Выступление на педагогическом совете «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»
статья

Сухомазова Инга Михайловна

Выступление на педагогическом совете  «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление «Развитие креативного мышления дошкольников

в разнообразных видах детской деятельности»

Материал подготовлен

заместителем заведующего по ВМР Сухомазовой И.М.

У каждого из нас

Внутри талант таится.

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

Т.Л. Мирончик

     В  условиях стремительного развития инновационных процессов в экономической, общественной и политической жизни нашей страны повышается потребность в воспитании и формировании креативной личности дошкольников.

     В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте прописано, что задача педагога - сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Креативное мышление помогает нестандартно мыслить, находить решения вопросов необычным путем. У креативного человека взгляд на мир может совсем отличаться от привычных устоев. И дети уже с рождения очень креативны. Вы видели, как в совсем маленьком возрасте они находят любому предмету новое применение, как могут начать игру с любым предметом, находящимся в их окружении. Но «стандарты» в учебе, жизненных принципах губят эту творческую жилку, и необходим правильный подход, чтобы не потерять ее в ребенке, сохранить и развивать дальше.

     Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст - это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

     Роль взрослого очень важна в процессе развития креативного мышления, т. к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы педагоги были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

     Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного  “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка.

В детском саду педагоги имеют возможность развивать креативное мышление дошкольников во всех видах организованной образовательной деятельности с использованием современных педагогических методов и приемов. Рассмотрим некоторые из них.

      Использование нетрадиционных техник художественно-эстетического развития. Развитие воображения, фантазии, творческих способностей невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Можно предложить такие способы, как рисование мыльными пузырями, отпечатки пластиковой бутылкой, рисование ладошками, шерстью, пластилином солью.

Главное – показать ребенку, как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное.

     Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования вербальной креативности, потому что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой, у него отсутствуют штампы и стереотипность поведения, мышления. При этом у ребенка происходит осознанное словесное творчество, он самостоятельно создает вербальные тексты разных жанровых форм. Чтобы стимулировать речевое творчество детей можно использовать такие упражнения, как «Закончи сказку», «Придумай, на что похоже», «Нарисуй портрет словами», «Придумай свою игру» и другие.

     Организация экспериментирования на естественно-научном, то есть наглядном, материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования. Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. д. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

     Двигательное творчество — составная часть культуры движений. А возможно ли оно в дошкольном возрасте? Конечно же, не только возможно, но и необходимо. Самое простое средство не допускать трафаретности в движениях, играх, дать детям исследовательские возможности, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной игровой деятельности. А для этого необходимо обогатить жизнь детей яркими впечатлениями, организовать эвристическую деятельность, развить двигательное воображение и навыки.

     Конструирование. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь дети имеют неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память.

     Развивая креативное мышление дошкольника, педагог должен  научить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

     Мы описали лишь некоторые технологии, методы, направленные на развитие креативности ребенка.  Но этого может быть мало, поэтому во всем мире так трудятся над различными средствами для развития неординарного мышления. Однако все это хорошо закрепить временем, проведенным с родителями. Благоприятная атмосфера в доме, приятное общение, совместная готовка – именно это может повлиять на развитие творческой деятельности и креативности гораздо сильнее, чем на занятиях в детском саду. Согласованная совместная деятельность педагогов и родителей приведет к становлению личности ребенка, в которой гармонично  бы развивались эмоциональное и рациональное начала.

В статье использованы материалы следующих интернет-ресурсов:

  • educontest.net
  • studboks.net
  • imom.me
  • maam.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: "Развитие игровой деятельности в сфере ФГТ"

Выступление на педагогическом совете: "Развитие игровой деятельности в сфере ФГТ"...

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"

Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание  патриотических чувств у дошкольников....

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».

Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...

Педагогический совет "Развитие познавательно-исследовательских инициатив в различных видах детской деятельности".

Выступила с презентацией "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников".Данную презентацию полностью можно посмотреть по ссылке: https://yadi.sk/d/Cj7WKu0S3UR6At...

Педагогический совет "Развитие познавательно-исследовательских инициатив в различных видах детской деятельности".

Презентация  на педагогическом совете, по теме: " Развитие познавательно-исследовательских инициатив в различных видах деятельности"....