Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ
методическая разработка

Моисеенко Валентина Петровна

Рассматриваетя системный подход в работе с молодыми специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ

          В каждом ДОУ складываются свои традиции и своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста. Путь развития и превращения в профессионала начинающего специалиста– это очень нелегкий путь.

     Старший воспитатель с самого первого дня ориентирует педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных его функций – оказание помощи в организации педагогического процесса.

     Для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы: - обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности; - работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога; - взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы; - оптимальное сочетание теоретических и практических форм; - оценка педагогического труда по результатам; - своевременное обеспечение методической литературой.

     Работу с молодым специалистам следует строить с учетом трех аспектов их деятельности: "Молодой специалист-старший воспитатель»" – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками; "Молодой специалист – ребенок и его родитель" – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей; "Молодой специалист – коллега" – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.

     Также, работа с молодым педагогом проходит в несколько временных периодов: первый период – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег (знакомиться с уставными документами, должностными инструкциями, условиями труда, условиями внутреннего трудового распорядка, традициями коллектива, изучает режим дня,  знакомиться с группой детей их родителями, коллегами);

второй период– 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работы, завоевание у детей, родителей, коллег авторитета. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. ". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада; третий период – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

четвертый период – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. Следует отметить, что прохождение каждого периода сугубо индивидуально.

     Применяя различные формы работы, старший воспитатель должен решать следующие задачи:

- введение в профессиональную деятельность и обеспечение адаптации молодого специалиста в учреждении;

- практическое ознакомление молодого специалиста с содержанием работы в учреждении по основным направлениям деятельности,создание представления о целостности и системности педагогической работы;

- формирование готовности к самостоятельной профессиональной организации деятельности, самоанализу;

- согласование профессиональных предпочтений молодого специалиста со спецификой и задачами ДОУ;

- отработка профессиональных умений и навыков в различных профессиональных ситуациях, формирование готовности молодого специалиста к самостоятельной деятельности.

     Применяются самые разнообразные формы работы с молодым специалистом: индивидуальные консультации; мастер- классы опытных коллег; практические занятия по освоению навыков педагога; организационные совещания; посещения рабочего места с целью организационной и методической помощи; аттестация и др.. С целью стимулирования творческих проявлений молодых специалистов в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, конкурсы,  разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д. Молодые педагоги привлекаются к участию в мероприятиях различного уровня.

     Особое внимание уделяется пополнению багажа теоретических знаний молодых педагогов, развитию навыков практического применения полученных знаний. Подбирается необходимая для изучения методическая литература, знакомятся с методическими наработками своих коллег.

     Активно применяется наставничество опытных педагогов над вновь влившимися в коллектив коллегами. Более опытный воспитатель  предлагает практическую и теоретическую помощь своему коллеге на рабочем месте, в конкретной ситуации.

     По итогам данной работы молодые воспитатели приобретают уверенность в профессии  и  развивают умения: -  проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований; - применять психолого-педагогические знания в воспитательной работе с ребенком; - планировать, подготавливать и осуществлять процесс  работы с ребенком; - анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка; - учитывать специфику индивидуальности ребенка; -анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; - использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и т.д.

     Нарабатывается документация, которая обобщает и накапливается полезный материал: - план работы, утвержденный руководителем ДОУ(определяет плановый и системный характер деятельности); - анализ работы (подводит итоги, которые способствуют определению приоритетных действий); - протоколы (фиксируют результаты работы, определяют ответственных); - портфолио(раскрывает творческий рост педагога, представляет итоги его труда).

     Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.

     В итоге, у молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

     Таким образом, плановая работа и системный подход с молодыми начинающими кадрами гарантирует стабильное развитие образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами

В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. В то же время...

"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами"

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости....

Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

     Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, со...

Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами

В статье представлен теоретичческий и практический материал по работе старшего воспитателя с молодыми педагогами в ДОУ. В приложении к статье : положение о школе молодого воспитателя, план работы "шко...

Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Организация работы старшего воспитателя с молодыми специалистами ДОО

Материал составлен и использован для проведения мастер-класса по оганизация работы старшего воспитателя с молодыми специалистами ДОУ, где отражены современные формы и методы работы с педагогами. ...