Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
статья (подготовительная группа)

Тюшева Светлана Николаевна

Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюшева Светлана Николаевна,

воспитатель

МДОУ «ЦРР детский сад «Дружба», г Качканар

ВКК

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Проблема взаимодействия образовательной организации и родителей много лет не теряет своей актуальности. В современной ситуации это связано с серьезными социально-экономическими преобразованиями в России, которые не могли не сказаться на системе образования. Наряду с формированием новых моделей взаимоотношений между семьей и образовательными учреждениями. Между двумя участниками образовательного процесса нередко растет взаимное недоверие. Разобщенность и критика друг друга неизбежно приводят к конфликтным ситуациям в системе «воспитатель -родитель». Конфликтные ситуации возникают не только у молодых специалистов, но и у квалифицированных педагогов.

На фоне повышения общего уровня конфликтности в современном обществе особое внимание следует уделять готовности и умению воспитателя использовать конфликтологические знания, навыки и умения в профессиональной деятельности для предупреждения и разрешения различных межличностных конфликтов, в том числе возникающих в образовательном процессе дошкольных учреждений с родителями воспитанников. В чем причины конфликтов между воспитателями и родителями? Почему родители и педагоги часто просто не умеют слушать друг друга и стоят по разные стороны баррикад? Конфликты могут возникать как по объективным, так и по субъективным причинам.

Объективные причины - например, недобросовестное отношение педагогов к своей работе, их низкая квалификация.

Субъективные причины действуют, как правило, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей:

- Одной из причин является неоправданно положительная. В данной ситуации родители питают напрасные ожидания. Неоправданно положительное отношение возникает, когда родители, отправляя ребенка в детский сад, думают, что детский сад «всему научит», и родители ничего не должны будут делать.

 - Еще одной субъективной причиной конфликта становится то, что воспитатель иногда становится для родителей символом власти, своеобразным контролером, который оценивает их действия, учит их.

- Следующая причина в том, что квалифицированный педагог, очень сильно любящий свою работу, может ревностно относится к детям, тогда он попытается донести до родителей свое представление о разных аспектах воспитания и развития ребенка. У родителей в свою очередь складывается по этому поводу свое мнение, что воспитатель «навязывает» им свою точку зрения. Естественно, что такие лекции очень негативно влияют на родителей.

Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных ситуаций. Должен идти процесс самосознания, в ходе которого педагог что-то меняет в себе, анализирует возможности и особенности своей личности, деятельности, творчества.  С помощью практических упражнений, решение которых «побуждает» преодолевать стереотипы мышления, ранее сложившиеся и привычные способы деятельности, что стимулирует творческую активность. Педагог ставит перед собой цель:

     расширение теоретических и практических знаний, навыков и умений в предупреждении и урегулировании конфликтов, возникающих в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Для достижения цели педагог ставит определенные задачи:

• Проанализировать понятие «конфликт», расширить понимание у педагогов и родителей причин и факторов конфликтов, изучить динамику и функции конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения воспитателя и родителя и отношение воспитателя к собственной личности;

• познакомить педагогов с методами предотвращения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;

• способствовать развитию у педагогов и родителей навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Результатами такой работы могут стать: повышение родительской компетентности в разрешении конфликтов с воспитателем; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребенка в детском саду, наличие конструктивных предложений воспитателя родителям об активном взаимодействии.

Работа педагога в ДОУ встраивается   на следующих принципах:

Принцип активности и сознательности - участие всего дошкольного образовательного учреждения и родителей в поисках современных форм и методов взаимодействия с семьей;

Принцип открытости и доверия - дать каждому родителю возможность узнать и увидеть, как дети развиваются и живут в детском саду;

Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основе социального восприятия и посредством общения;

Принцип согласованного взаимодействия - это умение выражать друг другу свои взгляды на определенные проблемы образования;

   Как известно, взаимодействие воспитателя с родителями - достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки педагогов по нескольким направлениям. Для планирования работы с родителями, во избежание конфликтных ситуаций, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, происходящих в дошкольных образовательных учреждениях и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Вся работа по предупреждению и предотвращению конфликтной ситуации между воспитателем и родителем строится на практической деятельности (семинары – практикумы, родительские собрания, консультации, круглый стол). Независимо от формы методического мероприятия, применяемые приемы должны быть выбраны таким образом, чтобы педагог усвоил:

■ культуру общения;

■ соблюдение уважительного отношения к личности собеседника;

■ отказ от форм конфликтной субкультуры;

■ выражение интереса к мнению собеседника жестами, репликами, мимикой, поощрение его к разговору

Наиболее эффективные способы выхода из конфликта - сотрудничество и компромисс. Очень важно уметь договариваться и находить пути выхода из различных ситуаций.

Формы работы при разрешении конфликта

Традиционные: Консультации (тематические и индивидуальные).

Дистанционные: Сайт детского сада.

Родительские сообщества в социальных сетях WhatsApp. Instagram.

Таким образом, общий вывод, обобщающий стратегии разрешения и предотвращения конфликтов с родителями в педагогическом процессе, заключается в необходимости внутреннего отношения воспитателя к решению проблемы и перехода от эмоционального общения к деловому, конструктивному.

  Список используемой литературы:

1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в дошкольных образовательных учреждениях. -СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. - 170с.

2. Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я» № 5, 2015 г.

3. Научно-методический журнал «Методист ДОУ» № 16, 2015 г.

4. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 10,2015.

5. Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 11, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

На фоне  повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...