Взаимодействие дошкольного образования с семьёй
статья

Азнаурьян Елена Михайловна

Вся работа дошкольного учреждения направлена на создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Для наиболее качественного и всестороннего исследования развития личности ребёнка создана психологическая служба, которая  тесно сотрудничает  с семьёй воспитанника, изучает все положительные и отрицательные стороны социально-бытовых условий семьи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа психолога с семьёй в ДОУ18.34 КБ

Предварительный просмотр:

                     Взаимодействие дошкольного образования с семьёй

Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья и труда, от которых зависит моральное здоровье человека, возможны только при условии, если ребенок убежден, что он кому-то нужен и дорог. Может быть, это убеждение не выступает как отчетливая мысль, но оно наполняет всё человеческое существо ребёнка переживанием радости полноты жизни. Воспитание не обладает магической силой для того, чтобы сделать человека счастливым, независимо от обстоятельств, в которых он живет, но его истинная гуманность заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которое имеет право ребёнок. Его ближайшим окружением  является семья,  влияние которой ни с чем несравнимо. Особое значение семейной микросреды для формирования личности связано с такими её функциями, как эмоциональная, воспитательная, духовная. К сожалению, не каждая семья способна в достаточной мере выполнить эти функции. Их нарушение сказывается как на психическом, так и на физическом  развитии ребёнка, ведёт к депривации в семье. Вот почему педагогу-психологу важно изучать микроклимат в семьях своих воспитанников. Это помогает глубже понять дошкольника, мотивы его поведения, выбрать наиболее оптимальные коррекционные формы и методы воздействий. Причины, ведущие к нарушению отмеченных выше семейных функций, к депривации, могут быть самыми разными. Общая атмосфера семьи находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. И если в семье отсутствует какой-либо значимый взрослый, то относительно легко возникает опасность депривации для ребёнка, поскольку далеко не всегда может быть заменена роль и функция, которую данный член семьи должен был выполнять. Так же на характер, степень нарушения семейной атмосферы виляет и то, по какой причине выбыл из семьи близкий взрослый, на какой срок, а также количество детей в семье, стиль общения в ней, существуют ли затруднения  в реализации семейных обязанностей у родителей. Комплексное изучение особенностей личностных характеристик детско-родительских отношений требует создания экспериментальных условий для исследования и с этой целью использования  стандартизированных методик изучения познавательной деятельности и методик личностной психодиагностики. Большая часть этих методик возникла за рубежом, однако к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих характеристик. Целью методов диагностики является переосмысление семейных отношений с помощью педагога-психолога, который помогает ребёнку понять свою ситуацию, вместе с ним искать пути решения  волнующих ребёнка проблем, связанных с оптимизацией его семейной микросреды. Диагностические методики на выявление детско-родительских отношений включают в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Такие методики необходимы, чтобы понять многие семейные  конфликты и причины напряжённости в семье. Они делятся на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель – ребёнок» глазами родителя, другие – глазами ребёнка. Изучив особенности взаимоотношений детей и родителей в семье с помощью диагностических методик, психолог и педагог намечают пути коррекции нарушений на основании дифференцированного и индивидуального подхода. Всестороннее гармоничное развитие детей, начиная с самого раннего возраста, требует единства и согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий. Руководство ДОУ организует и направляет усилия педагогического коллектива на работу с родителями, обеспечивает развитие всех форм работы с семьёй в их взаимосвязи, улучшает содержание педагогической пропаганды, её методы, вносит в эту работу целенаправленность. В дошкольном учреждении в единстве выступают два вида работы: это диагностико-коррекционный и диагностико-развивающий. Их основное назначение – не сравнение детей, а проникновение в их духовный мир: познание психики, изучение общения и взаимоотношений в группе. Важно изучить структуру детской группы, выявить воспитанников с низким социальным статусом, определить устойчивость детских симпатий и антипатий, коллективные отношения, их гуманность. Ещё одной целью работы является осуществление двухуровневой диагностики, то есть определение уровня развития ребёнка не только на сегодняшний день, но и “зоны его ближайшего развития”. Следует выбрать наиболее адекватные поставленной цели методы для изучения детей. Предпочтительней те, которые позволяют достаточно оперативно получить нужную информацию, не связанной с громоздкой процедурой обработки. Используется также метод регулярного систематического наблюдения, так как он относится к особенности профессиональной деятельности психолога. Результаты работы приводят к разным выводам: ребёнок либо соответствует, либо превосходит, либо ниже нормативных показателей. Дети каждой выделенной группы требуют внимания, в особенности последние, так как возрастные особенности, связанные с быстрыми внешними физическими изменениями допускают быстрое изменение психологического облика ребёнка. Все виды психопрофилактической, психоразвивающей и психокоррекционной работы, используемые в ДОУ, направлены на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребёнка. Насколько полезными для педагогической практики окажутся результаты диагностической деятельности педагогов, зависит от их грамотности, полноты интерпретации результатов изучения воспитанников. Так как безразличие родителей к проблемам в семье приводит к задержке социализации личности ребёнка и возникновению у него в будущем трудностей, взрослым следует повышать свой культурный уровень и пользоваться более совершенными методами в воспитании детей. С этой целью в системе образования  и создана психологическая служба, которая взаимодействует с семьёй своих воспитанников и формирует позитивную неповторимую личность ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного образования с семьёй и институтами общества

Сегодня перед  большинством  детских  садов стоит  сложная задача- привлечь  родителей к педагогическому взаимодействию с с ребёнком, уйдя при этом от  заорганизованности...

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

семинар-практикум поможет молодым педагогам найти пути взаимодействия с родителями...

Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...

Методическая разработка: "К вопросу о взаимодействии дошкольного учреждения с семьёй"

В данной методической разработке подробно представлены пути взаимодействия детского сада и семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья....

Презентации для педагогов "Оптимизация форм взаимодействия дошкольного образования с семьёй"

Презентации для педагогов "Модели взаимодействия дошкольной организации с семьёй"...

Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования

На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных особенностей современной жизни и на основе новых пол...

«Формы взаимодействия дошкольных групп с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Участники проекта: воспитатели дошкольных групп, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением, воспитанники и родители.Цель проекта: привлечение внимания родителей и социальных партнёров к пробле...