Проект "Мини-музей в ДОУ: вместе с детьми и для детей"
методическая разработка

Ладода Любовь Викторовна

Детство - это мир культуры. Одной из главных форм реализации потребности ребенка в приобщении к культуре является музейная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._mini-muzey_v_dou_vmeste_s_detmi_i_dlya_detey.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мини-музей в ДОУ вместе с детьми и для детей»

Участники проекта: педагоги, воспитанники и родители (законные представители), в перспективе – социально-заинтересованное окружение (социальные партнеры)

Тип проекта: социокультурный

Срок реализации проекта: долгосрочный (2 года)

Актуальность:

Детство – это мир культуры. Одной из главных форм реализации потребности ребенка в приобщении к культуре является музейная педагогика. Музей в музейной педагогике рассматривается как образовательная система, которая способна решать образовательную, просветительскую, развивающую и воспитательную задачи. Основной целью, которой выступает приобщение к музею подрастающего поколения, развития творческой личности, ее мировоззренческих основ. Сегодня музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая область, создающая условия для погружения личности ребенка в культурно-пространственную среду.

Музей в современных условиях прочно вошел в число институтов воспитания и социализации молодого поколения, являясь важнейшим фактором преемственности и непрерывности развития духовной жизни, центром экспонирования историко-культурного наследия человечества, формирования исторического сознания, нравственной, эстетической культуры, развития патриотических чувств разных возрастных и социальных групп.

Музей – это форма культуры, которая помогает ребенку войти в пространство окружающего мира через него. Он становится одним их первых источников знакомства с традициями и ценностями человека и общества.

Воспитание личности ребенка средствами музейной педагогики закладывает основы понимания ребенком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. Необходимо с дошкольного детства формировать у ребенка потребность в духовном развитии, культурном досуге. Развивать интерес к истории города и его музеям, произведениям народного творчества.

Цель:

Приобщение воспитанников к историко-культурному наследию города Санкт-Петербург, формирование духовных и нравственных качеств дошкольников.

Задачи:

  • Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ, в том числе коридорные и лестничные пространства общего использования;
  • Обогащение образовательного процесса новыми формами;
  • Содействовать укреплению связей между детским садом и семьей.

Формы работы в музее:

  • Театрализация (примерка различных историко-культурных и психологических ролей)
  • Ребенок-экскурсовод
  • Образовательная деятельность

Принципы реализации проекта:

  • Учет возрастных особенностей детей
  • Доступность
  • Постепенность усложнения

Этапы реализации:

  1. Подготовительный. Данный этап предполагает проведение педагогического совета по организации музейной деятельности в ДОУ; проведение родительских собраний по той же теме; организацию работы с родителями и педагогами по сбору экспонатов; оформление музейной выставки.
  2. Деятельностный. Предполагает проведение образовательных ситуаций и бесед с воспитанниками по теме выставки; организацию экскурсий по музейному пространству ДОУ, которые проходят в двух направлениях: воспитатели старших групп для своих воспитанников, воспитанники старших групп для младших дошкольников. Данный этап также предполагает взаимодействие детей с предметной средой музея.
  3. Обобщающий. Распространение музейного опыта: организация семинара-практикума по музейной деятельности с участием других детских садов; проведение экскурсий для воспитанников из других образовательных учреждений.

Предполагаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня историко-культурного образования воспитанников;
  • Включение родительского сообщества в работу ДОУ, проявление ими инициативы;
  • Использование коридорных и лестничных пространств в образовательной деятельности, повышение их эстетической привлекательности;
  • Появление новых социальных партнеров;
  • Создание банка видеороликов с экскурсиями по музею ДОУ;
  • Включение детского сада в районный проект по направлению музейной педагогики.

План реализации проекта

Срок

Наименование мероприятия

Место проведения

Ответственные

Май-декабрь

Закупка выставочного оборудования для музея

Коридоры и рекреации

Зав. хоз.

Конец августа

Педагогический совет «Организация музейной деятельности в ДОУ»

Музыкальных зал

Старший воспитатель

Сентябрь

Родительские собрания «Образовательный потенциал музеев в детском саду»

Группы

Воспитатели групп

Октябрь-декабрь

Сбор экспонатов по теме «Мой любимый Петербург», помощь родителей в их поиске

Группы

Воспитатели групп

Январь-февраль

Оформление мини-музея

Коридоры, лестничные площадки, рекреации

Воспитатели

Март

Организация образовательной деятельности по теме «Мой любимый Петербург», использование экспонатов как дидактический материал

Группы

Воспитатели групп

Апрель-май

Организация игровых ситуаций с предметами музея

Музыкальный зал

Воспитатели групп

Сентябрь-декабрь

Подготовка и организация экскурсий для детей в музей детского сада

Подготовка и организация экскурсий старшими дошкольниками для младших

Музей

Воспитатели групп

Сентябрь-декабрь

Сбор согласий от родителей на видеосъемку детей.

Монтаж видеороликов с экскурсиями по музею детского сада

Воспитатели групп.

Муз. рук-ль и инструктор по ФК

Январь-февраль

Проведение семинара-практикум по организации музейной деятельности в ДОУ

Муз. зал

Педагоги ГБДОУ

Март-май

Организация экскурсий для желающих групп из других образовательных учреждений

Музей

Заведующий

Старший воспитатель

Воспитатели групп

Продукт проекта:

  • Музей «Мой любимый Петербург»
  • Видеоролики с экскурсиями по музею

Используемая литература:

  1. Н.А. Лысенко. Культурно-образовательное пространство: дошкольное образовательное учреждение – музей//Проблемы современного педагогического образования, 2018, №59-2, стр. 184-187
  2. М.И. Безрукова, Н.Н. Волкова. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания//Образование и воспитание, 2018, №3 (18), стр. 9-11
  3. А.М. Вербенец. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб, 2018, 207 с.
  4. Е.В. Гетманская. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.
  5. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование для детей и вместе с детьми.

Рекомендации и советы  родителям и воспитателям....

Игровой тренинг для родителей детей старшей группы «Играйте вместе с детьми»

Игровой тренинг позволит акцентировать внимание родителей на соучастие, переживание и поддержку ребенка....

Родительское собрание вместе с детьми "Конструируем вместе с детьми"

Родительское собрание с детьми в средней группе«Конструируем вместе с детьми»Разработала воспитатель Селезнева Ирина Федоровна. Задачи: Раскрыть значение конструктивной деятельности д...

Консультация для родителей в детском саду:"Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом? ".

Впереди – долгожданное лето, и конечно, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Для того, чтобы отдых оставил приятные воспоминания и впечатления, необходимо заранее подума...

Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом .

quot;Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом? "....

Консультация для родителей Экспериментируйте вместе с детьми. Экспериментальная деятельность детей в летний период

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнк...