Районное методическое объединение "Функциональная грамотность"
материал

Что же такое функциональная грамотность? Воспользуемся определением психолога Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного образования? Бесспорно – ДА.
Но, как же прийти к этому?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnot.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей ДОУ

Составитель: Илясова О.Н, старший воспитатель

Функциональная грамотность

(На входе педагогам раздаются программки РМО и карточки с изображением разных сортов чая. Педагоги делятся на три группы в соответствии с полученными карточками: чай черный, чай фруктовый и чай травяной: на столах стоят заварные чайники с данными сортами чая.)

      В 2022-2023 учебном году мы все станем участниками Школы функциональной грамотности, у каждого учреждения своя компетенция. Функциональная грамотность состоит из 6 компетенций:

- финансовая

- читательская

- математическая

- естественнонаучная

- креативное мышление

- глобальные компетенции

        Сегодня мы кратко познакомимся с понятием функциональной грамотности и составляющими компетенциями.

        Что же такое функциональная грамотность? Воспользуемся определением психолога Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного образования? Бесспорно – ДА.
Но, как же прийти к этому?

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
• формирование речевой активности дошкольников;
• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Что сделать, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности наших воспитанников, какие технологии применять?
Конечно же, активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

Все вы, думаю, отметили на столах необычные атрибуты. Я хочу рассказать вам притчу, которая известна с давних пор и так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» как раз о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе).

Вернемся к  нашей чайной церемонии.   Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте, используя собственные знания и опыт.

Задание

Задача для 1 группы: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая  грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

         - математическая грамотность – ФИО выступающего

         - финансовая грамотность – ФИО выступающего

Задача для 2 группы:  Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?

- Вторым компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

           - естественно-научная грамотность – ФИО выступающего

Задача для 3 группы:  Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования – читательская грамотность.

         - читательская грамотность – ФИО выступающего

Уважаемые коллеги. Для того, чтобы работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение коллег, как и дошкольнику  в коллективе, вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.

Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность дошкольника».

Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности  лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых в предшкольный период.

- А сейчас мы попробуем составить

модель формирования и развития функциональной грамотности: 

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием)

Задание 2

Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.

Задание для 1 группы:  Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.

Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста?  Напишите их на струйках воды.

Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т.е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок в предшкольный период). Напишите на яблоках.

- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды, т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.  Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.

  План работы на учебный год

Рефлексия: - А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сможем плодотворно работать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения для учителей – логопедов ДОУ муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2020 – 2021 учебный год

Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими техн...

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа    «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...