методические рекомендации по позновательно речевому развитию
консультация (старшая группа)

Золотова Наталья Александровна

позновательные потребности детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metodicheskie_rekomendatsii.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Cовременные подходы к познавательному развитию  старших дошкольников»

 

В 5-6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания  «большого мира» знаний, которые человечество накопило на пути своего развития. Дети смело «пересекают пространство и время». Им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и, то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.

Познавательные потребности детей 5-6 лет можно выразить девизом «Хочу все знать». Однако имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста знания, еще не позволяют им справиться с потоком сведений о большом мире.

Несоответствие между познавательными потребностями детей  и их способностью переработать информацию может привести к перегрузке различными разрозненными сведениями и фактами, что наносит вред процессу формирования целостной картины мира, может привести к угасанию познавательных интересов и даже к изменениям в психике.

Для удовлетворения познавательных потребностей детей имеются различные способы познания. К ним относятся:

- действия и собственный практический опыт;

- слово, объяснения, рассказы взрослых;

Можно выделить задачи и основные направления познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

1. Обогащать сознание детей, таким содержанием, которые способствуют накоплению представлений о «большом мире», готовит его к элементарному осмыслению некоторых основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

       Познакомить с конкретными знаками (буква, цифра) символами (флаг, герб).

       Вызвать интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.

2. Систематизировать уже имеющиеся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)

3. Продолжать формировать бережное отношение к миру.

Стремление узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.

        Основа  познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти.  Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Широкие  интересы  охватывают разные области действительности, а узкие только одну область.

Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы?

Психологи считают, что чем меньше ребенок,  тем  шире должны быть  его 

познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребенка попробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

Между развитием   интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует  взаимная  связь.  Интерес  побуждает  ребенка  к  приобретению

знаний. Прочные знания  -  основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».

 Родители – гиды детей на пути  их познании Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.Младенец  требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он предоставлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а  ведь эффективнее было бы подключить игру, показ, действие. Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души»  родители воспитывают своих  детей, проявляя свою беспомощность?! Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько  всего знают!

Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  Как и с кем они разговаривают;

  Как относятся к людям, к работе, к животным;

  Чем увлекаются, что любят и не любят;

  О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;Родители для ребенка до 5-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  О чем говорят родители с детьми;

  Как родители организуют режим детей;

  Как и за что поощряют, наказывают;

  Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

Познавательный  интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создавать условия для такой  деятельности. Например, ваш сын или дочь интересуется транспортом.

Приобретите ему (ей) соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие- либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие.

Предложите ребенку нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на  тему.  Интерес, возникающий в деятельности, становится  стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются  в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение.

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний

  1.      Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач, интернете
  2.      Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
  3. Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания. Все они помогают детям ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. К таким вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка.

Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам? – побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы.В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.   Последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить  мудрый совет В.А.Сухомлинского:  «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно. Но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он знал. По возможности, надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос»

 

 

 

 

Литература.

 

 

1.    Методические  рекомендации по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Воронцов В.А.;

2.    Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/под ред. Л.А.Венгера- М.,1986. /;

3.    Общение и познавательная активность у дошкольников. Годовикова Д.Б./Вопросы  психологии.-1984.-№1.Konsul_taciya_dlya_roditelej-1.docx (24,17 Кбайт)

Используемая литература: 

 

1. Методические  рекомендации по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Воронцов В.А.;

2.    Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/под ред. Л.А.Венгера- М.,1986. /;

3.  Общение и познавательная активность у дошкольников. Годовикова Д.Б./Вопросы  психологии.-1984.-№1.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.В работе можно найти при...

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей»

Консультация для воспитателей«Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей»Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подг...

Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.          Р...

Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей в ДОУ

Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей....

Методические рекомендации.«Мнемотаблицы по речевому развитию дошкольников»

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сок...

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Иршинская НОШ»              Консультация для воспитателей«Ме...

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья ...