Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольной образовательной организации с использованием современных технологий, которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. В связи с этим возникла необходимость в реализации в МДОУ Программы инновационной деятельности по теме "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 79 комбинированного вида»
«Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
Саранск 2019
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень инновационной деятельности | Муниципальный |
Основание для разработки Программы | Приказ Управления образования Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск №01-02/125 от «27» мая 2019 г. «О присвоении статуса инновационной площадки муниципальным дошкольным образовательным организациям городского округа Саранск» |
Тема инновационного проекта | Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста |
Руководитель инновационного проекта | заведующая |
Разработчики инновационного проекта | Миронова Татьяна Михайловна – старший воспитатель |
Исполнители инновационного проекта | Педагоги и специалисты МДОУ «Детский сад №79» |
База реализации инновационного проекта | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79 комбинированного вида» Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, д.6 |
Сроки реализации инновационного проекта | 2018-2023 г.г. |
Актуальность | Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольной образовательной организации с использованием современных технологий, которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: - ухудшение состояния здоровья детей; - существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; - недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка; - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении. Утверждение и введение в действие ФГОС дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми. Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия. Но и в этих программах также не существует разработанных современных технологий образования, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МДОУ «Детский сад №79» по проблеме «Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста». |
Цель | Повышение качества образовательного процесса по развитию речевой и коммуникативной компетентности воспитанников в соответствии с государственной политикой в области образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. |
Задачи | 1). Повышение качества образовательного процесса по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через внедрение в педагогический процесс современных педагогических технологий. 2). Апробация и внедрение современных подходов к моделированию образовательной развивающей среды для развития коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 3) Создание инновационной модели предметно-развивающей среды по речевому развитию детей дошкольного возраста. 4). Повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации по речевому развитию. 5). Повышение уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг по речевому развитию дошкольников. 6) Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. |
Гипотеза | если в процессе организации работы по речевому развитию с дошкольниками будет осуществлен комплекс мер, включающий в себя:
то этот комплекс мер приведет к достижению максимально возможных условий для речевого и интеллектуально-творческого развития детей, поддержку его способностей семьей. |
Ожидаемые результаты | В педагогическом исследовании:
В работе с педагогическим кадрами:
В работе с детьми:
В работе с родителями:
|
Этапы реализации инновационного проекта (основные задачи) | 1 этап. Организационный (январь 2018 – август 2019) Задачи: теоретическое обоснование проблемы инновационногопроекта, определениеосновной идеи, гипотезы, методов реализации проекта, диагностика уровня речевого развития детей дошкольного возраста; 2 этап. Практический (сентябрь 2019 – май 2022) Задачи: проектирование модели развития речи у детей дошкольного возраста, создание методического обеспечения, необходимого для успешной реализации модели на практике, апробирование некоторых форм и методов работы. 3 этап. Обобщающий (июнь 2022 – январь 2023) Задачи: сравнительный анализ результатов диагностики речевого развития детей, обобщение и систематизация полученных материалов, формулировка выводов, отбор наиболее эффективных методов, приемов, форм работы. |
Необходимые условия для проведения работ | 1. Материально-технические условия: - пополнение речевых центров в групповых помещениях; - пополнение предметно-развивающей среды групп и дополнительных помещений МДОУ оборудованием и пособиями в соответствии с современными требованиями; - осуществление своевременного планового ремонта помещений МДОУ. 2. Кадровые условия: - Подготовка и переподготовка педагогических кадров на базе ФГБОУ ВПО «МордГПИим.М.Е. Евсевьева», ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»; - Введение дополнительных образовательных услкг: «Речевичок» (дополнительные занятия по речевому развитию с детьми младших групп); «Веселый язычок» (занятия с учителем-логопедом); «АБВГдейка» (обучение грамоте); «Ступеньки к грамоте» (обучение чтению); «Риторика для дошкольников»; - Обеспечение взаимодействия всехучастников воспитательно-образовательного процесса:сотрудников МДОУ, родителей воспитанников, общественных организаций, социальных институтов детства. 3. Организационно-методические условия: - Создание творческой группы по инновационному направлению; - Обеспечение информационного и методического сопровождения инновационной деятельности. 4. Информационные условия - Создание на сайте ДОО электронного методического кабинета с целью распространения инновационного педагогического опыта работы ДОО. |
Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу, имеющихся в наличии и планируемых к разработке |
|
Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки |
|
Ожидаемые результаты | В педагогическом исследовании:
В работе с педагогическим кадрами:
В работе с детьми:
В работе с родителями:
|
Распространение опыта и внедрение результатов проекта в массовую практику | Проведение информационно-обучающих мероприятий по распространению опыта инновационной площадки (творческие отчеты, презентации, выставки, конференции, круглые столы, семинары, мастер-классы, студии инновационного опыта) для педагогической общественности городского округа Саранск. Создание сетевых педагогических сообществ. Публикация статей по теме инновационной деятельности в научно-педагогических изданиях. |
1. Теоретическое обоснование программы инновационной деятельности
Актуальность.
Речевое развитие ребенка - это один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольной образовательной организации с использованием современных технологий, которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Важнейшие социальные функции выполняет речь: то есть помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Различные ситуации общения требуют разных коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Если учитывать это, то одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива детского сада становится формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников.
Речевое развитие – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Роль образовательной области «Речевое развитие» в воспитании, развитии и обучении дошкольника направлена на достижения целиовладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит активная речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребёнком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребёнку крайне необходимо общение. Бедная речь ведёт к агрессии, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
В ФГОС дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Изучению феномена речи посвящены многочисленные научные исследования в области отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова и др.). Глубоко исследуются проблемы возникновения и развития речи, ее отдельных функций, проводятся взаимосвязи речи с психическими процессами и деятельностью.
Значительный вклад в отечественную теорию речи внес Л.С. Выготский. В своей психосоциологической теории Л.С. Выготский подчеркивает ярко выраженный социальный характер речи. По его мнению, изначально, с момента своего появления на свет, ребенок включен в непрерывный процесс общения и является активным субъектом социума. Л.С. Выготский определяет речь как основное средство общения.
А.А. Леонтьевым подчеркивается, что развитие речи ребенка - есть, прежде всего, развитие способов общения, овладение которыми требует формирования языковой способности. Успешность формирования последней обусловлена как созреванием механизмов психики, так и частотой, содержательностью контактов ребенка с окружающим миром.
Речь, будучи ведущим средством общения, возникает из потребности в нем на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Начальные этапы развития и становления речи как средства общения приходятся на период дошкольного детства. Именно этот отрезок жизни признан сензитивным для развития речи.
Е.И. Тихеева создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
Она определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду:
- развитие аппарата речи детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
- накопление содержания речи;
- работа над чистотой детской речи.
Важным средством речевого развития дошкольников она считала специальные занятия по развитию речи. Ею разработана система занятий по развитию словаря у детей.
А.П. Усова, разработавшая теоретические основы обучения дошкольников, доказавшая необходимость обязательной программы для детского сада и занятий как формы обучения, писала, что обучение родному языку является важнейшей задачей детского сада, так как оно играет большую роль в формировании и мышлении. Вместе с А.П. Усовой проблему развития речи разрабатывали Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева.
А.Н. Гвоздевпоставил на подлинно научную основу изучение детской речи, вопросы усвоения ребенком дошкольного возраста фонетической системы, звуковой стороны речи и грамматического строя русского языка. Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу теории и методики развития речи детей.
Ф.А. Сохин - лингвист и психолог. С его именем связано развитие методики развитие речи на новом качественном уровне. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром.
Е.И. Радиназанималась вопросами воспитания фонетической стороны речи дошкольников, рассматривала роль беседы в работе с дошкольниками в детском саду, подчеркивая, что в беседе ребенок учится выражать свои мысли в слове, слушать собеседника - а это важные условия для развития связной речи.
Э.П.Коротковавнесла значительный вклад в вопросы методики развития связной речи у детей дошкольного возраста. В ее работах теоретически и методически раскрыты развивающие возможности беседы как средства развития у дошкольников связной диалогической и монологической речи. Ею отмечается, что правильное руководство беседой развивает у детей навыки диалогической, монологической речи.
Исследования ученых-педагогов, опиравшиеся на более глубокое понимания процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х годов XX века, во многом изменили сегодняшние современные подходы к содержанию и методике развития речи детей. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение.
Большой интерес представляет исследование Н.Ф. Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимости влияет на развитие личности и самостоятельности мышления, находя и определяя словом причину и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Данные умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.
В работе Г.П. Беляковой "Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений" осознанное отношение к слову как основной единицы языка и словесному составу предложение рассматривается как необходимое условие развития связной речи дошкольника.
Работы В.В. Гербовой вносят большой вклад в методику развития словаря, связной речи. Ею разработаны содержание и методика занятий по развитию речи дошкольников для всех возрастов этапа дошкольного детства.
Г.А. Тумакова в исследовании "Работа над звуковой стороной слова в процессе развития речи дошкольников в детском саду" доказала, что формирование ориентировки в звуковой стороне слова влияет на общеречевое развитие, способствует обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя и развитию навыков связной монологической речи. Ею разработана система речевых игр и упражнений для развития звукопроизношения у дошкольников.
А.И. Максаков в своихисследованиях раскрывает онтогенез фонетической и лексической сторон детской речи и рассматривает педагогическую систему работы по их развитию.
О.С. Ушакова разрабатывает современные научно-методические подходы к речевому развитию дошкольников. Ею разработана "Программа развития речи детей дошкольного возраста" и ряд методических пособий к ней, активно внедряемых в образовательный процесс многих дошкольных образовательных учреждений.
В работахА.Г. Арушановойподнимаются теоретические вопросы формирования грамматической стороны речи и развития речевого общения у дошкольников и представлены технологии речевого коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возрастов.
Нормативно-правовая базаинновационной деятельности
- – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.-3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №79 комбинированного вида».
- Программа развития МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида»на 2015-2020 гг.
Противоречие
Утверждение и введение в действие ФГОС дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Но и в этих программах также не существует разработанных современных технологий образования, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы условия организации развития речи дошкольников в образовательном процессе?
Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МДОУ «Детский сад №79» по проблеме «Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».
Цель:создание инновационной модели речевого развития детей дошкольного возраста; повышение качества образовательного процесса по развитию речевой и коммуникативной компетентности воспитанников в соответствии с государственной политикой в области образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Объект исследования: процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические технологии развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза: если в процессе организации работы по речевому развитию с дошкольниками будет осуществлен комплекс мер, включающий в себя:
- дифференцированный подход к детям в процессе реализации инновационной деятельности;
- конкретизация задач по речевому развитию воспитанников;
- создание развивающей среды для речевого развития дошкольников,
- диагностику речевого развития дошкольников,
то этот комплекс мер приведет к достижению максимально возможных условий для речевого и интеллектуально-творческого развития детей, поддержку его способностей семьей.
Задачи:
1). Повышение качества образовательного процесса по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через внедрение в педагогический процесс современных педагогических технологий.
2). Апробация и внедрение современных подходов к моделированию образовательной развивающей среды для развития коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
3) Создание инновационной модели предметно-развивающей среды по речевому развитию детей дошкольного возраста.
4). Повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации по речевому развитию.
5). Повышение уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг по речевому развитию дошкольников.
6) Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Методы работы:
Теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по теме инновационной работы);
2 Эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование педагогов детского сада);
3 Методы математической обработки данных.
Принципы реализации инновационного направления
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие и активизацию речи дошкольников, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип участия – активное и сознательное участие воспитателя, детей и родителей в планировании, разработке, подготовке и проведении презентации проектов, в создании предметно-развивающей среды по познавательно-речевому развитию детей.
Принцип комплексности и интегративности – решение речевых задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип преемственности – обеспечение взаимодействия и преемственности между дошкольным и начальными звеньями образования по проблеме речевого развития, подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Принцип результативности и гарантированности – реализация конституционных прав детей на получение образования, необходимой помощи и поддержки, выполнение государственных гарантий, направленных на интеллектуальное развитие детей.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы его развития и физические возможности.
Принцип концентрического (спиралевидного) обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования речевых умений и навыков.
Принцип успешности заключается в том, что каждому ребенку необходимо чувствовать собственную значимость и успешность..
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в детском саду создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования умения у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка при дальнейшем обучении в школе.
Ожидаемые результаты инновационной деятельности
В педагогическом исследовании:
- Разработка научно-методических основ речевого развития детей дошкольного возраста как интегративного качества личности.
- Создание системы работы по современным технологиям речевого развития.
- Разработка методического обеспечения современных технологий речевого развития дошкольников.
- Повышение качества организации методической работы в ДОО (переход на инновационную модель методической работы).
- Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.
В работе с педагогическим кадрами:
- Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.
- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, республиканском и российском уровнях.
- Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОО и их отношения к работе.
- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
В работе с детьми:
- Развитие у детей речевых умений как интегративного качества личности.
- Повышение качества и уровня педагогической деятельности по речевому развитию у детей дошкольного возраста.
- Развитие личностных свойств и качеств ребенка, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации к жизненным условиям.
В работе с родителями:
- Повышения интереса к деятельности МДОУ «Детский сад №79» городского округа Саранск.
- Активное включение в инновационный процесс ДОО.
2. Содержание программы инновационной деятельности
Основные этапы инновационной деятельности
- Содержание программы инновационной деятельности
Основные этапы инновационной деятельности
I этап – Организационный (январь 2018 – август 2019) | |
Цель: | изучение состояния ресурсов ДОО: материально-технических, кадровых, нормативно-правовых, необходимых для реализации программы инновационной деятельности, возможность привлечения дополнительных ресурсов, готовность педагогов к инновационной деятельности |
Основные задачи: | -теоретически обосновать проблемыинновационного проекта, - определить основной идеи, гипотезы,методы реализации инновационного проекта; - провести диагностику уровня речевого развития детей дошкольного возраста; |
II этап – Практический (сентябрь 2019 – май 2022) | |
Цель: | последовательная реализация инновационной программы – изучение начального состояния педагогического процесса, отбор наиболее адекватных методик, диагностика, планирование, анализ, обобщение результатов, внесение корректировки, освещение информации на сайте ДОО |
Основные задачи: | - спроектировать модель развития речи детей дошкольного возраста; - создать методическое обеспечение, необходимое для успешной реализации модели на практике, апробирование некоторых форм и методов работы. |
III этап – Обобщающий (июнь 2022 – январь 2023) | |
Цель: | обработка полученных материалов, их качественный и количественный анализ, соотнесение результатов с поставленными целями, задачами, описание результатов, формулирование выводов, обобщение и тиражирование положительного опыта, результатов деятельности в рамках реализации программы |
Основные задачи: | - провести сравнительный анализ результатов диагностики речевого развития детей; - обобщить и систематизировать полученные материалы, |
Дорожная карта (план мероприятий)
программы инновационной деятельности
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат мероприятия |
1 этап – Организационный (январь 2018 – август 2019) | |||
1 | Изучение нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих ФГОС ДО к условиям реализации ООП | Январь-май 2018 | создание банка нормативно-правовых документов, регламентирующих ФГОС ДОк условиям реализации ООП |
2 | Ознакомление с современными научными разработками в области речевого развития детей дошкольного возраста | Январь-май 2018 | составление списка научно-методической литературы и обзор опыта других дошкольных учреждений для реализации инновационной деятельности |
3 | Создание творческой группы по работе в инновационной направленности | Январь 2018 Август 2019 | протокол педагогического совета, приказ по МДОУ |
4 | Создание условий для индивидуального и коллективного образования, теоретического освоения инноваций | постоянно | План-график прохождения курсов повышения квалификации педагогов |
5 | Оценка условий, необходимых для проведения инновационной деятельности. | Февраль 2018 | Повышение уровня теоретической, практической и мотивационной готовности педагогов к деятельности в режиме инновационной площадки |
6 | Изучение состояния воспитательно-образовательной работы педагогов и качества результатов работы по речевому развитию с дошкольниками. | Май 2019 | |
7 | Диагностика профессиональной подготовленности педагогов к проведению инновационной деятельности в ДОО. | Февраль 2019 | |
8 | Создание и апробация диагностических заданий, направленных на выявление уровня развития речи детей дошкольного возраста | Май-август 2019 | Диагностические карты |
9 | Информирование родителей об инновационной деятельности | Январь 2018 | Подготовка информационных материалов, составление протоколов родительских собраний |
10 | Анализ материально-технического оснащения МДОУ для реализации программы инновационной деятельности | Май 2018 май 2019 | аналитическая справка по оценке существующего материально-технического обеспечения |
2 этап – Практический (сентябрь 2019 – май 2022) | |||
1 | Корректировка и утверждение ООП | Сентябрь 2019 | ООП МДОУ |
2 | Утверждение программно-методического обеспечения инновационной деятельности | Сентябрь 2019 | внедрение рабочих программ и методического обеспечения в образовательный процесс |
3 | Анализ подобранных образовательных программ, технологий, методических разработок по созданию модели образовательной развивающей среды для развития коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка | Октябрь 2019 | создание информационного банка образовательных программ, технологий, целевых методик, методических разработок |
4 | Наполнение и оснащение образовательного пространства МДОУ с учётом требований к инновационной развивающей предметно-пространственной среде | В течение 2019-2020 уч.г. | приведение оснащения образовательного пространства МДОУ в соответствие требованиям к инновационной развивающей предметно-пространственной среде |
5 | Разработка системы мониторинга за ходом реализации инновационной деятельности | Ноябрь 2019 | Оформление картотеки развивающих упражнений и заданий для индивидуальной работы с детьми. |
6 | Изготовление дидактического материала и пособий по теме | постоянно | Пополнение оснащения игровой развивающей среды |
7 | Составление серии конспектов НОД по речевому развитию и социально-коммуникативному развитию Открытые просмотры | В течение 2020-2021уч.г. | Конспекты НОД и итоговых мероприятий по ИД. Анализ и самоанализ педагогами-инноваторами открытых мероприятий по теме ИД. |
8 | Реализация перспективного плана работы с воспитанниками | постоянно | Корректировка перспективных планов работы с воспитанниками. |
9 | Реализация перспективного плана работы с родителями воспитанников | постоянно | Корректировка перспективных планов работы с родителями. |
10 | Разработка совместных образовательных проектов | В течение 2019-2020уч.г 2020-2021 уч.г. | Презентация проекта |
11 | Проведение педагогических советов по теме инновации | 1 раз в год | Протоколы пед.советов |
12 | Участие педагогов-инноваторов в конкурсах профессионального мастерства по проблеме | постоянно | Документы, подтверждающие участие педагогов-инноваторов в конкурсах профессионального мастерства, публикации в СМИ (сертификаты, дипломы, выписки). |
13 | Выработка практических рекомендаций по взаимодействию с семьёй по теме ИД | Май 2022 | Консультации, памятки |
3 этап – Обобщающий (июнь 2022 – январь 2023) | |||
1 | Проведение мониторинга реализации программы инновационной деятельности | Сентябрь 2022 | заполненные таблицы мониторинга и |
2 | Анализ результатов реализации программы инновационной деятельности | Январь 2023 | аналитический отчёт по результатам его проведения |
3 | Распространение полученного опыта | июнь 2022 – январь 2023 | публикации на сайте МДОУ и в печатных изданиях, а также проведение семинаров, конференций, мастер-классов |
Обеспечение реализации основных направлений инновационной деятельности
Материально-техническое обеспечение
Задача: Организовать предметно-развивающее образовательное пространство, направленное на реализацию задач речевого развития детей дошкольного возраста.
№ п/п | Наименование мероприятий (содержание работы) | ответственные | сроки |
1 | Осуществление своевременного планового ремонта помещений МДОУ | Заведующая Завхоз | Постоянно 2018-2023г.г. |
2 | Пополнение речевых центров в групповых помещениях | Ст.воспитатель Воспитатели | По необходимости |
3 | Пополнение предметно-развивающей среды групп и дополнительных помещений МДОУ оборудованием и пособиями в соответствии с современными требованиями | Заведующая Воспитатели | По необходимости |
4 | Организация контроля: - Строгое соблюдение норм СанПин при организованных формах обучении; - Организации контроля над проведением инструктажей по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, охране труда сотрудников | Заведующая Старший воспитатель | Постоянно |
Кадровое обеспечение
Задача: обеспечить плодотворную, высокопрофессиональную деятельность МДОУ по использованию современных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, актуализировать модель по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79 комбинированного вида» полностью укомплектовано педагогическими кадрами. В штатное расписание включено 29 педагогов,
из них:
старший воспитатель - 1
воспитатели – 24,
учитель-логопед - 1
инструктор по физической культуре– 1,
музыкальный руководитель – 2.
Программно-методическое и информационное обеспечение
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» в вопросах речевого развития дошкольников через освоение инновационных образовательных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей в разных видах детской деятельности; разработать модель и технологию системы работы детского сада в условиях нововведения.
Задачи:
- Определить содержание педагогического процесса в образовательной организации, способствующее использование инновационных подходов в организации работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста.
- Выделить круг теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для педагогического коллектива ДОО по реализации инновационной деятельности.
- Определить эффективные формы и методы работы с детьми и взрослыми по данному направлению.
- Обосновать системы мер по отработке процесса использования инновационных подходов в организации работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста; реализовать системы мер по отработке педагогической модели, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.
- Создать инновационную модель образовательного пространства, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей деятельности детей дошкольного возраста.
- Обеспечить условия формирования единого образовательного пространства вокруг каждого ребёнка.
- Обеспечить образовательное пространство ДОУ современными компьютерными технологиями, способствующими повышению познавательной активности детей, их позитивной мотивации.
- Познакомить детей с компьютером как современным инструментом обработки информации.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в овладении инновационными технологиями.
- Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
- Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков.
- Создать банк обучающих программ, дидактических и методических материалов для организации инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.
- Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.
- Создать консультационный пункт для педагогов района и родительской общественности.
- Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.
- Привлечь к активному сотрудничеству семьи воспитанников.
Критерии эффективности инновационной деятельности
Направление результативности | Показатели (целевые индикаторы) | |
качественные | количественные | |
научная | размещение информации, публикации на сайте МДОУ и в научных изданиях | количество публикаций |
методическая | разработка методических рекомендаций, семинары, конференции, авторские программы | количество рекомендаций, разработок, проведённых конференций и семинаров |
социальная | доступность продуктов инновационной деятельности | обновление информации на сайте МДОУ, публичный отчёт о реализации программы инновационной деятельности – не реже 1 раза в года |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы инновационной деятельности
В ходе реализации инновационной деятельности будут использованы следующие виды мониторинговых исследований:
- информационный мониторинг (с целью сбора, накопления и систематизации материала),
- педагогический мониторинг (с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников),
- управленческий мониторинг (с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений)
на всех этапах создания модели развивающей предметно-пространственной среды (предварительный, текущий и итоговый мониторинг).
Показатель мониторинга | Периодичность | Инструментарий |
изменение комфортности дошкольной жизни ребёнка, удовлетворение его запросов и ожиданий (изучение физического и психологического состояния ребёнка, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношений с педагогами, сверстниками, родителями) | 1 раз в год | опрос, анкетирование |
изменение компетентности педагога, удовлетворение его профессиональных запросов, достижение успеха (изучение отношения педагога к делу, инновациям, взаимоотношений с коллегами, воспитанниками, родителями детей) | 1 раз в год | опрос, анкетирование, сертификаты о повышении квалификации |
изменение отношения родителей к ДОУ (вовлеченность родителей в жизнь ДОУ, удовлетворенность родителей образовательными возможностями учреждения, настроением и состоянием здоровья своих детей) | 1 раз в год | опрос, анкетирование |
Список использованных источников
- Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
- Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
- Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
- Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
- Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
- Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016., 352с.
- Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дош. Учреждений/ Г.Е. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.- 2-е изд.-М.: Просвещение , 2010.
- Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
- Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
- Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2016. - 224 c.
- Матвеева, А.С.Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С.Яковлева, Н.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
- Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
- Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2018. - 30 c.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольниковстяжелымнарушениемречи. под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
- Программа «Обучение дошкольников грамоте» Л.Е. Журова, Н.В. Дурова. М. «ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА», 2011г.
- Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.
- Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.
- Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.
- Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.
- Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 592 c.
- Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 c.
- Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 224 c.
- Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 3-4 года / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 128 c.
- Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 4-5 лет. / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 315 c.
- Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.
- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
- Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
- Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
- Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 424 c.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу инновационной деятельности
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №79 комбинированного вида» по теме:
«Использование инновационных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
Речевое развитие ребенка – это один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольной образовательной организации с использованием современных технологий, которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Важнейшие социальные функции выполняет речь: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Различные ситуации общения требуют разных коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Если учитывать это, то одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива детского сада становится формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников.
Утверждение и введение в действие ФГОС дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Главная цель инновационной деятельности – разработка и обоснование инновационной модели использования современных педагогических технологий речевого развития детей дошкольного возраста.
Одно из направлений программы - совместная работа с родителями. Усилия ДОО будут малоэффективными, если родители не будут единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Более того, основы речевой активности закладываются в семье, поэтому работа педагога будет направлена на поиск приемов и методов работы, чтобы сделать совместную работу более эффективной.
Программа инновационной деятельности направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации по речевому и социально-коммуникативному развитию.
Материалы по теме инновационной направленности «Использование инновационных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста» разработаны с учетом современных требований программы речевого развития и могут быть использованы в воспитательно-образовательной работе педагогов ДОО.
Научный руководитель –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...
Консультация: « Инновационные технологии для развития речи детей дошкольного возраста»
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...
" Сказкотерапия как инновационная технология в развитии речи детей дошкольного возраста"
Выступление...
Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
laquo;Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем унаших детей завтра»Джон Дьюи...
Консультация: « Инновационные технологии для развития речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...
Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи...