Рекомендации воспитателям: «Как подготовиться и провести занятие»
консультация

Кольченко Нина Викторовна

Рекомендации помогут  быстро и эффективно   воспитателю подготовиться  к занятиям: планирование занятия, подготовка оборудования, подготовка детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam_.docx268.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям:

«Как подготовиться и провести занятие»

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

1. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия

2. Составить план – конспект, который включает в себя:

— программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

— оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

— предварительную работу с детьми (если необходимо)

— ход занятия и методические приёмы

          Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

1.Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

2.К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

3. При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673578647_gas-kvas-com-p-detskii-psikholog-risunki-1.jpg

Подготовка детей к занятиям

1. Создавать интерес к предстоящей работе

2. Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

3. Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

           Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

           Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. https://tutorika.ru/wp-content/uploads/2022/03/rukodelie.png

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

При посещении и анализе занятия опираемся на следующую таблицу:

1.

Подготовка к занятию

1.1.

Подбор демонстрационного и раздаточного материала

1.2.

Рациональное размещение материала

1.3.

Предварительная работа с детьми

2.

Выполнение санитарно-гигиенических требований

2.1.

Удовлетворение двигательной  активности детей

(отдых в процессе занятия)

2.2.

Смена поз детей во время занятия

2.3.

Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами

2.4.

Соответствие размеры столов и стульев росту детей

3.

Цель

(соответствует ли теме занятия и задачам)

Одна, формулируется с отглагольного существительного, должна соотноситься с содержанием образовательной деятельности или целевыми ориентирами ФГОС ДО и быть уточнена с точки зрения темы.

4.

Задачи                    

(раскрывают ли цель, соответствуют ли программе и уровню развития детей данной группы)

  • Формировать
  • Развивать
  • Воспитывать,  

совершенствовать,

расширять, уточнять

Формулируются с глаголов неопределенной формы (Что делать? Что сделать?) не менее 3-х задач, затрагивать представления, умения, навыки, деятельность, потребности, интересы, мотив, ценности

5.

Рациональность выбора методов и приемов работы с детьми

Вводная часть

Введение в тему

Создание проблемной ситуации, ситуативный разговор, выход на событие на основе интересов детей.

Описать, на чем акцентируется внимание детей.

Введение в тему и содержание остальных этапов (кроме самоанализа) описывается без прямой речи. Здесь отражаются сущностные, ключевые понятия.

Следует соблюдать возрастную целесообразноть средств мотивации. Так, сюрпризный момент характерен для детей младшего и среднего дошкольного возраста (игровые мотивы)

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразнее создавать проблемную ситуацию (познавательные и учебные мотивы)

Не рекомендуется приглашать на занятие персонажей, не свойственных миру современного дошкольника (Старичок Лесовичок, Незнайка, Почтальон Печкин и др.).

Мотивация деятельности детей

Исходя из проблемы, определяется потребность детей

Ощущение успешности, самостоятельность, предоставление выбора, свободы, чувство «мы».

Выход на деятельность, на варианты деятельности.

Примеры: помочь, научить кого-то, сделать для…; создать, чтобы…

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Исходя из потребности, формулируется цель (детская цель)

По цели должно быть понятно, зачем это ребенку (осмысление «значения для меня»)

Научиться… для/чтобы…

Узнать…

Сделать…

Помочь…

Освоить технику…

Следует описать, на чем делаются акценты для осмысления значимости знания/ продукта/ др.ценности, чтобы дети взяли на себя ответственность за достижение цели чтобы…

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Показать, что уже знают по теме и что нужно продолжить на основе этого делать

В данный пункт могут быть включены приемы работы, например: разгадывание загадок об осени, дидактическая игра на классификацию по какому-либо признаку и др.

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Решение проблемы (композиция, содержание, динамика, изменения)

Экспериментирование

Наблюдение

Чтение

Рисование

Анализ образца, объекта, персонажа

Грамота изобразительного искусства

В данном пункте методы, формы, приемы работы записываются конкретно и содержательно, с пояснениями.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Связать с пунктом 2.2 и с целью

Реализация замысла в самостоятельной деятельности детей

Описать сопровождение самостоятельной деятельности детей, роль педагога, обеспечение самореализации

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

Связать с детской целью.

Предполагает примерно следующие акценты: Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

Что еще можно/нужно сделать

Что изменилось от того, что мы узнали

Где мы можем использовать полученный результат (созданный продукт)

Описать сопровождение рефлексивной деятельности детей, роль педагога

6.

Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи (сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей)

7.

Поведение детей в процессе занятия (активность, интерес, внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации "Как подготовить и провести занятие"

Рекомендации по подготовке и провении занятия для начинающих педагогов...

Памятка для воспитателей "Как подготовить и провести утренник"

При подготовке к утреннику  необходимо помнить эти правила и тогда мероприятие  пройдет на выскоком уровне....

Консультация для воспитателей Как подготовить и провести образовательное событие"

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка и соот...

Рекомендации воспитателям: «Как подготовиться и провести занятие»

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию. Планирование занятий:1. Отобрать программное содержание, намет...