Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогике «Школа родительских наук». Тема: «Спорный вопрос: дети, девайсы, гаджеты, виджеты».
методическая разработка

Аверьянова Руфина Шамилевна

Общеизвестно, что характер дошкольника, его система ценностей и отношений с окружающим миром, людьми закладываются в семье родителями. Семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль в формировании личности ребёнка. На детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной степени особенности поведения родителей. Курсы по основам психологии и педагогике помогут родителям строить детско-родительские отношения на основе знаний о психологических особенностях развития, психических процессах, психологии личности, а также педагогически грамотно воспитывать ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spornaya_situatsiya.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Спорный вопрос:  дети, девайсы, гаджеты, виджеты».

в рамках курсов для родителей по основам детской психологии и педагогике «Школа родительских наук»

 

«Спорный вопрос:  дети, девайсы, гаджеты, виджеты».

Цель: создание условий для повышения родительской компетентности в области детской психологии и педагогики.

  1. Место проведения: игровой зал.
  2. Распределение команд.

Корпус 1

Корпус 2

Подготовительная группа

1

2

Старшая группа  

2

2

Средняя группа

2

2

Младшая группа

2

2

Ранний возраст

3

6

Итого: 2 команды

14

14

  1. Ответственные специалисты и педагоги.

№ п/п

Специалист/

педагог

Задача

Примечание

1.

Аверьянова Р.Ш.

Написание сценария

2.

Аверьянова Р.Ш.

Подготовка презентации

3.

Демидова А.В.

Аверьянова Р.Ш.

Подготовка и организация места проведения

4.

Демидова А.В.

Аверьянова Р.Ш.

Подготовка оборудования и материала

5.

Аверьянова Р.Ш.

Изготовление памятки

6.

Организация выставки

  1. Материалы и оборудование.

Название

Количество

1.

Презентация

2.

Флешки 2-х цветов на 2-х на обратной стороне нарисована мышка

26 +2

3.

Платки - банданы 2-х цветов

28

4.

Столы, фломастеры, линейки, маркеры

2/пачка

5.

Мольберт, магниты,

2

6

Листы бумаги А3

2

7.

Конверты с заданиями

2

8.

Стулья 2-х цветов

14/14

9.

Сигнальные фишки с гимн. палками «+» и «-»

2

10.

Памятки

28

11.

Выставка электронных приборов

12.

Куклы

15

Ход мероприятия

Перед мероприятием ведущий раздает родителям карточки в форме флешки 2-х цветов, по числу родителей (14/14, на двух на обратной стороне нарисована компьютерная мышка).

I - часть

Слайд 1

Р.Ш.: Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Руфина Шамилевна, я педагог-психолог детского сада «Золушка» корпус 2.  Позвольте напомнить педагог-психолог корпус 1 Алла Васильевна.

Слайд 2

Мы снова рады вас приветствовать на курсах «Школа родительских наук» по основам психологии и педагогики, тема сегодняшней встречи «Спорный вопрос:  дети, девайсы, гаджеты, виджеты».

Хочу напомнить, что вы как уже сложилось, являетесь полноценными участниками мероприятия, а не слушателями. Каждый из вас сегодня сможет выразить точку зрения, провести вместе с командой анализ, выделить и представить самые аргументированные суждения.

 Вы уже поделились на команды. У каждой команды свой цвет платка, их можно надеть на голову как бандану или повязать как платок на шею. Прошу вас, друзья взять платки и надеть.

Итак, «Спорный вопрос: дети, девайсы, гаджеты, виджеты»,  объявляется открытым!

Прежде чем по какому либо вопросу принять решение, необходимо следовать определенному алгоритму. У нас  с вами он тоже есть.

Слайд 3

1. Изучение вопроса.

2. Обсуждение.

3. Вывод.

Итак, начнем!

Для того что бы мы вкладывали одинаковый смысл в эти модные слова. Давайте определим, что же это «гаджет», «девайс», «виджет».  

Слайд 4

Девайс  представляет из себя законченное устройство, которому для работы нужна лишь энергия в виде аккумуляторов или подключения к сети. Мобильный телефон,  музыкальный плеер, видеорегистратор, фотоаппарат, игровая консоль, кухонный комбайн, мультиварка,  и прочие это девайс.

Слайд 5

Гаджеты же по определению являются лишь дополнением к чему либо. Гаджет - это любые цифровые аппараты, размеры которых позволяют подсоединить их к персональному компьютеру, смартфону или надеть на руку.  Они идут как дополнения к каким-то уже существующим устройствам. Без них вполне возможно обойтись (и некоторые обходятся), но если вы посмотрите вокруг, то увидите: умные часы и 3D очки виртуальной реальности, USB-кружки, USB-холодильники, очки со встроенной камерой, наушники. Так, телефон, компьютер, плеер могут работать без них, но не наоборот!

 Слайд 6

Виджеты предоставляют различного рода информацию, например:

  • прогноз погоды, время, дату и так далее.
  • будильник, календарь, записная книжка, показывать текущее состояние компьютера и т.д.

К сожалению, сейчас современные дети не представляют, как можно жить без электронных игрушек и компьютерных «бродилок» Слайд 7. С ранних лет их окружают говорящие машинки, плюшевые мишки, соединенные с Интернетом, интерактивные игровые системы. Ну а родители: одни говорят, что гаджеты Слайд 8 это электронные «друзья» детей и это веселый способ познания мира, а другие говорят, что все эти гаджеты, девайсы лишь тормозят развитие ребенка, они вредны и опасны. Слайд 9 Так  девайсы, гаджеты, виджеты полезны или вредны? Это хороший вопрос, согласны?

А вопросы вызывают споры, Слайд 10

а споры действовать, меняться или изменять.

Сегодня мы чуть-чуть поспорим, а после нашей встречи возможно вы захотите действовать, менять или меняться.

Итак, у нас есть две стороны. Одна сторона будет доказывать что электронные «друзья» это помощники, другая сторона что электронные «друзья» совсем не друзья, и даже вредны для развития и здоровья детей. Я прошу родителей, у которых на обратной стороне флешки нарисована компьютерная мышка, подойти к столу и   взять один из конвертов.  

Вскройте, пожалуйста, конверты и прочтите, чью сторону вы будете представлять (родители читают). Спасибо! В течение 10 минут, каждой стороне родителей предлагается обсудить и написать все полезные или вредные  возможности электронных приборов. Потом каждая сторона будет аргументировано доказывать свою нужность, полезность т.е. плюсы (показывает на мольберты с фишками, которые обозначены «+» и «-») или вред и опасность, т.е. минусы. Прошу  приступить к обсуждению!

Родители работаю, педагоги-психологи помогают, нужно что бы они не только написали, но и по возможности доказали. Доказательства написать по пунктам. Педагоги - психологи за ранее договариваются кто какой стороне помогает.

II - часть

Сейчас я приглашаю представителей первой команды, представить доказательства полезности электронных друзей. Если доказательства оппоненты примут, то кукла отправляется к «+». Так же весь доказанный вред, который приносят электронные приборы детям, будем фиксировать куклой под знаком «-».  А в конце нашей встрече вместе пересчитаем кукол каждой стороны.

Выступление родителей, ведущий по каждому пункту задает оппонентам вопрос «вы принимаете доказательства? Вас убедили? Вы согласны?» После того, как все доказательства обеих сторон обсуждены, подсчитываются куклы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось? (считаем) «Электронный друг» приносящий радость открытий, друзей…/«Электронный враг» вредный и опасный»? И что ж мы запретим/уберем все запреты? Что не так? Что мы упустили? …..

А что если мы не правильно задали вопрос? Возможно, вопрос должен звучать по-другому? Давайте его перефразируем.

Слайд 11

Как  сделать так -что бы электронные «друзья» детей  …- были помощниками в познании мира,- и при этом не вредили здоровью -и не несли опасность.

Согласны? Отлично! Так вот теперь время действовать, меняться или изменять! Как действовать? Что и кому менять? И что изменить?

Слайд 12

1. Знакомьте малыша с гаджетами. Спокойно рассказывайте малышу 1,5−2 лет о мобильном телефоне и планшете также, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородках, одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».

2. Давайте детям гаджеты, начиная с 3−5 лет.
До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты,

3. Выбирайте лучшее — участвуйте в выборе подходящих возрасту ребенка и полезных игр.

4. Играйте в мобильные игры вместе с детьми.

Совместные игры отличаются от привычного совместного досуга, такого как прогулки, чтение или настольные игры, но являются значимыми и ценными.

5. Встаньте на путь разумного ограничения.

В отношении мобильных игр должны существовать ясные ребенку правила, режимные моменты, равно, как и в отношении сна, приема пищи, прогулок и др., устанавливаемые родителями.

6. Сочетайте современные и классические развивающие технологии.
Мобильные игры — это вид развивающих игр, которые нужны для детей, и они должны встать вместе в один ряд, не должны выбиваться, не быть «запретным плодом», инструментом наказания или поощрения, они должны быть тем предметом, который нам помогает развить, познать, узнать новое в этом мире.

7. Демонстрируйте ребенку правильную модель поведения.
Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами, оставайтесь этичными в онлайн-общении.

8. Создавайте gadget-free зоны.

Договоритесь не использовать гаджеты за едой и перед сном. Выберите и установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов. Помните, что двойная мораль здесь недопустима. Исключите фоновый просмотр телевизора, телефона, когда вы общаетесь с ребенком.

9. Помогите ребенку, и он сможет легко завершать игру без истерики.

10. Всегда контролируйте, не вытесняют ли гаджеты другие формы досуга ребенка.

Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего?

11. Опыт — сын ошибок. Время от времени дети совершают ошибки при использовании гаджетов и Интернета. Это не страшно и исправимо, если родители рядом.

12. Заботьтесь об осанке и зрении.

«Спорный вопрос: дети, девайсы, гаджеты, виджеты»,  объявляется закрытым! Теперь у вас есть все, что бы действовать, меняться и изменять! Спасибо, что были с нами!

Памятка.

1. Знакомьте малыша с гаджетами. Спокойно рассказывайте малышу 1,5−2 лет о мобильном телефоне и планшете также, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородках, одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».

2. Давайте детям гаджеты, начиная с 3−5 лет.
До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты, так как от 1 до 3 лет ведущей в развитии ребенка является предметная деятельность, и родителю необходимо создать для ребенка богатую и разнообразную сенсорную среду, с которой малыш активно действует: трогает, нюхает, облизывает. Именно она является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Овладение речью у малыша проистекает также из потребностей в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать.

Дети будут жить, работать, отдыхать, коммуницировать, используя гаджеты. Но для того, чтобы использовать их разумно, надо пройти предварительный путь развития.

С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Если родители полностью лишают ребенка доступа к планшету, мобильному телефону, то рано или поздно он столкнется с ними в полном объеме, и, если был «не привит», ему будет тяжело освоиться.

Для дошкольников и младших школьников планшет, телефон, компьютер оказываются хорошим полем для совместных игр, с заданными извне и соблюдаемыми всеми участниками правилами.
Знание игр, гаджетов позволяет ребенку выйти и поддерживать контакт с другими детьми, пока они не могут построить этих отношений без их использования.

3. Выбирайте лучшее — участвуйте в выборе подходящих возрасту ребенка и полезных игр.

Правильное содержание мобильной игры, равно как мультфильма или книги будет оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию. Поэтому важно не только следить за временем, которое ребенок проводит у экрана, но и тщательно отбирать соответствующие приложения.

Участвуйте в выборе мобильных игр, изучайте описание разработчиков, смотрите скриншоты и обсуждайте все это вместе с ребенком. Понаблюдайте, как играет ребенок, поинтересуйтесь, сложно или легко ему. Обратите внимание на графику, темп и звук игры. По возможности, прежде, чем дать игру ребенку, пройдите ее сами.

4. Играйте в мобильные игры вместе с детьми.

Совместные игры отличаются от привычного совместного досуга, такого как прогулки, чтение или настольные игры, но являются значимыми и ценными. В мобильной игре вы можете узнать много нового о своем ребенке, его представлениях, поведенческих особенностях. Вы можете помочь ребенку освоить новые навыки, получить знания, научить справляться с незнакомыми ситуациями, добиваться побед и достойно принимать поражения.

5. Встаньте на путь разумного ограничения.

В отношении мобильных игр должны существовать ясные ребенку правила, режимные моменты, равно, как и в отношении сна, приема пищи, прогулок и др., устанавливаемые родителями. Дети к 10 годам могут проводить у экрана, включая, ТВ, планшет, мобильный телефон до 1,5−2 часов досугового времени в день.

С учетом физиологических особенностей, рекомендуемое для детей время мобильной игры:

3−4 года — не более 10−15 минут 1−3 раза в неделю;

5−6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день;

7−8 лет — до 30 минут 1 раз в день;

9−10 лет — до 30−40 минут 1−3 раза в день.

6. Сочетайте современные и классические развивающие технологии.
Мобильные игры — это вид развивающих игр, которые нужны для детей, и они должны встать вместе в один ряд, не должны выбиваться, не быть «запретным плодом», инструментом наказания или поощрения, они должны быть тем предметом, который нам помогает развить, познать, узнать новое в этом мире.

Используйте мобильные развивающие игры по возрасту наравне с другими развивающими пособиями, занятиями для детей. Помните, что мобильная игра, обучающее приложение с его любимыми мультгероями привлекут внимание и помогут ребенку с удовольствием освоить новое или закрепить уже пройденный материал.

7. Демонстрируйте ребенку правильную модель поведения.
Вы служите примером для своего ребенка, в том числе в вопросе использования цифровых медиа. Ребенок копирует вашу модель использования мобильных устройств. Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами, оставайтесь этичными в онлайн-общении. Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми.

8. Создавайте gadget-free зоны.

Договоритесь не использовать гаджеты за едой и перед сном. Выберите и установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов. Помните, что двойная мораль здесь недопустима. Исключите фоновый просмотр телевизора, телефона, когда вы общаетесь с ребенком.

9. Помогите ребенку, и он сможет легко завершать игру без истерики.

— Введите ограничение на время игры. 

— Установите ритуал «выхода» из мобильной игры. Заведите будильник. Несколько раз напоминайте, предупреждайте ребенка заранее. Нужно дать ему подготовиться.

— Сделайте такое альтернативное предложение, от которого ребенок не сможет отказаться. Для ребенка привлекательна мобильная игра, но должна быть понятная альтернатива, и она тоже должна быть для него привлекательна.

— Присоединитесь к игре, отследите подходящий момент, когда что-то достигнуто, завершено, чтобы не оборвать ее на самом интересном месте. Позвольте ребенку сохранить достигнутые результаты.

10. всегда контролируйте, не вытесняют ли гаджеты другие формы досуга ребенка.

Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего?

Если вы заметили, что у вашего ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам: психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейшей работы.

Помните, что гаджеты не являются источником возникновения зависимости. Зависимость возникает тогда, когда ребенок пытается «уйти» от реальных проблем, когда мобильная игра — это единственный «свет в окошке». Зависимость не формируется, если у ребенка есть интересы вне мобильных игр, если у него есть доверительные отношения и общение с родителями, сверстниками вне гаджетов.

11. Опыт — сын ошибок. Время от времени дети совершают ошибки при использовании гаджетов и Интернета. Это не страшно и исправимо, если родители рядом.

12. Заботьтесь об осанке и зрении.

Подберите мебель (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка. Необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком. За монитором ребенок должен сидеть не сутулясь, не наклоняясь, уши должны находиться в одной плоскости с плечами. Во всех остальных случаях позвоночник испытывает дополнительную нагрузку.

Держать смартфон лучше непосредственно перед глазами, как будто пользователь что-то фотографирует им — это снизит нагрузку на шею.
Источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране. Ни в коем случае не позволяйте ребенку играть в темноте. 
Для профилактики нарушения зрения старайтесь регулярно выполнять гимнастику для глаз (2−3 раза в день по 3−5 минут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение вариативной части ООПДО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук» в работу ДОУ».

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

Основы детской психологии

Презентация направлена на распространение психологической граммотности в родительской среде. Открывает многогранный мир ребёнка с его психологическими проблемами в двух аспектах: биологическом и ...

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

Приказ №596 от 02.10.2018 Об организации обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике в 2018-19 учебном году

Приказ подтверждает моё участие в подготовке и проведении обучающих мергоприятий для родителей.Фото 1 "Как научить ребенка выговаривать звук [Р]".Фото 2 "Комплекс игр на расши...

Конспект заседания Родительского клуба «Школа дошкольных наук». Тема « Приемы привлечение и удержание внимание детей»

Конспект заседания      Родительского клуба«Школа дошкольных наук».Тема « Приемы привлечение и  удержание внимание детей»Задачи: 1.Формировать акт...

План–график проведения обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике на апрель 2021 года

План–график проведения обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике на апрель 2021 годав муниципальном автономном д...

План-график обучения родителей основам детской психологии и педагогике на 2020-201 учебный год

План-график_обучения_родителей_основам_детской_психологии_и_педагогике_на_2020-2021_уч._год...