Анализ выполнения задач развития игровой деятельности дошкольников
методическая разработка
От позиции воспитателя по отношению к детской игре, от его игровой компетентности зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а, значит, и развитие личности дошкольников.
О том, насколько обучение сюжетно-ролевой игре воспитателем являются эффективным,, можно судить по самостоятельности детей в игре, их самоорганизации, по отсутствию жалоб.
Поддерживающая позиция воспитателя, когда он одновременно является и партнерами по игре, и ее организатором, является оптимальной для формирования и развития игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ГБДОУ №124 2019-2020 уч.г.
Самоанализ «Игровая компетентность педагога»[1]
- Умею ли я создавать воображаемую ситуацию, видеть в знакомых предметах что-то неожиданное, придумывать новые сюжеты, свободно отступать от привычных шаблонов и стереотипов/т.е. обладаю развитым воображением/?
Только человек с хорошим воображением может открыть возможности преодоления сложившихся стереотипов и стимулировать детей к созданию воображаемой ситуации.
- Интересно ли мне вовлекать детей в игру и помогать ее развитию /т.е. не просто играть на уровне других детей, а задавать зону ближайшего развития игры / немного опережать игровые возможности детей, втягивать их в игру более высокого уровня и открывать им новые возможности/?
Так, в два–три года дети вместе с взрослым открывают возможности переименования предметов использования их в новом качестве, т.е. воспитатель помогает им создавать игровые замещения.
Ребенку трех–четырех лет можно показать возможности принятия игровой роли и ролевого диалога, создания и развития воображаемой ситуации.
Дети старше пяти лет втягиваются в игру-фантазию, комбинируя события и строя сложные сюжеты. Соответственно всем этим воспитатель должен владеть на более высоком уровне, чем дети. Поэтому способность к порождению новых образов, высказываний, событий, словом, развитое воображение – важнейший компонент игровой компетентности.
- Предлагаю ли я детям задания, направленные на преодоление стереотипов и зависимости от привычной ситуации: «Чем может стать этот предмет?», «Продолжи историю», «Сочинение сценария для мультика»?
Однако умение играть – это не только придумывание новых предметных замещений, ролей и сюжетов. Ведь игра – это не только и не столько воображение, это прежде всего действие, изображение чего-то другого.
- Помогаю ли я детям поверить в воображаемую ситуацию, превратиться в другого, почувствовать себя на месте персонажа, показать его характер /т.е. умею заразить детей интересом к игре, вовлечь детей в игру/?
- Достаточно ли у меня эмоциональной выразительности, открытости и артистизма, способности к перевоплощению, владения своим голосом, движениями, выразительной пластики
/умею показать собой – своими жестами, мимикой, интонациями – привлекательность новой игровой ситуации, новой роли; легко могу изобразить и зайчика, и принцессу, и косолапого мишку, и строгого учителя, и капризного ребенка/?
С одной стороны, своей эмоциональной вовлеченностью педагог может сделать игровую ситуацию личностно значимой, побудить детей включиться в нее, стимулировать их инициативу, заразить желанием играть.
С другой, здесь существует опасность вытеснения детской инициативы артистизмом самого воспитателя. Некоторые дошкольные педагоги, обладая яркой эмоциональностью и артистическими способностями, любят выступать перед детьми, увлекать их изображаемыми событиями. Чрезмерная эмоциональность взрослого, демонстрация собственных артистических способностей иногда превращают игру в «театр одного актера». Детям в этом отношении трудно конкурировать с взрослым, им проще и безопаснее наблюдать за тем представлением, которое показывает воспитатель, чем принять инициативу на себя. Необходимо помнить, что задача воспитателя – не демонстрация собственных способностей и образцов игры, не завоевание детских восторгов, а формирование и поддержка инициативы и самостоятельности самих детей, уверенности в собственных возможностях. Для этого нужно не столько выступать самому, сколько видеть и слышать своих маленьких партнеров. Это бывает достаточно трудно, если у педагога есть четкое представление о том, как нужно правильно играть, а дети этого делать не умеют.
- Уделяю ли я достаточно внимания игре как совместной деятельности детей? Если в игре есть партнеры, значит детям необходимо учитывать действия других и подстраиваться к ним. Соответственно, педагогу необходимы внимание и чуткость к детям, понимание их отношений (порой достаточно сложных) и потребностей.
- Умею ли я ловить и поддерживать возникающие у детей идеи, понимать их смыслы и интересы, принимать их игру, даже если она не соответствует нашим ожиданиям?
И самое трудное – вовремя уйти в тень, «убрать себя», потому что дети уже могут содержательно играть без внешней поддержки, у них сложились деловые (игровые) отношения и наши предложения могут увести их от собственного замысла.
- Достаточно ли я объединяю детей вокруг игры как главного содержания их взаимодействия / а не только сама общаюсь с отдельными детьми/?
Без общности со сверстниками невозможны инициативные, развитые формы игры. Чтобы игра стала самостоятельной, независимой от взрослого детской деятельностью, необходимо на каждом этапе и в каждом виде игры ориентировать ребенка на сверстников.
- Поддерживаю ли я положительные, доброжелательные отношения детей друг к другу в игре?
Организация их взаимодействия и сотрудничества требует от меня понимания особенностей каждого и внимания к нему. Для этого, конечно же, необходимо знать детскую психологию, возможности и потребности каждого возрастного этапа. Очень полезны для поддержки игры фольклорные и народные игры, которые можно выбирать и предлагать детям, учитывая их возраст, желание и возможности.
- Часто ли я организую в своей повседневной деятельности разнообразные игры с детьми / игры с фантазированием, актерские упражнения, коммуникативные игры и пр./?
Т.к. такие качества, как развитое воображение, креативность, свобода замысла и действий; эмоциональная выразительность, артистизм; тактичность, чуткость к партнеру, коммуникативные способности не только проявляются, но и формируются в игре.
[1] Смирнова Е.О., 2015
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение ГБДОУ №124 20019-20020 уч. г.
Экспертиза игровой компетентности педагога.
Критерии и показатели оценки[1]
Таблицa 1.
Критерии оценки игровой компетентности | Измеряемые показатели | Методы измерения показателей |
К1. Ценностное отношение воспитателей к игре | Понимание смысла психолого- педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольника | Анкетирование |
Понимание целей и задач психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности. | Экспересс-опрос. | |
Представление о значении сюжетно-ролевой игры для психического развития дошкольника. | Мониторинг | |
К2. Теоретическая подготовка. | Знание теоретических основ игровой деятельности: понятия сюжетно-ролевой игры, условий ее развития, структуры игры, уровней и этапов развития игры дошкольников, закономерностей развития в дошкольном возрасте. | Анализ практической деятельности. Рейтинговая оценка. |
К3. Уровень развития игрового пространства. | Развитие диалектического мышления . | Наблюдение за деятельностью при преобразовании реальных предметов в игровые. Оценка рефлексии. |
Интеграция игрового пространства. | Умение интегрировать индивидуальные игровые пространства. | |
Интерпретация игровых контекстов. | Умение прочитывать игровые пространства детей. | |
К4. Готовность воспитателей к игре. | Знание методов, приемов, технологий осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. | Метод конкретных ситуаций. Количественный и качественный анализ игровой деятельности дошкольников. |
К5. Совокупность. | Игровая инициативность, креативность, децентрация, эмпатия, рефлексия. | Наблюдение в процессе организации игры. Оценка рефлексии. |
Анализ предпочтений дошкольников в выборе воспитателя в качестве партнера по игре. | ||
К6. Игровой опыт. | Интеграция воображаемых ситуаций Интерпретация реального пространства в игровом смысле. Поддержка и преобразование стихийной детской игры в заранее запланированном направлении сюжетной линии. | Наблюдение в процессе организации игры. |
.
Уровни развития игровой компетентности педагогов
Таблица 2
Критерии оценки | Уровни развития игровой компетентности | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
К1 | Отсутствует понимание значения сюжетно-ролевой игры для психического развития дошкольника. | Имеют представление о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника. | Четкое знание возможностей игровой деятельности для формирования психических новообразований возраста . |
К2 | Не знают теоретических основ игры. | Имеют представление об основных понятиях теории игры. | Имеют собственный взгляд на теоретические основы игры. |
К3 | Не умеют делать диалектические преобразования, игровое пространство замкнуто, испытывают затруднения при интерпретации реальных ситуаций в игровом смысле. | При диалектических преобразованиях испытывают затруднения, границы игрового пространства подвижны, в реальных ситуациях улавливают игровой смысл. | Свободно делают диалектические преобразования, границы игрового пространства динамичны, готовы к объединению, в реальной ситуации улавливают несколько игровых смыслов. |
К4 | Не могут осуществлять переход от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации. | Испытывают затруднения при осуществлении перехода от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации. | Свободно осуществляют переход от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации. |
К5 | Не могут творчески подходить к решению профессиональных задач, не могут посмотреть на ситуацию со стороны, не чувствуют игровые состояния других людей, не способны к самоанализу. | Испытывают затруднения при творческом решении профессиональных задач. «Взгляд со стороны» односторонний. Не выражена способность к определению игровых состояний других людей. Испытывают затруднения при самоанализе. | Творчески подходят к решению профессиональных задач. «Взгляд со стороны» многосторонний. Чувствительны к игровым состояниям других людей. Ярко проявляют способность к самоанализу. |
К6 | Отсутствуют умения по развитию сюжета игры. Отличаются небогатым игровым опытом. | Умеют оперировать элементами сюжетно-ролевой игры в контексте осуществления косвенного психолого-педагогического сопровождения игры. | Имеют богатый игровой опыт, что проявляется в умении развивать сюжетные линии, в обогащении содержания детских игр через собственное ролевое поведение. |
[1] Рзаева Е.И.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение ГБДОУ №124 20018-20019 уч.г.
Экспертный лист
Развитие игровой деятельности дошкольников
Группа _________ Кол-во детей _______ ФИО воспитателя _____________________
Название игры: | ||||
Стиль взаимодействия педагога с детьми ./поддерживающий, дидактический, отстраненный/ | ||||
Доставила ли игра детям радость? | ||||
Инициатива. По чьей инициативе возникла игра? | ||||
Планирование игры: | ||||
соответствует ли игра программному содержанию, возрасту и уровню развития детей? | ||||
отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой? | ||||
Создание условий для игры: | ||||
1/ Время игры: |
| |||
1) время в режиме дня /утро, вечер/, | ||||
2) организационное (сколько дети готовятся к игре и обсуждают ее), | ||||
3) реальное (продолжительность игрового действия, сколько длится игра), | ||||
4) игровое (субъективное переживание детей /день, зима, долго ждем/. | ||||
2/ Пространство или территория игры: | ||||
1/ место для игры /большое или маленькое, просторное или тесное/ (характеристики осваиваемого пространства выступают важными маркерами личностных проблем ребенка), | ||||
2/ маркеры пространства /используются/не используются/ | ||||
| 3/ Замысел. Рождение, воплощение и развитие замысла: | |||
1) Обсуждение плана действий /совместное/ самостоятельное/: 1) умение передавать детям свое представление о замысле, этапах, правилах / воспитатель четко представляет себе название, вид, цель, правила и основные этапы игры/, | ||||
2) совместное обсуждение замысла и правил (замысел рождается во взаимодействии), | ||||
3) самостоятельное обсуждение замысла, правил, планирования хода игры. | ||||
4/ Создание особой (сказочной) атмосферы, способствующей выходу ребенка за пределы реально воспринимаемого и приписывание ему новых значений, т.е. то, что дети обозначают известным словом «понарошку» или «как будто» | ||||
5/ Воплощение замысла в реальной игровой ситуации: | ||||
1/ сюжет (область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре), | ||||
2/ главное, что выделяется в человеческих взаимоотношениях, | ||||
3/ чему отдается предпочтение во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми, | ||||
4/ какие были роли и как они распределялись, как происходило распределение ролей, кто принимал решение о приеме в игру? Выходили ли дети из игры, почему. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, в ходе игры? Кем и как они разрешались? | ||||
5/ какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями, | ||||
6/ какие взаимоотношения между детьми наблюдались во время игры, | ||||
7/ самостоятельны ли дети в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя, | ||||
8/ какие новые ситуации были придуманы в ходе игры, | ||||
9/ как закончилась игра /организованно или неожиданно/, обсуждали ли дети ее ход после окончания игры, | ||||
10/ связана ли игры с другими играми детей, | ||||
11/ развитие игры при взаимодействии с младшими ребятами. | ||||
6/ В чем заключается руководство игрой со стороны воспитателя /приемы, методы/: | ||||
Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры: | ||||
I. Условия для возникновения и развертывания игр детей: | ||||
обогащение детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (совместное чтение книг, прослушивание записей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы о себе и других людях, организация экскурсий, прогулок; привлечение внимания детей к содержанию деятельности окружающих, их взаимоотношениям, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.); | ||||
побуждение детей к развертыванию игры (обращение к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предложение детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждение детей принять роль и наделить ею партнера, договориться о правилах игры /со старшими детьми/ и пр.); | ||||
предложение детям образцов различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами - «Съедобное - несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего); | ||||
соблюдение баланса между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: воспитатели оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам; | ||||
обеспечение баланса между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми). | ||||
II. Условия для развития общения между детьми в игре: | ||||
организация совместных игр детей (предложения игр с различным числом участников для развития большего числа дружеских привязанностей между детьми; объединение отдельных играющих групп детей общим сюжетом; организация совместных игр детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом); | ||||
развитие способов игрового общения, наделение детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера); | ||||
развитие у детей умения общаться в игре и по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.). | ||||
III. Условия для развития творческой активности детей в игре: | ||||
отсутствие излишней регламентации игры, требований к воспроизведению трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов; | ||||
предоставление детям возможности выбора (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.) в процессе игры; | ||||
поощрение детей к импровизации (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.) в игре; | ||||
подбор и использование предметов-заместителей, расширение их наборов, гибкое использование игрового оборудования; | ||||
помощь в возникновении и развитии эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.); | ||||
внимательное и тактичное наблюдение за свободной игрой детей, включение в нее по мере необходимости на условиях равноправного партнерства. | ||||
IV. Условия для реализации индивидуального подхода в организации игры детей: | ||||
организация игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей, детей с ОВЗ, повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей); | ||||
особое внимание «изолированным» детям (организация привлекательных для них игр, оказание поддержки, выдвижение на центральные роли); | ||||
поощрение игр, способствующих поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организация отдельных и совместных игр для мальчиков и девочек; предложение девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечение детям возможностей выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов); | ||||
поддержка индивидуальных интересов и возможностей детей в игре. | ||||
V. Условия для развития разных видов игры: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
7/ Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношений детей во время игры: | ||||
вовлекал робких, застенчивых детей в игру | ||||
путем прямого предложения «возьмите поиграть», | ||||
путем введения новой роли/, | ||||
сам организовывал вокруг себя коллектив для игры | ||||
побуждал детей самостоятельно договариваться / о распределении ролей, об игрушках/, | ||||
предупреждал или устранял возникающие конфликты | ||||
из-за игрушек, | ||||
ролей, | ||||
выполнения правил, | ||||
побуждал детей объединять игры между собой, | ||||
использовал какие-то другие приемы. | ||||
8/ Не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством? | ||||
9/Как был проведен самоанализ? | ||||
10/ Каков уровень развития игровой деятельности? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование макетов в развитии игровой деятельности дошкольников
Статья раскрывает содержание деятельности с дошкольниками по созданию универсальной игровой среды для игр с макетами и маркерами различных пространств....
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»
Консультация для воспитателей, в которой даны рекомендации развития игры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-148197-1360915469.jpg)
Мнемотурнир с педагогами ДОУ "Развитие игровой деятельности дошкольника"
Данный материал представляет собой методическую разработку (как вариант - проведение педагогического совета в форме) мнемотурнира. В данном материале описаны задачи, решаемые в ходе данного меро...
Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."
Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-718865-1448991894.jpg)
«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».
Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для развития игровой деятельности дош...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021412-1521107955.jpg)
Игротренинг для педагогов ДОУ по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318626-1614461253.png)
Анализ выполнения задач по развитию игровой деятельности дошкольников
От позиции воспитателя по отношению к детской игре, от его игровой компетентности зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а, значит, и развитие личности дошкольников.Наск...