Деятельность старшего воспитателя в организации работы по здоровьесбережению в ДОУ
статья

Работа по здоровьесбережению – работа командная, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Реализация данного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_boriskova_n.v.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность старшего воспитателя в организации работы по здоровьесбережению в ДОУ

Подготовила Борискова Н.В.,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1»

Педагоги, родители не имею права беспечно относиться к своему здоровью:

они - пример для подражания и несут ответственность за последствия копирования своего опыта.

      В настоящее время  проблема снижения качества здоровья и физического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ стала особенно актуальной и приобрела статус социальной. Именно поэтому наше Учреждение считает одним из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект коррекционно-образовательного процесса.

     Работа по здоровьесбережению – работа командная, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Реализация данного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопровождения.

     Я хочу остановиться на некоторых функциях деятельности старшего воспитателя в организации работы по здоровьесбережению.

Организация образовательного процесса

     В нашем детском саду  сложилась своя собственная система диагностико-коррекционной образовательной деятельности. Даная система хорошо себя зарекомендовала и дает положительные результаты работы. Остановлюсь на некоторых особенностях образовательного процесса:

  1. Использование такой коррекционной технологии здоровьесберегающей направленности как ритмика. 

Ритмика в своем роде уникальна. В результате применения ритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Ритмические упражнения  способствуют развитию и коррекции двигательной сферы, уравновешивают нервные процессы, содействуют устранению речевых нарушений, корректируют эмоциональную сферу, то есть оказывают терапевтическое воздействие на весь организм.

Мы используем разные виды ритмических упражнений:

  • в группе для детей с умственной отсталостью в учебном плане нет таких занятий. Там проводятся занятия по развитию мелкой моторики и музыкотерапия.
  • для детей с амблиопией и косоглазием в соответствии с учебным планом 1 раз в неделю проводится занятие по ритмике с учетом рекомендаций Плаксиной Л.И.
  • для детей с ТНР в учебный план внесены занятия логоритмикой. Такие занятия проводим со 2 младшей группы. В старших группах  используем методику Г.А.Волковой, занятия проводятся 1 раз в неделю. А в младшем дошкольном возрасте  учителя-логопеды вместе с музыкальным руководителем проводят сеансы ритмотерапии.  В Учреждении обобщен опыт работы на тему «Сеансы ритмотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи», и эти наработки мы широко используем в образовательном процессе. Такие сеансы представляют из себя совместную деятельность,  имеют сюжетно-тематическую организацию и проводятся с использованием комплексно-игрового метода 1 раз в 2 недели.
  • в группе для детей с ЗПР выстроена система занятий коррекционной ритмикой. Эти занятия представляют из себя музыкальную сюжетно-игровую деятельность с включением упражнений на развитие слухового внимания и памяти, ориентировки в пространстве, развития речи, дыхания,  элементов психогимнастики, пантомимы, импровизации, а также, подвижных игр. Для детей такое занятие – игра. Один сюжет рассчитан на 4 занятия. Они проводятся 1 раз в неделю учителем-дефектологом совместно с музыкальным руководителем в соответствии с рабочей программой «Коррекционная ритмика» наших педагогов: музыкального руководителя Терентьевой Н.Г. и учителя-дефектолога  Шалиной С.Н. Данная программа в 2017г. прошла экспертизу в НМЭС ГБОУ ДПО НИРО.

2.Включаем здоровьесберегающий компонент во все сферы детской деятельности, во все режимные моменты. Одним из таких компонентов являются закаливающие и профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ: Дни здоровья, Неделя здоровья, зимние каникулы «Неделя зимних игр и забав», мини-походы, «Малые олимпийские игры», соревнования по плаванию, семейные праздники здорового образа жизни и др.  Желающие воспитанники посещают бесплатные  кружки «Грация», «Дельфинчик». Утренние коррекционные гимнастики для детей всех возрастных групп и категорий проводятся с учетом рекомендаций Мастюковой Е.М.   Для детей старшего возраста заменили утреннюю гимнастику оздоровительным бегом. Ввели в практику работы с детьми старшего возраста соревновательный метод при обучении плаванию. На протяжении нескольких лет активно работает семейный клуб «Здоровый ребенок» под руководство инструкторов по физической культуре.

     Новым направлением для нас стала подготовка иммерсивного спектакля по ЗОЖ «Чистота – залог здоровья» в исполнении специалистов - актерской группы детского сада. Иммерсия в переводе с английского - погружение, и зритель в этом спектакле не созерцатель, а действующее лицо. В ходе спектакля дети и взрослые помогают принцессе выбрать полезные продукты, спасают от микробов, помогают привести себя в порядок.

3.С целью формирования у воспитанников ценности здорового образа жизни внесли изменения в адаптированные основные образовательные программы:  часть, формируемая участниками образовательных отношений, дополнена программой О.С.Гладышевой, М.А.Яковлевой «Разговор о здоровье: начало». Для этого создали творческую группу, внедряем новые формы работы с детьми по формированию навыков ЗОЖ (лепбуки, метод мозжечковой стимуляции, пескотерапия и др.), разработали комплексно-тематическое планирование к данной программе по возрастам и категориям детей с ОВЗ (амблиопия и косоглазие,  ЗПР, ТНР), начиная с 2-ой младшей группы. Оформили конспекты занятий «Уроки здоровья». В рамках работы по реализации программы апробировали мониторинг по ЗОЖ для детей с ОВЗ разных категорий и возраста. Пересмотрели циклограммы организации совместной деятельности педагогов с детьми, определив наиболее оптимальные здоровьесберегающие технологии, их время в режиме дня.

4.Четвертая особенность – это индивидуализация образовательного процесса. Ежегодно 18% детей посещающих детский сад - дети-инвалиды, 23% детей имеют полиморфные нарушения. С такими воспитанниками физкультурные занятия проводятся нашими инструкторами индивидуально. В режиме определено время занятий в течение дня. Структуру, форму проведения занятий (малыми группами в соответствии с характерным нарушением (заболеванием) или индивидуально) инструктора по физической культуре выбирают самостоятельно.

Работа с педагогами

     Качество дошкольного образования зависит от ряда факторов: качества условий, качества содержания, качества результатов, но в основе всего этого лежит профессионализм педагогов.

     Повысить компетентность и профессионализм педагогов по вопросу способствовало проведение различных методических мероприятий: педсоветов, семинаров, психологических тренингов, открытых просмотров, деловых игр и т.д. В выборе форм работы практически отказались от пассивного слушанья, делая упор на практическую и совместную работу.

     Зарекомендовала себя такая фора работы как подгрупповые и индивидуальные встречи по запросам педагогов. Внедряется в практику работы ДОУ проект с педагогами «Здоровье в наших руках».

     Стремимся закрепить «ЗОЖ традиции ДОУ». Цель которых  - личный пример педагога – лучшая мотивация к формированию культуры здорового образа жизни  воспитанников. Личный пример во всем: в приеме пищи, утренней пробежке, дозированной ходьбе, закаливании, самомассаже и т.д.

      Одной из таких традиций в ДОУ является проведение совместно с воспитанниками Дней здорового образа жизни. Целый день в детском саду посвящается спортивной тематике: «День любителей бега», «Лыжня зовет», «День спортивных игр». В первую половину дня проводятся мероприятия с детьми, а во вторую с педагогами. Очень нравится детям проводимые в эти дни совместные соревнования с педагогами.

      Возрождаем старые традиции, такие как заседание клуба «Здоровый образ жизни». Членами клуба являются все работники детского сада. Было принято решение проводить его в форме неформальных встреч один раз в два месяца. Во время встреч, коллеги знакомят друг друга с полезными советами и рецептами по оздоровлению, проверенными собою на практике, обсуждают и рассматривают проблемы, которые интересны всем: «Победим остеохондроз», «Сохраним зрение», «Точечный массаж», «Правильное питание» и т.д. Наш клуб – это место, где меняются привычки питания, где добиваются лучших результатов, где обучают чему-то новому.

   Активно привлекаем педагогов к оздоровительным мероприятиям, проходящим под девизом «Здоровье наших детей - будущее нашей страны!»:  творческим мастер-классам, акциям «Мы за здоровый образ жизни», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», заседании «Школы для родителей», «Кросс нации», «Лыжня России», «День снега».

     Также эффективной формой работы с педагогами по данному направлению,  считаю проведение различных смотров и конкурсов. Например, у нас прошли такие мероприятия:

  • Конкурс на лучший конспект занятия по ЗОЖ с использованием ИКТ,
  • Конкурс на лучшее логопедическое пособие с использованием ЗТ,
  • Конкурс пособий по привитию культуры приема пищи,
  • Конкурс дежурных и др.

     Учреждение стало победителем городского смотра-конкурса по организации питания в ДОО, смотре-конкурсе «Уголков психологической разгрузки», «Дорожка здоровья», «Снежный городок Эколят». Проведение конкурсов в ДОУ дает возможность отработать систему взаимодействия всех служб педагогического коллектива, а также на практике реализовать функцию распространения и обобщения педагогического опыта.

Использование оздоровительного потенциала макро и микро среды, социума

     Детский сад располагает достаточной материально-технической базой. В совместной творческой работе созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Созданная макро и микро среда отвечает запросам детей с ОВЗ. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки, музыкальный зал, бассейн, зал ЛФК, сенсорная комната. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки, «уголки здоровья». На территории ДОУ оформлена «Тропа здоровья». На тропе проложены три маршрута (терренкур) для детей разного возраста.

     Выстроено взаимодействие с городскими структурами социума: ДЮСШ «Икар»: бассейном «Дельфин», СК «Юниор», «Центром сдачи норм ГТО»; воинской частью 3452.

     Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и детского сада. Под девизом «Выходной с пользой для здоровья» привлекаем родителей воспитанников к участию в городских спортивных мероприятиях: Велопарад, Малашиада, День снега, День физкультурника, ДРОЗД, соревнований по санлестболу «Всей семьёй за здоровьем», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др. По прошествии мероприятия устраиваем групповые презентации.

Результативность

      Организованная в ДОУ методическая работа способствует росту компетентности в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Поменялось и отношение коллектива к здоровью и здоровьесберегающей деятельности.

      Показателями эффективности проводимой работы стала практическая деятельность каждого педагога в рамках здоровьесберегающего образования, а также пополнение банка здоровьесберегающих технологий и методик.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект деятельности старшего воспитателя по теме «Работа ДОУ по методу проектов».

Вид проекта: образовательный, информационный,средней продолжительности. Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов....

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Задачи:1.                      Систематизировать образовательную работу по областям «Физическая...

Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению

В этой статье расказывается о работе детского сада по приобщению детей к чтению...

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"

Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...