ПК 5.4
учебно-методический материал

Дмитриева Кристина Рудольфовна

Предварительный просмотр:

Рецензия на статью «Использование технологии развития критического мышления в педагогическом вузе: дидактический аспект» Палецкой Т.В.

В статье раскрывается и обосновывается объективная необходимость пересмотра использования образовательных технологий для обеспечения качества образовательного процесса, отвечающего вызовам времени. Описаны, также дидактические возможности использования технологии развития критического мышления в педагогического вузе.

 Рецензент согласен с автором статьи, что, обозначенная проблема обусловлена рядом противоречий, существующих в российском и мировом образовании с учётом следующих факторов:

«Во-первых, постоянное реформирование образования с целью обеспечения эффективных условий обучения и воспитания личности, способной жить в информационном, быстро меняющемся мире, с одной стороны, и ошибки реформирования, отсутствие целенаправленной стратегии образования, способствующие снижению его качества, с другой.

Во-вторых, ФГОС ориентирует на достижение новых образовательных результатов. Например, в документе обозначена очень важная позиция при формировании предметных компетенций: «...формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами». Из чего следует, что знания школьников должны точными, разнообразными и глубокими, чтобы уметь анализировать, сравнивать, синтезировать, делать выводы. Вместе с тем существующая сегодня критика и ломка традиций российской школы, основанной на знаниевой парадигме, приводят к нарастанию технократизма и снижению гуманитарности образования . Непонятно, какие знания должен получить школьник». В-третьих, в настоящее время все больше возможностей получить любую необходимую либо интересующую информацию, но при этом у школьников и студентов наблюдается низкий уровень информационной культуры. На наш взгляд, это обусловлено прежде всего тем, что лёгкий доступ к ресурсам Интернета как наиболее востребованным не делает человека более знающим, поскольку используемая информация часто не точна, быстро забывается и, как следствие, не формируется потребность думать и анализировать прочитанное». Заслуживает внимания и опыт преподавателя по критике современных стандартов в «соответствии с идеологией новых стандартов знания отодвигаются на задний план». Авторы также указывают на то, что в настоящее время избыточных знаний не может быть, а стандартизация и унификация ведут к однозначному пониманию явлений многообразной жизнедеятельности человека и неминуемому взращиванию технократа – человека исключительно технического мышления, стремящегося улучшить своё существование с помощью автоматизации быта, постоянно обслуживающего технические устройства. Главная опасность существующих тенденций, по мнению рецензента, заключается в том, что технократ не способен в полной мере быть человеком мыслящим, творческим, поскольку ограниченность знаний, алгоритмизация мышления не только не способствуют глубокому восприятию, анализу и пониманию процессов и явлений окружающего мира, взаимоотношений и поступков людей, но и приводят к пересмотру ценностей со смещением акцента в сторону базовых потребностей и философии вещизма. Автор, предоставленного материала, справедливо отмечает, что, – «обозначенные противоречия могут быть разрешены посредством дидактики, а именно использования образовательных технологий и прежде всего при обучении будущих педагогов». Т.А. Палецкая, в своей статье содержательно раскрывает понятие «образовательная технология», под которой «понимается как определенная совокупность эффективных действий обучающего и обучающихся, а также как система, спроектированный процесс обучения, нацеленный на гарантированный результат. Любая образовательная технология включает в себя определённые дидактические методы и приёмы, которые подбираются и выстраиваются в соотнесённости с поставленными задачами». Автор статьи рассматривает на примере технологии развития критического мышления (ТРКМ) систему действий студентов педагогического вуза, которая позволит не только осваивать содержание учебной дисциплины, развивать навыки самостоятельной работы, но накапливать педагогический опыт проектирования учебного процесса, позитивного взаимодействия с будущими учениками, оценивать полученные результаты. Заслуживает внимания, творческий подход автора к научно-исследовательской работе, где в основу ТРКМ положена когнитивная теория, в соответствии с ней выстраивается структура чтения и письма данной технологии с целью развития интеллектуальных умений обучающихся, позволяющих самостоятельно работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения. Базируется ТРКМ на модели из трёх стадий: вызов – реализация смысла – рефлексия. Эта модель помогает обучающимся самим определять цели Центр научного сотрудничества обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Исследование продемонстрировало, что «в ходе работы студенты овладевают различными способами интегрирования информации, вырабатывают собственное мнение на основе осмысления разнообразного опыта, идей и представлений, выстраивают умозаключения и логические цепочки доказательств, учатся выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим». Таким образом, в процессе осуществления научного исследования и обобщения результатов исследований и собственного опыта Т.А. Палецкой, – были выделены следующие возможности использования ТРКМ в современном образовательном процессе школы или вуза: работа с учебными и научными текстами на уровнях понимания и воспроизведения, анализа и творчества (создания собственного продукта); целенаправленное формирование компетенций и УУД; возможность эффективного использование при реализации всех типов и этапов учебного занятия или урока. В статье представлен, – в виде примера, – типовой – путевой лист занятия, разработанный для индивидуальной работы студента в рамках изучения дисциплины «Теория обучения и образовательные технологии» по теме «Современные образовательные технологии»…, где приведены задания различной степени сложности… Сложность заключается в том, что необходимо ориентироваться на аудиторию, к которой обращается выступающий. Так на стадии рефлексии, автором статьи, – предполагается не только описание полученных впечатлений или отслеживание динамики эмоционального состояния в течении занятия, но и фиксирование знаниевого приращения. В связи с этим, – использование технологии развития критического мышления в педагогическом вузе целесообразно осуществлять не только с целью работы с научными текстами, но путём знакомства с дидактическими приёмами, выстраивание их в целостную систему, обеспечивающую организацию учебной деятельности на разных уровнях, включая аналитический, проблемный и творческий. На наш взгляд, автору статьи необходимо усилить в самом начале материала актуальность данной темы научно-исследовательской работы… Статью кандидата педагогических наук Т.В. Палецкой на тему «Использование технологии развития критического мышления в педагогическом вузе: дидактический аспект» целесообразно рекомендовать к публикации в научном журнале «Интерактивная наука»



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые члены комиссии, Вашему вниманию представлена тема: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

2 слайд:  Актуальность проблемы исследования заключается в том, что

В соответствии с ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане. Средствами решения задач в словесном плане выступают такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение и классификация.

Старший дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: повышенная восприимчивость к знаниям, впечатлительность, игровое отношение к различным видам деятельности, необычная познавательная активность, повышенная потребность в новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению. Таким образом, старший дошкольный возраст является важным периодом в формировании логического мышления.

В связи с увеличением объёма научной информации, усложнением содержания знаний, современными требованиями к дошкольному образованию острее встал вопрос о необходимости использования эффективных средств развития логического мышления у старших дошкольников.

Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является дидактическая игра.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловила выбор темы курсовой работы: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».

  1. Слайд: В связи с этим Цель исследования: изучить теоретический и методический аспекты проблемы и отобрать наиболее эффективные дидактические игры и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
  2. Слайд: Задачи исследования представлены на слайде
  3. Слайд: Методы исследования представлены на слайде
  4. Слайд: Задачи теоретического исследования представлены на экране

7 и 8 слайд: В теории нами рассмотрены такие понятия как мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленные задачи 

Психологическое исследование мышления, его становления и развития состоят, как отмечает Сергей Леонидович Рубинштейн ., в раскрытии его закономерностей как аналитико-синтетической деятельности.

9  слайд: Мышление развивается в три этапа

Наглядно-действенное - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов.

Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи, личностно мотивированным.

Суммируя все вышесказанное о взглядах на проблему мышления, следует подчеркнуть, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

Развитие логического мышления ребёнка зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.

10  слайд: Приемы работы с  родителями по программе развития логического мышления:

  • Знакомство родителей с содержанием работы по программе.
  •  Разработка консультаций для родителей по данной теме.
  •  Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала.

Рекомендации для родителей по использованию литературы

Вывод: Разнообразные методы работы воспитателей с родителями по развитию мыслительных способностей старших дошкольников должны быть направлены на активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, а значит на работу в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

11 слайд: Задачи методической части исследования  представлены на экране

12 слайд: Дидактическая игра - представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка

  1. лайд:  Дидактические игры и упражнения предоставлены на экране

 

14 слайд:

Особенности руководства педагогическими играми:

1) Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры

2)Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.

15 слайд:

3) Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей.

4) Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия,  проявления взаимопомощи и взаимовыручки.

16 слайд: Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования

17 слайд: Для диагностики уровня развития мышления старших дошкольников нами были подробно подобраны следующие методики:

  • Методика «Логические задачи»
  • Методика «Четвертый лишний»
  1. Слайд: Основным видом деятельности дошкольника является игра. Среди различных детских игр особое место занимают дидактические игры. Они дают возможность ребенку проявлять творческую активность, расширяют его кругозор, развивают такие психические процессы как память, воображение, речь, мышление, дают возможность проявить находчивость, смекалку, пробуждают интерес к знаниям. Все эти факторы в совокупности дают ребенку логически мыслить. Цель исследования была достигнута, задачи выполнены

19 Слайд: В выпускной квалификационной работе мы планируем провести апробацию описанных игр и упражнений для развития логического мышления детей дошкольного возраста

  1. Слайд: Спасибо за внимание! Готовы ответить на Ваши вопросы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» Кафедра психолого-педагогических дисциплин « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ» Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Курс : 3, группа: 302ДО Дмитриева К.Р Руководитель: Городцова Е . С., преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что :

Слайд 4

Задачи исследования:

Слайд 5

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования:

Слайд 6

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста Рассмотрены вопросы: 1.1 Понятие и основные характеристики мышления как психического процесса 1.2 Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1.3 Роль взрослого в развитии логического мышления дошкольников

Слайд 8

Мышление -

Слайд 9

Мышление развивается в три этапа:

Слайд 10

Приемы работы с родителями по программе развития логического мышления

Слайд 11

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ Рассмотрены вопросы: 2.1 Педагогические условия развития логического мышления детей дошкольного возраста 2.2 Методика проведения дидактических игр и упражнений для развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте 2.3 Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 12

Дидактическая игра

Слайд 13

1.Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать . 2. Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий» Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе . 3. Лото «Мои любимые сказки» Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

Слайд 14

Особенности руководства дидактическими играми

Слайд 15

Особенности руководства дидактическими играми

Слайд 16

Особенности методики проведения дидактических игр

Слайд 17

Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подробно подобраны следующие методики:

Слайд 18

Заключение

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Мы готовы ответить на Ваши вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Почтовый ящик- форма взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста» Дмитриева Кристина Рудольфовна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ «Детский сад №221 СП»

Слайд 2

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в области детско- родительских отношений . Задачи 1. Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения. 2. Обеспечить обратную связь между детским садом и родителями для полноценного пребывания ребёнка в детском саду. 3. Использовать проект как рабочий инструмент для дальнейшей работы с родителями (обновление тематики почтового ящика ) .

Слайд 3

Задачи: Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения.

Слайд 4

Актуальность Важнейшим требованием, которому должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостное развитие личности ребенка, является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее и интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач. И очень важно, чтобы они были построены на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Слайд 5

1 этап. Приготовить «почтовый ящик» для вопросов родителей. Коллективом ДОУ разрабатывается тема.

Слайд 6

2 этап. Анализ и обработка обращений родителей. По итогам работы информация обобщается и обрабатывается продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, заседаниях, консультациях и т.д.) и опосредованная (посредством информационных стендов, отчетов, плакатов, брошюр и т.д.).

Слайд 7

3 этап. 3 этап , является заключительным. На родительской встрече организовывается «Круглый стол» , на котором педагог отвечает на вопросы родителей (законных представителей). Если есть необходимость проводит мастер класс по заданной теме.

Слайд 8

во-первых: - они стали понимать важность непосредственного участия в педагогическом процессе; - взаимоотношения друг с другом приобрели более теплый характер; - родители стали более осознанно относится к воспитанию детей; родители сделали свой совместный отдых с детьми интереснее и полезнее. во вторых: - повышение уровня педагогических знаний родителей привело к эффективности процесса обучения и воспитания детей. Об этом свидетельствуют результаты анализа диагностических карт.

Слайд 9

Ожидаемые результаты: Повысить уровень грамотности родителей в речевом развитии дошкольников. Создать систему взаимодействия родителей воспитанников и воспитателей группы. Повысить эффективность процесса обучения и воспитания детей.

Слайд 10

Информационные ресурсы . Возная В.И., Коновалова И.Т., Кулик Г.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ – М.,2006 Конвенция ООН о правах ребенка,1989г Кротова Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу – М., 2007 Майер А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2008 - №3 с.8 Рымарчук В.Б. Образование родителей в ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением – 2008 - №3 с.29 Семейный кодекс РФ

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Основы семейного воспитания. выполнил: Студент заочного отделения Дмитриева. К.Р

Слайд 2

Три группы: Первая группа: Неправильные представления и действия отцов и матерей, связанные с влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; Вторая группа: Неправильные представления и поступки родителей, связанные с целенаправленным воздействием на формирование личности школьника.

Слайд 3

Третья группа (самая серьёзная и типичная ошибка в семейном воспитании) Недооценка роли личного примера родителей, единства предъявляемых к ребёнку требований, недостаточное внимание к организации жизни детей в семье

Слайд 6

4 тактики воспитания в семье: 1. диктат 2. опека 3. «невмешательство» 4. соперничество

Слайд 7

«Школа и её влияние» Выделяют следующие проблемы: 1. Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах; 2. Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания и воспитанию детей; 3. Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию; 4. Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей у них и у детей.

Слайд 8

Черты личности, формирующиеся в процессе воспитания:

Слайд 9

Заключение… Факторы: 1. Принимать активное участие в жизни семьи; 2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; 3. Интересоваться проблемами ребёнка; 4. Не оказывать на ребёнка нажима, помогая принимать решения самостоятельно; 5. Иметь представления о различных этапах в жизни ребёнка; 6. Уважать право ребёнка на собственное мнение.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности воспитания единственного ребенка в семье» Выполнил: Дмитриева К.Р

Слайд 2

«Чрезмерная опека, не всегда благо для ребенка»

Слайд 3

«Чрезмерная снисходительность, приведет к серьезным трудностям и разочарованиям в жизни ребенка»

Слайд 4

«Ребенок деспот, эгоист»

Слайд 5

«Не мешайте детям ошибаться!»

Слайд 6

«Ребенку важно внутреннее и внешнее пространство»

Слайд 7

"Заблуждения родителей при воспитании единственного ребенка» Ребенок – буквальное мое продолжение. Мой ребенок – центр вселенной. Окружение единственного ребенка – только взрослыми людьми. Повышенное внимание к ребенку. Излишний перфекционизм . Проявление педантизма.

Слайд 9

Дайте ребенку возможность жить полной жизнью: со своими ошибками, радостями и разнообразием впечатлений!