Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11»
материал

Буйневич Елена Леонидовна

Целью тематического контроля  «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11» было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_poznavatelnoe_razvitie.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

«Организация работы по познавательному развитию детей

в МБДОУ «Детский сад № 11»

   В период с 11 января 2021 года по 29 января 2021 года в ДОУ был осуществлен тематический контроль «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11».

Целью тематического контроля было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию детей в ДОУ.

Проверку осуществляли: заместитель заведующего по ВМР Шарова Н.В. и старший воспитатель Буйневич Е.Л.

Основание контроля: выполнение задач годового плана на 2020-2021 учебный год.

Объект контроля: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в познавательной области развития.

Предмет контроля: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие познавательному развитию детей.

   Дошкольный возраст – это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. ФГОС ДОУ считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.), задачами которого являются:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становления сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

   Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация  образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах, кроме групп № 1, 3 (адаптация).

В ходе проверки подробно были проанализированы следующие вопросы:

  1. Анализ условий, созданных в группах для познавательной деятельности детей.
  2. Наблюдение и анализ проведения непосредственной образовательной деятельности воспитателя и детей.
  3. Оценка уровня развития детей в области «Познание».
  4. Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в области «Познание».

Использовались следующие формы и методы контроля:

  1. Обследование предметно-развивающей среды для познавательного развития дошкольников.
  2. Анализ просмотренных НОД, беседы с педагогами.
  3. Обследование детей по области «Познание».
  4. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по познавательной деятельности.

В ходе контроля было отмечено следующее:

  1. Обследование предметно-развивающей среды для познавательного развития дошкольников.

   В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. 3.3.1.1.). При изучении условий для познавательного развития детей в детском саду зам. заведующей по ВМР и старшим воспитателем был проведен анализ условий  для познавательного развития воспитанников 2-3 лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет, в ходе которого было отмечено следующее:

- во всех возрастных группах имеется наглядный демонстрационный материал и раздаточный материал. Воспитателям групп № 4, 5, 9, 14, 15, 16 разнообразить его. Дополнить картотеки занимательной математики и окружающего мира. Группа № 6 много наглядного и демонстрационного материала, но мало используют;

- недостаточное количество дидактических игр математического характера  группы № 4, 5, 16;

- мало на занятиях применяется современных развивающих технологий по познавательному развитию таких как ИКТ, ОТСМ-ТРИЗ. Но применяется проектная деятельность в группах № 7, 8, 9, 10, 11, 15 и экспериментирование в группах № 8, 9, 10, 11, 12;

- в группах есть центры по познавательно-исследовательской деятельности, больше использовать их на занятиях.

- во всех возрастных группах достаточное количество литературы по  познавательному развитию детей, есть уголки.

  1. Анализ просмотренных НОД, беседы с педагогами.

   На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Педагоги используют в работе с детьми наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажи из сказок) и раздаточный материал. Применялись разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры-драматизации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания).  

   Некоторые педагоги проводят НОД как занятие в школе ( гр. № 13)! Получение и закрепление знаний должно проходить через игровую деятельность. Педагогам надо обратить внимание на структуру занятия: основные части, этапы, логические переходы из одного в другое, длительность (гр. № 9, 13, 16).  Нужно продумывать организационные моменты  учитывая возраст детей через проблемно-поисковые методы.

   Не все педагоги учитывали двигательную активность, смену деятельности, проводили физминутки (гр. № 9, 11, 13). Если и проводились, то однообразные, читались с листка, неэмоционально.  

   Основная ошибка у многих педагогов – говорят больше, чем воспитанники. Не дослушивают ответы детей, спешат ответить за них, не требуют отвечать полными ответами (гр. № 9, 13, 14, 15, 16). Учиться управлять голосом интонационно: тише, громче, медленнее, эмоционально красочно.

  Особое место отводить педагогам индивидуальной работе с воспитанниками.  Не говорить за них правильные ответы, а объяснять и доводить до истины через поисковую деятельность. Видеть всех детей. Отмечать их работу, давать оценку (боятся оценивать)

   Для создания положительного эмоционального фона и проявления познавательной активности немногими педагогами использовались ИКТ.  Рекомендовалось педагогам (гр. № 5, 9, 13, 14, 15, 16) обратить внимание на приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания, активизацию самостоятельности, способность к волевому воздействию и логическому убеждению. Педагоги мало проявляют эмоции, не импровизируют, не используют мимику. Проводить игры на сплочение коллектива, относиться доброжелательнее друг к другу, слышать друг друга. Учить детей оценивать работу друг друга на занятии (особенно старшие и подготовительные группы). Заметен негативный настрой между воспитанниками на группе № 9, даны рекомендации по работе.

   В конце занятий проводится анализ работы, в некоторых группах формально. Дети подготовительных групп умеют хорошо делать анализ, кратко рассказывают об пройденном на занятии.

   Дежурство воспитанников заметно не на многих группах. Воспитатели сами все делают на занятии, не привлекая воспитанников (гр. № 11, 12, 15). Старший дошкольный возраст должен сам себя обслуживать.

Рекомендации по НОД: проводить индивидуальную работу, использовать дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально-исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу.

  1. Обследование детей по области «Познание».

На начало и середину 2020-2021 учебного года в ДОУ проведено контрольный срез индивидуального развития детей по познавательному развитию:

Группа/

возраст

Начало учебного года

Середина учебного года

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

№ 4 (3-4)

20

79

0

27

73

0

№ 15 (3-4)

42

28

30

72

20

8

№ 6 (4-5)

12

70

18

17

83

0

№ 9 (4-5)

75

19

6

84

12

4

№ 14 (4-5)

0

90,7

9,3

32,1

65

2,9

№ 5 (5-6)

1

78

21

21

69

10

№ 10 (5-6)

43

46

11

60

35

5

№ 8 (6-7)

19

50

31

41

53

6

№ 11 (6-7)

44

46

11

68,8

31,2

0

№ 12 (6-7)

41

49

10

59

35

6

№ 7 (4-6) КО

36,6

63,4

0

36,6

63,4

0

№ 16 (5-6) КО

43,5

42,5

14

45

54

1

№ 16 (6-7) КО

28,

18,5

53,5

31

69

1

   По данным результатам  можно сделать вывод, что за полгода дети имеют прогрессию развития в области «Познание». Общие показатели развития  познавательных навыков и умений соответствует возрастным особенностям.

   Хочется отметить высокие результаты у подготовительных групп, особенно группы № 11 и 12. У них отлично и хорошо развиты элементарные математические представления. Различают геометрические фигуры, сравнивают два предмета по высоте, ширине, длине. Умеют определять время суток, называть их в правильной последовательности. Отлично знают цифровой ряд (прямой, обратный). Дети группы № 12 называют время по часам. Решают математические задачи: понимают условие и вопрос задачи. Группа № 11 записывает задачи в тетради цифрами. Отвечают полными, развернутыми ответами. Раз в неделю на группах № 11 и 12 заслушиваются доклады по тематическим неделям, которые готовят воспитанники с родителями дома.

   Вызывают опасение выпускники группы № 16. Дети имеют слабую познавательную активность, быстро утомляются, переключаются с одного на другое. Отвечают односложно. Хоть и есть явное улучшение с начала учебного года.

   Дети видят и могут дать объективную характеристику эстетических признаков окружающих предметов, обладают эмоциональной отзывчивостью. Проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, самостоятельно создают сказочные образы в рисунке, лепке, аппликации. Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольники владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свои творческие способности.

  1. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по познавательной деятельности.

   Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с воспитанниками по познавательной деятельности показал, что во всех возрастных группах планируется НОД по познавательному развитию с включением разделов: математическое развитие, природный мир, предметный мир, социальный мир. В режиме дня при планировании совместной деятельности с воспитанниками не все включают в работу опыты и эксперименты. Планируются досуги познавательного характера в соответствие с тематическими неделями.

   Работа по формированию у детей познавательной активности и любознательности связана с взаимодействием с родителями воспитанников. Проведенный контроль показал, что работа с родителями по данному вопросу осуществляется. Обязательными формами работы являются индивидуальные и групповые консультации (через интернет ресурсы), оформление папок-передвижек, информация на стендах, памятки, письма.

По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

  1. Организация и эффективность работы в основном соответствует требованиям реализуемой программы;
  2. организация работы по реализации образовательной области «Познание» во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;
  3. наблюдается удовлетворительный профессиональный уровень педагогов (некоторым педагогам даны методические рекомендации).

Рекомендации: С целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области «Познание» в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  1. Воспитателям всех возрастных групп включать в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей;
  2. воспитателям всех возрастных групп активно использовать современные технологии при организации воспитательно-образовательного процесса познавательной направленности;
  3. воспитателям всех возрастных групп продумывать подбор и подготовку демонстрационного и раздаточного материала к занятиям;
  4. проводить воспитателям регулярно (не реже 1-2 раза в месяц) индивидуальные консультации с родителями и обсуждать успехи детей в освоении программы возрастной группы (ФЭМП, окружающий мир);
  5. использовать новые формы работы в направлении познавательного  развития детей через интернет ресурсы, создавая мастер-классы.  Для этого на сайте ДОУ создана новая страница «Дистанционное обучение».

Предложения: Педагогам учесть все рекомендации, предложенные выше и принять к исполнению.

Справку составили:

заместитель заведующего по ВМР                                         __________Шарова Н.В.

старший воспитатель                                                               ___________Буйневич Е.Л.