программа ранней профориентации в ДОУ
методическая разработка

Людмила Ивановна Кузнецова

Цель программы :Постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой  профессиональный  уровень развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ranney_proforientatsii.docx52.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к годовому плану №9

Программа инновационной работы

 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада№11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Тема : «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Цель: Постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный уровень развития.

Актуальность:

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Можно расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения вбудущем.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях могут использоваться  ИКТ- технологии.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли.

Формирование представлений дошкольников о мире профессий и труда– это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

  • Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  • Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • – опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • – коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
  • Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности; самореализации.

  • Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Изучение особенностей различных профессий невозможен без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. Для реализации поставленных задач,будут приглашаются социальные партнеры и с ними  будут заключены договора сотрудничества, т.к. развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Реализация ранней профориентации детей включает в себя четыре блока:

«Знакомимся с профессиями» (вторая младшая группа)

«Путешествие в мир профессий»(средняя группа),

«Как много профессий на свете» (старшая группа)

«Все профессии важны, все профессии нужны» (подготовительная группа).

( с погружением в проблематику, участие в конкурсе SoftSkills)

Содержание этих блоков направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода: младший дошкольный возраст (3- 4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4- 5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5- 7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

•        формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

•        учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

•        обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

•        развивать представления об использовании безопасных способов

выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

•        формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

•        формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

•        формировать первичные представления о мотивах труда людей;

•        формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

•        учить сравнивать профессии;

•        учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

•        знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

•        расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

•        расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

•        формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

•        формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

•        систематизировать знания о труде людей в разное время года;

•        знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

•        расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

•        расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

•        расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

•        расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

•        формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Программа рассчитана на одно занятие в неделю, 30 – в год. Каждый ребенок посещает – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 15 – 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Основными формами реализации разделов программы профориентации детей, являются:

•        беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;

•        чтение и обыгрывание стихов о профессиях;      

•        дидактические и СРИ ;

•        выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;

•        просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;

•        наблюдения ;

  • Экскурсии на производства
  • Погружение  ребенка в профессию

Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:

•        открытый просмотр занятий;

•        индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;

•        тематические родительские собрания, конференции;

•        праздники, развлечения;

•        анкетирование, опрос

Учебный-календарный график

Возрастная категория обучающихся

учебный год

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Для детей 3-4лет

1 год

01.09.2020г.

31.05.2021г.

36 недель

9 часов 00мин

15 мин

Для детей  4-5лет

1 год

01.09.2020г.

31.05.2021г.

36 недель

12часов 00мин

20 мин

Для детей  5-6лет

1 год

01.09.2020г.

31.05.2021г.

36 недель

15часов 00мин

25 мин

Для детей  6-7лет

1 год

01.09.2020г.

31.05.2021г.

36 недель

18часов 00 мин

30 мин

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по ранней профориентации (младшая группа)

(«Знакомимся с профессиями»)

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма итогового мероприятия

Всего

теория

практика

1-2

Диагностика

30

10

20

3-4

         Воспитатель.

30 мин

10мин

20мин

с/р игра «Детский сад»

5-8

Помощник воспитателя

60 мин

20мин

40мин

9-12

Повар

60 мин

20мин

40мин

экскурсия на пищеблок

13-16

Дворник

60 мин

20мин

40мин

беседа с дворником в ДОУ о его работе

17-20

Добрый доктор  Айболит!

60 мин

20мин

40мин

экскурсия в мед.кабинет в ДОУ, с/р игра «Больница»

21-24

Продавец

60 мин

20мин

40мин

с/р игра «Магазин»

25-28

Шофёр

60 мин

20мин

40мин

с/р игра «Автобус»

29-32

Полицейский

60 мин

20мин

40мин

просмотр обучающего видеоролика о работе полицейского

33-35

Парикмахер

45 мин

15мин

30мин

с/р игра «Парикмахерская»

36

Диагностика

15мин

5мин

10 мин

Итого

09.часов 00 мин.

03 часа 00 мин.

06 часов 00 мин.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по ранней профориентации (средняя группа)

(«Путешествие в мир профессий)

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма итогового мероприятия

Всего

теория

практика

1-2

Диагностика

40 мин.

20мин

20 мин

виртуальная экскурсия на почту, с/р игра «Почта»

3-4

Почта (почтальон)

40 мин.

15 мин.

25 мин.

5-8

Строитель/плотник/электрик

80 мин.

25 мин.

60 мин

обучающий мультфильм, конструирование по схемам «Дом»

9-13

Повар-кондитер

80 мин.

25 мин.

60 мин

мастер-класс

«Выпечка», виртуальная экскурсия на кондитерскую фабрику

14-17

Врач-ветеринар

80 мин.

30 мин.

60 мин

виртуальная экскурсия в вет.клинику,с/р игра «Ветеринар»

18-21

Продавец (Продовольственные товары/Промышленные)

80 мин.

25 мин.

60 мин

экскурсия в супермаркет

с/р игра «Магазин»

22-26

МЧС (Пожарный)

80 мин.

30 мин.

60 мин

виртуальная экскурсия в пожарную часть

с/р игра «Пожарные»

27 -31

ГИБДД (инспектор ГАИ)

80 мин.

30 мин.

60 мин

виртуальная экскурсия в музей ГАИ, акция с инспектором ГИБДД «Скорость -не главное»

32-34

Модельер(швея)

40 мин.

20 мин.

20 мин

конструирование платье для Золушки

35-36

Диагностика

40 мин.

20 мин.

20 мин

ИТОГО:

12часов 00 мин.

4 часа 00 мин

8 часов 00 мин.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по ранней профориентации (старшая  группа)

(«Как много профессий на свете»)

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма итогового мероприятия

Всего

теория

практика

1-2

Диагностика

50 мин

20 мин

30 мин

3-4

Учитель (воспитатель)

50 мин

20 мин

30 мин

Экскурсия по детскому саду

с/р игра «Школа»

5-8

Фармацевт

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Экскурсия в аптеку

с/р «Аптека»

9-12

Художник

1 час 40 мин

40мин

60мин

Мастер-класс «Искусство витража»,(виртуальная экскурсия на фарфоровый завод), роспись разделочной доски

13-16

МЧС (пожарный )

1 час 40 мин

40мин

60мин

Встреча с сотрудниками спецслужб

(экскурсия в пожарную часть), с/р «Спасатели»

17-20

Полицейский

1 час 40 мин

40 мин

60мин

беседа с участковым инспектором

(составление фоторобота)

21-24

Продавец

(Гипермаркет)

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Изготовление и пополнение  атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин»,

экскурсия в магазин

25-28

Стоматолог

1 час 40 мин

40 мин

60мин

виртуальная экскурсия в кабинет стоматолога

с/р игра «У стоматолога»

29-32

Банкир

(банковский работник)

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Изготовление дидактических игр по финансовой грамотности

(экскурсия в банк), с/р игра «Банк»

33-34

Моряк

50 мин

20 мин

30 мин

Экскусия в Морской колледж им.Н. Сенявина

35-36

Диагностика

50 мин

20 мин

30 мин

Итого:

15.00 часов

6 часов

9 часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по ранней профориентации (подготовительная  группа)

(«Все профессии важны, все профессии нужны»)

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма итогового мероприятия

Всего

теория

практика

1-2

Диагностика

60 мин

20 мин

40 мин

3-4

Библиотекарь

60 мин

20 мин

40 мин

Экскурсия в библиотеку, с/р игра «Библиотека»

5-8

Инженер

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Экскурсия в МТК, ТИКО-моделирование в студии «Папы Карло»

9-12

Графический дизайнер

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Создание коллажа.

 13-16

Модельер

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Модное дефиле, конструирование«Платье»

17-20

Журналистика

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Создание спорт передачи «Мяч.Тв»

21-24

Ветеринар

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Экскурсия в ветеринарную клинику

(виртуальная), с/р игра «У ветеринара»

25-28

Археолог

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Квест-игра «Раскопки»

29-32

Космонавт

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Квест «Путешествие в космос»

33-34

Учитель

60 мин

20 мин

40 мин

Игра-викторина «Скоро, скоро в первый класс!» (экскурсия в школу)

35-36

Диагностика

60 мин

20 мин

40 мин

участие в конкурсе softskils

Итого:

15.00 часов

6 часов

9 часов

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
  2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
  5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
  6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.

Диагностическая карта сформированности знаний у детей среднего дошкольного возраста  по профессиям

     Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь?

Какую пользу для общества приносят

 инспекторы ГИБДД?

Какими качествами должен обладать инспектор ГИБДД?

Какими качествами должен обладать сотрудник МЧС?

Как называют врача лечащего животных?

Какие инструменты нужны швее для работы?

1

2

3

4

5

6

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

В чем состоит работа повара-кондитера?

В чем состоит работа почталь-она?

Рабочие  каких специальностей участвуют в строительстве дома?

В чем состоит работа продавца?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Кому принадлежат данные инструменты:

1.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы.  (швее)

2.Сумка,газеты, конверты  (почтальон)

3.Молоток, гвозди, долото, отвёртка.  (плотнику)

4.Лампочка, розетка, индикатор.   (электрику)

1

2

3

4

5

6

7

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально.

  0 баллов – ребенок  дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
В карте выставляются отметки по итогам опроса.

Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Диагностическая карта сформированности знаний у детей среднего дошкольного возраста  по профессиям

     Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь?

Какую пользу для общества приносят

 инспекторы ГИБДД?

Какими качествами должен обладать инспектор ГИБДД?

Какими качествами должен обладать сотрудник МЧС?

Как называют врача лечащего животных?

Какие инструменты нужны швее для работы?

1

2

3

4

5

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

В чем состоит работа повара-кондитера?

В чем состоит работа учителя?

Рабочие  каких специальностей участвуют в строительстве дома?

В чем состоит работа продавца?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Кому принадлежат данные инструменты:

1.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы.  (швее)

2.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

3.Молоток, гвозди, долото, отвёртка.  (плотнику)

4.Лампочка, розетка, индикатор.   (электрику)

1

2

3

4

5

6

7

8

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально.

  0 баллов – ребенок  дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
В карте выставляются отметки по итогам опроса.

Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста  по профессиям

                                  Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь?

Какую пользу для общества приносят

 полицейские?

Какими качествами должен обладать полицейский?

Какими качествами должен обладать сотрудник МЧС?

Как называют врача лечащего зубы у людей?

В чем состоит работа учителя?

1

2

3

4

5

                       Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста  по профессиям

                                   Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                       Вопросы

В чем состоит работа фармацевта?

В чем состоит работа банковского работника?

В чем состоит работа продавца?

Кто работает в аптеке?

В чем состоит работа сотрудника МЧС?

Какими качествами должен обладать сотрудник МЧС?

Кому принадлежат данные инструменты:

1.Кисточка, карандаш, краски.  (художнику)

2.Касса, деньги, товар.  (продавец)

3.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

1

2

3

4

5

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

Расскажите о профессии художник

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Какими качествами должен обладать учитель?

1

2

3

4

5

6

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально.

  0 баллов – ребенок  дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
В карте выставляются отметки по итогам опроса.

Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Диагностическая карта сформированности знаний у детей  подготовительной к школе группы  по профессиям

                                  Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Какую пользу для общества приносят  инженеры?

Какими качествами должен обладать учитель?

Кого называют космонавтом?

Кто такой журналист?

Какие инструменты нужны археологу для работы?

В чем состоит работа модельера?

1

2

3

4

5

6

7

                       Диагностическая карта сформированности знаний у детей  подготовительной к школе группе  по профессиям

                                   Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

п/п    

ФИО   ребенка

                                                                                                       Вопросы

В чем состоит работа графического дизайнера?

В чем состоит работа библиотекаря?

В чем состоит работа ветеринара?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Кому принадлежат данные инструменты:

1.Кисточка, карандаш, краски.  (художнику)

2.Касса, деньги, товар.  (продавец)

3.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

1

2

3

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально.

  0 баллов – ребенок  дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
В карте выставляются отметки по итогам опроса.

Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Математика с элементами профориентации (Математический экспресс)

конспект занятия по математике в старшей группе на тему " Измерение "...

Математика с элементами профориентации.

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему "Четырёхугольник"....

Занятие по профориентации «Профессий много на Земле, выбирай по душе».

Цель: расширить знания учащихся о различных профессиях, формировать интерес к профессиям, развивать память, мышление, воображение, связную речь, расширять словарный запас, прививать любовь и уважение ...

Буклет к программе "Профориентация "

Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах. У наших детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....