга. Организовать участие детей в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировок.

Итоговое мероприятие по модулю «Традиции и быт»

Возраст детей: 3-4 года

  1. Встреча гостей.
  2. Назови национальные праздники народов Забайкалья.
  3. Интерьер юрты.
  4. Интерьер русской избы.

Возраст детей: 4-5 лет

  1. Народные игрушки
  2. Устное народное творчество.
  3. Национальные кухни народов Бурятии
  4. Игра: «Путешествие в прошлое»

Возраст детей: 5-6 лет

  1. Выставка предметов старины. Рассказы детей о значении предметов.
  2. Подбери украшения и одежду русских и бурят.
  3. Какие национальные праздники вы знаете?
  4. Значения цветов хадака?

 

Возраст детей: 6-7 лет

  1. Ситуация «Встреча гостей»
  2. Особенности празднования Сагаалгана, Пасхи.
  3. Сходство и различие национальных костюмов русских и бурят.
  4. Как играли наши дедушки и бабушки.

        

«Животный мир Бурятии»

Расширять знания детей о животных (птицах, насекомых, пресмыкающихся и земноводных) Родного края, об их приспособлениях к сезонным изменениям в природе, связь со средой обитания.

Возраст детей 3 – 4 года

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Животный мир Бурятии»

  1. Домашние животные.
  2. Дикие животные.
  3. Птицы.
  4. Живой уголок.

Дидактические игры «Домашние животные» (лото)

«Кто живет в лесу»

Проект «Изготовление кормушек»

«Угадай кто это» (по картинкам)

Развлечения «зайчик в гостях у детей»

Пробудить интерес к обитателям родного края

Обогащать знания о домашних и диких животных

Обратить внимание на разнообразие птиц Бурятии

Дать представления об образе жизни птиц

Воспитывать любовь к животным

Возраст детей 4 – 5 лет

Модуль

Тема недели

Формы работы

Содержание работы

«Животный мир Бурятии»

  1. 5 драгоценностей – животные Бурятии
  2. Животные леса
  3. Зимующие и перелетные птицы
  4. Где и как зимуют животные нашего края

Игра-путешествие «Лесные сказки»

Дидактическая игра – «Четвертый лишний»

«Есть у каждого свой дом»

Развлечение «Музыка о животных и птицах»

Расширить знания детей о животных и птицах родного края, об их приспособлениях, к сезонным изменениям в природе, связь со средой обитания

Воспитывать гуманное отношение в обращении с животными

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

«Животный мир Бурятии»

  1. Жизнь лесных зверей
  2.  Птицы наших лесов
  3. Животные в воде и у воды
  4. Красная Книга Бурятии (Животные)

Игра: «Чьи следы?»

Проект «Кто где живет?» (Животные в воде и у воды)

Театрализация сказки «Колобок»

Экологический досуг «Птицы весело поют»

Формировать интерес к жизни животных и птиц, к особенностям их обитания, защиты и способам приспособления к природным условиям, условиям жизни.

Формировать у детей убеждение: что красота природы бесценна, поэтому ее надо беречь и охранять. 

Дать знание о том, какую пользу приносят животные и птицы для человека. Охрана животных.

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

«Животный мир Бурятии»

  1. Экологическая тропа Бурятии – в многообразный мир животных.
  2. Птицы наших лесов, лугов, полей.
  3. Кто живет в траве.
  4. Животные заповедника.

Экологический марафон

Игровое упражнение: «Где у птицы дом?» (Лес, луг, поле)

Игровое упражнение: «Кто живет в траве?»

Д/игра «Ферма»

Чтение бурятской народной сказки «Хитрый кот»

Проект «Животные Бурятии»

Воспитывать любовь к природе родного края, учить бережному отношению к ней.

Обращать внимание на черты поведения птиц и животных (привязанность, верность друг другу, забота о птенцах и детенышах, их защита и др.)

Дать представления о насекомых, пресмыкающихся и земноводных, их связь с другими представителями животного мира.

Способствовать гуманному отношению к живому, любви к природе.

Итоговый мониторинг по модулю:

«Животный мир Бурятии».

Возраст детей: 3-4 года

  1. Назови диких и домашних животные Бурятии
  2. Наблюдение за животными.
  3. Детеныши домашних животных.
  4. Конкурс рисунков: «Животные нашего края»

Возраст детей: 4-5 лет

  1. Детеныши диких животных.
  2. Д/игра «Разложи картинки» (Зимующие и перелетные птицы)
  3. Зимовка лесных зверей.
  4. Изготовление альбома «Дикие животные»

Возраст детей: 5-6 лет

1. Игровое упражнение: «Кто в лесу обитает, и как себя защищает?» (по картинкам)

2. Игра: «Чьи следы?» (Птицы. По картинкам.)

3. Игра с использованием «живой картины»: «Кто где живет?» (Животные в воде и у воды)

4. Что такое Красная книга?

Возраст детей: 6-7 лет

1. Каких животных Бурятии ты знаешь?

2. Как разные животные живут в одном доме?

3. Игровое упражнение: «Где у птицы дом?» (Лес, луг, поле)

4. Игровое упражнение: «Кто живет в траве?»

5. Для чего нужны заповедники?

6. Какие животные занесены в Красную книгу?

Модуль «Растения родного края»

Познакомить детей с разнообразием растительного мира Бурятии, его значении в жизни человека и животных.

Возраст детей: 3-4 года

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

«Растения родного края»

  1. Растения родного края.
  2. Зеленая аптека.
  3. Лес, луг, поле.
  4. Садовые растения.

Беседа «Что мы знаем о растениях?»

Игра «С какой ветки детки?»

Д/игра «Съедобное -несъедобное»

 Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Лес – это дом для растений, птиц, животных. Развивать чувство «дома»: лес – это «дом» для человека, где он отдыхает, собирает дары леса. Формировать представления о понятиях дикорастущие и культурные растения, о строении растений и их потребностях во влаге. Развивать умения устанавливать простейшие связи между состоянием растений и уходом за ними.

Возраст детей: 4-5 лет

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

«Растения родного края»

  1. Красная Книга Бурятии.
  2. Защитники природы.
  3. Травы.
  4. Здоровье без лекарств.

Мастерская природы

 В гости к Лесовичку.

Инсценировка «На лесной полянке»

Конкурс рисунков: «Первые подснежники»

 Учить узнавать и называть деревья, кустарники, травы по внешнему виду, выделять отличительные признаки трав, деревьев и кустарников.

Формировать представления о частях растений, о сезонных изменениях в их жизни.

Познакомить с народным названием некоторых растений.

Воспитывать бережное отношение к растениям при сборе букетов, целебных трав, ягод, грибов.

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

«Растения родного края»

  1. Царство растений.
  2. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес.
  3. Растения леса, луга, поля, водоема.
  4. Зеленая аптека.

Д/игра: «Четвертый лишний» (растения луга, леса, поля, водоемов).

Игровое упражнение: «Лечебные травы»

Игра «Съедобное - несъедобное»

Дать детям представления о ярусах леса (Лес – многоэтажный дом).

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга, поля, водоема в разные времена года.

Обогащать знания детей о растениях, их значении для животных и человека.

Целебные свойства растений

Учить проявлять любознательность и стремление глубже познать мир растений ближайшего окружения, выполнять правила поведения при общении с природой.

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

«Растения родного края»

  1. Лекарственные растения.
  2. Барометры. Компас. Календарь.
  3. Природа и человек.
  4. Растительность заповедника.

Д/игра: «Четвертый лишний» (растения сибирского леса).

 

Микрофон: рассказ о Красной книге.

Коллективное творчество: панно из природного материала.

Формировать представления детей о лесе, тайге как об экосистеме.

Дать детям знания о некоторых необычных и интересных свойствах растений.

Уточнить представления детей о разном значении леса и растений в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Рассказать о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Учить проявлять любознательность в процессе наблюдения за растениями, интерес к способам познания, бережно относится к растениям в любых ситуациях.

Итоговый мониторинг по модулю:

«Растения родного края»

Возраст детей: 3-4 года

  1. Что такое лес?
  2. Уход за растениями.
  3. Растения родного края.
  4. Садовые растения.

Возраст детей: 4-5 лет

  1. Красная Книга Бурятии.
  2. Как лечат растения?
  3. Правила поведения в лесу.
  4. Защитники природы.

Возраст детей: 5-6 лет

1. Почему говорят «Лес - многоэтажный дом?»

2. Как дерево дышит, питается, растет?

3. Д/игра: «Четвертый лишний» (Растения леса, поля, луга, водоемов)

4. Что такое «Зеленая аптека»

5. Правила поведения в лесу.

Возраст детей: 6-7 лет

1. Что такое тайга? Почему говорят «Лес – многоэтажный дом»

2. Д/игра: «Четвертый лишний» (Растения сибирского леса)

3. Какие необычные растения ты знаешь. В чем проявляется их необычность?

4. Какую пользу растения приносят окружающей среде и человеку?

5. Как лесник заботится о лесе?

6. Какие растения сибирского леса занесены в Красную книгу.  Почему?

«Мир искусства»

Познакомить детей с различными видами искусства народов, проживающих на территории Бурятии.

Возраст детей: 3-4 года

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

Мир искусства.

  1. Устное народное творчество.
  2. Бурятский и русский фольклор.
  3. Народная игрушка.
  4. Художники Бурятии.

Выставка народных игрушек.

Выставка художников Бурятии.

Приобщение детей к культурным и духовным ценностям народов Забайкалья.

Воспитание и уважение к культуре и истории бурятского народа через интеграцию устного народного творчества, народно-прикладного искусства и изобразительной деятельности.

Вызвать интерес у детей к живописи, картине художника, эмоционально откликаться на ее содержание.

Возраст детей: 4-5 лет

Модуль

Тема

Формы работы

Содержание работы

Мир искусства.

  1. Музыка Бурятии
  2. Орнаменты и узоры.
  3. Литература Бурятии. Писатели и поэты.
  4. Музеи и театры.

Выставка народных игрушек.

Выставка художников Бурятии.

Выезд в театры и музеи города Улан-Удэ.

Д\игра «Узнай и назови»

Познакомить детей с орнаментами и узорами народов Забайкалья.

Познакомить детей  с писателями и поэтами Бурятии.

Воспитывать эстетический вкус и гордость за свой народ, уважение к народным мастерам.

Возраст детей: 5-6 лет

Модуль

Тема

Формат работы

Содержание работы

Искусство.

  1.  Скульптура и архитектура.
  2. Народное декоративно-прикладное искусство.
  3. Жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж)
  4. В гостях у сказки.

Д/игра: «Узнай и назови» (народное декоративно-прикладное искусство).

Игра «Четвертый лишний» (жанры живописи)

Музыкальный досуг «Праздника хочет наша душа, пляска сегодня так хороша!»

Познакомить детей со скульптурами.

Показать связь художественного образа с традициями народа.

Учить детей понимать скульптурные образы, видеть в них яркую индивидуальность скульптора, красоту материала.

Развивать интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Дать детям понятия о жанрах живописи.

Возраст детей: 6-7 лет

Модуль

Тема

Формат работы

Содержание работы

Искусство.

  1. Народные умельцы.
  2. Путешествие в прошлое. Архитектура.
  3. Красота в жизни и искусстве.
  4. «Лейся песня»

Игровое упражнение: «Покажи и разложи «

(декоративно-прикладное искусство русских и бурят)

Игровое упражнение: «Покажи и назови архитектурные памятники родного города» (по иллюстрациям).

Познакомить детей с декоративно-прикладными видами искусства: резьба по дереву, чеканка.

Показать, что данный вид искусства связан с обычаями и образом жизни народа.

Дать детям понятие, что такое архитектура, ее особенности, связь с историей и культурой народов.

Формировать у детей эстетическое отношение к окружающей их действительности; пробуждать способность наслаждаться многообразием красок.

Формировать интерес и способность проникаться чувствами, переживаниями и отношениями, которые несут в себе произведения искусства.

Итоговый мониторинг по модулю:

«Мир искусства»

Возраст детей: 3-4 года

  1. Назови художников Бурятии.
  2. Д\игра «Найди игрушку по описанию»
  3. Орнаменты и узоры.
  4. Назови писателей и поэтов Бурятии.

Возраст детей: 4-5 лет

  1. Прослушивание музыкальных произведений.
  2. Подбери орнамент.
  3. Музеи и театры Бурятии.
  4. Д/игра «Чудесный мешочек»

Возраст детей: 5-6 лет

  1. Что такое скульптура? Из чего делают скульптуры?
  2. Для чего необходима скульптура малых форм? Монументальные скульптуры.
  3. Д/игра: «Узнай и назови» (Народное декоративно-прикладное искусство)
  4. Игра «Четвертый лишний» (жанры живописи)

Возраст детей: 6-7 лет

  1. Игровое упражнение: «Покажи и разложи» (декоративно-прикладное искусство русских и бурят)
  2. Что такое архитектура? Покажи и назови архитектурные памятники родного города (по иллюстрациям)
  3. Д/игра: «Составь узор»
  4. Игра «Назови правильно»

Организационный раздел

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс стоится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».  Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, развития основных навыков, понятийного мышления. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центах (уголках) развития. В Программе дано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы, которое следует рассматривать как примерное. Педагоги могут по своему усмотрению частично или полностью менятьтемы или названия тем, содержание работы, временной период.

Культурно-досуговая деятельность (традиционные события, праздники, развлечения)

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и  активный), эмоциональное благополучие. В комплексно-тематическом планировании обозначены темы по организации досугов детей для каждой возрастной группы. Дан примерный перечень событий, праздников и мероприятий.

Учебно-методический комплект к программе.

  1. В комплект  входят: «Тоонто нютаг»
  2. Рабочая тетрадь  по ознакомлению детей с культурой народов Бурятии «У Байкала мы живем». Е.А. Швейкина, З.И.Пазникова. Улан-Удэ, 2012г.
  3. «Байкальская мозаика» З.И. Пазникова, Л.П Майорова. Улан-Удэ 2012г.
  4. Методические пособия по программе «Тохорюухан»
  5. Наглядно-дидактические пособия (куклы в национальных костюмах, художественная литература, макеты русской избы и юрты, картины художников Бурятии)
  6. «Школа этноса. Возрожденные из глубин веков», Улан-Удэ, 2011г
  7. Методические пособия для воспитателей: «Флора», «Фауна», «Бурятские народные игры», «Орнаменты и узоры»
  8. Кукольный театр (пальчиковый театр, театр по картинкам, театр на ложках, театр теней, настольный театр).

Список литературы.

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования »
  3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят: в 2ч. – Улан-Удэ: Бурят. КН. Изд-во, 1970г.
  4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф., Народная педагогика и современная национальная школа. – Улан-Удэ, 1993г.
  5. Бурятия: Мудрость народов нашей республики, г. Улан-Удэ, 2014г.
  6. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А., Моя страна – Россия. – М: Просвещение, 2004г.
  7. Д. М. Бурхинов, Д. А. Данилов, С. Д. Намсараев «Народная педагогика и современная национальная школа» г. Улан – Удэ, изд. Бэлиг», 1994г.
  8. Р. И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Родной край» М., «Просвещение», 2008г.
  9. Лопсонова З.Б., Малунова Г.С., Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: методическое пособие, Улан-Удэ, 2006г.
  10. Мишарина Л.А., Горбунова В.А., Ориентировочная региональная программа знаний о растениях, Иркутск, 2002г.
  11.  Праздники народов России» энциклопедия, М.,2002г.
  12.  Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Дом «Карапуз, 2001г.
  13.  Соколова Л. Воспитание ребенка в русских традициях. Москва – Пресс. 2003г.
  14.  Серебрякова Р.Улан-Удэ. Путеводитель
  15.  Соктоев И. Художники Бурятии. Ленинград, 1976г.
  16.  Т. А. Шорыгина «Родные сказки» М. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошколь...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования.В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного в...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования.В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного в...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного ...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного ...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошколь...