Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Бойчук Олеся Владимировна

Инструментарий диагностических заданий по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_starshaya_gruppa.docx47.62 КБ
Файл diagnostika_podgotovitelnaya_gruppa.docx65.77 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий к диагностике                                                                            

по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

                                                                               

Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 старшая  группа

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт

  1. Дидактическая игра «Виды транс
    порта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой,
    транспорт специального назначения).
    Предметные картинки: троллейбус,
    автобус, трамвай, грузовик, само
    свал, скорая помощь, милицейская
    машина, пожарная машина и другие.
  2. Дидактическая игра «Найди пару».
    Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие

1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины).

2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их.

Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)

3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.

1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения

Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан предмет, и умение его описывать

1.        Дидактическая игра «А знаешь ли
ты?»

Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.

2.        Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».

Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1

1.        Ребенок рассматривает предметы и картинки,
отвечает на
вопросы:

  • Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка?
  • Назови цвет всех колец пирамидки.
  • Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.)

2.        Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит.

Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет

3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их.

2 балла - ребенок, отвечая на вопросы

задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого.

1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может

Знания о свойствах и качествах различных материалов

Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые. Или

Дидактическая игра «Сравни предметы»

Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их.

Задания:

  1. Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.
  2. Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.
  3. Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой

и другие

3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок

Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности

Дидактическая игра «Угадай профессию».

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий

Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. Примерные вопросы беседы:

  1. Какая профессия у этого человека?
  2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?
  3. Что делают люди этой профессии?
  4. Объедини строителей.
  5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?

3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

2 балла - ребенок перечисляет названия
профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.
1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет

Знания о некоторых родах войск

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Материал: предметные картинки
с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий

Примерные вопросы:

  1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)
  2. При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.

3.Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?        

4. Для чего нужны военные? И другие

3 балла — ребенок различает рода войск,
правильно отвечает на все вопросы.
2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.
1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии

Знания о себе, родном городе; стране

Беседа

Примерные вопросы:

  1. Назови свой домашний адрес.
  2. С кем ты живешь вместе?
  3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?
  4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п.
  1. Назови город, в котором ты живешь.
  2. Как называется наша страна?
  3. Сможешь назвать главный город страны?

3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города.

2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны.

1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны

Знания о некоторых правилах дорожного движения

Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»

Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы:

  1. Как называют людей, идущих по улице?
  2. Как правильно ходить по улице?
  3. Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.

Ребенок рассматривает предметные картинки. - Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора

3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.

2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.

1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает

          Высокий уровень — 18-21 балл,                

        средний уровень – 11-17 баллов,                    

        низкий уровень – 7-10  баллов.

Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Знания о зимующих птицах

(синица, воробей,

ворона, снегирь, галка, сорока)

Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».

Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Или   Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)

1.        Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.

Вопросы:

  • Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
  • Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

— Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.

2.        Вопросы:

  • Рассмотри картинку.
  • Какая птица лишняя и почему?
  • Назови зимующих птиц, изображенных
    на картинке

3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.

1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)

Знания о растениях и способах их размножения

Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)

1.        Ребенок подбирает к каждому дереву
нужную картинку с плодами.
Вопросы:

  • Назови, какие деревья ты узнал.
  • Найди на картинках плод каждого дерева.

2.        Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления

Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и

наоборот

Дидактическая игра «Что было бы если..?»

Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)

Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:

  • На какой из картинок изображена вода?
    -На зимней картине есть вода?
  • Почему ты так решил? Объясни.
  • А можем мы летом увидеть лед? Почему?

3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок имеет представление

 о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.

1 балл - ребенок не имеет представления
о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот

Общая осведомленность о роли человека в природе

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе

Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу

3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

  1. балла - ребенок имеет представление

о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред,
который причиняет человек природе.

1 балл - ребенок не проявляет интереса
и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе

Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух)

Дидактическая игра «Что лишнее».

Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза)

Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на

вопрос ы:

-Как называются эти растения?

- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)

-Как можно назвать все растения одним

словом? (Травянистые.) - Береза это... (дерево).

3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые».

2 балла — ребенок называет правильно

2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево.

1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)

Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк)

Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк)

Ребенок рассматривает  картинки. Вопросы:

  • Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)
  • Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.
    Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.
  • Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

  • Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

Что помогает ему выдержать холод?

  • Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?
  • Как ведут себя волки во время охоты?

(Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж?  Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)

3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.

2 балла - ребенок имеет представление

о        повадках диких животных, не на все
вопросы может ответить.

1        балл - ребенок имеет очень слабые

представления о, повадках диких животных

          Высокий уровень - 16-18 баллов;      средний уровень - 10-15 баллов;     низкий уровень - 6-9 баллов.

 РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

НАЧАЛО ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

КОНЕЦ  ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «РАЗВИТИЕ  РЕЧИ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Формирование

словаря, связная

речь

1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы

из личного опыта,

по сюжетной кар-

тине, по набору

картинок.

2. Умение сочинять концовки

к сказкам.

3. Умение последовательно, без существенных

пропусков пересказывать не-

большие

литературные произведения

  1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака,

которая не умела лаять» и

«Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное

произведение, неизвестное ребенку

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

 - Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи

взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя

сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст

с опорой на иллюстрации. Не пользуется

прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать

по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Грамматический

строй речи

1 . Умение

согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.

2. Умение заменять слово другим со сходным значением

1. Упражнение «Какой? Какая?

Какое?»

Материал: предметные картинки

лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на

в о п р о с ы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание:

Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

  1. Метель (вьюга, буран, пурга).
  2. Смешной (забавный, потешный, комичный).
  3. Грустный (невеселый, печальный).
  4. Торопиться (спешить)

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным

по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам

Звуковая   культура речи

Умение определять место звука в слове

  1. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
    Материал: предметные картинки
    с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др.
    (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

  1. Дидактическая игра «Подбери
    слово с заданным звуком»

1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова        

3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок

Высокий уровень - 8-9 баллов;         средний уровень - 5-7 баллов;       низкий уровень – 3-4 балла

 

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение считать

(отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными

1.        Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».
Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой
группы предметов разное (на
пример, 6 матрешек, 7 цветов,

9 солдатиков, 10 бабочек).

2.        Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

 - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

3 балла - ребенок правильно считает                        (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

  • Кого больше (меньше)?
  • На сколько?
  • Сделай так, чтобы их стало поровну.
  • Как еще можно это сделать?

3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

Умение сравнивать предметы различной величины

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал:   ленточки   разной длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы:

-        Что ты видишь на столе?

-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

-        Чем они отличаются?
Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Знания о форме предметов

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.

-Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы

3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Игра «Встань там, где я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

  • Что ты видишь справа (слева) от себя?
    -Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
  • Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа
    от себя и т. п.

3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно

Знания о днях недели, последовательности частей суток

1.        Дидактическая   игра  «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

2.        Дидактическое упражнение
«Назови соседей»

1.        Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня:
уборка постели, гимнастика, умывание, зав
трак, занятие и т. д.

Задание:  разложи картинки по порядку,

начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2.        Вопросы:

  • Если вчера было воскресенье, какой день
    недели сегодня?
  • А какой день недели следует за четвергом?
    И т. п.

3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.                                              2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает  1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:

  • Сосчитай количество частей «Группы игрушек».
  • Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)

  • Посчитай количество игрушек каждой части.
  • Чего больше?
  • Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

-        Что можно сказать об этой части игрушек?
(Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм

3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.

После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.                                                                   1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями

Высокий уровень – 18-21 балл;       средний уровень- 11-17 баллов;        низкий уровень- 7-10 баллов.      



Предварительный просмотр:

Инструментарий к диагностике                                                                            

по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

Подготовительная   группа

Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Уровень знаний детей о видах транспорта

Дидактическая   игра   «Транспорт».

Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта

Перед ребенком картинки с различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам транспорта

3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок.

2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции.

1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками

Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту

1.        Дидактическая игра «Умные
машины» либо «Наши помощники».

Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки.

2.        Беседа по вопросам.
Материал: сюжетная картина
с изображением уютной комнаты, парка, дворика

1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий.

2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.

Вопрос:

Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней

3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы.

Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.

2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы.

1 балл – ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает

Осведомленность о себе, родителях

Беседа по вопросам

Вопросы:

  • Назови свое отчество.
  • Дату своего рождения.
  • Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови  его.
  • Назови номер телефона.

-  Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей.

-        Назови улицу, на которой расположен твой  детский сад

3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы

Знания о гербе, флаге, Президенте России

Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?».

Материал: несколько флагов, гербов.

Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России.

Вопросы:

-        Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?

  • Найди среди иллюстраций герб России.
  • Как зовут Президента России.

3 балла — ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки.

1 балл - ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России

Знания о свойствах и качествах предметов

Беседа по вопросам.

 Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.)

Вопросы:

- Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.)

Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду

3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий.

2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов.

1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов

Знания о дорожных знаках и их назначении

  1. Дидактическое упражнение
    «Разложи по группам».
    Материал: запрещающие знаки  (въезд    запрещен,    движение на велосипеде запрещено, движение пешеходов запрещено);
    предупреждающие знаки (дети,
    пешеходный переход, дорожные работы);
    указательные знаки  (место  стоянки  автобуса,  пешеходный переход, велосипедная дорожка); знаки сервиса
    (телефон, пункт первой медицинской   помощи,   автозаправочная станция.
  2. Дидактическое упражнение
    «Составь рассказ о дорожном
    знаке».

Материал: запрещающие и разрешающие знаки

1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам:

1-я группа - запрещающие знаки;

2-я группа - предупреждающие знаки;

3-я группа - указательные знаки;

4-я группа - знаки сервиса

2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение)

3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения.

2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения

Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре

1. Дидактическая игра «Одень куклу».

Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).

  1. Дидактическое упражнение
    «Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы».
    Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам.

  1. Дидактическое упражнение
    «Знаешь ли ты русские обычаи?».

Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы,
Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено

1. Задание: Одень куклу в народный костюм.

Вопросы:

  • Почему ты выбрал эту одежду?
  • Как называется эта рубашка?
  • Почему эта рубашка называется косоворотка?
  • Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.)

- Чем украшена одежда?

- Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.)

2.Вопросы:

- Какие русские народные сказки ты знаешь?

- Расскажи потешки, которые ты знаешь.

- Загадай загадку к этой отгадке.

- Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.)

3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них.

Примерные вопросы:

  1. На какой праздник пекут блины?
  2. В какое время года празднуют Масленицу?
  3. Зачем сжигают чучело?
  4. Почему пекут блины на Масленицу?

3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание,

традиции и обряды, называет предметы русского быта.

2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого.

Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.

1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц

Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных

качествах; о героях космоса; школе, библиотеке

  1. Дидактическое упражнение
    «Первоклассник».
    Материал: картинки с изображением игрушек, учебных принадлежностей, ранца.
  2. Дидактическое упражнение
    «Библиотека».

Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.

  1. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?». Материал: фотографии городских достопримечательностей, герб города

4. Дидактическое упражнение «Космонавтика».

Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой

  1. Дидактическое упражнение «Земля - наш общий дом».

Материал: глобус

1.        Задание: рассмотри картинки и собери
портфель для школы, называя при этом
школьные принадлежности. Объясни, для чего они нужны.

2.        Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы:

- Как называют человека, работающего в библиотеке?

- Что ты можешь рассказать о библиотеке?

3.Задания:

-Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб?

-        Покажи фотографию въезда в наш город.
- Назови и покажи  достопримечательности нашего города.

-Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе?

4. Задание:

-Рассмотри иллюстрации и ответь на

вопросы:

- Как называются люди данной профессии?

-        Во что одеты космонавты?

- Назови первого космонавта.

- Назови первую женщину-космонавта.

- Какие качества характера должны быть у людей этой профессии?

5.Вопросы и задания:

- Что такое глобус?

- Покажи на глобусе знакомые тебе

континенты.

- Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете

3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле.

Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку.

2 балла — у ребенка имеются представления о школе, библиотеке. Затрудняется в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку.

1 балл — у ребенка имеются знания о школе, школьных принадлежностях. Знания о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет

          Высокий уровень — 20-24 балла,                средний уровень - 13—19 баллов,              низкий уровень - 8-12 баллов.

Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой

1.        Диагностическое упражнение
«Составь цепь питания».
Материал: предметные картинки,
с помощью которых можно составить цепь питания (например: ястреб, мышь, зерно; косуля, трава,
тигр; волк, заяц, кора дерева; цап
ля, комар, лягушка).

2.        Дидактическая игра «Знаешь
ли ты правила поведения в лесу?».
Материал: условные обозначения правил поведения в лесу или художественное слово

1.        Задание: рассмотри картинки и составь
цепи питания. Объясни, что произойдет, если нарушить данную цепь.

Цепь 1: ястреб - мышь -  зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар.

2.        Задание: рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти
правила?

Примечание. Можно задать уточняющие вопросы:

  1. Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
  2. Как сохранить живые цепочки в природе?
  3. Что будет, если исчезнут все цветы?
  4. Что будет, если исчезнут все деревья?

Что будет, если исчезнут все птицы?

3 балла — ребенок без затруднений составляет цепь питания, объясняет экологические зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.

2 балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих вопросов.

1 балл — ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при активной помощи взрослого; имеет представления о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам

Умение ухаживать за растениями в уголке природы

Наблюдения детей во время дежурства.

Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»

Оборудование уголка: опрыскиватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие

Задания:

1.        Рассмотри   большие   картины   и   ответь на в о п р о с:

- Что изображено на этих картинах? (Луг, поле, сад, лес.)

2.        Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изображением луга и т. д.

3 балла - безошибочно определяет растения леса, луга, сада, поля.
2 балла - имеет представление о растительности леса, сада, поля, луга, но при выполнении задания допускает ошибки (например: путает растения луга и поля).
1 балл - имеет слабые представления о растительности. При выполнении задания допускает большое количество ошибок,        

требует дополнительных инструкций и наводящих вопросов

Представления ребенка о различных природных объектах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе

1. Беседы о воде, о воздухе, о почве.

Материал: фотографии, картинки с изображением различных водоемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов); необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д.

2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе».

 Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов

Вопросы:

-        Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной?

- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?

  • Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?
  • Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,)
  • Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым?
  • Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
  • Как ты думаешь, что такое почва? Какие бывают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам,
    не вытаптывать травы, не уплотнять почву?

2. Задание: рассмотри внимательно картинки. Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе; в голубую рамку - обитателей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле

3 балла — ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выполняет задания дидактической игры и устанавливает причинно-следственные связи.

2 балла - отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей

Знания о растительности леса, луга, сада, поля

1.        Дидактическая игра «Что где
растет?».

Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).

  1. Дидактическое упражнение
    «Этажи леса».

3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?»

Задания:

  1. Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.

  1. Назови очень высокие деревья в лесу, деревья средней высоты, низкие деревья, кустарники, низкие растения леса. Какие деревья называют хвойными, а какие лиственными? Назови лекарственные растения.
  2. Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле?

3 балла - ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада.

При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.

2 балла - имеет достаточные знания о растениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга.

1 балл — имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту их произрастания

Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге

1.        Дидактическая игра «Кто где
живет?».

Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изображением птиц.

  1. Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы».
  2. Материал: картинки с изображением птиц.

  1. Дидактическое упражнение «Назови домашних, диких животных».
    Материал: предметные картинки
    с изображением домашних и диких животных.

  1. Беседа об охране животных

Задания:

1.        Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля) и распредели их в соответствии со средой обитания.

2.        Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока,
галка, соловей, жаворонок, щегол.)

3.        Перечисли "известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь). Объясни, почему их так называют.

4.        Вопросы:

  • Почему необходимо охранять диких животных и растения?
  • Как называется место, предназначенное для охраны животных?
  • Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных?

3 балла - ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает ошибок при определении зимующих и перелетных птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге.

2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и классификации перелетных и зимующих птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о Красной книге.

1 балл - ребенок имеет слабые представления о среде обитания птиц, перелетных и зимующих птицах. Допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий

Знания о природе родного края

  1. Дидактическое упражнение
    «Знай и люби свой край».
    Материал: предметные картинки
    с изображением растений, которые можно встретить в родном  крае и не растущих там.
  2. Дидактическая игра «Они не должны погибнуть».
    Материал:   изображения  птиц,
    насекомых, растений, животных,
    охраняемых в области и неохраняемых

Задания:

  1. Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата.
  2. Рассмотри картинки и выбери виды птиц (насекомых, растений, животных), охраняемых в области

3 балла - ребенок имеет представления

природе родного края, правильно

классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор.  Хорошо знает  виды птиц, насекомых области, в том числе тех, которые занесены в число охраняемых.

2 балла - при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор. Знает не все растения, охраняемые в области.

1        балл - ребенок допускает большое

количество ошибок, свой выбор не обосновывает

          Высокий уровень — 16-18 баллов,              средний уровень - 10—15 баллов,                низкий уровень - 6-9 баллов

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

НАЧАЛО ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

КОНЕЦ  ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «РАЗВИТИЕ  РЕЧИ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы

Беседа по вопросам

Вопросы:

-Где ты живешь? (В какой стране, в каком  городе.)

  • Как называется улица, на которой вы живете?
  • Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)
  • Сколько этажей в вашем доме?
  • Из какого материала построен ваш дом?-
  •         На каком этаже вы живете?
  • Какая у вас квартира?
  • С кем ты живешь вместе?
  • Какая самая любимая вещь в твоем доме?
  • Какие интересные книги есть в вашем доме? И другие

3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.

2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.

1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы

Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения

Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак».

Оборудование:   маски   коровы, лошади, собаки или лисы и рака

Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:

  • Кто стал спорить?
  • О чем спорили животные?
  • Что сказала лошадь?
  • А что сказал человек?

Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям

3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.

2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски.

1 балл — делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды

Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта,

о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия

Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина,

набор картин с фабульным развитием действия.

Например:

сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

  1. появился росток из почвы;
  2. появились листья, и росток

тянется вверх;

  1. появился первый бутон;
  2.  цветок распустился

Задания:

  1. Составь рассказ по сюжетной картине.
  2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный  последовательный рассказ.

Примерные вопросы и задания:

-Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения.

-Как называется это растение?

- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

3 балла — ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

1 балл — ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

Умение быть доброжелательным собеседником

Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности

3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив.

2балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает
голос, но редко использует вежливые слова (после напоминания).

1 балл - ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует

Знания ребенка о синонимах и антонимах

1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови»

2. Игра «Скажи наоборот»

Задания:

1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:

а)        среди имен существительных:

-        дом, солдат, боец;        ,

б)        среди имен прилагательных:

-        храбрый, звонкий, смелый;

-большой, красивый, огромный;

в) среди глаголов:

- торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.

2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот):

а)        сильный (слабый); высокий (низкий);
короткий (длинный);

б)        стоять (сидеть); смеяться (плакать);

грустить (радоваться)

3 балла — ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово.

2 балла — ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.

1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок

Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

  1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).
  2. Наступила весна, и (прилетят птицы).
  3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).
  4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).
  5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).
    И другие

3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя

Знания о звуке, слоге, слове, предложении

1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

  1. Выделение в слове слогов.
  2. Выделение в слове заданного
    звука

Задание:

1.        Из предложенных слов составь предложение.

Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.

  1. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.
  2. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.

3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

Высокий уровень - 18-21 балл;    средний уровень - 11-17 баллов;   низкий уровень — 7-10 баллов.

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц)

Дидактическое упражнение «Что будет, если...»

Задание: подумай и дай правильный ответ:

  • Что будет, если к 7 прибавить 1?
    (Получится число 8.)
  • К 9 прибавить 1?
  • Как получить число 8, если есть
    число 9? (Убрать одну единицу.)
  • Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
  • А если сложить 5 единиц? (Число 5.)

3 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

2 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий

Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=»,«-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий

Арифметические задачи

(2-3).

Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки

Задания:

  1. Рассмотри картинки (ваза с тремя
    тюльпанами и ваза с тремя розами)
    и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи.
  2. Покажи картинку, где изображено
    6 шаров надутых и 4 лопнувших.
    Составь условие и с помощью цифр
    и знаков покажи решение задачи

3 балла - ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков.

2 балла - ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»).

1 балл - ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков

Знания о месяцах и последовательности дней недели

1.        Дидактическая игра
«Живая неделя».
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.

2.        Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц»

Задания:

1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. 2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны?

3 балла - ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные.

2 балла - ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц.

1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов

Умение назы
вать числа в прямом и обратном
порядке,

соотносить цифру и количество предметов

Дидактическая игра
«Вкусные конфеты».
Материал: лист бумаги
с нарисованными

цифрами 0,3, 5, 8. 10

Задания:

  1. Посчитай в пределах 10 в прямом
    и обратном порядке.
  2. Посмотри на цифры, написанные

на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет

3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2.
2 балла - ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке; допускает не более одной ошибки при выполнении задания 2.

1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 1.0, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2

Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части

Дидактическая игра «День рождения Винни - Пуха».

Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну

Задание:

Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого?

3 балла - ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого.

2 балла - ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части.

1 балл - ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое»

Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количественными числительными

Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек

Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.

  • Посчитай все игрушки.
  • Сколько всего игрушек?
  • Который по счету мишка?
    - А мячик? И т. п.

3 балла - ребенок не допустил ни одной ошибки.

2 балла - ребенок ошибается в порядковых числительных.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок

Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки

Дидактическое   упражнение «Дорожки».

Материал: три дорожки разной  длины,  полоска бумаги длиной 3 см - условная мерка

Задание: рассмотри дорожки.

  • Как ты думаешь, какая из этих до
    рожек самая длинная, а какая самая
    короткая? Как это проверить?

3 балла - при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод.

2 балла - при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.

1 балл - ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой

Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку

Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш

Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево

3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.

2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).

1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок

Высокий уровень - 20-24 балла;    средний уровень- 13-19 баллов;   низкий уровень- 8-12 баллов.                    

Раздел «РИСОВАНИЕ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение изображать предметы по памяти

Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков».

Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка)

Задание: послушай стихотворение

Г. Лагздынь.

   ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР

В коридорах шкафчики.

В них пальто и шарфики,

Туфли, шапочки, ботинки,

А на шкафчиках картинки:

 Груша, яблоко, морковка,

 Ёжик, вишня, ночь, винтовка.

Утка, заяц, помидор.

Знаю я, зачем картинки:

Чтоб не путали ботинки,

Туфли, шапочки, пальтишки

Тани, Саши и Иришки.

Чтобы помнили Алёшки,

Где поставили сапожки,

Чтоб Серёжка-карапуз

Не остался без рейтуз!

Вопросы:

  • Где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда её складывают?
  • Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку?

-        По каким обозначениям узнают свой шкафчик?
Задание: нарисуй разные картинки для обозначения индивидуальных шкафчиков.
(Педагог показывает картинки, напоминает способы изображения предметов.)

3 балла - владеет основными техническими навыками. Передаёт пропорции, изображение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать.

 2 балла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно соотносит пропорции, размеры частей изображения. Соотносит правильно цвет с предметом.

1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не приступает к работе

Умение    передавать сюжетные изображения

1.        Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни
и явлений природы «Здравствуй,
лето».

Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки.

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или

2.        Рисование сюжетное по литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»).
Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти
№ 3, 5, 2; стаканчики для воды,
салфетки

1 Задания:

— Отгадай загадку:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я...

Дети. Лето.

-        Скажите, за что мы любим лето?
(Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».)

Или задание: послушайте стихотворение

Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы:

-        Что вы себе представили, когда слушали стихотворение?

-        Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе?

Дети. Природа.

-        Как называется жанр живописи, изображающий картины природы?

Дети. Пейзаж.

-        Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж.
Художественное слово.
Стихотворение Н. Зидорова «Лето».

По тропиночке идёт

Золотое лето.

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе, Заплетённой туго.

Встанет, радостно вздохнёт -

Ветер встрепенётся.

Облакам рукой взмахнёт -Тёплый дождь прольётся.

Даже город навестит.

Погостит - и ладно.

Принесёт туда в горсти

Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса.

На асфальте - мокрый лист,

Как письмо из леса.

Пейзаж

Если видишь на картине

Поле, речку, лес и луг,

Иль заснеженные дали

Да с берёзками вокруг,

Иль пустынную равнину,

Или море, или пляж.

Знай: такая вот картина

Называется пейзаж!

3 балла — ребёнок владеет способами графического  изображения:

-        знает и умеет рисовать пейзаж;

-        передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом);

  • размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план);
  • передаёт движения людей, прорисовывает мелкие детали, характерные особенности
    для передачи выразительных образов животных, растений;

-проявляет самостоятельность в выборе
композиционного и цветового решения;

-использует разные материалы, аккуратно закрашивает;

-        доводит работу до логического конца.

2 балла — ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения:

  • знает, что такое пейзаж, но испытывает
    небольшие затруднения в его передаче;
  • присутствует незаконченность сюжета;
  • изображение по всему листу, есть неточности в передаче переднего или заднего плана рисунка;

-        незначительные искажения в передаче
конструктивным способом изображения человека (животного), не всегда прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа;

  • испытывает затруднения в передаче и соотношении объектов по величине;
  • свободное обращение с цветом, преобладает несколько цветов, но не использует цветовые оттенки;
  • использует в работе 1-2 вида материала;
  • технические навыки освоены  недостаточно (закрашивает неаккуратно).

1 балл - не может определять замысел рисунка, рисует охотно, но при активной поддержке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены)

Знания о народно-прикладном искусстве.

Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская

1. Дидактическая игра «Узнай узоры».

Материал: фрагменты узоров

изученных росписей.

2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки)

Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм

3 балла - знает все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично.

2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи.

1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей)

          Высокий уровень —8-9 баллов,                                    средний уровень – 5-7 баллов,                             низкий уровень – 3-4 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГТ

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГТ по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе. Рекомендуемые материалы предполага...

Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса

Инструментарий к диагностике  по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса                               ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. СТАРШАЯ ГРУППА

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.          СТАРШАЯ ГР...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа.

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Средняя группа....

Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса.

Инструментарий к диагностике  по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса....