Семинар-практикум для воспитателей "Развитие творческого потенциала дошкольника"
консультация

Давыдова Татьяна Викторовна

Данный материал будет интересн для старших воспитателей. Цель семинара : активизировать деятельность педагогов по формированию творческой личности ребенка в процессе их тесного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар  практикум с педагогами: «Развитие творческого потенциала дошкольника»

Цель: активизировать деятельность педагогов по формированию творческой личности ребенка в процессе их тесного взаимодействия.

Задачи:

1.Продолжать формировать представления педагогов о необходимости развития в себе творческого начала.

2.Развивать  творческий  потенциал  педагогов  через  применение  в  работе  с детьми игр и упражнений ТРИЗ.

Основная часть.

Игровое упражнение «Квадрат»

Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами (умение действовать сообща, прислушиваться друг к другу, оперативно включаться в деятельность).

Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в квадрат. Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в квадрате»? (Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.)И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Вступительное слово старшего воспитателя

Тема нашего сегодняшнего семинара практикума: «Творчество удел избранных или необходимость существования»

Эпиграфом всей встречи могут служить слова: «Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли это поручить другой женщине, родить твое дитя». (Януш Корчак)

Работа педагога в детском саду одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности. Многие известные, знаменитые и успешные люди (Сергей Прокофьев, Вольф-ганг Моцарт, Н.А. Римский Корсаков, Джеймс Максвелл, Пьер Кюри, Томас Эдисон, Стивен Спилберг и др.) стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, педагоги, воспитатели.

Давайте попробуем разобраться, что такое «творчество» и «творческие способности».

Вначале выясним, что такое творчество.

Творчество -процесс  человеческой  деятельности,  создающий  нечто  качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) уникальность его результата.

Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. (Советский энциклопедический словарь)

В «Толковом словаре русского языка» Сергей Иванович Ожегов дает такое определение творчеству–это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики.

Разные авторы определяют их по своему:

Творческие способности –это определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[Теплов Б.М.]

Творческие способности —это как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.

[Шадриков В.Д.]

Творческие способности –это сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, которое также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.[Большакова Л.А.]

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности

ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность

Опрос педагогов

Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением. (Приложение No1)

Те из вас, кто отметил «критичность», «логичность мышления», «умение вести споры» и «навык игры на пианино», к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.

Сообщение старшего воспитателя: критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей были выделены следующие параметры (критерии):

беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени),

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е. способность применять разнообразные стратегии при решении проблем),

оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых),

любознательность,

фантастичность.

Вопрос педагогам

Выяснив точку зрения на проблему творческих способностей, встаёт вопрос: какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей? 

За ответом на этот вопрос можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта возникают и формируются главным образом в дошкольном и

младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п.

Б.Никитин также выдвигает на первое место ранее начало. Интересно, что ни у кого не возникает вопроса, когда учить ребенка разговаривать. С ним просто говорят со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего.

Проходит несколько месяцев, и ребенок произносит первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее. Вот поэтому и в развитии творческих способностей нужно поступить подобным образом: заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность.

Если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его

возможностей, т.е. мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.

Резюме.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо  утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в уже дошкольном детстве.

Задание педагогам

Разложите по порядку стадии развития творческих способностей: задатки, одаренность, гениальность, талант, способности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Задатки способностей –генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.

Способности –индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Одаренность –это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определенной деятельности, т.е. одаренность состоит из различных способностей. Одаренность –это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо

деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо

обладать определенной суммой знаний, умений и навыков.

Талант –выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

Гениальность –наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием раннее неизведанных путей творчества

Тестирование педагогов

Предлагаю проверить свои творческие способности с помощью теста Х. Зиверта (Приложение №2)

Памятка для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Приложение №1

Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:

Умение вжиться в роль другого человека ...

Фантазия ...

Критичность ...

Склонность к

прогнозам ...

Способность глядеть на вещи под разным углом ...

Логичность мышления ...

Умение вести споры ...

Навык игры на пианино ...

Стремление находить новое применение известным вещам ...

Тяга к изобретениям ...

Возможно, вы допишете еще несколько особенностей творческого ума.

Определение творческих способностей (Приложение №2)

Задание. Его выполнение должно показать, насколько у вас уже развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но и в то же время рациональные связи, которые могут иметь место в любой

системе. Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может сгодиться и для другого. В частности, чтобы провертеть дырки в бумажном листе.

Если ручку развинтить, то пружину можно использовать как "стартовую установку" для стержня, а тот превратится в направляющие и т.д. Задание: придумать, что можно сделать с каждым из трех предметов, названия которых вам будут даны.

Сколько возможных вариантов вы найдете? На каждый предмет отводится одна минута.

Общее время для выполнения всего задания составляет три минуты. Если на перечисление возможностей в первом разделе вам потребуется меньше одной минуты (максимум 10 возможностей), засеките время и переходите к следующему раз-

делу. Теперь начинайте отсчет времени.

Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?

Спичечный коробок:

1.

2

3

10

Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.

Что можно сделать с жестянкой? Какие возможности вы предложите?

Жестянка:

1._____________________________________________________

2.______________________________________________________

3._____________________________________________________

10._______

Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.

Что можно сделать с автомобильной шиной? Какие возможности вы предложите?

Автомобильная шина:

1.____________

2.____________________________________________________

3._____________________________________________________

10._________________________________

По истечению одной минуты прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием.

Общее время должно составлять три минуты.

Оценка результатов теста. Подсчет баллов

За каждую осмысленно заполненную строчку насчитайте себе два балла. Затем просуммируйте начисленные баллы. Максимально вы можете получить 60 баллов.

0 -20 баллов. У вас, конечно, есть задатки нестандартного мышления, и в то же время  вы  очень  плохо  справляетесь  с  подобными  заданиями.  Старайтесь  чаще

упражняться, ставя перед собой аналогичные задачи. При условии соответствующих тренировок вы сможете набрать как минимум половину максимального количества баллов.

20 -40 баллов. Вы обладаете нормально выраженной склонностью к нестандартному мышлению, ваши способности в этой сфере являются средними. В пределах

этих средних величин ваша креативность выражается, скорее, посредственно. Если займетесь соответствующими тренировками, вы, несомненно, сможете восполнить этот пробел.

40 -60 баллов. Ваша способность к нестандартному мышлению в какой-то мере явно выше общего уровня. Вы можете считать, что особенно способны к тем видам деятельности, в которых необходим творческий подход.

Ссылки на источники

1.Прохорова Л.Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников».-М:5 за знания, 2007г.

2.Страунинг А.М. «РОСТОК» Программа по ТРИЗ-

РТВ для детей дошкольного возраста, Обнинск, 1995

3.Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать», Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

4.Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения No 1, 2007г.

5.Журнал Дошкольная педагогика No8, 2007г.

6.Шатилова Е.Н. «Семинар-практикум с педагогами : «Творчество- удел избранных или необходимость существования»,старший воспитатель Детский сад №20 «Ёлочка» структурное подразделение МБОУ «СОШ №3 г.Вельск»