Педсовет "Развитие познавательной деятельности детей через проектирование (формирование проектно - исследовательских умений и навыков)
учебно-методический материал

Салихова Елена  Викторовна

Данный педсовет помогает проанализтровать состояние работы ДОУ по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_razvitie_poz_deyat.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательной деятельности детей через проектирование (формирование проектно-исследовательских умений и навыков)

Повестка:

  1. Выполнение решения  предыдущего педсовета
  2. Просмотр ролика «Известно ли вам?»
  3. Мозговой штурм:
  4. Актуальность темы (выступление)
  5. Выполнение задания по группам: составить синквей и акростих
  6. Справка по итогам тематического контроля
  7. Разное

1.Просмотр ролика «А знаешь ли ты?»

Какой вывод для себя вы сделали?

Тех знаний, которые получили 5-10 лет назад, на сегодняшний день не достаточно. Для того чтобы жить в современном мире, успевать реагировать на его изменения, для того, что бы быть успешным, человек  должен самостоятельно научится получать информацию, её обрабатывать и применять на практике.

2.Мозговой штурм:

Прочитав высказывание, аргументируйте своё согласие или не согласие. Придерживайтесь темы педсовета.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

                                                                                             В. Сухомлинский

«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен».

Бокль Г. Т.

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть»

Макаренко А. С.

Время 3 мин. Выступление по 1 мин.

Вывод: только в деятельности человек познаёт сущность всего и это остаётся в его памяти.

3.Актуальность темы (выступление)

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы.

Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют «революционными».

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ  от 23.11.2009 № 655 утверждены  федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности.

Выделим некоторые из  положений:

«Программа должна основываться на  комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

 «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…»,

  «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы. 

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий Отделом дошкольного образования ФИРО, г. Москва Т.Н.Доронова выделила позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены Минобрнауки России в приказе № 655:

  • Ориентация на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями;
  • Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
  • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка;
  • Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
  • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и многое другое.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он построен на познании мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным путём. Но желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.

Сегодня не требует доказательства тот факт, что знания ребенку не следует давать в готовом виде, а педагог должен уметь моделировать такие ситуации, при которых у ребенка появляется потребность в определенном способе действия по овладению знаниями.

Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения.

Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центры тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

Познавательно  активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, и с удовольствием возвращается к этой деятельности.

4.Выполнение задания по группам: составить синквей и акростих к словам:

Вам было дано домашнее задание, написать, что такое:

  • Исследование
  • Эксперимент
  • Проект

Поиграем со  словами. Предлагаю составить синквей и акростих к этим словам.

Синквейн - происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

 

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

 2 строка – два прилагательных.

 3 строка – три глагола.

 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

АКРОСТИХ — (греч. akrostichis – буквально краестишие), графический приём, вследствие которого начальные буквы строк текста (реже слоги или слова) складываются в слово или осмысленную форму стихотворения, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу, и служат смысловым дополнением к тексту или слову, например.: Луна.

       

      Л - «Лазурный день

      У -  Угас, угас,

      Н - Ночная тень,

      А - Ах, скрыла нас»

 Работа в группах      

Время 5 мин, выступлении 1-2 мин

Итог: Михаил Васильевич Ломоносов полагал проводить исследования не только и столь теоретические, сколько практические. Он считал, что тайны природы можно познать, а сам процесс познания природы рассматривал как «выпытывание правды» у неё. Причём главным в этом Ломоносов считал опыт. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». Согласно его суждениям, необходимо использовать все доступные способы и средства анализа и синтеза при осмыслении данных, полученных в эксперименте. Тогда «легче распознать скрытую природу тел».

5. Справка по итогам тематического контроля

6.Разное:

        Участие педагогов в педчтениях (февраль, март) по ФГТ

        Участие в детском форуме (апрель)

        Оформление ДОУ к новогоднему празднику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина

Представлен проект по формированию проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. ПушкинаДанный проект разработан пе...