Особенности рабочей программы педагога ДОУ
статья

Исаева Мария Александровна

Консультация для начинающих воспитателей "Рабочая программа педагога в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ДОУ

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной группы, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально- технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.

Рабочая программа разрабатывается на основе образовательной программы дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, педагогу необходимо учитывать: систему используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный

материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т.д.) и дидактический комплексы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реализации педагогических технологий, в т.ч. ИКТ); содержание воспитательно-образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы.

Рабочая программа воспитателя создается с целью обеспечения целостной и четкой системы планирования образовательной и воспитательной деятельности, повышения качества образования воспитанников на каждом возрастном этапе дошкольного детства, совершенствование работы педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Разработка и реализация программ учебных дисциплин(т.е. рабочих программ) в рамках основной общеобразовательной программы является одним из основных трудовых действий педагогического работника. Очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного документа.

Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным грамотно выстраивать содержание рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах.

Рабочая программа составляется в соответствии с Положением о рабочей программе педагога дошкольного образовательного учреждения. Она может быть составлена по аналогии с образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2-13 No1155.

При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

В дошкольном образовании модель рабочей программы должна представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

Структура рабочей программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации воспитательно-образовательного процесса, и включает в себя следующие элементы:

 Титульный лист.

 Целевой раздел:

- пояснительная записка

- цели и задачи реализации РП;

- принципы и подходы формирования РП;

- краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития воспитанников данного возраста и индивидуальные особенности детей возрастной группы;

- планируемые результаты освоения воспитанниками Программы;

- целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной Программы;

-часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений;

- особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах;

 Содержательный раздел:

- комплексно-тематическое планирование;

- содержание образовательной деятельности по образовательным областям;

-формы, методы , приемы и виды образовательной деятельности

- часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений;

- развитие игровой деятельности;

- система педагогической диагностики (мониторинг) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы;

-организация взаимодействия со взрослыми;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

 Организационный раздел:

- создание психолого-педагогических, кадровых и материально-технических условий реализации образовательной деятельности;

- описание развивающей предметно-пространственной среды;

-специфика организации и содержание традиционных праздников, событий, мероприятий;

- модели реализации образовательной деятельности, объем образовательной нагрузки;

-режимы пребывания воспитанников;

- информационно-методическое обеспечение образовательной работы.

В разделе «Приложения к рабочей программе» могут быть представлены следующие материалы:

• конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности с детьми;

• описание игр и игровых упражнений;

• сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;

• сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);

• комплексы утренней гимнастики;

• визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, буклетах, памятках и т.д.).

Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом руководителя дошкольной образовательной организации. Утверждение рабочей программы предполагает предварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета.

Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации. Неслучайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желание использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами), чтобы избежать возможных трудностей. К использованию уже существующих рабочих программ надо относиться очень осторожно, перерабатывать и адаптировать их к особенностям образовательного процесса в своей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности разработки рабочей программы педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Раскрыта структура рабочей программы для педагогов, требования к её оформлению по ФГОС...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

"Особенности проектирования рабочей программы педагога ДОУ".

"Особенности проектирования рабочей программы педагога ДОУ". Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном...

Рабочая программа педагога дополнительного образования (образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной пр...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога – психолога для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития

Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте...